Броненосный крейсер Фульгия (Fylgia). Швеция — самый маленький броненосный крейсер в мире.
Об этом корабле упомянул наш коллега Alex-cat в комментариях к статье — Российский императорский флот в 1905-1917 г — дредноуты и сверхдредноуты. Думаю многим будет интересно узнать об этом без сомнения неординарном корабле поподробней. Тем более что в сети есть отличная статья на эту тему. Её я и представляю вашему вниманию.
Фульгия носит почётный титул самого маленького броненосного крейсера в мире, из тех которые были когда либо построены.
Данные крейсер был предназначенный для службы в качестве флагмана «разведывательной эскадры». Бронирование для этого класса было слабым, а вооружение и вовсе игрушечным, но в целом (учитывая особенности балтийского ТВД) корабль оказался неплохим.
Отличался необычным для своего времени размещением артиллерии ГК в четырех бронированных башнях с ромбическим расположением. Главный пояс прикрывал в основном район ЭУ (сужался к оконечностям), броня была изготовлена как из цементированной, так и нецементированной крупповской стали.
Фульгия в 1905 году
Это был хорошо сбалансированный и удачный корабль: так, на испытаниях он развил 22,7 узла вместо проектных 21,5.
После мировой войны «Fylgia» заменил старый безбронный крейсер «Saga» в роли учебного корабля для кадетов и новобранцев, а также для «показа флага» (журналисты прозвали его «белым лебедем Швеции»). В этом качестве корабль находился 20 с лишним лет, после чего с ним произошла неожиданная метаморфоза.
В 1940-1941 «Fylgia» был кардинально модернизирован и превращен в легкий крейсер (шведы увлекались модернизацией устаревших кораблей как никто другой в мире). Из соображений экономии они подвергали радикальной перестройке и броненосцы береговой обороны, и крейсеры, и миноносцы, и даже подводные лодки.
«Fylgia» получил клиперный форштевень, вместо трех дымовых труб были установлены две нового образца; старые угольные котлы сменили четыре нефтяных; появилась новая радиостанция.
Вооружение составили прежние 8-152-мм орудий в башенных установках. Но их дальность стрельбы возросла на 30%. Всю малокалиберную артиллерия заменили многочисленные зенитки: 4—57-мм, 4—40-мм, 3—25-мм и 1-20-мм (разнобой калибров показывает, что главной функцией корабля все же оставалось обучение кадетов). Траверзные торпедные аппараты сняли, вместо них крейсер получил два 533-мм одинарных палубных ТА.
К 1944, учитывая постоянную угрозу воздушных налетов воюющих сторон, «учебную» зенитную артиллерию заменили на 10—40-мм автоматов «Bofors» (3 х II, 4 х I). На юте остался 1-20-мм «эрликон».
Фульгия в 1944 году
Списан в 1953 после 46 лет службы. Башенные установки демонтировали и передали в укрепрайоны на севере страны. Корпус корабля сдан на слом в 1957.
ТТХ:
Размерения:
Водоизмещение 4980 тонн
Длина 115,1 м
Ширина 14,78 м
Осадка 6,3 м
Бронирование;
Пояс — 100 мм,
палуба — 22-35-50 (скосы) мм,
башни — 50…125 мм,
рубка — 100 мм
Машины;
2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов
Мощность 12 000 л. с. (8,8 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 21,5—22 узла
Экипаж 320 человек
Вооружение;
Артиллерия 4 × 2 — 152-мм/50,
14 × 1 — 57-мм
Минно-торпедное вооружение 2 × 1 — 457-мм торпедных аппарата
Источник — http://www.korabli.eu/blogs/kreysera/shveciya/bronenosnye/fylgia/istoriya