Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Змаеивич»
Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Змаеивич»
По мотивам коллеги Стволяра о модернизации броненосца «Петр Великий». В общем захотелось не то альтернативить, не то доработать, броненосцы типа «Адмирал Сенявин».
***
Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Змаеивич» – тип боевых кораблей Российского императорского флота. Является самой многочисленной серией русских броненосцев (хотя и береговой обороны), если считать обе модификации (балтийскую и черноморскую). Заказаны по судостроительной программе 1890 года; всего в 1893—1899 годах было построено:
— На Балтике четыре корабля: «Адмирал Змаевич», «Адмирал Грейг», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Бутаков».
— На Черном море «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков» (запланированная постройка третьего / седьмого — более крупного — броненосца «Адмирал Аркас» была отменена в 1900 году).
В качестве прототипа послужил греческий броненосец «Идра», но в отличие от греческих (французских) условий, в Российской империи посчитали важным иметь лучшую мореходность; поэтому, при вооружении: 3 254-мм орудия в двух башнях, два орудия располагались на корме (масса установки 258,3 т), одно в носовой части (масса установки 217,5 т).
При этом, уменьшение вооружения (первоначальное требование – броненосец должен был иметь 4 254-мм орудия) и улучшение мореходности получило подтверждение. Так японцы, захватив «Генерал-адмирал Апраксин» (который единственный в серии имел 4 254-мм орудия, т.е. по два орудия в носовой и кормовой башнях), в ходе эксплуатации полностью сняли носовую башню, а вот захваченный «Змаевич» остался с обеими башнями.
Три балтийских броненосца («Змаевич», «Апраксин» и «Бутаков»), приняли участие в русско-японской войне, а именно в знаменитом Цусимском сражении. Сражались они храбро, и достигли впечатляющих результатов (треть японских кораблей, потопленных в сражении, приходятся именно на долю «Адмиралов»). В бою, погиб только один корабль – «Адмирал Бутаков» (потоплен крейсерами «Иватэ» и «Якумо»), два других захвачены японцами, прослужили (и в качестве броненосцев береговой обороны, и в качестве учебных судов) до 40-х.
Оба черноморских броненосца («Ушаков» и «Сенявин»), имевших нефтяные котлы, участвовали в Первой Мировой Войне, в частности сыграли активную роль в Трапезундской операции. Привлекались они (при поддержке более крупных сил), и для обстрела укреплений Босфора – российское командование явно примеривалось и к десантной операции против Стамбула. Но, случившиеся революции, помешали планам на грандиозную операцию, а после началась гражданская война, по итогам которой, оба броненосца (несколько раз переходившие из рук в руки), получили серьёзные повреждения, и в начале 20-х разделаны на металл.
Четвертый балтийский броненосец – «Адмирал Грейг», отличился боевой службой. Броненосец успел поучаствовать в русско-японской – сначала зачисленный во Вторую Тихоокеанскую эскадру (но не отправленный), потом в Третью. Затем, принял участие в Первой русской революции, обстреливая восставший Свеаборг. Активно участвовал в Первой Мировой Войне, совместно со «Славой», защищая минно-артиллерийскую позицию. Принял участие в Гражданской войне, при этом, довелось ему обстреливать и восставший Кронштадт. В советском флоте, ненадолго стал флагманом Северного флота (к этому времени получил новую артиллерию – дальнобойные 180-мм орудия), а затем принял участие в советско-финской войне, где добился ярких побед – как в бою с финским броненосцем, так и участие в Выборгской операции. Завершением боевой карьеры, стала Великая Отечественная Война (началась 1 июня 1941 года), когда броненосец, прослуживший уже 40 лет, был потоплен в августе 1941 года.
***
Оценка проекта
Броненосцы типа «Адмирал Змаевич» проектировались, исходя из трёх основных задач. Они должны были при необходимости вести бой один на один с любым из аналогичных немецких или шведских кораблей. Осадка их должна была быть достаточно мала, чтобы действовать у берегов и в шхерах. Также 16-узловая скорость позволила бы им совместно участвовать в сражении с эскадренными броненосцами типов «Александр-2», «Екатерина» и «Полтава». На практике, броненосцы оказались способны взаимодействовать и с более совершенным типом «Бородино».
Основным аналогом типа «Змаевич» были немецкие броненосцы типа «Зигфрид», также разработанные для Балтики. В 1888—1896 годах по этому проекту было построено 8 единиц (в том числе последние два-по модифицированному типу «Один»). Из трёх их орудий главного калибра на борт могли стрелять только два, однако благодаря углу возвышения в 25° дальность их стрельбы была больше, чем у русского 254-мм орудия-до 12,5 км (77,6 кабельтовых). Также преимуществами «Зигфрида» перед «Змаевичем» были полный броневой пояс по ватерлинии.
Спроектированные для Балтики датские и шведские броненосцы береговой обороны были значительно меньше русских, имели более слабое вооружение, но при этом могли похвастаться наличием бронированного каземата для скорострельной артиллерии.
Построенная во Франции для греческого флота серия из трёх кораблей типа «Идра» отличалась наиболее тяжёлыми орудиями среди аналогов и критическим недостатком в виде высоты броневого пояса—при ширине в 1,2 м он возвышался на водой лишь на 8 см.
Наконец, три австро-венгерских броненосца типа «Монарх» постройки 1893—1898 годов были наиболее крупными и быстроходными из подобных боевых единиц того времени. Дальность стрельбы 240-мм установок на них достигала 80 кабельтовых, преимуществом их броневой защиты было наличие второго пояса и бронированного каземата 150-мм орудий
****
Примечание.
Броненосец «Гангут» в данной реальности не заложен (вместо него «Адмирал Бутаков»). Учитывая, что осадка броненосца типа «Сенявин», меньше, чем у «Гангута», обошлось без тяжелых последствий.
Броненосец «Ростислав» в данной реальности не заложен.