Содержание:
История создания
Бронированная дозорная машина «Акулина» была разработана в 1907 г. в «зеленом» КБ Обуховского завода (секретное КБ по разработке бронетехники). К тому времени бронеавтомобили уже были изобретены, но было ясно, что их применение ограничено необходимостью движения строго по дорогам. Задача ведения разведки и боевых действий вдоль дорог также имелась, но бронированные гражданские трактора или грузовики не в полной мере соответствовали этой задаче.
Поэтому и была разработана узкоспециализированная дорожная бронемашина для передовых дозоров. Требования к этой машине — стойкость к ружейно-пулеметному огню, минимальная масса и цена, максимальная технологичность, использование стандартных комплектующих, и чтоб хоть как-то ездила по дорогам.
Откуда пошла бифуркация?
Возникает вопрос — откуда в России 1907 года взялся промышленный потенциал, позволяющий разрабатывать и строить собственную бронетехнику? Этот вопрос выходит за рамки статьи, но так и быть, предложим альтернативный вариант развития страны.
Реформы начались сразу после восстания декабристов.
Для начала была проведена полная переаттестация дворянского сословия под лозунгом «Кто не работает, тот не ест». Дворяне призваны служить Царю и Отечеству. Кто служит — тем слава и почет (и жалование), кто не служит — извините.
Церковь была отделена от государства. Не справляетесь с духовным окормлением, чему яркий пример декабристы и прочие якобинцы? Извините.
Личности типа Герцена и прочий подрывной элемент должны разделить судьбу Сократа в соответствии с негласным законом «Об антиправительственной деятельности».
Проблема попаданцев. Все попаданцы должны зарегистрироваться в Третьем отделе. Незарегистрировавшиеся попаданцы считаются агентами иностранного влияния. Со всеми вытекающими.
Крепостное право сохраняется. Но крепостные, прикрепленные к данной общине, считаются лично свободными. Работа на барщине производится за плату в соответствии с коллективным договором-подрядом. Что приводит к появлению колхозов с капиталистическим уклоном.
И главное — Декрет о земле. Земля объявляется собственностью государства и сдается в аренду тем гражданам, которые могут за нее заплатить. Тем самым искусственно внедряются товарно-денежные отношения и ускоряется развитие капиталистического способа производства.
Но вернемся к «Акулине».
Описание конструкции
Прежде всего — решетка воздухозаборника радиатора а-ля Студебеккер просто нарисована на лобовом листе для придания солидности внешнему виду. Никакого радиатора в машине нет, так как двигатель имеет воздушное охлаждение и расположен сзади. См. рис.
Корпус несущий, собирается из 15-ти стальных катанных листов на кондукторе методом электродуговой сварки. Ужатые габариты корпуса позволили при приличной толщине вертикальной брони уложиться в массу до тонны (960 кг). После сварки производится окраска корпуса, и, по мере поступления комплектующих, выполняется полная сборка машины.
Двигатель — стандартный, рядный двухцилиндровый двухтактный Д2а. Автомобильная версия авиационного Д2, дефорсированного до 20 л/с.
КПП — стандартная автомобильная планетарная двухскоростная.
Задняя передача отсутствует. Для движения задним ходом необходимо заглушить двигатель и запустить его в обратном направлении (конструкция двигателя это позволяет). Перезапуск двигателя выполняется не выходя из машины, так как двигатель установлен под задним сиденьем и имеется доступ из салона. Однако, длительное движение задним ходом не рекомендуется, так как при этом горячий воздух и часть выхлопных газов будут поступать в салон.
Крутящий момент на заднюю ось передается посредством цепной передачи.
При благоприятных дорожных условиях ведущим является одно только заднее правое колесо. При ухудшении сцепления с дорожным покрытием специальная нормально-разомкнутая муфта позволяет подключить заднее левое колесо.
Колеса — стандартные, от 1-тонного грузового а/м.
Тормоза установлены на передние колеса. Привод тормозов — тросовая тяга. Ручной тормоз устроен очень просто — рычаг ручного тормоза фиксирует педаль тормоза в прожатом положении.
Вооружение
В 1900 г на вооружение принята 9-мм линейка безрантовых патронов на бездымном порохе — пистолетный, карабинный и винтовочный. Соответственно — 9х19, 9х35 и 9х70. Под карабинный патрон разработан ручной пулемет с боковым 40-ка зарядным магазином. Этот пулемет оказался неудобен для использования в пехоте. На замену ему были разработаны ручной пулемет с нижним 20-ти зарядным магазином и ротный станковый пулемет с ленточным питанием. Под тот-же патрон.
А производство 40-ка зарядного пулемета было продолжено в ограниченном объеме в целях вооружения бронетехники.
«Акулина» штатно вооружается двумя такими пулеметами, хотя возможно использование и любого другого ручного стрелкового оружия, так как стрельба ведется через бойницы.
Некоторое количество БРДМ использовались для проведения войсковых испытаний автоматических гранатометов и динамореактивных пушек. Недостатком этих систем было то, что стрельба могла вестись только вперед в узком секторе, а вбок и назад экипаж мог стрелять только из личного оружия – пистолетов и пистолет-пулеметов. Поэтому такие варианты вооружения “Акулины” не нашли широкого распространения.
Сравнение с современниками
«Акулина» на фоне «Остина». Легко заметить, насколько «Акулина» компактнее. За счет этого она имеет намного лучшее бронирование (10 мм против 4-х). При этом «Остин» весит 3…4 тонны, то есть намного тяжелее, а ранние образцы имели 30-ти сильный двигатель. Получается, что «Акулина» с ее мотоциклетным моторчиком даже превосходит «Остин» по энерговооруженности. Скорость по шоссе все-таки немного больше у «Остина», сказывается автомобильное происхождение.
Проходимость вне дорог плохая у обоих.
Вооружение формально одинаковое – два пулемета. Но у «Остина» преимущество так как патроны мощнее и дальность стрельбы больше. Зато у калибра 9 мм лучше останавливающее действие. А еще, в 9-мм пулю без проблем ставится трассер, что облегчает прицеливание, и на средней дистанции точность выходит лучше, чем у станкового пулемета 7,62. Это можно долго обсуждать, но конечно ручные пулеметы послабее станковых. Но и дешевле раз в 10.
Да и вся машина обходится намного дешевле, чем обошлись бы импортные броневики.
И важнейшее преимущество «Акулины» – возможность серийного выпуска на отечественных предприятиях.
Башенная модификация
Существовал вариант конструкции БРДМ с вооружением ротным пулеметом, установленным во вращающейся башне.
Единственный смысл такой модификации – намного больший боекомплект пулемета с ленточным питанием. Еще можно предположить, что у станкача кучность лучше, чем у ручника. Но это при стрельбе с места. А в движении – наоборот.
С технологической точки зрения башня является сильным усложнением конструкции. Почему завод и тормозил этот проект. Цилиндрическую часть башни надо вальцевать, а вальцевателя нет. Поставили вальцеватель, но вышло ограничение по толщине листа не более 5 мм. Как быть? Далее – башня из 5 мм листа уже весит вместе с пулеметом 80 кг. Как ее вращать? Как под нее делать погон? Механизм вращения – это еще большее усложнение, чего не хотелось бы, да и не на чем сделать.
Все-ж таки военные добились своего, поставили башню упрощенной конструкции.
Но за то пришлось уменьшить экипаж до 2-х человек. В результате очень сильно ухудшилась обзорность, а это важнейший параметр для дозорной машины.
И еще вдруг выяснилось, что в первые минуты боя два ручных пулемета превосходят один станковый. К тому же могут одновременно вести огонь по двум целям.
Поэтому было решено иметь в штате разведбата пехотной дивизии всего одну башенную «Акулину» из пяти положенных по штату.
А с началом войны от выпуска башенной модификации и вовсе отказались в пользу увеличения выпуска безбашенной трехместной БРДМ.