Броня империи. Часть V: Чем больше, тем лучше. Легкие бронеавтомобили серии «Дукс».
Посчитал, сколько бронеавтомобилей было сделано на отечественных шасси или почти на отечественных – и что то приуныл: со всеми допущениями получилось всего 60 штук. В общем, последний бронемобиль до февральской революции у меня будет более или менее серийным, а точнее лёгкие бронеавтомобили типа «Дукс». И кстати, про него я в предыдущих постах упоминал. В общем рисунков много, но все грамотно ))) пообсуждать нечего особо. В общем 6 статья серии под номером 5 (6 про первый танка уже на сайте).
Об этих автомобилях историки отечественной бронетехники как-то обычно забывают. При том бронеавтомобиль, о котором пойдет речь, хоть и был выпущен на 3 разных предприятиях, в целом повторял одну и ту же конструкцию и отличался незначительными изменениями в бронировании, вооружении и оснащался 3 различными типами двигателей. А главное, их было выпущено 29 ед., делая их самым распространённым бронеавтомобилем полностью отечественной конструкции. В документах их было принято называть типом «Дукс», порой добавляя название завода, который собрал машину, и мощность двигателя.
Причиной появления этого бронеавтомобиля было, как ни странно, управление воздушным флотом.
В середине 1915 года на расширенном заседании Центрального управления ВВФ с присутствием начальников всех структур ВВС, а также представителей 3 основных авиастроительных предприятий России того времени (РБВЗ, «Санкт-Петербургское Товарищество В. А. Лебедев и К» и «Дукс»), среди прочих вопросов был заслушан доклад полковника Ульянина о состоянии с наземным обеспечением авиаотрядов в действующей армии. В частности он отметил, что кроме организационных и технических возникла опасность налетов вражеской авиации на аэродромы, количество которых в последнее время увеличилось. Требовалось создать команды, которые бы занимались охраной подразделений в полевых условиях и во время перебазирования. Одним из направлений улучшения Сергей Алексеевич считал включение в состав авиаотрядов автомобильных батарей ПВО. Предложение выслушали, приняли к рассмотрению, но вскоре о нем «забыли», поскольку это выходило за пределы компетенции, а в случае создания таких батарей пришлось бы отвлекать дополнительные ресурсы на закупку и вооружение автомобилей, которых катастрофически не хватало даже для Эскадры Воздушных кораблей, считавшейся резервом главнокомандующего.
Казалось бы, на этом все и закончится – но в августе 1915 года от правления завода «Дукс» пришло развёрнутое предложение, включавшее в себя не только обоснования создания автомобиля, но и досконально выполненный проект с полным перечнем комплектующих. Кроме того, правление завода обозначило цену автомобиля в 6400 рублей и сроки поставки партии из 12 автомобилей – ровно через 4 месяца после принятия решения о производстве.
Проект представлял собой не просто автомобиль с возможностью ПВО, а полноценную бронированную машину, в задачи которой входили:
- – Обеспечение манёвренной ПВО полевых аэродромов с помощью двух пулеметов системы «Максима» с большими углами возвышения;
- – Противодиверсионная и разведывательная служба;
- – Охрана подразделения на марше при перебазировании;
- – Помощь при эвакуации поврежденных или технически неисправных аэропланов с мест вынужденных посадок.
Надо сказать, что завод был совсем не новичок в автомобилестроении: свои первые автомобили «Дукс» выпустил еще в 1901 году и продолжал производство в достаточно больших для России количествах до 1906 г., притом в производственную гамму входили как автомобили с ДВС мощностью от 3 до 24 л.с., так и паро- и электромобили. Правда, после 1906 года выпуск автомобилей сошел на нет и в дальнейшем их выпускали только по заказу: акционерное общество Ю.А. Меллера освоило выпуск моторных саней, мотоциклов, моторных катеров, а с 1910 дирижаблей и аэропланов. Кроме того в производственной программе завода были такие достаточно экзотичные средства передвижения, как автодрезины, среди которых особенно выделяется дрезина-омнибус, которая имела четырехцилиндровый двигатель в 24 л.с., водяное охлаждение с радиатором новейшей системы и вентилятором. Коробка передач имела четыре скорости. Передача движения на оба задних колеса осуществлялась цепями. Такие автодрезины работали на Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороге. Именно последняя косвенно повлияла на возможность постройки бронеавтомобилей.
Автодрезина «Дукс»
В 1909 году, ожидая крупные заказы от МПС на автодрезины, завод воспользовался возможностью закупить по большой скидке 61 комплект двигателей с коробкой мощностью 24 л.с. у фирмы «Panhard et Levassor»; кстати, такие агрегаты завод использовал на своих автомобилях и ранее. Что-то из этого установили на заказаные дрезины и автомобили (10 штук), что-то на мотосани и моторные лодки (для аэросаней двигатель оказался недостаточно мощным и инженеры акционерного общества постарались создать спарку из этих моторов, что частично им удалось). Но все же к 1915 году на складах завода в Москве оставалось 25 комплектов, в придачу к ним также были 7 КПП отдельно (их снимали при установки мотора на катера).
Таким образом, завод не страдал недостатком силовых агрегатов, ну а рамы и ходовую часть предприятие достаточно быстро могло построить само.
Заказ на бронемашины поступил 15 сентября 1915 года, при этом Центральное управление ВВФ даже не требовало представить опытный экземпляр бронеавтомобиля, а, ограничившись утверждением чертежей и внеся незначительные исправления, стало ждать всю партию. 7 ноября первые 6 машин были представлены великому князю Александру Михайловичу, а 15 января (ровно через 4 месяца) последние 6 машин также были сданы заказчику.
Первый вариант бронеавтомобиля (вооружение не показано), предложенный заводом «Дукс»
Все они были распределены по 12 авиационным отрядам Северо-Западного фронта.
Все машины имели одинаковую конструкцию: на достаточно массивной раме сооружался бронекорпус, броневые листы крепились к деревянному (ясеневому) каркасу и соединялись между собой при помощи заклёпок. Интересно, что конструкция корпуса была создана под руководством штабс-капитана Мгеброва; имея толщину в 7 мм, броня располагалась под наиболее рациональными углами наклона, кроме того крыша боевого отделения в отличие от большинства бронемашин тех лет также имела броню в 7 мм. Подвеска была на продольных рессорах, двигатель располагался спереди, усилие на задние колеса передавалось архаичными уже в то время цепями. В принципе вся конструкция ходовой части очень напоминала те самые автодрезины, поэтому их с определёнными оговорками можно считать базовой моделью.
Главной особенностью данной машины было вооружение. На первых машинах не смогли должным образом решить вопрос об установке пулемета (да и самих пулеметов Тульский завод на ноябрь 1915 года смог выделить только 10), в итоге пулемет был только один, который установили на раннюю турель инженера Л. Д. Колпакова, спроектированную под пулемет Кольта для вооружения самолетов. Она крепилась к железному стержню, упиравшемуся в дно боевого отделения и способному вращаться вокруг своей оси под углом, опираясь по окружности на борт бронемашины. Но когда появилась возможность поставить второй пулемет, оказалось, что тяжелые Максимы быстро расшатывают турель, да и поставить более или менее приличное бронирование у пулеметчика не получалось.
На второй партии установили другую систему: пулеметы попарно поставили на достаточно массивной тумбе, обеспечив поворот по всем осям, кроме того, стрелка закрыли П-образным щитом. В 1916 году все 12 автомобилей оснастили такой установкой. Экипаж бронеавтомобиля составлял 3 человека – водителя, стрелка и командира, который одновременно помогал стрелку, осуществляя целеуказание. Первоначально в состав экипажа также включили помощника пулеметчика, но это оказалось излишним.
Как зенитные автомобили «Дуксы» не сильно отличились, за первый год службы не было зафиксировано не одного подтвержденного повреждения аэроплана, хотя налеты происходили достаточно часто для тех лет.
А вот как средство огневой поддержки пехоты они оказались вполне сносными. Дело в том, что командование частей, которые располагались в зоне действия авиаотрядов, неоднократно обращалось за помощью к их командованию (ну или, как это было не раз, просто на время изымали бронеавтомобиль по приказу командущего армии или фронта, к которому был приписан отряд). Конечно, по проходимости он уступал даже британским машинам, которые стали поступать в войска, но был лучше защищен и неплохо вооружен. В результате таких заимствований «Дукс» 7 и 19 ААО были потеряны, но это заставило обратить внимание армейское командование на легкие броневики.
Зенитный бронеавтомобиль «Дукс» 5 армейского авиаотряда, май 1916 года
Начиная с лета 1916 года начались переговоры с «Дукс» о постройке партии модернизированных с установкой пулеметной башни бронеавтомобилей, но уже для бронечастей армии. Кроме башни эта серия отличалась 6 амбразурами по периметру корпуса, из которых можно было вести огонь как из личного оружия, так и из ручного пулемета, как правило системы Федорова или Мадсена (правда, последний из-за неудобного расположения магазина был менее удобен)
«Дукс», который был завален заказами от императорского ВВФ, ответил о готовности выпустить не более 4 дополнительных машин со сроком сдачи не раньше ноября 1916; еще 8 согласился выполнить завод «Аксай», который имел давние партнерские отношения с московским предприятием, в случае поставки основных комплектующих с предприятия Миллера. Кстати, ростовское предприятие также не было новичком в автомобилестроении, поскольку в начале века практически полностью освоило производство по лицензии «Олдсмобиля».
В итоге эти машины вошли в документы военного ведомства как тип «Дукс-Аксай».
Армейский легкий бронеавтомобиль «Дукс-Аксай» из состава отдельного дивизиона бронеходов Западного фронта
Но и этого количества было недостаточно, поставки от союзников не перекрывали все потребности, а с собственным производством было всё хуже; и если с постройкой бронекорпусов ещё как-то справлялись, то шасси приходилось импортировать.
Тут вспомнили ещё про одного мелкосерийного отечественного автомобилестроителя – московскую экипажную фабрику П. П. Ильина. Это предприятие еще в 1912 году поставило в армию штабной автомобиль «Руссо-Бюир 25/35» частично построенный в России, но из-за относительной дороговизны сотрудничество не получило развитие.
Штабной автомобиль «Руссо-Бюир 25/35», 1912 год
Также получило отклик письмо в военное ведомство от г-на Ильина, где он сообщал, что имеет возможность построить еще несколько машин для армии. Но в сентябре 1916 на фабрику наведались представители ГВТУ, чтобы выяснить возможности завода. Оказалось, что на складе есть определенный задел для производства 3-4 автомобилей по типу модели 25/35, предприятие может осуществить сборку шасси в течении 3 месяцев по представленным чертежам. Листы для бронекорпуса был согласен поставить в оговариваемые сроки Обуховский завод. Надо заметить, что, несмотря на внешнюю схожесть, автомобиль Ильина отличался от поделок «Дукс» в лучшую сторону: во первых, автомобиль имел более мощный двигатель, во вторых, привод на колеса был уже с помощью кардана, а не цепью. В третьих, на предприятии еще с довоенных времен уделяли большое внимание плавности хода, и были подобраны рессоры лучшей длины и качества. Полностью партия из 3 машин «Дукс-Бьюир» была сдана только после февральской революции. Они стали последними в хронологическом порядке, но не последним типом этих бронемашин.
«Дукс-Бюир» из состава автобронедивизиона 3-й бригады морской пехоты Балтийского флота, Босфорская десантная операция, октябрь 1917 г.
Два бронеавтомобиля были построенны по типу «Дукс» вообще не на заводе, а в мастерских Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме. По сути они представляли собой пушечный вариант бронеавтомобиля «Дукс» с таким же корпусом (завод только представил чертеж рамы и основных агрегатов), но в кормовом листе установили пушку. Правда, в отличие от «трехколесок» Филатова не 76,2-мм противоштурмовую, которая оказалась слишком тяжелой для такой машины (это было показано при постройке пушечных вариантов бронеавтомобиля Филатова), а более легкую 47-мм пушку. Ходовую часть, как и в случае с трехколесными броневиками, собирали из того, что было под рукой; правда, двигатель на обеих машинах стоял одинаковый – 30-сильный от грузовика White TAD, притом в отличие от прототипа также использовали карданную передачу. Экипаж состоял уже из 4 человек, кроме пушки в состав вооружения включили еще и ручной пулемет, огонь из которого можно было вести через люк командира.
Пушечный «Дукс» Офицерской стрелковой школы из состава дивизиона смерти Северного фронта, осень 1917 г.
Эти машины, которые даже не поменяли индекса, были готовы в октябре 1916 г.
Таким образом, с ноября 1915 по март 1917 в части поступили 29 автомобилей, которые получили общее наименование тип «Дукс», но постройки 4 разных предприятий и оснащённые 3 различными типами двигателей. Тем не менее можно говорить, что это была самая крупная серия отечественных бронемашин дореволюционного периода.
Про боевое применение известно немного.
3 «Дукс-Бьюир» входили в состав особого дивизиона Черноморского флота, их «прихватизировал» адмирал Колчак для Босфорской операции летом 1917. Проявили они себя не хуже других машин, но войну пережила только одна, которая осталась в составе русского гарнизона, разбронировали ее только в 1923.
Армейские «Дуксы» попали в части Западного фронта; так, 3 из них воевали в составе отдельного дивизиона бронеходов Западного фронта, остальные участвовали в боях в составе других подразделений, в которые после 1917 перевели и 7 зенитных бронеавтомобилей из состава частей ВВФ. Последние из них списали в 1921 году (в основном из-за изношенной матчасти), но 2, переоснастив агрегатами производства АМО, служили в пограничной страже еще несколько лет.
Оставшиеся в составе 5 авиадивизиона зенитные броневики свели в отряд вместе с одним «Пирлесс» и 3 «Остинами», где они охраняли ставку главнокомандующего силами Юга. Участвовали в Царицынской операции, потерь не имели, но также были списаны после войны.
Ораниенбаумские пушечные броневики участвовали в боях осени 1917 года на Северном фронте, оба были захвачены немцами, но один позднее достался полякам. Он стал самым «долгоиграющим» автомобилем типа: после ремонта он исполнял обязанности учебного бронеавтомобиля под именем собственным «Smoka» до 1931 года.
Следующий бронеавтомобиль отечественного производства, который смог обогнать по массовости изделие «Дукс», появился на заводе АМО только в 1925 году.
ТТХ бронеавтомобилей типа «Дукс»
Название
Дукс
Дукс-Аксай
Дукс-Бюир
Дукс
Тип
Зенитный бронеавтомобиль
Армейский разведывательный легкий бронеавтомобиль
Армейский разведывательный легкий бронеавтомобиль
Легкий пушечный бронеавтомобиль
Кол-во выпущенных экземпляров
12
12
3
2
масса в снаряженном состоянии
2100
2140
2200
2300
двигатель: тип
«Panhard et Levassor»
«Panhard et Levassor»
«Buire»
«White»
число цилиндров
4
мощность
24
24
35
30
скорость
40
35
50
40
длина
4200
4200
4300
4500
общая ширина
1850
1800
1800
1800
высота
2300
2400
2450
2200
база
3200
Вооружение
2х 7,62-мм пулемета за щитом
7,62-мм пулемет системы «Максима», 7,62-мм ручной пулемет
7,62-мм пулемет системы «Максима», 7,62-мм ручной пулемет
47-мм пушка «Гочкисса», 7,62-мм ручной пулемет