Бронепалубная Светлана — один из самых скоростных крейсеров РИФ

15

Светла, на, как печаль, на, безмятежна как сон, на (с)

Содержание:

ЗАКАЗ ЯХТЫ.

Мало кто может в это поверить, но прекрасный бронепалубный крейсер «Светлана» поначалу задумывался как личная яхта великого князя Алексея Александровича, занимавшего должность Генерал-Адмирала российского флота. Но действительно, в 1895г, при подписании первого варианта заключенного с «Кузницами и верфями Средиземноморья» («Forges et chantiers de la Méditerranée») контракта, в него были заложены тактико-технические требования (ТТТ), предписывающие весьма скромные боевые качества при весьма выдающихся  требованиях к комфорту и отделке корабля.

В проект были заложены целых три больших обеденных зала при четырех камбузах и всего шести орудиях шестидюймовых орудиях, скорость, по меркам середины 90ых годов XIX века, также не была выдающейся, ну а бронепалуба толщиной даже меньше чем в 1 дюйм, 25 кают и великолепные аппартаменты адмирала довершали портерт посредственного боевого корабля, как говорится, ни украсть, ни покараулить, на котором зато можно с комфортом прокатить по морю целую делегацию.
Обязательным условием оговаривалось обеспечение максимального хода в течение 6 ч при естественной тяге, обыкновенном угле и кочегарах из российского экипажа, а не из заводской сдаточной команды.

Бронепалубная Светлана - один из самых скоростных крейсеров РИФ

Вид сбоку и сверху на раннюю версию проекта бронепалубного крейсера-яхты «Светлана»: 3830т, 18 котлов Бельвилля, 2 четырехцилиндровые ПМТР, 8500 л.с., 20 узлов, вооружение: 6х6″/45кал, 10х47мм/43 кал., 4 ТА 381мм

Бронепалубная Светлана - один из самых скоростных крейсеров РИФ

Продольный разрез, верхняя и жилая палубы «Светланы» по раннему варианту проекта. Длина 101,0, ширина 13,0, осадка 5,6м. К-нт ширины 7,77

ЯХТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В КРЕЙСЕР

Но вскоре после заказа, после знакомства великого князя Алексея Александровича с судьбой императорской яхты Штандарт, превращенной наследником престола Николаем Александровичем в неплохо вооруженный вспомогательный крейсер Добровольческого флота, контракт был пересмотрен.

Во-первых, было значительно усилено вооружение крейсера, шестидюймовые орудия, стоящие на оконечностях, были заменены на новейшие двухствольные установки того же калибра, таким образом бортовой запл вырос до внушающей уважение цифры в 6 орудий (в корму и в нос — по 4).

Чтобы вместить удвоившийся боекомплект этих орудий, крейсер разрезали по 16 и 98 шпангоутам и добавили по 1 шпации. Обводы корабля стали значительно более острыми.

Все же корабль оставался слабо бронирован, чтобы придать ему весомую боевую ценность, можно было бы отказаться от богатой отделки и усилить бронирование, но вместо этого решено было увеличить скорость корабля, позволяя ему, в зависимости от условий, навязывать бой на своих условиях или вовсе  уклоняться от него. Для этого к трем группам котлов добавили четвертую, разрезав крейсер по 50 шпангоуту и добавив туда 11 шпаций. Для того чтобы более мощные машины поместились в машинном отделении, его также увеличили в размерах, в четвертый раз разрезав крейсер, уже по 70му шпангоуту и добавив там 2 шпации.

Бронепалубная Светлана - один из самых скоростных крейсеров РИФ

Таким образом, длина крейсера и мощность его машин существенно увеличились, обводы стали более острыми, проектная скорость возросла на 2 узла, корабль, ничуть не потеряв в комфорте, стал значительно более ценной боевой единицей — мало кто из однотипных с ним кораблей потенциальных партнеров мог бы теперь навязать ему бой или уклониться от боя против воли командиров этого быстроходного корабля, и ни один из кораблей равной с ним скорости не мог похвастаться таким весомым бортовым залпом.
Кроме того, были предусмотрены следующие изменения: было решено отказаться от медно-тиковой обшивки подводной части корпуса, увеличить на одну пару количество гребных судов на борту, устроить боковые кили и, по предложению В.К. Александра Александровича, сшить два треугольных «латинских» паруса.
Вторым предложением генерал-адмирала было увеличение численности электрогенераторов до 6 штук, чтобы все потребители могли работать при выключенных кормовых генераторах, «чтобы не создавать шум в его аппартаментах», таким образом создался запас мощности, оказавшийся совсем не лишним в Цусимском сражении: несчастливо попавший ниже ватерлинии снаряд залил водой носовой отсек с динамо-машинами, и электроснабжение было обеспечено от двух генераторов в кормовом отсеке.

Бронепалубная Светлана - один из самых скоростных крейсеров РИФ

Бронепалубный крейсер Светлана. Вид сбоку и сверху, окончательный вариант проекта. ВИ — 4350т, 24 котла Бельвилля, 2 четырехцилиндровых ПМТР, 11300 л.с., бронепалуба 30мм, 50 на скосах, рубка — 100мм, орудийные щиты — 40мм, вооружение — 8х6″/45, 10х47/43, 2 ТА 381мм

Бронепалубная Светлана - один из самых скоростных крейсеров РИФ

Продольный разрез, верхняя и жилая палубы бронепалубного крейсера Светлана. Длина 117,0, ширина 13,0, осадка 5,3м. К-нт ширины 9,0

Работы французами велись быстро и качественно, строительного перегруза удалось избежать полностью. Спуск корабля произошел 24 ноября 1896 года, прием крейсера в казну состоялся 21 апреля 1898 года.

СЛУЖБА КРЕЙСЕРА — СПЛОШНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

Итоговые испытания готового корабля, заключавшиеся в переходе в Тулон, начались 22 апреля 1898 года и продолжались довольно долго, в частности, была определена максимальная дальность хода: приняв запас угля по вместимости ям, 633т, корабль при четырех работающих котлах прошел бы со скоростью 11,5 узлов 5209 миль, при движении полным ходом, соответственно, 22 узла и 1021 милю.
Сразу же выявилась явная недостаточность штатного числа машинной команды, и в первую очередь кочегаров. Пришлось послать дюжину человек из строевой команды в кочегарки, 24 человек – в угольные ямы.

В целом крейсер обладал достаточно хорошими мореходными качествами — легко всходил на волну, легко держал высокий ход – так, при встречном ветре силой 7 баллов, используя лишь восемь котлов, удалось держать скорость 16 уз. Волны на палубу корабль не принимал, а брызги долетали лишь до переднего мостика. Килевая качка была очень плавной, без ударов и толчков. По-другому складывалась ситуация с бортовой качкой. Она была также плавной, размахи составляли не более 12°, однако было отмечено, что на сильном волнении корпус «дышит», что вызвало у командира сомнения в достаточности прочности корпуса корабля. Впрочем, за всю историю службы крейсеру не довелось попасть в столь сильный шторм, который подтвердил бы опасения командира фактами разрушения несущих конструкций.

Из Тулона «Светлана» направилась в Лиссабон на празднования по случаю 400-летия открытия Васко да Гама морского пути в Индию. В столице Португалии крейсеру на якорной стоянке предоставили самое почетное место – прямо против городской пристани, во главе колонны стоящих на рейде военных судов семи стран.
Интерес к «Светлане» был неподдельный – все стремились посмотреть «личный» боевой корабль морского министра России, являвшегося к тому же членом правящей династии крупнейшего государства Европы. Так, посетившая крейсер королевская чета, вместо протокольных пятнадцати, осматривала его 45 мин.
Празднества продолжались с 5 по 10 мая: торжества, взаимные визиты, бесконечные артиллерийские салюты, ночная иллюминация судов. Вследствие этих «лиссабонских» салютов разрушились концевые зубцы на дугах двух шестидюймовых орудий, на трех соскочили трубки сжатого воздуха, что послужило причиной замены во всем флоте зубчатых дуг вертикальной наводки и трубок сжатого воздуха на более прочные.

В Киле крейсер «Светлана» осмотрели 15 ведущих немецких кораблестроителей. Они нашли, что их французским коллегам удалось обеспечить

«отличные боевые качества легкого крейсера, несмотря на удобные и сравнительно просторные помещения, предназначенные для… генерал-адмирала… Удивлялись [немцы] также простору, удобству и хорошей вентиляции, как жилых помещений, так и таких, которые отведены под всякие запасы».

Бронепалубная Светлана - один из самых скоростных крейсеров РИФ

Выявившаяся опасность от надводных торпедных аппаратов и недостаточность могущества противоминной артиллерии калибра 75мм принудила в 1901 году снять с крейсера все торпедные аппараты и 47мм пушки, установив взамен шесть 87мм/55 орудий Барановского.

Осенью следующего года крейсер был на три месяца отдан в шаловливые ручки специалистов гидродинамического отдела в ДАРПА. Их интересовала корма Светланы, точнее — ее винты. На крейсере был проведен капитальный ремонт котлов и машин, а затем последовательно установлены три пары эекспериментальных винтов разной формы, с проведением испытаний после каждой такой замены, после чего, на основе полученных данных, была разработаны новая форма винтов, четвертая, после установки которых крейсер показал на мерной миле при форсированном дутье 23,06 узла.

Бронепалубная Светлана - один из самых скоростных крейсеров РИФ

Бронепалубный крейсер Светлана после замены винтов показал 23,06 узла при 13300 л.с. мощности.

БОЕВАЯ СЛУЖБА КРЕЙСЕРА.

В 1899 году крейсер, для торжественного открытия главных северных ворот России — порта Александровск-на-Мурмане, доставил туда великого князя Владимира Александровича и оборудование для электростанции.

Из Архангельска великий князь выехал в Петербург «сухим» путем, а крейсер пошел в обратный путь вокруг Северной Европы. Но вскоре после отплытия по беспроводному телеграфу пришло сообщение, что немцы намерены разместить на острове Медвежий свои постоянные посты и объявить на него свой суверенитет. Этот пустующий остров, лежащий на 250 миль южнее Шпицбергена и заселенный некогда нашими поморами, являлся важнейшей ключевой позицией на подступах к будущему Мурманску. На острове экипаж корабля обнаружил две германские экспедиции, занимавшиеся поиском полезных ископаемых, а также пытавшиеся наладить здесь рыболовный промысел. В ответ на это команда крейсера водрузила на берегу, на месте бывшего поморского поселения, русский коммерческий флаг и установила высокий железный крест с укрепленной у его основания надписью:

«Принадлежит России».

Вскоре в Петербург по линии Министерства иностранных дел пришли заверения германского правительства в том, что оно не имеет никакого отношения к коммерческим экспедициям своих подданных на остров Медвежий.

2 марта 1904 года генерал-адмирал принял решение о включении «Светланы» в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. В Кронштадте, в мае того же года, на корабле демонтировали облицовки кают ценных пород дерева, выгрузили дорогую мебель и в бывших адмиральских помещениях и помещениях свиты развернули госпиталь, в салоне установили два дополнительных орудия 87мм/55.

В 1905 году крейсер, в составе Второй Тихоокеанской Эскадры, с боем прорвался в Порт-Артур, где был вместе с Олегом включен в сильный отряд быстроходных крейсеров[1], и вместе с этим отрядом сыграл ключевую роль (роль приманки) в разгроме последних сил Объединенного флота в Цусимском сражении.

Героическая гибель крейсера в этом бою служит вдохновляющим примером для всех моряков Российского флота и поныне.

ЭПИЛОГ.

Коллеги-альтернативщики обходят вниманием этот кораблик, и литературу по нему редко где публикуют, уделяя куда больше внимания ее турбинной тёзке, мне это показалось несправедливым, героической своей гибелью он заслужил стать героем альтернативы, и вот родилась вот такая штучка, прошу любить и жаловать.

Увеличение мощности машин взял немного меньше реально имевшего место в РеИ, увеличение массы корпуса взял пропорционально росту длины, увеличение массы КМУ и массы, занимаемой экипажем — пропорционально росту проектной мощности машин, увеличение максимальной вместимости угольных ям взял пропорционально росту длины, увеличение дальности хода — немного меньше. Со скоростью хода сложнее — с удлинением корпуса должен увеличиться адмиралтейский коэффициент, но на сколько? взял на глазок.

Рисунки вышли хреноватые, ну в меру талантов, увы, не художник я, а вот чертежи, кмк, вышли очень добротными, кликайте их и открывайте в отдельном окне, они хорошо увеличиваются. 

Использованы опубликованные коллегой byakin материалы, а вот чертежи в более высоком разрешении взял с просторов интернета, дополнительно отредактировав их вручную.

UPD. Оказывается в русскоязычном сегменте википедии данные о некоторых аналогичных по классу крейсерах приведены неверные, следовательно, реалистичность моих предположений снизилась. 

Попробуем пересчитать АК. Итак, для исходной Светланы французы в проект закладывали АК в 230 (3800т, 8500л.с.= 20узл). На практике получилось 9998л.с. и 19,2 узла = АК173. Крайне малоправдоподобный результат, имхо, дело тут в том, что мощность машин, достигнутая при испытаниях, указана максимальная, а скорость — средняя за 6 часов. Давайте предположим, что максимальная скорость была все же выше, и АК у корабля был в целом близок к проектным значениям, у альтернативной Светланы, за счет более острых обводов и более длинного корпуса, АК станет еще выше. С учетом «продвинутых» гидродинамических винтов, давайте примем его как у Рюрика — 247, тогда максимальная скорость составит  23,06узла.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В составе Тихоокеанского флота действовали два быстроходных крейсерских отряда: «легкий», укомплектованный крейсерами Новик, Алмаз и Яхонт, и «сильный», в который входили Хай-Ти, Хай-Тиен, Богатырь и Аскольд. После прибытия 2ТОЭ «сильный» отряд был разделен на два подотряда — Светлана, Хай-Ти и Хай-Тиен в одном, Олег, Богатырь и Аскольд в другом.

Подписаться
Уведомить о
guest

51 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account