Бронирование палуб броненосцев типа «Полтава»
Приветствую, уважаемые коллеги. Чтение старых документов, как показывает практика — суть вещь сугубо пользительная. К примеру, взявшись предметно разобраться со сборником документов о действиях флота во время русско-японской войны 1904-1905 годов (издавался в 1907-1914 годах), обнаружил подтверждение одной своей давней мысли.
Ранее, когда читал книгу С.В.Сулиги о броненосцах типа «Полтава», меня всегда смущал один момент в их системе бронирования — а именно отсутствие указаний в работе Сулиги о защите батарейной палубы над верхним поясом данных кораблей. Почему именно смущал — полагаю, вполне наглядно показано на нижеприведенном рисунке:
Тут еще можно и упомнить о вдвое более тонкой (127 мм против 254 мм) броне барбетов башен ГК на броненосцах данного типа за верхним поясом и его траверзами. От попаданий над верхним поясом на острых курсовых углах с последующим пробитием 127-мм «внутренней» брони барбетов и встречей вражеских снарядов с содержимым погребов ГК при таком подходе к защите батарейной палубы эти самые барбеты тоже выходили бы очень даже незастрахованными.
Но, просматривая вышеозначенные документы, углядел следующее описание Лутониным одного из повреждений «Полтавы» в бою 28 июля 1904 года:
И все стало на свои места! То есть по факту схема горизонтальной защиты кораблей типа «Полтава» в пределах верхнего пояса и его траверзов выглядела так, как показано на еще одном рисунке:
Конечно, дюйм стали — не бог весть как много, и описание все того же повреждения в части его влияния на боеспособность броненосца это подтверждает. Но ровно столько же было на крышах башек СК «Полтавы» и однотипных с ней кораблей. И с этой точки зрения комбинация «127-мм пояс+25,4 мм палуба над ним» и «127-мм вертикальная броня башен СК и их барбетов+25,4 мм крыши башен» выглядит вполне логично в плане придания равного уровня защиты пусть и второстепенным, но тем не менее достаточно важным частям корабля.
Ну и, соответственно, в целом бронирование палуб «полтав» выглядело так (сначала — схема С.В.Сулиги, потом — моя):
С уважением. Стволяр.
P.S. Картинки чуть больше габаритом, если кому нужно — традиционно здесь: