Бронированный тягач АТ-42. 1940 г. СССР
В давнюю статью, ещё 2011 года, добавил новых иллюстраций.
Бронированный тягач АТ-42.
Помимо работ по усилению броневой защиты серийного танка Т-34, малой и большой его модернизации, КБ завода № 183 (Харьковский ПЗ) на базе шасси машины был разработан тяжелый тягач — АТ-42 (технический проект 42).
В ноябре 1940 г. завод изготовил два опытных образца бронированного тягача АТ-42, которые в декабре того же года прошли заводские испытания. Во время испытаний были выявлены дефекты в работе коробки передач, гусеничного движителя, тяговой лебедки и др. Машина была отправлена на доработку.
Тяжелый тягач АТ-42 имел бронированную рубку в передней и средней части корпуса, в которой размещалось отделение управления и моторное отделение. Лобовая броня рубки имела толщину 50 мм, бортовая — 15 мм. В кормовой части корпуса размещалось трансмиссионное отделение, а перед ним — отделение тяговой лебедки. Над крышей трансмиссионного отделения и тяговой лебедки размещалась грузовая платформа грузоподъемностью 3 тс, на которой устанавливались сиденья для перевозки личного состава и брезентовый тент. Дизель В-2 мощностью 500 л.с. (367,6 кВт) обеспечивал машине массой 17 т максимальную скорость до 33 км/ч и позволял развивать тяговое усилие на крюке до 15 тс. Для самообороны тягач был вооружен пулеметом ДТ, установленным в шаровой опоре справа в лобовом листе рубки.
Накануне Великой Отечественной войны 17 июня 1941 г. ГАБТУ были выданы ТТТ на разработку самоходно-артиллерийской установки на базе АТ-42 шасси танка Т-34, хотя вопрос о создании такой машины поднимался еще в июне 1940 г. Согласно выданным требованиям предполагалось создание безбашенной боевой машины с турельной установкой 85-мм пушки, имеющей горизонтальный сектор обстрела 30″ и углы вертикального наведения от -2″ до +15°, с обязательной защитой экипажа сверху от огня низколетящих самолетов. Для самообороны боевого расчета предусматривалась установка пулемета ДТ на тяжелый бронированный тягач АТ-42. В бо-42екомплект установки входили 45-50 артиллерийских выстрелов. Броневая защита 24-тонной машины была выполнена из броневых листов толщиной 10, 16, 25 и 30 мм. Экипаж установки состоял из четырех человек. Предполагалась также разработка башенного варианта машины на шасси танка Т-34М с обеспечением кругового обстрела, установкой командирской башенки, возможностью стрельбы с закрытых позиций и увеличением скорострельности до 6-8 выстр./мин. В этом варианте боевая масса машины составляла 20 т, экипаж — пять человек. В боекомплект 85-мм пушки входили 65-70 выстрелов. Броневая защита была сохранена на уровне предыдущего образца.
Все работы над танками Т-34М, Т-34Т, Т-60, Т-44 и доработки АТ-42 были прекращены в связи с началом Великой Отечественной войны и сосредоточением всех усилий на серийном выпуске Т-34.
Чем больше узнаю, тем больше и больше поражаюсь нашей крутизне!))))))
Источник иллюстраций — https://karopka.ru/community/user/14982/?MODEL=390603