Битва за Британию 1940 года была первой полностью воздушной кампанией в истории человечества. Никогда еще не случалось такого, чтобы ход стратегической военной операции полностью решался в воздухе, при сведенном к минимуму значении наземных и военно-морских сил. В этой битве, как и во всей Второй Мировой Войне (редчайший, практически уникальный случай в мировой истории!) добро в самом деле сошлось в бою со злом — пилоты Королевских Военно-Воздушных Сил против асов Люфтваффе.
Битва за Британию была также первой глобальной стратегической операцией Третьего Рейха, которая завершилась для Германии неудачно. Несмотря на хвастливые заверения Геринга, германская авиация оказалась не способна завоевать господство в небе над Великобританией. И значительная роль в этой первой сколь-нибудь значимой победе над Германией принадлежала тому, что скрывалось под именем "Chain Home".
…Принципиальная концепция того, что позже назовут "радар", появилась еще в 1904 году, но тогдашний уровень технологий стал неодолимой преградой на пути ее развития. Потребовалось почти три десятилетия, прежде чем развитие радиоэлектроники позволило практически реализовать предложенные идеи.
Великобритания была одной из стран, которые особенно интересовались открытиями в области локации и обнаружения. Этому способствовало уникальное географическое положение Великобритании, отделенной от материка, но в тоже время находящейся очень близко к нему. Как наглядно убедились британцы в 1914-1918, для воздушных сил Ла-Манш и Королевский Флот не были преградой: воздушная кампания против Великобритании в 1915-1918 была первым ударом, нанесенным по британской метрополии буквально за столетия!
В межвоенный период, британцы ясно осознавали, что именно авиация является теперь для них основной угрозой. Британский флот был больше и сильнее всех остальных европейских флотов вместе взятых: но положение дел в воздухе было далеко не столь благоприятным. Авиация развивалась стремительно, средства защиты от нее не успевали за ней же.
Главной проблемой в защите своей территории британцы видели своевременное предупреждение. Чтобы заранее поднять истребители навстречу бомбардировщикам противника, нужно было своевременно эти бомбардировщики обнаружить. Рост высотности самолетов резко снизил эффективность наблюдательных постов и пунктов раннего предупреждения. Звукоуловители казались какое-то время выходом из положения, но по мере того как скорости военной авиации все возрастали, их возможности стали также недостаточными, ибо звук летящего самолета уже недостаточно опережал сам самолет. Требовалось что-то лучшее.
История
12 февраля 1935 года, суперинтендант департамента радиосвязи национальной физической лаборатории Роберт Уотсон-Уотт (впоследствии сэр Роберт Уотсон-Уотт) направил секретную записку в министерство авиации с обоснованием возможности заблаговременного обнаружения самолетво при помощи отраженных радиоволн. Министерство авиации, вероятно, наименее консервативное из всех министерств Великобритании, встретило доклад Уотсон-Уотта с огромным интересом, но прежде чем выделять финансирование, потребовало доказательств, что столь небольшой объект как аэроплан действительно сможет отражать радиоволны в достаточной степени, чтобы те были обнаружены приемным устройством.
Уотсон-Уотт был готов к подобным требованиям. Для демонстрации потенциала радиообнаружения, 26 февраля 1935 года был проведен эксперимент в местечке Довентри: две приемные проволочные антенны были расположенны на расстоянии в десять километров от коротковолновой радиостанции BBC (игравшей роль излучателя) таким образом, что сигнал непосредственно от станции подавлялся, а со всех остальных направлений — воспринимался. Испытания, проведенные в глубочайшей секретности — во всем эксперименте участвовал только сам Уотсон-Уотт, его коллега Арнольд Уилкинс и единственный представитель министерства Альберт Роу — завершились полным успехом. Система принимала отраженные сигналы, и даже обнаружила бомбардировщик "Хэнли-Пэйдж Хейфорд", внепланово пролетевший над полигоном. 2 апреля 1935 года Уотсон-Уотт получил патент на свое изобретение, а министерство авиации выпустило тайный меморандум с рекомендацией как можно скорее продолжить эксперименты.
В мае 1935 года, в местечке Орфорд Несс (самая глушь Шотландии), эксперименты по радиообнаружению самолетов продолжились. К июню 1935 года, дальность обнаружения самолета достигла 27 км, что превышало возможности звукоуловителей. Этого хватило, чтобы в 1935 году, министерство авиации прекратило всякие работы над звукоуловителями вообще, полностью доверившись потенциалу радиолокатора. К концу года, дальность обнаружения удалось довести до 100 км и министерство авиации сочло, что пора приступать к более масштабным работам.
В декабре 1935 года, были озвучены планы создания пяти радиолокационных станций на юге Великобритании, для прикрытия Лондона. Срочность разработки была признана наивысшей: чтобы сэкономить время, министерство авиации решило запустить в производство готовые экспериментальные прототипы, лишь с минимальными доработками. В перспективе, предполагалось развернуть и больше, чтобы защитить все воздушное пространство Великобритании.
В 1936 году была проведена первая серия испытаний с наведением истребителя на обнаруженный радаром бомбардировщик. Испытания провалились полностью, впрочем, не по вине радара. Проблему представляла устаревшая система передачи данных от радарной станции (формально подчиненной Корпусу Наблюдателей) к командованию истребительных эскадрилий, работавшая очень медленно. Группа офицеров RAF и профессоров Королевского Колледжа немедленно занялись решением этой проблемы, и в конечном итоге решили, что все данные от всех наблюдательных постов должны сходиться в единую комнату, где они бы оценивались, анализировались, и далее передавались в виде прямых директив командирам эскадрилий.
Именно тогда родился "Chain Home". Не просто как радиолокационная станция (такие работы велись и в других странах мира) но как первая в мире система координированной противовоздушной обороны, где все данные стекались в единый центр, обрабатывались в комплексе, и превращались в непосредственные приказы.
К 1937 году, первые три станции на юге британских островов были введены в эксплуатацию. Система предназначалась для защиты самого уязвимого объекта в Великобритании — Лондона. Проведенные тесты продемонстрировали воодушевляющие возможности, и правительство немедленно приказало начать развертывание сети из двух десятков станций по всему южному и восточному побережью Великобритании.
В начале 1939 года, девятнадцать станций сети, получившей название "Chain Home", были смонтированы и введены в эксплуатацию. Это оказалось более чем своевременным решением, ибо вскоре началась Вторая Мировая Война.
Конструкция
Радарные станции системы "Chain Home" не были передним краем технологии даже в момент своего проектирования. Фактически, к моменту начала постройки они уже несколько устарели, ибо являлись попросту увеличенными в размерах и несколько улучшенными прототипами Уотсона-Уотта. Развитие радиоэлектроники в 1935-1939 году уже сделало "Chain Home" устаревшим, да вдобавок — и тупиковым решением.
Но при всех своих явных недостатках, у системы был один несомненный плюс. И этот плюс перевешивал все ее проблемы. Система "Chain Home" была развернута вовремя, и к началу Второй Мировой уже полностью функционировала: никто в мире больше не имел ничего подобного этой сети радиолокационных станций, прикрывающих побережье Великобритании.
Каждая радиолокационная станция "Chain Home" состояла из двух стационарных комплексов. Первый, являлся "передатчиком": четыре стальные ажурные башни, высотой в 110 метров каждая, генерировали своими проволочными антеннами сигнал частотой 20-30 мегагерц на длине волны 10-13 метров.
В нескольких сотнях метров от передатчика, располагался "приемник". Четыре деревянные (во избежание дополнительных помех) мачты высотой до 73 метров несли две скрещенные приемные антенны для определения сигнала по азимуту, и две расположенные на разной высоте приемные антенны для определения сигнала по высоте.
Все антенны системы были неподвижными, приемные антенны на мачтах — направленными. Угол детекции составлял порядка 100 градусов (без учета помех от гор, возвышений и т.д.). Радиус обнаружения цели размером с He-111 в среднем составлял около 190 км, но мог быть и больше в определенных условиях.
Интересной особенностью системы являлась возможность не только обнаруживать самолеты, но и самостоятельно определять их высоту полета. Для этого, пары антенн на приемных мачтах были смонтированы на разной высоте. По разнице сигнала между ними приблизительно оценивалась высота полета самолета, с точностью до 500 метров. Некоторые станции, правда, не могли осуществлять определение высоты из-за неудачного географического расположения.
Принятые сигналы отображались с помощью электронно-лучевых трубок с горизонтальной разверткой. Персонал станции определял примерное положение самолетов противника, направление их движения, высоту полета (и иногда, по форме сигнала — приблизительную численность самолетов в построении) и передавал ее по телефону на центральный командный пост в бывшем монастыре Бентли. Там, в центральной "war room" Королевских Военно-Воздушных Сил Великобритании, информация со всех радарных станций сопоставлялась, данные о перемещениях бомбардировщиков противника наносились на карту, и на их основании выдавались приказы эксадрильям перехватчиков.
Вторая Мировая Война
К моменту начала Второй Мировой Войны, из 20 планировавшихся станций сети "Chain Home" работало 19: и противник ничего не знал об этом.
Экстремальные меры секретности, предпринятые британской разведкой привели к тому, что немцы в 1939-1940 не имели ни малейшего представления о положении дел с радиолокацией в Великобритании. Хотя немецкая разведка обнаружила сам факт строительства башен на побережье Великобритании, немцы так и не сумели выяснить, зачем они предназначались. Специально предпринятый разведывательный полет дирижабля LZ-130 "Graf Zeppelin II" в мае 1939 года так и не дал внятных результатов: хотя немцы засекли какие-то сигналы, они не смогли однозначно определить, имеют ли они какое-то отношение к радиолокации. Повторные полеты, предпринимаемые до августа 1939, также не пролили свет на этот вопрос.
Загадка, впрочем, разгадывалась просто: британские радары работали лучше, чем детекционная аппаратура немцев. Существование радарной сети держалось в секрете, и обнаружив медленно летящий цеппелин, англичане попросту отключали радарные станции. Поэтому у немцев никогда не было достаточно фактического материала… и поэтому существование сети "Chain Home" стало большим сюрпризом для Люфтваффе, когда то в 1940 году готовилось обрушить свою мощь на Великобританию.
Битва за Британию стала первой проверкой концепции радара и централизованного управления ПВО. От системы зависело многое: немецкие истребители были сравнимы или даже несколько лучше британских, немецкие летчики имели больший боевой опыт, наконец, немецкая тактика действий истребителей была намного лучше чем архаичные британские построения (которые немцы называли "линиями идиота"). Единственным глобальным преимуществом, которое имели британцы, была координация.
И "Chain Home" с честью выдержала испытание. Летящие германские бомбардировщики обнаруживались на дистанции в 150-190 км от берегов Великобритании, что давало англичанам достаточно времени на принятие своевременных мер (учитывая что скорость германских бомбардировщиков не превышала 300-400 км/ч). Централизация управления противовоздушной обороной позволяла командованию RAF полностью представлять себе обстановку во всем воздушном пространстве британских островов, и своевременно концентрировать на пути немцев превосходящие силы.
Немцы могли превосходить качеством, но противопоставить умению истребителей RAF оказываться именно там, где они нужны, немцам было решительно нечего.
Немецкое командование, в конечном итоге, поняло, что британские радары все-таки существуют. Но поделать что-либо с ними германские ВВС не могли. Попытки атаковать радарные станции — особенно станцию в Вентноре, на острове Уайт — предпринятые в августе 1940, оказались неудачными. Несмотря на интенсивные бомбардировки региона, станции оказались вполне устойчивы к атакам: решетчатые конструкции башен оказалось необычайно трудно повредить. В ходе всей операции, немцам удалось добиться одного-единственного попадания, временно выведшего станцию из строя. Но так как собственно антенны не пострадали, станция была быстро восстановлена, к вящему неудовольствию Люфтваффе. Атаки на станции (хорошо защищаемые RAF) обходились немцам дорого, видимого эффекта не приносили, и поэтому немцы в итоге оставили британские радары в покое.
В ходе войны, ограниченные возможности системы стали вполне очевидны британцам. Прежде всего, антенны станций "Chain Home" были развернуты в сторону моря, и не могли отслеживать происходящее над территорией самой Великобритании — то есть как только германские самолеты пересекали береговую черту, контроль над ними зависел уже от работы наблюдателей и полевых радарных станций внутри страны. Кроме того, система не могла сколь-нибудь эффектинво обнаруживать низколетящие цели, ибо из-за сильного отражения от поверхности, на высоте менее 600 метров сигнал терялся.
Чтобы решить эту проблему, британское командование в экстренном порядке разработало и установило систему станций маловысотного обнаружения — "Chain Home Low". Смонтированные в 1942 году в промежутках между основными радарами, эти станции (имевшие технически мало общего с предшественниками) могли обнаруживать самолеты на высоте от 300 метров, и следить за ними и после того, как самолеты пересекали линию станций. Несколько позже, в 1943, была создана дополнительная сеть радаров сантиметрового диапазона "Chain Home Extra Low" для обнаружения самолетов на высотах от 50 метров.
Развертывание системы "Chain Home" достигло своего пика в 1943 году, когда всего в Британии функционировали более 50 станций CH, CHL и CHEL. Но уже с 1943 года масштабы системы начали постепенно сокращаться. Деградация наступательного потенциала Люфтваффе привела к тому, что воздушные налеты на север страны стали редкостью. Атакам же ракет Фау-1 и Фау-2 подвергался только Лондон. Поддержание системы обходилось в огромные деньги, и поэтому уже в 1944 году многие станции были разукомплектованы и законсервированы.
В 1944 году системе пришлось сослужить еще одну службу — стать элементом системы защиты от баллистических ракет Фау-2. Так как перехватить ракету не получалось, единственным выходом командование RAF считало удары по пусковым установкам ракет. Радары "Chain Home" с их огромным радиусом действия использовались для детекции запусков ракет и установления позиций пусковых установок. После чего, по позиции наносили удар бомбардировщики RAF. Несмотря на все старания, впрочем, результаты были неудовлетворительны, так как немцы сразу же после запуска передислоцировали пусковые машины и хорошо их маскировали. Но это уже вряд ли можно поставить в претензию системе.
В 1946-1948 система прошла модернизацию, в ходе которой аппаратуру станций (но не антенны) заменили на более современную. Но возможности ее уже не соответствовали требованиям времени. С 1949 года, началось постепенное свертывание системы "Chain Home" и замена ее более современной системой ROTOR. Последняя станция "Chain Home" была демонтирована в 1955 году.
Ныне лишь несколько оставшихся комплексов стальных антенн напоминают о прародительнице современных интегрирвоанных систем ПВО, которая когда-то спасла Великобританию.