Четырехбашенный «Шарнхорст» и трехбашенный «Бисмарк».
Четырехбашенный «Шарнхорст» и трехбашенный «Бисмарк».
Навеяно спорами о том, «что считать линейным кораблем»
После окончания Первой мировой войны и подписания Версальского договора 1919 года Германия была сильно ограничена в вопросах строительства новых кораблей для военно-морского флота. Данный договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 тонн (английских; «длинных»). В середине 20-х гг. Германия смогла приступить к замене старых броненосцев «Braunschweig», «Hannover» и «Elsass», возраст которых превысил 20-летний. В результате конструкторских изысканий, направленных на достижение компромисса между различными боевыми качествами кораблей в рамках отведенных Версальским соглашением 10 000 тонн водоизмещения, появился проект броненосцев типа «Дойчланд». Три корабля этого типа, оснащенные дизельной энергетической установкой, обеспечившей кораблям значительно большую, чем у кораблей с паротурбинной ЭУ, дальность плавания, вошли сначала в состав Рейхсмарине, потом в Кригсмарине в период с 1933 по 1936 годы. В начале 1930-х, после закладки третьего корабля серии «Дойчланд», появились сведения о новых французских линкорах типа «Дюнкерк» с более высокой скоростью и мощным вооружением из восьми 330-мм орудий. Главнокомандующий германским флотом адмирал Эрик Редер сделал попытку увеличить водоизмещение 4-го и 5-го кораблей до 15 000 — 18 000 т и добавить на них третью башню главного калибра с целью парировать новую угрозу. Были составлены несколько вариантов нового линейного корабля. Всего рассматривалось три базовых проекта: 18 000-тонный, 22 000-тонный (оба с 283-мм орудиями) и 26 000-тонный с 330-мм орудиями, стоимость которых составляла 120, 150 и 180 млн марок соответственно. Выбор был сделан в пользу 280-мм калибра, но орудия были другой модели, нежели на предшествующем типе «Дойчланд». Энергетическая установка была паротурбинной, вместо дизельной на «Дойчландах». В конце концов, стандартное водоизмещение кораблей возросло до 31 500 тонн.
Однако за тем было принято решение строить корабли существенно больших размеров. Планировавшее вооружение – 9 283-мм орудий, так же не удовлетворяло моряков, захотевшем получить или качественное (длинные и мощные 381-мм орудия) или количественное (аж 12 орудий) усиление. Конструктора обещали подумать, и что удивительно смогли удовлетворить требования моряков предоставив сначала проект с 12-ю 283-мм орудиями в 4-х башнях, а затем пообещав перевооружить на 381-мм орудия.
Закладка новых кораблей, получивших название «Шарнхорст» и «Гнейзенау» состоялась соответственно 15 июня и 6 мая 1935 года. Вошли в строй корабли 7 января 1939 года и 21 мая 1938 года соответственно.
Не успели войти оба линейных корабля в строй, как во всю шли работы над другим проектом линейных кораблей.
***
Если быть точными, то исследовательские работы над проектом линкора водоизмещением 35 000 тонн начались в Германии ещё в 1932 году. От года к году, в связи с различной обстановкой, например отменой ограничений, наложенных на Германию водоизмещение и вооружение линкора, неуклонно росло.
***
Хотя конструктора создавая тип «Шарнхорст» и дали ему мощное вооружение (ну как дали… планировали дать, но тут все от артиллеристов зависит!), но сразу предупредили (когда еще ставили 4-ю башню) что скорость линейных кораблей упадет. На волне эйфории от мощных пушек, на это не обратили внимание, а затем задались вопросом – «как это упадет?» Немецкий линейный корабль должен иметь высокую скорость, чтобы догонять любых противников и вовремя проводить тактическое отступление… Но, поезд уже ушел, документы были подписаны, все согласовано. Вот если вы хотите, чтобы корабли этого типа имели высокую скорость….
— Хотим! – закричали моряки.
— Тогда распишитесь здесь, здесь и здесь, и новый корабль будет иметь высокую скорость.
Ну, что хотят моряки высокую скорость на новом линейном корабле? Да запросто! Убираем одну башню (№3), чуть сдвигаем машинное отделение, (не забываем чуть расширить трубу) и на освободившиеся место ставим еще одно котельное отделение (это если смотреть с боку, если смотреть сверху, то не одно).
Тут моряки поняли, что конструктора в очередной раз воспользовались их доверчивостью и наивностью, и дадут ну не совсем то, что надо самим морякам. Поэтому, морякам (раз не получается привлечь конструкторов к жесткому ответу), придется наступить на собственные принципы (нет не научиться точно формулировать запросы). Конструктора говорят, что останется три башни? – хотим, чтобы в башнях было не два, а три орудия!
***
Немецкие моряки шли на великую жертву.
В качестве основной схемы размещения орудий главного калибра (на будущих линкорах) рассматривалась схема размещения восьми орудий линейно-возвышенно в четырёх двухорудийных башнях. Германские адмиралы склонялись именно к такому варианту: несмотря на больший вес по сравнению с использованием трёх- и четырёхорудийных башен, он обеспечивал лучшее управление огнём, распределение огня по оконечностям, живучесть и более простые системы подачи боезапаса, что обеспечивало более высокую скорострельность.
Таким образом вернуться к трехорудийной схеме было действительно не просто, но германские адмиралы пошли на этот шаг.
***
Конструктора подумали, и согласились с требованиями моряков, не забыв подсластить пилюли и в очередной раз кинуть камень в артиллеристов – мол, если они предоставят 420-450мм орудия, то мы вновь вернемся к схеме со спаренными башнями главного калибра.
1 июяя 1936 года состоялась закладка линкора «Бисмарк», а строительство линкора «Тирпиц» началось 2 ноября 1936 года. При этом «Тирпиц» вошел в эксплуатацию 25 февраля 1941 года, а «Бисмарк» 24 августа 1940 года.
Высокая скорость и мощное вооружение не раз выручала немецкие корабли. Благодаря возросшей скорости (и усиленному зенитному вооружению) «Бисмарк» не получит роковое попадание торпедой (или торпеда попадет в другое место), что позволит немецкому линкору с триумфом возвратиться в Брест. И в следующий выход (готов на июль «Шарнхорст», август – «Шеер», октябрь – «Гнейзенау» и «Тирпиц») отправиться эскадра по существеннее.
Впрочем, есть один нюанс. Бой в Датском проливе вели четырехбашенный «Бисмарк» и четырехбашенный «Ойген» (т.е. силуэты кораблей один в один), и англичане, не разобравшись «кто есть кто?» вели огонь по «Ойгену». Теперь же бой будет вести трехбашенный «Бисмарк» и четырехбашенный «Ойген» (силуэты кораблей различны), и теперь англичане могут всадить в «Бисмарк» пару-тройку дополнительных снарядов.