Броненосные тараны типа «Архип Осипов»

21

Потопление «Ре д’Италия» таранным ударом «Фердинанда Макса» в сражении при Лиссе оказалось эпохальным событием – свыше 30 лет после этого таран считался оружием атаки. Никто не взял в ум что это случилось после двух безуспешных касательных таранных ударов по «Палестро» и по тому же «Ре д’Италия». Никто при этом не обратил внимания что итальянский броненосец был уже поражён в корму, его руль был снесён, и корабль беспомощно раскачивался на волнах по курсу флагманского корабля Тегетгофа, когда тот на скорости 11,5 уз вынырнул из дыма и врезался в него. Пробив своим тараном и железо, и дерево, и не получив повреждений при сотрясении от удара, «Фердинанд Макс» дал задний ход, поскольку «Ре д’Италия» уже начал валиться с правого борта на левый, и благополучно расцепился с обреченным кораблём, который пошёл ко дну.

Гибель броненосца «Re di Italia» при Лиссе

Гибель броненосца «Re di Italia» при Лиссе

Поскольку в то время в основном ориентировались на бой в линейном классическом строю (эта тенденция сохраниться практически до 1й мировой войны), то корабли противоборствующих эскадр должны были сходится в схватке нос к носу, и при начале общей свалки в облаках густого белого дыма, как следствия стрельбы тогдашних орудий чёрным порохом, теоретически появлялись превосходные возможности для нанесения таранного удара.

Правда офицеры с более практическим взглядом на вещи отмечали, что пока корабль сохраняет ход, он в состоянии избежать таранного удара простым поворотом руля, а результат можно ожидать лишь в том случае, когда противник лишён хода и представляет собой неподвижную мишень.

«Таранная лихорадка» захватывала всех кораблестроителей в то время. И во Франции и в Германии, Италии и Испании и даже в Перу и Бразилии в состав флотов входили все новые таранные корабли.

В Англии адмирал Сарториус с полной серьёзностью высказывался за то, чтобы срезать надводный борт исполинского лайнера «Грейт Истерна», покрыть его бронёй, установить винты в обеих оконечностях, вооружить тяжёлой артиллерией и использовать как таран. Для защиты от абордажных партий на нём предлагалось даже установить башни, из которых нападавших поливали бы струями кипятка.

Франция отодвинула свою прежнюю тактическую доктрину на задний план, твёрдо уверовав, что тарана, и только тарана следует бояться теперь и впредь».

Многие морские деятели основывали будущую тактику флота на том принципе, что таран является единственным стоящим орудием борьбы на море. Эта тенденция не миновала и Россию — приведя к совсем уже необычному решению.
Им стало создание особого минного тарана. Группа молодых офицеров участвовавших в походе эскадры Лесовского в годы Гражданской войны между Севером и Югом (в том числе в частности Н.А.Римский-Корсаков и будущий флотоводец С.О.Макаров) во второй половине 1860х гг. предложила проект «Нарвал» — за основу которого был взят южный таранный броненосец «Манассус». Напоминаем его историю.

В 1861г году, группа частных лиц в Новом Орлеане приобрела винтовой буксир «Enoch Train», для перестройки его в броненосный таран — названный «Манассус». Прежде, чем перестройка корабля была завершена, конфедеративный флот реквизировал его, и укомплектовал своими моряками. Надстройки и надводный борт буксира были срезаны до уровня ватерлинии, а все что осталось накрыли выпуклым броневым панцирем из железных плит. Броненосец не имел ни мачт, ни надстроек, лишь выступали 2 дымовые трубы, за которыми находилась боевая рубка, а также броневой навес над единственным пушечным портом в носу судна. Получилась бронированная «сигара» наполовину погруженная в воду. Вспомогательным оружием стала 64-фунтовая гладкоствольная пушка, установленная в броневой рубке носу. Пушка была предназначена для стрельбы вперед по курсу, в момент перед таранным ударом. Он имел вид плавающей сигары, над которой возвышались две трубы. Весь корпус покрывался панцирем из дуба в 0,3 м, поверх которого шёл слой 38 мм железных плит.

Однако скорость перегруженного броней парохода упала до 4-х узлов — что сделало его по сути бесполезным и южане сожгли его при отступлении.

Зная о нем из публикаций прессы северян, русские офицеры предложили создать аналогичные — но разумеется более быстроходные корабли для боя вблизи берегов и гаваней и на минно-артиллерийской позиции.

Проект офицеров был поддержан адмиралом Бутаковым и великим князем Константином и работы начались. И вот с подачи С.О.Макарова таранные броненосцы предложили дооснастить шестовыми минами — по две на носу. Так и родилась концепция минного тарана — у которого наряду с таранным бивнем основным оружием будут мины.

Минно-броненосный таран рассматривали как смертельного противника обычного линкора-броненосца в эскадренном бою – или при атаке передовых порядков, или как «сокрушителя», удар которого наносится бы с тыла, после того как основные силы были уже связаны боем, своим шипроном добивающего поврежденных минами врагов и наоборот — поражающих минами протараненные но еще находящиеся на плаву корабли противника.

В 1868 г. в Кронштадте был заложен первый корабль этого типа — «Архип Осипов».

Броненосные тараны типа "Архип Осипов"

Это было деревянное, покрытое бронёй судно водоизмещением 1510 т, которое имело карпасную палубу и выдающийся далеко вперёд таран. Его главный калибр — единственное 9″ (229мм) орудие было установлено в носовой части. Во всех отношениях он представлял собой увеличенный «Манассус» с нарезным орудием вместо использовавшейся южанами карронады. Впрочем — в эскизных проектах предполагалось не изобретать велосипед, а установить по примеру прусского тарана «Принц Альберт», три 36 фунтовых гладкоствольных пушки, как сугубо вспомогательное оружие — корабль совсем без артиллерии было трудно представить не только адмиралам сформировавшимися в парусную эпоху но и новому поколению офицеров. Но позже решили и тут повторить «Маннаус» — разве что орудие выбрали нарезное и более мощное.

Сперва, впрочем, разработчики предполагали возможность установить орудие в башне системы Кольза. Однако потом пришли к выводу что «представляется маловероятным, что вращающаяся башня сможет выдержать сотрясение при таранном ударе», после чего Морской технический комитет заключил, что орудие следует разместить в неподвижной броневой рубке.

Его и установили в броневом каземате на поворотном горизонтально-скользящем станке, позволявшем вести горизонтальную наводку — орудие имело сектор обстрела 45°. Корабль развивал скорость 12,5 уз и отличался весьма малым диаметром циркуляции.

Корпуса этих кораблей имели железный набор и деревянную обшивку, а впереди в подводной части был прикреплен четырехметровый стальной таран, который и являлся их главным оружием. Для огня по корме предусматривались все те же два 36-фунтовых орудия на деревянных лафетах, которые стреляли через бортовые амбразуры.

Возле труб имелась небольшая боевая рубка, а на ней узкий мостик и штурманская рубка. Странно, что это их вполне удовлетворительное расположение, ставшее через много лет стандартным, не было воспроизведено на последующих кораблях и в России и в мире — боевые рубки устанавливали где угодно, прежде чем окончательно остановились на расположении характерном «Архипа Осипова».

Большая часть корпуса корабля была скрыта под водой, а снаружи его закрывал бронированный панцирь с круглыми обводами — открытыми остались лишь трубы и рубка, низко сидящий хорошо защищенный корпус, представлял трудноуязвимую цель.
О минном оружии следует сказать особо. Изначально предполагались шестовые мины — специальная таранная 100-фунтовая корабельная мина системы полковника В. Ф. Петрушевского (вес без шеста — 152 кг, заряд — 37,5 кг артиллерийского пороха либо пироксилина. При этом конструкция этих мин предусматривала довольно прочный чугунный конический корпус, при слабой цинковой носовой крышке с гальваноударными взрывателями -чтобы энергия взрыва не рассеивалась в воде во все стороны а была направлена в основном вперед. Мины устанавливались на 14 метровых (20 аршин) выдвижных дубовых шестах толщиной 6 дюймов, усиленных железными трубчатыми накладками. Для избежание преждевременного взрыва носовую часть защищал деревянный полукруглый колпак — его предполагалось снимать перед приведением мины в боевое положение.

Шесты уходили целиком в корпус, размещаясь в особых трюмных коридорах. Двенадцать матросов под командованием минного офицера непосредственно перед атакой должны были вручную выдвигать шест вперед, а потом фиксировать особым массивным чугунным засовом. Чтобы длинный шест не слишком «провисал», его оконечность возле места крепления мины, была соединена специальным линем с кольцом в каморе, где были установлены мины -перед атакой камору надежно герметизировали и открывали амбразуру.

Минная камора была собрана из листов железа толщиной 11 мм на заклепках и укреплена бандажами из кованных полос. Для установки мины она была снабжена задней дверью с гуттаперчевой прокладкой запиравшейся на задвижку шпингалетного типа и фиксировавшуюся шестью болтами и поперечным накладным брусом а для обслуживания -двумя боковыми сдвижными дверцами с кремальерами. В задней двери было проделано отверстие с сальником для шеста а дополнительной защитой от возможного прорыва воды служили массивные двустворчатые двери в минном коридоре в полутора метрах от каморы — их закрывали после выдвижения мины и закладывали дубовым брусом.
С внешней стороны камора запиралась железной квадратной крышкой, открывавшейся из минного коридора особым запором с помощью длинного рычага, и заполнявшейся водой перед выдвижением мины в боевое положение двумя барашковыми кранами. Эта довольно сложная система была сперва сделана в одном экземпляре и испытана в опытовом бассейне Балтийского завода, и лишь потом установлена на корабль. Предусматривалась возможность атаки как двумя минами одновременно так и по очереди, причем как полагали разработчики — двойного взрыва мин не выдержит ни один корабль из имевшихся в мировых флотах.

Шестовые мины были дополнены двумя буксируемыми минами гарвеевского образца системы Макарова. Однако вскоре от них отказались — после того как на учениях у Гангута один из тросов макаровских мин намотался на винт тарана — что в реальном бою привело бы к самоподрыву корабля.

К тому моменту проекту «Нарвал» дали новое имя в честь головного корабля -«Архип Осипов».

Архип Осипович Осипов (1802—1840) — рядовой Тенгинского полка, герой обороны Черноморской береговой линии, взорвавший себя в пороховом погребе вместе с захватившими крепость горцами.

Их решили называть в честь прославленных героизмом простых матросов и солдат — генерал-адмирал и курирующий русский флот великий князь Константин был склонен поиграть в демократизм. Но еще раньше было решено из планируемых шести на Балтике и четырех на Черном море строить лишь четыре.

После «Архипа Осипова» был заложен еще один аналогичный корабль -«Сергей Бухвостов» — в честь первого солдата петровской армии. Чуть позже — в 1873 году в Николаеве заложили два их «систепшипа» -«Петр Кошка» и «Игнатий Шевченко»(поименованные в честь героев обороны Севастополя).

В связи с изобретением метательных мин Эриксона, было решено перевооружить корабли ими.

Дальность стрельбы по морской цели из 10-дюймового (254-мм) метательного минного аппарата — составила порядка четверти кабельтова (ок. 40 метров), вес заряда взрывчатки метательной мины — примерно 31 килограмм при весе самой мины — 74 кг. В итоговом варианте вооружение состояло из четырех носовых минных аппаратов — по два на амбразуру на месте минных камор и шести траверзных — по три на борт.

Из других нововведений, интересным решением было оснащение корабля накладной деревянной палубой-помостом, вмещавшей легкий ходовой мостик и шлюпки (позднее позиции 4х митральез). В случае затопления корабля палуба сохраняла плавучесть, превращаясь в три спасательных плота.

На фоне классических высокобортных батарейных броненосцев своего времени «Архип Осипов» должен был смотреться достаточно странной и чужеродной диковинкой с опасным новым оружием, которому приписывалась преувеличенная мощь.

Любопытная деталь — именно с «Архипа Осипова» срисовал Ж.Робида корабли атаковавших наш мир атлантов, обитавших в подводных городах его романа «Наследники Посейдона».

Но, на самом деле, тип «Архип Осипов» годился только для обороны гаваней и берегов. Малый запас хода, не очень высокая мореходность, и тот факт что внутренние условия корабля были довольно-таки некомфортными для команды накладывал непреодолимые ограничения.

По этому поводу была даже сложена матросская шуточная песня на основе русской скороговорки.
«Ой «Осипов Архип»
я от службишки на ём охрип-охрип
И осип!!» )
Особо страдали команды на черноморских таранах, в жаркие дни превращавшихся в настоящую печку — не особо помогла даже установка двух насосов, поливавших бронированный корпус забортной водой, усиленных вентиляторов и даже экспериментального холодильника системы Джона Горри.

Самый дальний поход, совершенный этими кораблями, был переход «Архипа Осипова» из Кронштадта в Свеаборг. Даже при переходе новопостроенных черноморских кораблей из Николаева в Севастополь на всякий случай тщательно выбиралось время — чтобы исключить угрозу не то что шторма, а сильного волнения.

Когда «Федор Кошка» шел на ремонт в Николаев из Керчи, он останавливался у мыса Тарханкут, чтобы погрузить уголь с зарнее подошедшего из Одессы транспорта «Боспор».

Да и военная мощь этих кораблей оказалась сомнительной. Так, в 1885 году «Архип Осипов» предпринял учебную атаку на броненосец «Петр Великий» целью которой было выяснение возможности отражения английской атаки на Кронштадтскую гавань (в тот момент не исключалась война с Британской империей из за вопроса границ в Туркестане) и ни разу не попал учебными минами по «означенному противнику».
(После этого корабли-тараны были спешно перевооружены торпедами). Да и бронирование их в новых условиях выглядело слабым для эскадренного боя.
Из за обветшания деревянного корпуса и общей устарелости корабли типа «Нарвал» предполагалось списать в 1904 — но русско-японская война и потери флота заставили отложить это до 1908-го.

Однако уже в 1900-м «Сергей Бухвостов» был превращен в учебный корабль а «Игнатий Шевченко» был после пожара на борту разоружен и получил сомнительную честь стать фактически тюрьмой — плавучей казармой черноморской арестантской роты.

Но и до сих пор у военных историков нет единого мнения – было ли ошибкой создание этих кораблей?

Тип «Архип Осипов» («Нарвал»)

  • Годы постройки 1869-1876.
  • Годы службы -1869-1909
  • Водоизмещение -1510-1600 тонн
  • Скорость хода -максимальная 14 узлов(«Петр Кошка»),
  • экономическая -10 узлов.
  • Дальность плавания -300 миль

Вооружение;

  • После вступления в строй: 1 9″ 12-тонное дульнозарядное нарезное орудие Мотовилихинского завода, 2 36 -фунтовых дульнозарядных гладкоствольных (общий вес залпа 130 кг).
  • После перевооружения в 1885 г.: 1 9″ нарезное казнозарядное Обуховского завода, 2 6″ казнозарядных Путиловского завода, 4 картечницы Пальмкранца (общий вес залпа 219 кг)
  • Бронирование -76-112 мм.

Минное оружие.

При вступлении в строй

  • 2 шестовых мины системы Петрушевского («Архип Осипов»)
  • 2 буксируемые мины системы Макарова

«Петр Кошка»,»Сергей Бухвостов», «Игнатий Шевченко»

  • 2 по 2 254 носовых минных аппарата для стрельбы минами (запас 3 мины на аппарат)
  • 6 по 1 254 бортовых траверсных минных аппарата для стрельбы минами (запас 2 мины на аппарат)

После перевооружения в 1885 году

  • 2 по 2 носовых торпедных аппарата (запас 8 мин Уайтхэда образца 1882 года, калибра 15″(381 мм),
  • 4 по 1 траверсных минных аппарата запас (4 мины Уайтхэда образца 1882 года, калибра 15″(381 мм) (в аппаратах).
  • Экипаж 175 человек.
Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account