Что если увеличить число кораблей в РИФ перед РЯВ? 2.0

9

Версия 2.0, исправленная и дополненная. Предыдущая тут:

Что если увеличить число кораблей в РИФ перед РЯВ?

Широко распространено убеждение, что все стапеля в конце XIX-начале ХХ века были в России загружены, и увеличить число кораблей в Российском Императорском флоте не было никакой возможности, кроме закупки кораблей за рубежом. Давайте проверим, так ли это.

 

Чтобы проверить, так ли это, я собрал в экселевскую таблицу сведения по строившемуся на Балтике в указанный период 73 кораблям и судам, и особенно должен поблагодарить  коллегу Стволяра, выложившего прекрасный материал тут:

Российский императорский флот и военное кораблестроение в конце 19-го — начале 20-го веков

Ранее у меня уже были подобная публикации, но там было учтено не так много кораблей, зато в списки были включены некоторые корабли «лишние», за что коллеги меня справедливо критиковали. Кроме того, там были учтены не фактические даты начала работ на стапеле, а официальные даты закладки.

В новой версии эти ошибки исправлены.  Результаты можете видеть наглядно на графиках, на которых учтено суммарное число кораблей, находящихся на стапелях, и их суммарное проектное водоизмещение.

И отдельно давайте рассмотрим помесячную загрузку, в которой можно было бы приискать резервы для усиления эскадры к РЯВ, а именно — шести «броненосцевых» стапелей на Балтике с 1890 по 1905г, в штуках и в тоннах. Толстой красной линией показан уровень максимальной загрузки отечественных балтийских стапелей: 4 крупных стапеля до 1892г, 6 стапелей до 1901г и 5 стапелей далее.

И судя по ним, технические резервы для строительства более многочисленного флота в стране были, почти всегда какой-нибудь стапель да оставался пустым.

Ситуация была, как видите, далека от максимальной загрузки, эллинги частенько простаивали, или же в эллингах для броненосцев строились такие «могучие» корабли, как Апраксин, Хивинец и Храбрый.
Маленько утрирую, конечно ? канлодка Храбрый с ВИ 1,7 тыс.т. строилась в малом каменном эллинге Нового Адмиралтейства, где и ББО Сенявин, ВИ 4,4 тыс.т., а однотипный с ним ББО Апраксин, который, как и его систершипов, можно было бы строить в гораздо мЕньшем эллинге, занимал Большой деревянный эллинг в Новом Адмиралтействе.

Обязательный раздел: недостатки графиков. На них учитывается только техническая способность, т.е., наличие свободных стапелей, про наличие финансов не сказано ни слова, про наличие рабочих рук тоже, про возможности смежных предприятий — тоже, кроме того, миноносцы я не учитывал совсем, и еще, кажется, какой-то стапель был долгое время занят строительством дирижабля Огнеслава Костровича. Более наглядно было бы изобразить загрузку стапелей на диаграмме Ганта, но не хочет она из экселя в рисунок передаваться, поэтому так, уж извините.

Какие-то из кораблей, возможно, я упустил, возможно, где-то опечатку допустил, поэтому большая просьба к знающим товарищам — проверьте и укажите мне на ошибки. Прикладываю файл.. Впрочем нет. Приложить экселевский файл, в котором свел всю инфу, я не смог, т.к. мне сайт почему-то запретил это делать. Странно, раньше получалось.

Поэтому в первом комменте после поста выложу перечень кораблей с датами начала работ на стапеле и спуска, помесячный календарь с перечнем кораблей, находившихся на стапелях, с 1887 по 1907г, и отдельно — помесячный календарь по шести «броненосцевым» стапелям на тот период, в котором можно было построить для РЯВ какие-то корабли.

Ну и общий вывод, какой мне видится в данной ситуации: Россия строила для своего флота столько кораблей, сколько считала нужным, паузы в кораблестроении вызваны или раздумьями, какой именно флот строить, как в 1894 и в 1900г, или завершением очередного цикла кораблестроительных программ, т.е. построили все, что хотели, как в 1903г. Ежели альтернативщик пожелает, «нарисовать» новое строительство вполне можно, не задействованные мощности есть, и они допускают строительство от полудюжины до дюжины дополнительных больших кораблей, период времени, когда были заняты все большие стапели, совсем не велик.  Для строительства малых кораблей резервов еще больше.

Другой вопрос — на какие деньги эти доп.корабли строить, и нужно ли оно вообще, это увеличение числа кораблей, не ответит ли на это, например, Британия, например, продажей японцам «свифтшюров» или чем-нибудь подобным. Лично мне кажется, что «больших килей» в РИФ было вполне достаточно, не хватало только кораблей малых — крейсеров типа «Новик» и эсминцев. Ну и само устройство этих кораблей — заклепочками их, заклепочками, как мы любим. В своей АИ я рисую «больших килей» даже меньше, чем было в РеИ, для достижения победы нужно нескомпенсированное увеличение силы флота, поэтому оно должно быть не бросающимся в глаза: выучка комендоров, например, должна быть выше, для чего мои моряки в предвоенные годы сожгут на учениях на 1 бк больше, и т.д.

Второй вывод, какой мне видится: иллюзий о реальном сроке начала войны из кораблестроителей мало кто питал, когда стало ясно, что войны не избежать, «броненосцевые» верфи загрузили по полной, да плюс за границей заказали, и строили, строили, строили крупные корабли, не разгибая спины, и весь флот спустили на воду к 1902-03 годах, так что на начало войны на стапеле остался торчать только Хивинец, зато уж он торчал там весьма долго: после начала войны его достраивать уже не торопились, куда спешить, все равно на войну не успеет.

Ну так вот. Флот спешили построить до начала войны, но и японцы видели нашу спешку,  в ту эпоху с секретностью большой бардак был, никто особо не скрывал ничего — святая простота, причем везде по планете! Например американцы в открытой печати публиковали чертежи своих строящихся боевых кораблей, на которых виден каждый гвоздь! Ну и вот потому японцы напали раньше, чем были готовы сами — Ниссин и Кассуга в момент начала войны еще только шли к ним, ряд других крейсеров еще только достраивались (Цусима, Отова, Цзиюань). А им и плевать, они поймали момент, когда их флот в том океане оказался сильнее нашего, и вот напали. Все как завещали товарищи Сунь Цзы и Лао Цзы.

Кстати, подобное повторилось в 1941г — японцы напали на США, когда еще не были достроены сильнейшие из их кораблей, Ямато и Мусаси.

Подписаться
Уведомить о
guest

69 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account