БРК пр. 60 — визуализация
Давненько чё-та не постил корабельного. Исправляюсь. Вот вам картинка, а ниже рассказ. Итак, речь в данном посте пойдет о довольно интересной, хотя и не реализованной, попытке модернизации эсминцев проекта 30-бис.
В одной из статей Владимира Асанина, публиковавшихся в журнале "Техника и вооружение", и посвященных отечественным морским крылатым ракетам, попадалась информация о данном корабле (далее копипаста из статьи):
"… Проект 60
Разнообразное использование научно-технического задела, накопленного при разработке катера пр. 205, контрастировало с узостью применения в советском флоте П-15. Несмотря на то, что она была наиболее удачной из ракет, созданных в 1950-е гг., ею вооружались только катера. Крупные корабли новой постройки оснащались более дальнобойными ракетами — сначала КСЩ, затем П-35, хотя реальное использование оружия на загоризонтные дальности было весьма проблематичным из-за необеспеченности целеуказанием. Поэтому даже проектные проработки по установке П-15 на кораблях велись только применительно к модернизации уже построенных эсминцев.
Как известно, в конце 1940 — начале 1950-х гг. была построена крупнейшая в нашем флоте серия эсминцев пр. 30бис — всего 72 корабля. Однако вся эта армада имела сомнительную боевую ценность, прежде всего из-за беззащитности перед воздушным противником кораблей, выпущенных по довоенному проекту, лишь слегка откорректированном после 1945 г. Спаренные башни главного 130-мм калибра не были универсальными, единственная 85-мм спаренная установка 92-К из-за несовершенства системы управления огнем на могла вести огонь по скоростным целям, а спаренные 37-мм автоматы В-11 вообще применялись только в режиме ручного наведения.
Эсминец пр. 30-бис
Постановлением от 30 января 1956 г., определившим контрольные цифры пятилетки 1956—1960 гг., предусматривалась модернизация в 1958—1960 гг. пяти этих кораблей по пр. 60 с оснащением, согласно постановлению от 25 августа 1955 г., 10—14 ракетами П-15. Столь значительный боекомплект предполагал его размещение в погребах с последовательной подачей ракет на поворотные пусковые установки, как это было сделано на кораблях-носителях КСЩ по проектам 56Э, 56М и 57 бис. При утверждении ТТЗ в апреле 1956 г. суммарный боекомплект двух пусковых установок был определен в 12 ракет. Одновременно задавалось усиленное зенитное вооружение с заменой устаревшей артиллерии на два счетверенных 57-мм автомата ЗиФ-75. Противолодочные возможности корабля должны были возрасти при замене шумопеленгатора «Тамир-5» на ГАС «Геркулес» ГС-572, оснащении корабля двумя реактивными бомбометными установками РБУ-2500 и трехтрубным торпедным аппаратом для противолодочных торпед.
Как показали проработки ЦКБ-53, планируемая модернизация кораблей пр. 30бис оказалась сопряжена с недопустимым снижением остойчивости и ухудшением обитаемости из-за необходимости выделить большие объемы под погреба для ракет. Для увязки проекта было предложено заменить штатные котлы на более совершенные, по типу установленных на сторожевом корабле пр. 50, но это делало дороже модернизацию из-за основательной переделки ряда отсеков и применения нового оборудования.
Конструкторы ЦКБ-57 нашли более рациональное решение, в инициативном порядке проработав вариант с сокращенным до девяти ракет боекомплектом, полностью размещаемым в поворотных трехконтейнерных пусковых установках, монтируемых на месте двух пятитрубных торпедных аппаратов и кормовой башни главного калибра эсминца. Для обеспечения остойчивости носовая башня и спаренная установка 92-К заменялись на ЗиФ-75. По две трубы для противолодочных торпед крепились к двум из трех пусковых установок.
Корабль пр.60 (схема А.Н. Соколова).
Этот вариант корабля пр. 60 оказался вполне приемлемым по технико-экономическим показателям, был одобрен рядом управлений и институтов ВМФ, но не был реализован под предлогом «неперспективности комплекса П-15». Министерство судостроительной промышленности предпочитало загружать свои предприятия постройкой кораблей новых проектов, а извечно крайне слабая судоремонтная база ВМФ не справились бы со сложным модернизационным ремонтом. Кроме того, в условиях навязываемой сверху «ракетной революции» флот стремился сохранить эсминцы пр. 30бис как артиллерийские корабли, столь необходимые для «обработки» берега в случае проведения десантных операций.
Впрочем, спустя полтора десятилетия китайские товарищи в ходе модернизации четырех эсминцев еще довоенной советской постройки пр. 7 сохранили их артиллерийскую мощь, установив строенные пусковые установки доработанных П-15 на месте торпедных аппаратов (прим. doktorkurgan: так в статье Асанина написано, на фотографии четко видно, что ПУ ПКР HY-2 спаренные; строенные ПУ аналогичной конструкции были на китайских ЭМ типа "Люйда-1").
Практическая бесполезность торпедного вооружения на крупных надводных кораблях подтвердилась еще в ходе Второй мировой войны, а эффективное применение противолодочных торпед с эсминцев как пр. 7, так и пр. 30бис не обеспечивалось из-за их крайне слабой гидроакустики. Но проводить ракетное перевооружение пр. 30бис по «китайскому образцу» в конце 1970-х гг. было уже слишком поздно."
В общем, захотелось мне изобразить картинку поинтереснее, её вы и наблюдаете на заставке.
Что можно добавить: использовать ПКР можно было по данным целеуказания корабельной РЛС обнаружения ВЦ и НЦ, в данном случае таковой являлась бы, скорее всего, "Фут-Н". Данные ЦУ использовались для выработки полетного задания, которое обеспечивалось прибором управления стрельбой (на ракетных катерах это был прибор "Клен", скорее всего на БРК пр. 60 использовали бы его доработанный аналог).
Зенитное вооружение по сравнению с исходным весьма прибавляло в плане эффективности: две 57-мм счетверенные АУ ЗИФ-75 с наведением от стрельбовых РЛС (скорее всего "Фут-Б") все-же более отвечало требованиям времени, чем исходный набор. По крайней мере, характеристики установок позволяли бороться с современными на тот момент реактивными самолетами.
Ну и в заключении решил немного пофуюганить. На мой взгляд, все-же, артиллерийское вооружение БРК пр. 60 можно еще немного улучшить, установив 76-мм спаренные АУ АК-726 вместо 57-мм "счетверенок":
Торпедные трубы убираются, ПЛО обеспечивается за счет пары РБУ-2500 (один на полубаке, второй на юте). В этом случае возможности по поражению как воздушных, так и надводных целей весьма возрастают: больше дальность стрельбы, больше вес снаряда, плюс к этому система дистанционного подрыва снаряда при ведении зенитного огня.
Кроме этого (если бы было желание), можно было-бы модернизировать в ракетные и другие корабли, например эсминцы пр. 56, при этом боевые возможности данных кораблей весьма расширились:
Резюмируя: в принципе, это могла быть отечественная программа по повышению боевых возможностей кораблей, аналогичная американской программе FRAM (естественно той части оной программы, которая относилась к эсминцам).
В качестве исходных изображений использованы иллюстрации из "Морской коллекции" журнала "Моделист-конструктор".
UPD: в сети нашлась очень интересная книга А.Н. Соколова "Расходный материал флота. Миноносцы СССР и России", там есть кое-что и про проработку проекта модернизации ЭМ 30-бис в носитель ПКР.
"…25 августа 1955 года вышло постановление Правительства СССР «О создании корабля пр.60, вооруженного самонаводящимися самолетами-снарядами ближнего действия П-15 в корпусе корабля пр. 30бис».
Было разработано несколько вариантов, различавшихся количеством ракет, системой их хранения и подачей. Остальное вооружение было одинаковым и включало два счетверенных 45-мм автомата ЗИФ-68 с одной станцией управления стрельбой ”Фут-Б”, РЛС «Риф-Щ», «Залп-Щ» и «Парус-Н», навигационную РЛС «Нептун» и станцию поиска «Мачта-П». Торпедное вооружение и РБУ-2500 также имелось на всех вариантах. Разработка велась ЦКБ-53.
После рассмотрения предварительных проработок руководством ВМФ было принято решение об увеличении калибра зенитной артиллерии. Рекомендовалось установить 57-мм автоматы ЗИФ-57. Разработка пр.60 передавалась ЦКБ-57.
Через три месяца ЦКБ-53 выдало две проработки в соответствии с заданием, а третью — инициативную. По результатам рассмотрения руководством ВМС с привлечением управлений и институтов был рекомендован к дальнейшей разработке третий — инициативный вариант. Ракеты в нем размещались не в ангарах, а непосредственно на строенных пусковых установках, полностью заправленные топливом и готовые к старту. Полный залп мог быть произведен за две минуты, что значительно повышало вероятность поражения цели.
Пусковые установки размещались на месте торпедных аппаратов и кормовой башни главного калибра, причем к двум из них подвешивались по две торпедных трубы для противолодочных торпед.
К сожалению, год спустя (в 1957 г.) главком ВМФ отказался от продолжения работ по этому проекту «ввиду неперспективности комплекса П-15». Видимо, дальность действия ракет П-15 (40 км), разрабатываемых в основном для катеров, была признана для эсминцев недостаточной.
Так была угроблена еще одна — самая реальная — возможность значительно осовременить довольно большое количество эсминцев пр. 30бис."
Приведенная иллюстрация показывает вариант, с несколько отличающимся составом вооружения: