Рекордный самолет Bugatti Model 100P Racer. Франция
Этторе Бугатти родился 15 сентября 1881 года в Милане, Италия. В 1909 году он основал собственную автомобильную компанию в Мольсхайме (Molsheim), Эльзас. До 1919 года Эльзас входил в состав Германской империи и после окончания Первой Мировой войны был возвращен Франции и из Мольсхайма стал Мольсаймом. В 1920-30-х годах гоночные автомобили компании Bugatti были невероятно успешными, выиграв в общей сложности свыше двух тысяч гонок! В течение этого времени Этторе Бугатти наслаждался тем, что несшие его имя небольшие автомобильчики побеждали более крупные и мощные машины его главных соперников: немецкие автомобили компаний Mercedes-Benz и Auto Union.
В 1936 году Этторе Бугатти начал рассматривать возможность создания самолета с силовой установкой в виде двух восьмицилиндровых рядных двигателей Bugatti T50B (Type 50B). Данные моторы очень походили на двигатели, которые устанавливались на гоночные автомобили Bugatti Grand Prix. Данный самолет должен был установить несколько рекордов скорости, главным из которых должен был стать рекорд скорости самолетов наземного базирования на трассе длиной 3 километра. На тот момент этот рекорд принадлежал Говарду Хьюзу, который на Hughes H-1 Racer разогнался до скорости 352,389 миль в час (567,115 км/ч). Этторе Бугатти обратился к бельгийскому инженеру Луи де Монжу (Louis de Monge) с просьбой помочь разработать самолет, впоследствии известный как Bugatti Model 100P.
Еще до начала постройки Bugatti 100P Германия продемонстрировала свое превосходство, установив 11 ноября 1937 года на Messerschmitt Bf 109 (V13) новый рекорд для самолетов базирования на трассе длиной 3 километра – 379,63 миль в час (610,95 км/ч). Бугатти недолюбливал нацистскую Германию и был очень заинтересован в побитии их рекорда. Бугатти и де Монж продолжили разработку Model 100P с целью установить новый мировой рекорд.
Bugatti 100P был одним из самых красивых самолетов из числа когда-либо построенных. За исключением выхлопных патрубков двигателей фюзеляж, длина которого составляла 7,75 метров, был полностью гладким. Самолет имел деревянную монококовую «сэндвич»-конструкцию, в которой слои бальзы были проклеены и вырезаны для получения желаемой аэродинамической формы. Брусья из твердой древесины были размещены в бальзе для того, чтобы воспринимать концентрированные нагрузки в участках концентрации напряжений, таких как рамы крепления двигателей и фонарь кабины. Затем планер самолета был покрыт полосами фанеры, изготовленной из розового дерева (Harpullia pendula [лат.] – харпуллия висячая). После этого самолет покрывался полотном и аэролаком. Bugatti 100P имел высоту 2,23 метра и весил 1400 кг.
Bugatti 100P имел неразъемное крыло с размахом 8235 мм и небольшой отрицательной стреловидностью. Крыло имело два коробчатых лонжерона, которые проходили сквозь фюзеляж. Крыло было спроектировано таким же образом, что и фюзеляж. Основные стойки шасси полностью убирались в крыло и их ниши полностью закрывались колпаками. Одной из отличительных особенностей крыла была многоцелевая самонастраивающаяся клапанная система (патент США №2.279.615). Верхние и нижние поверхности закрылков автоматически раскрывались и убирались для того, чтобы соответствовать скорости самолета и режимам работы двигателей (давлению на всасывании). При высоком давлении во всасывающем коллекторе и очень низкой приборной скорости закрылки устанавливались во взлетное положение. На низкой приборной скорости и низкой мощности двигателей закрылки устанавливались в посадочную позицию, и основные стойки шасси автоматически выпускались. При выполнении пикирования верхние и нижние поверхности закрылков расходились в разные стороны и начинали выполнять роль воздушных тормозов.
Хвостовое оперение рекордного самолета Bugatti 100P состояло из двух наклонных поверхностей и одной нижней вертикальной; углы между всеми поверхностями были равными – по 120 градусов (французский патент 852.599). Хвостовое оперение самолета было изготовлено с использованием «сэндвич»-технологии, примененной при создании фюзеляжа и крыла. Законцовка вертикального киля включала в себя убираемый хвостовой костыль. Для охлаждения двигателей воздух поступал через каналы, размещенные на передних кромках всех трех плоскостей хвостового оперения. В каналах воздух разворачивался на 180 градусов, попадал в воздухораспределительную камеру, расположенную в задней части фюзеляжа, и проходил через двухсекционный радиатор (по одной секции для каждого двигателя), расположенный за задним авиамотором. После радиатора нагретый воздух снова поворачивался на 180 градусов и выходил из бортов фюзеляжа в зону низкого давления за задней кромкой консолей крыла. Высокое давление на входе и низкое давление на выходе создавали естественную циркуляцию воздуха, которая не требовала вентиляторов или воздуходувок (патент США №2.268.183).
Два рядных восьмицилиндровых двигателя Bugatti T50B были специально изготовлены для рекордного самолета Bugatti 100P. Для снижения веса картеры двигателей были изготовлены из магния. Каждый из двигателей был оснащен легким нагнетателем типа Рутс (Roots-type), питавшим два карбюратора с нисходящим потоком. Двигатель Bugatti T50B имел диаметр и ход цилиндров 84 мм и 107 мм соответственно; рабочий объем двигателя составлял 4,74 литра. Сдвоенные верхние распределительные валы приводили в действие два впускных и два выпускных клапана для каждого цилиндра.
Стандартный двигатель для гоночных автомобилей T50B при 5000 об/мин. Для двигателей, установленных на самолете Bugatti 100P, обычно указывается выходная мощность в 450 л.с. (336 кВт) при 4500 об/мин, однако де Монж заявил, что предназначенные для рекордного самолета двигатели развивали по 550 л.с. (410 кВт) каждый.
Двигатели устанавливались тандемом и размещались за пилотом. Передний двигатель был повернут вправо и приводил в движение ведущий вал, который проходил справа от пилота. Задний двигатель был отклонен влево и приводил в движение ведущий вал, который проходил слева от пилота. Два ведущих вала были соединены общим редуктором, расположенным непосредственно перед ступнями пилота. Редуктор позволял каждому из двигателей вращать металлический двухлопастный винт Ratier с регулируемым на земле шагом. Вместе два пропеллера образовывали блок соосных винтов противоположного вращения. Один из выходивших из редуктора валов воздушного винта был полым, а другой вращался внутри него в противоположном направлении (патент США № 2.244.763).
Как только в 1938 году было завершено проектирование рекордного самолета Bugatti 100P, почти сразу же было начато его изготовление на фабрике, расположенной в Париже и изготавливавшей высококачественную мебель. В то время как продолжалась постройка самолета, становилось все более очевидным, что вскоре разразится война. У Франции было недостаточное количество истребителей, которые по своим характеристикам могли соответствовать их немецким противникам, и поэтому в 1939 году французское министерство авиации заключило с компанией Bugatti на создание на базе Model 100P легкого истребителя или самолета-разведчика. Истребитель должен был быть вооружен как минимум двумя пулеметами, установленными в крыле вне зоны ометания винтов, получить кислородную систему и самозатягивающиеся топливные баки. Большая часть конструктивных особенностей истребителя остается неизвестной, но вполне возможно, он был крупнее Model 100P и оснащался двумя 525-сильными (391 кВт) двигателями T50B, установленными в фюзеляже бок о бок и вращавшими два соосных трехлопастных винта противоположного вращения, и был оснащен 37-мм пушкой, стрелявшей сквозь втулку винта. Вследствие капитуляции Франции работы над истребителем были прекращены на этапе проектирования.
Контракт, заключенный министерством авиации с компанией Bugatti, включал в себя премию в один миллион франков, если Model 100P побьет мировой рекорд скорости, который немцы сначала подняли до 746,606 км/ч (30 марта 1939 года на Heinkel He 100 V8), а затем до 755,138 км/ч (26 апреля 1939 года на Messerschmitt Me 209 V1). Бугатти и де Монж считали, что Model 100P способен разогнаться до скорости примерно 800 км/ч.
В дополнение к Model 100P в компании Bugatti разрабатывался рекордный самолет Model 110P, который должен был иметь уменьшенный до 6,7 метров размах крыла. Model 110P должен был иметь те же двигатели, что и Model 100P, и развивать максимальную скорость 886 км/ч. Однако другие источники утверждают, что эти данные были очень оптимистичными и ожидаемые характеристики были бы 640 км/ч для Bugatti 100P и 768 км/ч для Bugatti 110P.
Когда Германия вторглась во Францию, постройка Bugatti 100P была почти завершена. Когда в июне 1940 года немцы захватили Париж, Bugatti 100P и различные детали, предположительно узлы Model 110P, были погружены на грузовики и вывезены из мебельной фабрики. Рекордный самолет был вывезен из столицы и спрятан в замке Эрменонвиль, принадлежавшем Этторе Бугатти и расположенном в 50 километрах к северо-востоку от Парижа.
Этторе Бугатти умер 21 августа 1947 года, и на момент его смерти Bugatti 100P был все еще спрятан в Эрменонвилле. В 1960 году самолет был приобретен г-ном Сержем Поццоли (M. Serge Pozzoli), но машина оставалась в Эрменонвиле до 1970 года, когда была продана Рею Джонсу (Ray Jones) – эксперту по реставрации автомобилей Bugatti из Соединенных Штатов. Поццоли и Джонс предложили Bugatti 100P французским музеям, но их предложение не нашло отклика. Джонс приобрел Model 100P с намерением завершить постройку самолета, однако его намерение не могло быть осуществлено из-за недостатка соответствующих деталей. Перед тем как отправить самолет в США, Джонс снял с машины два двигателя Bugatti T50B.
Д-р Питер Уильямсон купил планер и в феврале 1971 года перевез его в Риджфилд (Ridgefield), штат Коннектикут, где компания Vintage Auto Restorations занялась длительным восстановлением машины. Лес и Дон Лефферты (Les and Don Lefferts) работали над проектом с 1975 по 1979 год. Луи де Монж, живший теперь в США, помогал своими советами в некоторых аспектах реставрационных работ, но, к сожалению, в 1977 году он ушел из жизни.
В 1979 году незавершенный 100P был передан в дар фонду музея ВВС с надеждой на то, что реставрация будет завершена и что самолет будет арендован музеем для экспозиции. В фонде музея ВВС самолет находился до 1996 года, когда был передан EAA, Ошкош, штат Висконсин, сотрудниками которого, наконец, была завершена его реконструкция. Восстановленный, но лишенный моторов, Bugatti 100P в настоящее время находится в экспозиции EAA Air Venture Museum.
По ряду сообщений установленные на Model 100P двигатели не являлись окончательным вариантом силовой установки и не предназначались для побития мирового рекорда скорости. Эти два двигателя до сих пор существуют и установлены на автомобили Bugatti. Передний двигатель был установлен Реем Джонсом на гоночный автомобиль 1937 года Type 59/50B R Grand Prix, тогда как задний мотор стал силовой установкой принадлежащего Чарльзу Дину гоночного автомобиля 1935 года Type 59/50B Grand Prix.
В январе 2009 года Скотти Уилсон (Scotty Wilson) в Тулса (Tulsa), штат Оклахома, возглавил международную команду по созданию летающей реплики рекордного самолета Bugatti 100P. Помимо прочих в эту команду вошел и Ладислас де Монж (Ladislas de Monge) – племянник Луи де Монжа. 19 августа 2015 года реплика Bugatti 100P под управлением Уилсона поднялась в воздух. К сожалению, 6 августа 2016 года во время испытательного полета реплика разбилась, а Скотти Уилсон погиб.
источники:
• The Bugatti 100P Record Plane by Jaap Horst (2013)
• World Speed Record Aircraft by Ferdinand Kasmann (1990)
• Airplane Racing by Don Berliner (2009)
• The Classic Twin-Cam Engine by Griffith Borgeson (1979/2002)
• http://www.bugattiaircraft.com/kalempa.htm by Alex Kalempa
• http://www.airventuremuseum.org/collection/aircraft/2Bugatti Model 100 Racer.asp
• http://www.airventuremuseum.org/collection/aircraft/2Bugatti Model 100 Racer Facts.asp
• http://morlock68.pagesperso-orange.fr/bugatti.htm
• http://bugatti100p.com/
• http://en.wikipedia.org/wiki/Bugatti
• http://kfor.com/2016/08/06/historic-replica-airplane-the-bugatti-100p-crashes-near-burns-flat-pilot-and-designer-scotty-wilson-dies/
источник: https://oldmachinepress.com/2012/11/01/bugatti-model-100p-racer/