Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания

1

 

Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и значительно переработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.

Рост напряженности в Европе, приведший в итоге ко Второй Мировой войне, подтолкнул британскую авиастроительную компанию Avro Aircraft (Avro) к участию в конкурсе на новый истребитель, создававшийся в соответствии с требованиями спецификации F5/34 (максимальная скорость 300 миль/ч [482 км/ч], вооружение – 8 пулеметов винтовочного калибра). В то время, когда была выпущена спецификация F5/34 и в соответствии с ее требованиями разрабатывались новые самолеты, истребительное командование Королевских ВВС (RAF Fighter Command) состояло из всего тринадцати эскадрилий, вооруженных такими машинами, как Hawker Fury, Hawker Demon или Bristol Bulldog –бипланами с неубирающимися шасси и деревянными винтами фиксированного шага.

Поскольку компания Avro являлась составной частью концерна Hawker Siddeley Group Limited (Hawker Siddeley), то для ускорения работ ее руководство затребовало и получило доступ к чертежам одной из предтеч истребителя Hurricane – проекту Hawker Fury Monoplane.

Результатом работ компании Avro стал проект истребителя, получивший внутрифирменное обозначение Type 675 и также известный как Swallow (ласточка). Профиль самолета напоминал Hawker Hurricane (ураган), но новая машина компании Avro имела более совершенную аэродинамику. Если Hurricane выглядел массивным, то более легкий и поджарый Type 675, имевший много общего с общим предком Fury Monoplane, выглядел как гоночный вариант своего «кузена» из компании Hawker. Руководство компании Avro также рассчитывало и на экспортные заказы, и потому в ходе работ был спроектирован вариант под двигатель Hispano-Suiza и вооружение, состоявшее из 20-мм мотор-пушки и четырех крыльевых пулеметов.

Помимо меньших габаритных размеров Swallow имел более легкую конструкцию и другой двигатель. Крыло Type 675 имело более тонкий аэродинамический профиль, а своей формой в плане немного напоминало знаменитое эллиптическое крыло истребителя Supermarine Spitfire. Основные стойки шасси были убирающимися и отличались необычно широкой колеей, пригодной для действий с плохих полевых аэродромов. На прототипе хвостовая стойка была полуубирающейся, но в серийном производстве она была заменена на более простую по конструкции фиксированную хвостовую стойку. Силовая установка самолета состояла из одного 12-цилиндрового V-образного двигателя жидкостного охлаждения Rolls-Royce Peregrine I, который при 3000 об/мин должен был развивать 885 л.с. (660 кВт) и вращать трехлопастный винт изменяемого шага.

Поскольку компания Avro была загружена серийным производством многоцелевых самолетов Anson, то первый полет прототипа истребителя Swallow состоялся 30 декабря 1938 года и после коротких заводских испытаний самолет был передан Королевскому авиационному НИИ (Royal Aircraft Establishment – RAE), Фарнборо, для официального тестирования.

Во время испытаний пилотами RAE было отмечено, что летные характеристики истребителя в целом соответствовали расчетным, хотя имелись и некоторые недостатки. Так, руль направления был неэффективен при отклонении его на первые ±5 град., а отклонение его на большие углы требовало значительных усилий на ручке управления. При крутом вираже возникала тряска хвостового оперения (позднее обнаружили, что причиной этого было недостаточная прочность элементов крепления стабилизатора). Давали о себе знать и недоведенные двигатели – основные проблемы были связаны с их перегревом и несовершенством топливной системы. Сами по себе эти «детские болезни» не являлись неизлечимыми, но компания Rolls-Royce сосредоточила почти все свои силы на совершенствовании более мощных и перспективных двигателей Merlin, в то время как доводка Peregrine рассматривалась как второстепенная задача и продвигалась очень медленно.

Испытания в Фарнборо в целом были успешными, и в их ходе потребовались лишь небольшие изменения конструкции самолета: были увеличены площадь и длина хорды руля направления, кроме того, доработана топливная система и усилены места крепления горизонтального оперения к фюзеляжу для устранения тряски хвостового оперения на больших скоростях. В мае 1939 года, когда в недрах Министерства авиации возникли планы оснащать вооружением учебные самолеты Miles M.9 Master I и использовать их в качестве вспомогательных истребителей, руководством ведомства было принято решение заказать серийное производство Type 675 под обозначением Swallow Mk.I. Эти легкие одноместные истребители должны были дополнить ограниченное количество уже находившихся в серийном производстве истребителей Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire.

25 февраля 1940 года на вооружение Королевских ВВС поступила первая партия истребителей Avro Swallow Mk.I. «Ласточки» поступили на вооружение 1-й эскадрильи [1], где они использовались параллельно с «ураганами»; одновременно велось сравнение характеристик «кузенов». В отличие от «ласточек» истребители Hawker Hurricane Mk.I были оснащены двигателями Rolls-Royce Merlin Mk II, развивавшими 1030 л.с. (770 кВт). С имевшим меньшие вес и мощность двигателем Peregrine «ласточка» могла разогнаться до впечатляющей максимальной скорости: в горизонтальном полете она составляла 332 миль/ч (534 км/ч). Её более крупный и тяжелый «кузен» из компании Hawker, оснащенный более мощным двигателем Merlin, на этой же высоте мог достичь лишь скорости 314 миль/ч (506 км/ч). Вооружение «ласточки» и «урагана» было одинаковым – восемь 0,303” (7,7 мм) пулеметов Browning, размещенных в консолях крыла вне зоны ометания винтов.

Весной 1940 года компания Avro усовершенствовала истребители Swallow Mk.I до стандарта Mk.IA: первоначально установленный деревянный винт был заменен на металлический трёхлопастный винт постоянной скорости de Havilland, что значительно улучшило летные характеристики. Многие самолеты были модифицированы в полевых мастерских к маю 1940 года.

Параллельно с модернизацией компания Avro начала выпускать новую модификацию – Swallow Mk.II. Самолеты этой версии, поступившие на вооружение передовых боевых частей в июле 1940 года, получили более мощное вооружение – две 20-мм пушки Hispano и четыре 0,303” (7,7 мм) пулемета Browning – и более обтекаемый радиатор.

Однако, несмотря на все эти улучшения, у истребителя компании Avro оставалась ахиллесова пята, в итоге сгубившая «ласточку» – двигатель Rolls-Royce Peregrine I. Помимо этого дальность полета истребителя была ограниченной и не превышала трехсот миль (500 км). Поскольку тонкое легкое крыло не позволяло установить в нем узлы крепления подвесных топливных баков, а в фюзеляже места для увеличения объема бака не было (возникали серьезные проблемы с центровкой), то узлы крепления для двух подвесных баков общей емкостью 75 галлонов (341 л) был размещен в районе центра тяжести самолета в промежутке между нишами основных стоек и подфюзеляжным радиатором.

В целом, несмотря на недостаточную дальность полета и возникавшие проблемы в работе двигателей, пилоты любили свои истребители, которые они считали настоящим наследником истребителя-биплана Hawker Fury, нежели его непосредственного потомка Hawker Hurricane. Как вспоминал сквадрон-лидер (майор авиации) Невилл Дюк [2], летавший в 1940 году в составе вооруженной истребителями Swallow Mk.II 92-й эскадрильи,

«из всех истребителей, на которых в годы войны мне пришлось летать, самым моим любимым была «ласточка». Этот самолет идеально подходил для воздушного боя. «Ласточка» была настолько хороша, что превосходила даже «спит», не говоря уже о «урагане». Обладая хорошими скоростью и скороподъемностью, она на горизонталях была настолько маневренна, что могла вить кружева вокруг «мессера». Я считаю большой ошибкой отказ от совершенствования этих машин».

Поскольку боевое применение «ласточек» было недолгим, на истребителях данного типа летало не так уж много асов. Одним из них был доброволец из Ирландии флайт-лейтенант (капитан авиации) Килиан Мерфи (Flight Lieutenant Killian Murphy), летавший в составе 1-й эскадрильи на машине с бортовым номером JX-M. С августа 1940 года по окончании войны он сбил 24 самолета противника (подтвержденные победы, еще 7 вероятно), из которых два были уничтожены на Swallow Mk.IA, восемь – на Swallow Mk.II. Первыми его победами стали истребитель Bf 109E и пикирующий бомбардировщик Ju 87B, сбитые во время прикрытия эвакуации из Дюнкерка. Большинство более поздних побед были одержаны им во время Битвы за Британию, когда 1-я эскадрилья была одной из частей, ответственных за ПВО Лондона. Позднее, в 1941 году, эскадрилья была переведена в Северную Африку и перевооружена истребителями-бомбардировщиками Hurricane Mk.II и (позднее) Typhoon с упором на выполнение ударных задач и задач по изоляции поля боя.

Также в боевой биографии «ласточек» был эпизод, который никак не вяжется со сложившимся образом чопорных англичан, для которых война была видом спорта. В ходе Битвы за Британию отличился британский пилот-истребитель сержант Рэй Холмс (Sergeant Raymond Towers «Ray» Holmes) из состава 504-й эскадрильи. Во время германского налета на Лондон 15 сентября 1940 года один германский бомбардировщик Dornier Do 17 (бомбардировочная авиагруппа KG56) прорвался сквозь британский истребительный заслон к Букингемскому дворцу – резиденции короля Великобритании. Немец уже готовился сбросить бомбы на важную цель, когда на его пути появился Рэй на своей «ласточке». Спикировав сверху на врага, Холмс на встречном курсе срубил своим крылом хвостовое оперение «Дорнье», но и сам получил столь тяжелые повреждения, что был вынужден спасаться на парашюте [3].

Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания


сержант Рэй Холмс в кабине истребителя Avro Swallow Mk.II

Следует сделать небольшое отступление и сказать, что компания Avro попыталась избавиться от ахиллесовой пяты и сменить силовую установку. В октябре 1940 года была начато проектирование варианта с двигателем Rolls-Royce Merlin Mk III, который при использовании 100-октанового топлива и давления наддува +12 фт/фнт² (0,84 ст. атм.) развивал 1310 л.с. (977 кВт). Также были предприняты меры по облагораживанию системы охлаждения, что в итоге должно было привести к росту летных характеристик: на высоте 20000 футов (6096 м) максимальная скорость составила бы 380 миль/ч (611 км/ч). Однако боевой радиус (и до этого недостаточный) становился крошечным, а меры по увеличению дальности полета привели бы к фактически созданию нового самолета.

В итоге ставка на двигатели Rolls-Royce Peregrine поставила крест на истребителях Avro Swallow. После окончания Битвы за Британию (конец января 1941 года) Министерство авиации официально сообщило руководству компании Avro о прекращении заказов на «ласточки» и перепрофилировании производства на тяжелые бомбардировщики Avro 679 Manchester. В начале марта 1941 года было завершено производство последних «ласточек»; всего было выпущено 435 истребителей Avro Swallow всех модификаций.

После прекращения серийного производства «ласточки» постепенно выбывали из боевых частей с переводом в учебные истребители, связные самолеты (в этом случае по мере выработки ресурса моторы Peregrine заменялись на имевшиеся в больших количествах двигатели Kestrel) и учебные безмоторные планеры. Часть самолетов использовалась RAE в качестве экспериментальных машин. Один Mk.IA получил фюзеляж с уменьшенной высотой задней части и предназначавшийся для истребителей-бомбардировщиков Hawker Typhoon каплевидный фонарь кабины пилота. В 1942 году большая часть оставшихся в Великобритании самолетов Swallow была списана.

Однако не всех «ласточек» постигла судьба самолетов второй линии. Часть машин (20 самолетов) была передана Воздушному корпусу Ирландии (Irish Air Corps), а еще сто истребителей Swallow Mk.II было передано СССР в рамках ленд-лиза. «Ласточки» настолько пришлись по душе советским пилотам [4], что компания Avro, вспомнив о варианте с моторами Hispano-Suiza, даже ставила перед Министерством авиации вопрос о восстановлении их серийного производства. Советско-британские истребители должны были получить изготовленные в Англии планеры и советские двигатели М-105ПФ. Вооружение самолетов должно было быть смешанным: советская 20-мм мотор-пушка ШВАК и два крыльевых 12,7-мм пулемета – американские Browning M2. Но, к сожалению, время было упущено и «союзнический истребитель» остался проектом.

Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
Британские ласточки. Альтернативные истребители Avro 675 Swallow. Великобритания
истребитель Avro Swallow Mk.IA флайт-лейтенанта (капитана авиации) Килиана Мерфи, 1-я эскадрилья, база королевских ВВС Тангмер (RAF Tangmere), осень 1940 года

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Avro Swallow Mk.IA

Назначение: истребитель

Компания-производитель: Avro Aircraft

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Peregrine I, развивавший при 3000 об/мин 885 л.с. (660 кВт) и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 35 фт 7 дйм (10,85 м)
длина 28 фт 1 дйм (8,57 м)
высота 8 фт 6 дйм (2,60 м)
площадь крыла 189 фт ² (17,56 м²)

Вес:

пустого 4167 фнт (1890 кг)
взлетный 5224 фнт (2370 кг)
удельная нагрузка на крыло 27,64 фнт/фт² (135 кг/м²)
удельная нагрузка на мощность 5,90 фнт/л.с. (2,68 кг/л.с.)

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 15 000 футов (4572 м) 331 миль/ч (534 км/ч) 
скороподъемность 3280 фт/мин (16,6 м/с)
дальность полета 320 миль (515 км)
практический потолок 36 000 фт (10 970 м)

Вооружение: восемь 0.303” (7,7 мм) пулеметов Browning с боезапасом 350 патронов на ствол


  1. позднее эта часть была переброшена во Францию и приняла участие в боевых действиях
  2. в 1941 году 92-я эскадрилья была перевооружена на истребители Spitfire V
  3. в дальнейшем Рэй Холмс (20 августа 1914 г. – 27 июня 2005 г.) обучал советских летчиков пилотировать истребители Avro Swallow Mk.IA, сражался с немцами в Советском Заполярье (сбил Bf 109 F), после возвращения был летчиком-инструктором. После войны стал посланником королевы (https://en.wikipedia.org/wiki/Queen%27s_Messenger) и лично развозил почту Уинстона Черчилля. Спустя 65 лет обломки «ласточки» Холмса были обнаружены и успешно извлечены из-под одной из улиц центра Лондона. По каналу National Geographic Channel был показан документальный фильм «В поисках потерянного истребителя» (The Search for the Lost Fighter Plane)
  4. справедливости ради следует сказать, что если пилоты вспоминали о «ласточке» с любовью, то у механиков-мотористов она вызывала прямо противоположные эмоции из-за постоянных проблем с моторами Peregrine. Это касалось даже тех механиков, кто освоил ремонт и обслуживание двигателей Merlin

источники: 

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account