Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы первых двигателей внутреннего сгорания, поднятой в статье «Предтеча дизельпанка. Первые двигатели внутреннего сгорания».
Тема ранних ДВС пока не отпускает, потому что сегодня у нас очередная годовщина: 23 октября 1877 года изобретатель «мотор-колонны» Николаус Отто получил патент на четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. По запатентованному им принципу четырех тактов, то есть, ходов поршня между метрвыми точками (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск) сейчас работают сотни миллионов автомобильных и десятки тысяч авиационных поршневых двигателей, несмотря на то, что золотой век поршневой авиации давно позади.
Однако от того мотора, который немецкий изобретатель построил, испытал и запатентовал более 140 лет назад, их отличает способность работы на жидком топливе. Изначально двигатели Отто этого не умели, поскольку у них не было ни карбюраторов, ни топливных форсунок. Они работали только на водороде или светильном газе (смесь водорода с метаном) и представляли собой стационарные промышленные силовые установки.
Однако это не помешало, а наоборот — способствовало их распространению, так как в 70-90 годы позапрошлого века газовое освещение использовалось гораздо шире, чем электрическое, а заводы, где этот газ вырабатывался из угля, имелись во всех более-менее крупных городах Европы и Северной Америки. Например, в Англии в конце XIX века их было около 600, в России — более 200 и т.д.
Таким образом, с топливом проблем не было, а по коэффициенту полезного действия и удельной мощности четырехтактный «отто-мотор» значительно превзошел паровую машину. Правда, за ней оставалось преимущество «всеядности», поскольку она могла работать хоть на дровах. Тем не менее, именно двигатель Отто ознаменовал начало заката эры стимпанка и наступление эпохи дизельпанка,
Ну и как говорится, чтоб два раза не вставать, еще одно изобретение Николауса Отто, получившее гораздо менее широкое распространение, чем его моторы, — оригинальный трехколесный прогулочный велосипед.
ПРИЛОЖЕНИЕ