Что если… Как бы выглядел мир если бы италики мигрировали в Малую Азию
Сегодня доподлинно неизвестно, почему в древности те или иные племена мигрировали в ту или иную область. Например, когда множество протоевропейских племён мигрировали на запад, славяне так и остались там где они жили изначально, на востоке. Если не кельты а они двинулись на запад, думается мир бы имел кардинально иной вид.
Мы не знаем почему италики, те которые в будущем создадут Римскую империю, мигрировали именно в Италию и поэтому мы можем представить что они мигрировали совсем в другое место, например в Анатолию, на территорию современной Турции.
Содержание:
Версии миграции италиков на Апеннинский полуостров
Как и большинство народов Европы, римляне вышли из недр индоевропейской общности.
В бронзовом веке, они кочевали на лошадях, колесницах и телегах в степях Евразии между Карпатами и Алтаем.
Мы приблизительно лишь можем оценить ареал их обитания:
Будущие римляне, а именно протоиталики, занимали место по соседству с протогреками, протоиллирийцами и очень вероятно, что протославянами!
У славянских языков есть множество параллелей с италийскими!
Италики, вместе с протоиллирийцами и протокельтами находились на западе ареала индоевропейцев и двинулись в путь во вторую очередь их миграции.
Большая часть будущих кельтов ушла на запад первыми и проторила дорогу остальным, а за ними пришли уже италики.
Так называемая латенская культура, которая объединяла будущих италиков, иллирийцев и часть кельтов, осела в Центральной Европе.
А уже затем небольшая их часть перешла через Альпы и оказалась в Италии!
В этой вынужденной изоляции италики сформировались как народ имеющий иной язык и культуру, чем прошлые соседи по латенской общности.
Через сотню лет, они забудут общее прошлое и станут злейшими врагами своих родных братьев — кельтов и иллирийцев, а также двоюродных братьев-греков. (Источник: https://zen.yandex.ru/media/leta/ot-kogo-proizoshli-drevnie-rimliane-5b648dfab3263300a9c75fdc)
Италийцы пришли на Апеннинский полуостров во 2-м тыс. до н. э. из-за Альп и принесли с собой культуру металла — они были создателями культур бронзы, железа на территории Италии. Русский учёный В. И. Модестов, итальянский исследователь Дж. Девото и др. полагали, что италийцы мигрировали из Центральной Европы двумя волнами: в начале 2-го тыс. до н. э. — протолатины, создатели культуры террамар, в конце 2 — начале 1-го тыс. до н. э. — предки умбро-сабеллов, создатели культуры Виллановы. В современной итальянской историографии преобладает мнение о последовательности и неразрывности развития древних культур Италии от неолита к железу независимо от миграции (Дж. Патрони, П. Орси, У. Реллини); о спорадических переселениях индоевропейских племён с начала 2-го тыс. до н. э. с Балканского полуострова через Адриатику и о распространении их по Апеннинскому полуострову.К концу первой половины I тысячелетия до н. э. италийцы находились на разных этапах социально-экономического и культурного развития. Наиболее активными были этруски на севере полуострова, основавшие союз 12 городов, и оказавшие, наряду с сабинами, огромное влияние на становление Рима как культурно-политического центра в регионе.Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B
Связь италиков с этрусками
Необходимо отметить, что у этрусков и их соседей (латинов, сабинов и др.) было много общих элементов в политической жизни, в быту и религии. Так, например, римский обычай окружать высших магистратов ликторами с пучками розог и топорами (fasces), по-видимому, этрусского происхождения. Из Этрурии же были заимствованы кресло из слоновой кости римских высших магистратов (sella curulis), одежда, окаймленная пурпуровой полосой (toga praetexta), обычай триумфа. Многие имена этрусских божеств близко напоминают римские и греческие. Так, этрусская троица богов tinia, uni и menrva соответствует «капитолийской» троице: Юпитер, Юнона и Минерва. Этрусский maris очень напоминает римского бога войны Марса, vesuna — богиню очага Весту, nethuns — бога морей Нептуна и т. д. Некоторые этрусские божества, вероятно, заимствованы у греков: charu (Харон), aita (Аид), hercle (Геракл) и др.
Много сходного было в религиозном ритуале этрусков и римлян: гадания по внутренностям жертвенных животных, по небесным знамениям (по молнии, полету птиц и проч.), обряды при основании городов и т. п. Возможно, что человеческие жертвоприношения у этрусков, не раз засвидетельствованные античными писателями и этрусским искусством, оказали влияние на римский обычай убивать пленных после триумфа.
Во всяком случае, как бы мы ни решили вопрос о происхождении этрусков, несомненны теснейшие связи их культуры с италийской средой, в частности с римлянами.
Ликторы — должностные лица при важнейших магистратах и одновременно исполнители судебных приговоров. Число ликторов определялось рангом занимаемой магистратуры: диктатор имел 24 ликтора, начальник конницы — 6, консул — 12, претор — 6; кроме того, по одному ликтору было у фламина Юпитера и весталок. В знак карательной власти того лица, которого они сопровождали, ликторы имели фасции (fasces) — связки березовых или вязовых прутьев с воткнутым в них топором (securis) и розгой (virga).
Однако в Риме практически с первых лет Республики топоры были изъяты из ликторских фасциев. Закон о запрещении носить в городе фасции с топорами традиция приписывает одному из первых консулов Публию Валерию Публиколе (Попликоле). Плутарх рассказывает об этом событии следующим образом: «Желая и самое власть сделать кроткой, менее грозной и даже любезной народу, Валерий приказал вынуть топоры из ликторских связок, а связки опускать и склонять перед народом, всякий раз как консул входит в собрание» (пер. С. П. Маркиша). Ф. Ф. Велишский подчеркивает: «В Риме ликторы были скорее почетной свитой сановника, сопровождавшей его всюду и расчищавшей перед ним дорогу на улице. При встрече двух сановников ликторы менее важного опускали связки с левого плеча к земле и оставляли их в таком положении, пока тот проходил» (Велишский Ф. Ф. Быт греков и римлян. Прага, 1878. С. 601). Вместе с тем вне столицы и в провинциях, где магистраты имели власть над жизнью и смертью солдат и неграждан, ликторы носили фасции с топорами. Обыкновенной одеждой ликтора была тога; во время же триумфа они одевали пурпуровые туники и плащи. Курульное кресло (Sella curulis) — стул без спинки, с ножками, переложенными наподобие раскрытых клещей и внизу загнутыми. В древние времена он делался из слоновой кости, позже из меди. На него имели право садиться (кроме царей до Республики и императоров после нее) только высшие сановники: консулы, преторы, курульные эдилы, цензоры, префект города, а также экстраординарные магистраты: диктатор, начальник конницы, децемвиры. Из жрецов — только великий понтифик и августалы (Велишский Ф. Ф. Быт греков и римлян. Прага, 1878. С. 169).
Триумф — высшая награда государства полководцу, торжество в честь полководца-победителя. Предоставлялся полководцу решением сената и только в случае достойной победы, каковой признавалась победа в сражении, в котором было уничтожено не менее 6 тысяч врагов.
Ф. Ф. Велишский по многочисленным сведениям о триумфе воссоздал красочную картину этого своеобразного военного парада в Риме: «Торжественное шествие устраивалось на Марсовом поле перед триумфальными воротами, около Помпеева театра. Здесь полководца встречали высшие магистраты государства и весь сенат. Потом шествие направлялось в город. Во главе находились магистраты (перед ними шли ликторы для наблюдения за порядком), сенаторы и важнейшие граждане с масличными венками на голове и в торжественных одеждах; за ними шли трубачи, а там уж тянулся необозримый ряд повозок с военной добычей» (Велишский Ф. Ф. Ук. соч. С. 598). Тит Ливий (XXXIV, 52) так описывает триумф Тита Квинция Фламинина над Филиппом V Македонским в 194 г. до н. э.: «Триумф праздновался три дня. В первый день несли оружие, дроты, бронзовые и мраморные изваяния… ; во второй день несли золото и серебро, обработанное, сырое и в монетах. Было там 43 тысячи фунтов серебра в слитках и 270 тысяч фунтов обработанного; множество сосудов всяких, больше всего чеканных, некоторые весьма тонкой работы, а также несчетно предметов из бронзы, с великим искусством сделанных, и десять серебряных щитов. Серебряных монет было 84 тысячи аттических, что зовутся там тетрадрахмами, каждая весом почти в три денария. Золота было весом до 3714 фунтов, я уж не говорю о щите целиком литого золота, да еще 4514 Филипповых золотых монет; на третий день пронесли полученные в дар от греческих городов золотые венки числом 114» (пер. Г. С. Кнабе). Не менее торжественно выглядел триумф Эмилия Павла над сыном Филиппа Персеем в 167 г. до н. э.: «Шествие было разделено на три дня, и первый из них едва вместил назначенное зрелище: с утра до темна на 250 колесницах везли захваченные у врага статуи, картины и гигантские изваяния. На следующий день по городу проехало множество повозок с самыми красивыми и драгоценными образцами македонского вооружения… За повозками с оружием шли три тысячи человек и несли серебряную монету в 750 сосудах; каждый сосуд вмещал три таланта и требовал четырех носильщиков. За ними шли люди и искусно выставляли напоказ серебряные чаши, кубки, рога и ковши, отличавшиеся большим весом и массивностью чеканки.
На третий день, едва рассвело, по улицам двинулись трубачи, играя не священный и не торжественный напев, но боевой, которым римляне подбадривают себя на поле битвы… Вслед за ними несли золотую монету, рассыпанную, подобно серебряной, по сосудам вместимостью в три таланта каждый. Число их было 77. Далее шли люди, высоко над головою поднимавшие священный ковш, отлитый по приказу Эмилия из чистого золота, весивший 10 талантов и украшенный драгоценными камнями, а также антигониды, селевкиды, чаши работы Терикла и золотую утварь со стола Персея. Далее следовала колесница Персея с его оружием, а поверх оружия лежала диадема» (Плутарх. Эмилий Павел. 32—33, пер. С. П. Маркиша). «Вместе с добычей, — продолжает описание Ф. Ф. Велишский, — на поднятых древках несли списки завоеванных городов, убитых неприятелей и добычи; тут же были изображены на досках или вырезаны на слоновой кости завоеванные страны, выигранные сражения, а также символические фигуры рек и гор завоеванных стран. Далее гнали, иногда в числе нескольких сотен, жертвенных белых быков; рога их были позолочены, на спине дорогие покровы, головы в венках и лентах. При них шли жрец и резник со своими помощниками. За ними, а иногда и перед ними, тянулась мрачная вереница человеческих жертв. То были связанные пленники, во главе которых иногда находились их цари и князья.
Затем открывалась самая торжественная часть процессии — двигалась колесница самого триумфатора. Колесница была из слоновой кости с дорогой резьбой и позолотой; имела круглую форму и была вся закрыта, и никогда, как ристалищные колесницы, не была открыта сзади. Внутри было место только для одного (но есть и исключения — Тацит. Летопись. II, 41). Триумфатор стоял в ней, закрытый ею по грудь. Около нее шли толпы ликторов в пурпуровых туниках и плащах со связками прутьев в лаврах и пурпуровых лентах, трубачи и музыканты, в особенности кифаристы, в старинных костюмах этрусского покроя, с золотыми лентами на головах, исполнявшие победные песни в честь победителя. За ними шли служители с кадильницами, распространявшими благоухание кругом триумфатора. Он стоял на колеснице, запряженной четырьмя белыми конями (а иногда и слонами), одетый в пальмовую тунику и вышитую золотом пурпуровую тогу; эта одежда перед тем снималась со статуи Юпитера Капитолийского, чтобы таким образом триумфатор делался подобным великому божеству. В правой руке он держал жезл из слоновой кости, украшенный сверху золотым орлом, в левой — пальмовую ветвь; на голове был лавровый венок; кроме того, государственный раб держал над ним другой большой и тяжелый золотой венок (corona triumphalis). На памятниках художники обыкновенно изображали в этой роли окрыленную богиню победы, а богиню Рима — ведущей триумфальных коней.
По старому обычаю триумфатора сопровождали сыновья и родственники-мужчины на конях, возле колесницы, а иногда верхом на конях, везущих колесницу (Светоний. Тиберий. 6). Дети иногда ехали и на колеснице вместе с отцом (Тацит. Летопись. II, 41). Кроме того, при колеснице шли легаты, трибуны и вообще высшие офицеры победоносного войска, а за ними рядами солдаты пешие и конные в парадных одеждах, в венках, со всеми военными украшениями и отличиями. Народ, наполнявший украшенные хвойными ветвями и венками улицы, портики и специально устроенные подмостки, встречал триумф рукоплесканиями и осыпал путь его дождем цветов, а войско восторженно кричало «Io-io triumphe!» и пело военные песни, иногда не совсем лестные, в насмешку сложенные про кого-нибудь из высших офицеров и даже про самого императора. Процессия двигалась с Марсового поля около цирка Фламиния через древние ворота Ромулова Рима (porta Carmentalis) к Большому цирку (Circus maximus); а отсюда, обойдя восточную сторону Палатина, — священной дорогой на Форум, откуда пленников отводили в темницу. Затем процессия поднималась на Капитолий. Здесь триумфатор, войдя в храм, слагал венок перед статуей Юпитера и приносил верховному богу благодарственную гекатомбу. После того на Капитолийской площади устраивалось большое пиршество» (Велишский Ф. Ф. Ук. соч. С. 599—603).
Празднование триумфа завершалось раздачей денежных наград солдатам и офицерам. Вслед за этим устраивались так любимые народом игры и зрелища.
Из приведённых цитат можно сделать вывод, что не только римляне сформировались при взаимодействии с этрусками, но и этруски какое-то время находились в симбиозе с италиками.
Развилка
Около 1600 или 1500 годов до н.э носители культуры Террамар заселили Паданскую равнину.
Точные обстоятельства формирования этрусков, италиков и венетов мне неизвестны. Могу предположить только то, что этруски это результат взаимодействия ретов или родственных им племён с протоиталиками, и, возможно, группой переселенцев из Восточного Средиземноморья. Источников о происхождении и языке адриатических венетов мне найти не удалось. Моя версия такова: изначально от венедов откололась группа переселенцев, которая осела на территории Венеции, где обособилась и оказалась под влиянием италиков и иллирийцев. Либо венеды это оставшаяся часть венетов, которая смешалась с прабалто-славянами.
В РИ носители Террамарской культуры продвинулись на юг и образовали культуру Вилланова, которая, судя по всему, принадлежала не только этрускам, но и части италиков. Постепенно италики разделились на латино-фалийскую и оскско-умбрскую подгруппы.
Согласно Теодороу Моммзену, юг Италии первоначально заселили италийские племена, родственные латинам, которые под влиянием греков перешли к более мирной жизни и были завоёваны сабелльскими племенами.
Общеизвестно, что от левого берега Тибра вплоть до Вольских гор жило латинское племя; но в этих горах, по-видимому, оставленных в пренебрежении во время первого переселения, когда еще были свободны равнины Лациума и Кампании, поселилось, как это доказывают вольские надписи, такое племя, которое было в более близком родстве с сабельским, чем с латинским. В Кампании, наоборот, до прибытия греческих и самнитских поселенцев, вероятно, жили латины, так как италийские названия Novla или Nola (новый город), Campani Capua, Volturnus (от volvere, как Iuturna от iuvare), Opsci (работники), как доказано, древнее самнитского нашествия и свидетельствуют о том, что во время основания Кум греками Кампанией владело италийское и по всей вероятности латинское племя авзоны. И коренные жители той местности, которая была впоследствии заселена луканами и бреттиями, т. е. собственно так называемые Itali (обитатели страны рогатого скота), причисляются лучшими исследователями не к япигскому, а к италийскому племени; ничто не мешает причислять их к латинскому племени, хотя совершившаяся еще до начала государственного развития Италии эллинизация этих стран и их позднейшее наводнение массами самнитов совершенно изгладили и там следы более древней национальности. И точно так же исчезнувшее племя сикулов ставится древними сказаниями в связь с Римом; так например, самый древний из италийских историков Антиох Сиракузский рассказывает, что к царю Италии (т. е. Бреттийского полуострова) Моргесу явился беглец из Рима по имени Сикел, а эти рассказы, по всей вероятности, основаны на предположении писателей, что сикулы, жившие в Италии еще во времена Фукидида, были одного племени с латинским. Хотя поразительное с.33 сходство некоторых слов сицилийско-греческого диалекта с латинскими и объясняется скорее старинными торговыми сношениями Рима с сицилийскими греками, чем старинным сходством языков, на которых говорили сикулы и римляне, тем не менее, все признаки указывают на то, что не только латинская, но по всей вероятности также кампанская и луканская земли, т. е. собственно Италия, между заливами Тарентским и Лаосским, равно как восточная половина Сицилии, были в глубокой древности заселены различными племенами латинской национальности.
Участь этих племен была далеко не одинакова. Те из них, которые поселились в Сицилии, в Великой Греции и в Кампании, пришли в соприкосновение с греками в такую эпоху, когда еще не могли устоять против влияния греческой цивилизации, и потому или совершенно эллинизировались, как, например, в Сицилии, или так ослабели, что без большого сопротивления были подавлены свежими силами сабинских племен. Таким образом, ни сикулам, ни италийцам с моргетами, ни авзонам не пришлось играть деятельной роли в истории полуострова. Иначе было в Лациуме, где греки не заводили колоний и где местному населению удалось после 44 упорной борьбы устоять и против сабинов и против северных соседей. Взглянем же на ту местность, которой было суждено приобрести в истории древнего мира такое значение, какого не имела никакая другая страна.
В данной АИ террамарцы потерпели поражение и не смогли в полную силу развернуть экспансию на Аппенинский полуостров. Отбить их могли: какая-то цивилизация, которая впоследствии пала под ударами лигуров, этрусков и иллирийцев, какое-то забредшие к Паду племя, которое погибло в реале, или даже потомки потерпевших крушение людей-космодесантников, утративших большинство технологий при крушении, и впоследствии ассимилировавшихся в других народах.
Первое столкновение произошло около 1600 года до н.э и закончилось победой неизвестного народа. С тех пор часть носителей Террамарской культуры проникали на юг как мирные поселенцы или торговцы, однако таких было меньшинство.
Переселение италиков
Около 1500 года до н.э случилась вторая война между протоиталиками и неизвестным народом. Война завершилась победой неизвестного народа, и миграцией большей части италиков на территорию прилегающую к РИ Истрии. В этой АИ неизвестный народ смог привлечь в союз ещё и лигуров, потому в этом таймлайне путь италикам на запад будет перекрыт. Часть италиков осталась на правах союзников в Италии, где образовала Виллановскую культуру и одно италийское племя на территории РИ Умбрии, и частично Пицена, которое, однако, осталось только племенным союзом и не смогло заселить даже часть полуострова из-за своей малочисленности и противостояния с другими общинами.
На новом месте к италикам примкнули предки венетов.
Какое-то время италики жили в одном из районов области, выделенной синим цветом. Однако сочетание скудности почв Иллирии и усиливающиеся давление иллирийских и других индоевропейских племён вынудили италиков мигрировать в сторону юго-востока. Италики предпочли избежать столкновения с дорийцами и фригийцами, и постепенно осели во Фракии, где ещё не было густого населения. Их взаимоотношения с мисами и вифинами неизвестны. Предполагается, что италики и венеты частично потеснили их и находились с ними в соседстве.
На новом месте италики вели торговлю с ахейцами и хеттами, ведя частично земледельческий, частично скотоводческий образ жизни. Во время Троянской войны италики встали на сторону Трои.
Переселение италиков в Малую Азию
После краха Хеттского царства италики решили попытать удачу, и двинулись в юго-западную часть Малой Азии. Можно было бы создать АИ, где Рим или его аналог возник на Босфоре, однако такая АИ уже есть. Даже нахождение италиков в Малой Азии уже существенно влияет на последующую историю.
Часть италиков, родственных латинам осталась на побережье Фракии, где образовывали племенной союз марсиев, завоёванный впоследствии латинами.
На Босфор мигрировали венеты, образовав там свою республику.
Формирование племенных союзов
Около 1000-800 годов до н.э происходит формирование племенных союзов — марсиев на побережье Фракии, умбров в Мизии, герников Эолии и.т.д. Разделение на латинскую и оскско-умбрскую подгруппу произошло, судя по всему, ещё в момент нахождения италиков во Фракии. Ближе к 500 году до н.э италики захватывают большую часть Карии и занимают половину Ликии. Более-менее отбиться от италиков удалось лидийцам и ионийцам.
В отличии от РИ, в этой АИ, племенной союз фалисков может и не сформироваться. А если и сформируется, то будет покорён гораздо раньше по сравнению с реальной историей.
После краха Хеттского царства Троя была захвачена фригийцами. Так продолжалось примерно до 1120-1080 годов до н.э, когда в Троаду и Мизию переселились италики. Латины выбили фригийцев из Троады, а умбры захватили Мизию.
Оскские племена начали продвижение на юг, где потеснили карийцев, а к 500 году до н.э бруттии заняли запад Ликии.
Около 9 века до н.э в Троаде сформировался племенной союз латинов. Название племени переводится примерно как «Жители равнин». Данное название соответсвует типу местности Троады: преимущественно степная равнина. Немногочисленное местное население постепенно полностью перешло на язык переселенцев, а Троя стала небольшим латинским городком, позже вошедшим в Латинский союз.
Постепенно возник и укрепился город Рим. В течении нескольких веков город вырос и увеличил своё влияние в Латинском союзе.
В это-же время умбры нанесли несколько поражений мисам и поселились в их землях. Постепенно мисы растворились в захватчиках, с тех пор местность стала называться Умбрией.
Сведений о дальнейшем формировании племенных союзов италиков не сохранилось. Названия племена получали либо в честь богов, либо в честь рода деятельности или местности проживания. Например: герники — живущие у скалы, латины — жители равнин, марсии — народ Марса.
Взаимодействие с коренным населением
Как правило, доиталийское население на западе Анатолии было либо редким, либо уступало италикам в военном плане. Например карийцы постепенно были большей частью покорены и ассимилированы оскско-умбрскими племенами: френтанами, пентрами, гирпинами, вестинами, луканами и бруттиями. Часть местного населения мигрировала в другие места.
Однако ионийцам, лидийцам и вифинам удалось отразить нашествие италиков. Это привело к относительной стабилизации границ.
После италийского нашествия карийцы сохраняются на небольшом куске территории. Известно, что луканийы и бруттии заключили союз с оствашимися общинами карийцев для совместной борьбы с продвижением греков в данном регионе. Обосновавшись на новом месте, италийские горцы стали совершать налёты на ионийские поселения.
Лидийский период
В середине 7 века до н.э Фригийское царство потерпело поражение в войне с Ассирией. Череда поражений привела к ослаблению Фригии. Вскоре киммерийцы вторглись во Фригию, что привело к гибели последнего фригийского царя.
В это время в Лидии Гигес захватил власть. Придя к власти Гигес заключил союз с Ашшурбанипалом для борьбы с киммерийцами. Поддержка египетских повстанцев во главе с Псамметихом l испортила отношения с Ассирией. Около 644 года до н.э Гигес погиб во Фригии и царём стал Ардис ll. При нём лидийцы возобновили союз с Ассирийцами.
Примерно в это-же время латины вели безуспешную войну с сабинами. Согласно легенде, после очередных гаданий, римские жрецы заявили, что Рим ждёт благополучное будущее если они выберут в качестве царя сына захватившего власть. Долгое время римляне думали, о ком идёт речь, но вскоре к латинам пришло посольство от лидийского царя. В ходе переговоров выяснилось, что Ардис ll сын Гигеса, убившего законного царя. Узнав об этом, римляне рассказали о пророчестве жрецов. Как всё было на самом деле неизвестно, но вскоре лидийцы подчинили сабинов и лидийская династия воцарилась в Троаде.
После воцарения в Лации, Ардис ll начал массово привлекать в армию латинских и прочих италийских пехотинцев и развязал ряд войн против остальных италийских племён.
При Садиатте и Алиатте ll лидийцы контролировали большую часть Малой Азии. Наивысшего расцвета Лидийское царство достигло при Крёзе.
Лидийцы практически не вмешивались в дела ионийцев и италиков, ограничиваясь сбором дани, высшей верховной властью.
В лидийский период Рим превратился в крупный античный город с вымощенными улицами и канализациями. Культурное влияние лидийцев и других восточных народов позволило италикам избежать полной эллинизации и сохранить своё самосознание.
Персидский период
К 545 году до н.э Лидийское царство было завоёвано персами. После победы над лидийцами персы отправили к ионийцам послов с предложением подчиниться. Ионийцы согласились, но на тех же условиях, на каких они подчинялись лидийцам. Кир ответил отказом, ионийцы начали готовиться к войне. Вскоре все ионийские города Малой Азии попали под власть персов. Италики также были подчинены.
В 492 году до н.э зять Дария Мардоний двинулся с армией и флот на Грецию через Македонию и Фракию. По пути флот был разбит бурей. Погибло около 20 тысяч человек и разбито 300 кораблей. Сухопутная армия Мардония подверглась нападению со стороны бригов. Из-за потерь Мардоний был вынужден ограничиться покорением Македонии.
В период Греко-персидских войск персидская армия использовала италийские вспомогательные соединения, однако персы всё-равно потерпели поражение в ряде войн с греками.
Первое освобождение
Латинская война
После заключения Каллиева мира Персия лишалась владений в Ионии. Поражение в войнах вселило в италиков надежду на освобождение. В 448 году до н.э против персов восстали латины. Сатрапы Ахеменидов были изгнаны из Троады, а Сенат и Народное собрание решили больше не выбирать царей, а решать все вопросы на совещаниях.
Около 8 часов вечера на улицах Рима начали появляться воины. Они напали на персидский гарнизон и частично вырезали, частично изгнали его. Во главе восстания стал Меммий Статилий — один из римских сенаторов. Бойня длилась всю ночь, и к утру большая часть персидских воинов была мертва.
На такое восстание римляне решились после того, как до них дошли вести о восстании в землях гирпинов, пелигнов и френтанов.
Из-за восстаний других италийских племён персы не могли прислать большую армию, потому прислали несколько конных и пеших отрядов. Персов поддержали остальные латины, которые были недовольны возвышением Рима.
Возле одного из подконтрольного Рима селения произошло сражение, в котором римляне полностью разгромили латинско-персидское войско. После победы римляне захватили все города Латинского союза. Часть жителей этих городов была выселена в Рим. Латинский союз был распущен. Отныне Рим вёл дела с каждым городом отдельно.