Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

1

Еще одна статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.

Два H-образных мотора от Fairey отличаются по концепции и конструкции от уже описанных двигателей. Смелый замах от фирмы с опытом моторостроения мало отличным от нуля.

Сначала про опыт. Он ограничивался попыткой соорудить V-образный 12цилиндровый двигатель под названием Prince мощностью в классе 700л.с. Всего в начале 30х было сооружено три агрегата в двух модификациях: Fairey V-12 Prince I и Super Prince II. 

Третий "Принц" был совершенно иной конструкции. Почему он сохранил прежнее именование — загадка, возможно из соображений секретности, а возможно потому что использовал те же цилиндры. Fairey H.16 Prince III представлял собой фактически два спаренных восьмицилиндровых оппозитника, работающих каждый на свой вал и на свой пропеллер — валы были коаксиальными, а винты, естественно, соосными, противовращения. Цилиндры располагались вертикально, охлаждение — жидкостное, газораспределение — тарельчатые клапаны, двухскоростной одноступенчатый нагнетатель. Для каждой половины была своя топливная система, система снабжения маслом и т.д. Так что моторы Fairey H-образными фактически не были. 

Fairey P.24 Monarch (Prince 4) повторял "Принц Третий", однако цилиндров было 24 по 12 в каждой группе. Нагнетатель "Монарха" был двухступенчатый четырехскоростной — речь скорее всего идет о двух отдельных нагнетателях (одна ступень/две скорости), работающих каждый на свой блок. "Принц" рассчитывался на мощность около 1500л.с, "Монарх" — около 2200л.с (с перспективой до 3000л.с.).

1. Экземпляр Fairey P-24 хранится в Fleet Air Arm Museum, Yeovilton.

Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

Разработка семейства моторов началась в 1935 году под руководством главного конструктора моторостроительного отделения фирмы A.G.Forsyt, хотя первые прикидки начались еще в начале 30х. Первый экземпляр "Монарха" в октябре 1938 был установлен на Fairey Battle (K9370). (Вообще возникает недоумение — зачем нужен был Folland 43/37 если почти все британские моторы прошли через чудо-самолет Battle?) Благодаря своей конструкции двигатель замечательно подходил для авиации флота: при как бы одномоторности надежность была как у двухмоторного самолета ибо отказ одной половины мотора не приводил к прекращению работы половины второй.

В период 39-41гг "Монарх" прошел ряд испытаний, ресурс в 50 часов был получен в 1939, в 41ом мотор проработал 15 часов на максимальной мощности около 2200 л.с. и налетал 87 часов на "Бэттле". По-видимому в 1941 году было принято решение о том, что в Великобритании выпускать двигатели Fairey не будут, а вот в США — почему бы и нет? В декабре 1941 самолет с "Монархом" и еще одним дополнительным "Монархом" был передан в США, налетал там еще 253 часа на испытаниях и был передан англичанам обратно через 18 месяцев. Отзывы были о моторе скорее отрицательными: некоторые конструктивные особенности были сочтены спорными, другие — не соответствующими американским стандартам, третьи препятствовали дальнейшему развитию мотора. На удивительную особенность указывают отчеты из США — отсутствие противовесов на коленвале. Странная экономия на весе! Двигатель работал, но до его окончательной доводки требовалось по мнению американцев 2-3 года, желания тратить время на это и нехватка производственных мощностей поставила крест на идее выпуска мотора в США. А ведь предполагалось ставить его на P-47 и "Тайфун"!.. А еще на Fairey Barracuda, Fairey Firefly, Blackburn B.20… 

В 1943 году история двигателя закончилась.

2. Fairey Battle c Fairey H.16 Prince III (???)

Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

3. Fairey Battle с Fairey P.24 Monarch на испытаниях в США

Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

4. Fairey P.24 Monarch

Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

5. Fairey P.24 Monarch

Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

На испытаниях в США Fairey P-24 Monarch показал следующие характеристики:

Взлетная мощность 2140 л.с. на 3000об/мин
Мощность: 2030л.с. при 2600об/мин на высоте 1524м, 1780л.с. при 2600об/мин на высоте 3657м
Максимальная мощность: 2100л.с. при 3000об/мин на высоте 1828м, 1850л.с. при 3000об/мин на высоте 3962м

Американцы отчего-то пожадничали и все испытания проводились на 87 октановом топливе.

Про Prince III информации еще меньше, чем о "Монархе". Источники утверждают что он испытывался на Fairey Battle, более пожалуй ничего определенного нет.

ТТХ

Британские H-образные. Часть 5. Fairey Prince и Monarch

Данные о весе двигателей сомнительны. Как впрочем и другие.

Источники:
http://www.ww2aircraft.net/forum/aviation/fairey-aero-engines-any-good-info-30710.html
http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php/topic,986.msg24496.html#msg24496

Кроме уже описанных поршневых авиадвигателях встречаются упоминания о британских проектах H-образных моторов: 

         Rolls-Royce H24 Merlin — аналогичен по схеме "Монарху" с блоками цилиндров от "Мерлина";
         Napier H32 — 32х цилиндровый Sabre);
         Fairey Queen;

возможно есть другие проекты.

источник: http://p-d-m.livejournal.com/155199.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account