2

 

БПК для ПМВ

(Вспомогательный противолодочный крейсер «Пророк Илья» императорского флота альтернативной Российской Империи. Проект 1916 года)

Прошу прощения, но никакой альтернативы я под этот странный корабль придумывать не стал, поскольку просто не представляю себе более-менее реалистичных условий для его появления – ну если, конечно, это не совсем уж альтернативная Россия из напрочь параллельного мира.

В общем, просто захотелось сделать корабль-вундервафлю, сконцентрировавший в себе все доступные в то время средства противолодочной борьбы.

БПК для ПМВ

Поэтому, я ограничусь лишь описаловкой к рисунку.

Итак. Это большой (прим. 150 м в длину и более 10 тыс. т водоизмещения) пароход. Одно­винтовой. СУ – паровая машина тройного расширения или турбина (может быть даже того же типа, что стояли на «Новиках»?) и 4 паровых котла. Общая мощность СУ 10-12 тыс. л.с., обес­печи­вающие максимальную скорость не менее 16 уз.

Пароход вооружён 4 102-мм орудиями на бортовых спонсонах (в перспективе – могут быть заменены на универсальные пушки того же калибра) и 4 40-мм автоматическими пушками «Виккерса». Две на площадках (боевых марсах) над грузовыми стрелами и ещё две на юте. А ещё в комплект артиллерийского вооружения входят два 102-мм бомбомёта, конструктивно выполненных по схеме миномёта Стокса и служащих для стрельбы сугубо осветительными снарядами.

Таким образом, и по тоннажу и по составу артиллерии, это уже именно вспомогательный крейсер.

Кроме того, корабль несёт большой запас разнокалиберных глубинных бомб, для сброса которых, ниже верхней палубы, оборудован специальный балкон-полуют.

Дополнительным вооружением можно считать два противолодочных моторных вельбота. Вельбот вооружён одним однотрубным 381-мм торпедным аппаратом, неподвижно закреплённым в носовой части под верхней палубой, приспособлениями для сброса глубинных бомб на корме (от 2 до 6 ГБ в зависимости от их размера и веса) и либо 40-мм автоматической пушкой «Виккерс», либо 47-мм скорострельной однозарядной пушкой «Гочкис», на палубе. Также в комплект вооружения вельбота входит один пулемёт. Интересной фишкой оснащения вельбота является т.н. "буксируемая глубинная бомба". Поскольку максимальная глубина погружения ПЛ того времени была относительно невелика, чтоб прочёсывать район вероятного нахождения погрузившейся субмарины не расходуя боекомплект, используется лебёдка с тросом, на конце которого закреплена достаточно мощная и тяжёлая глубинная бомба. Опустив её на глубину – чуть больше максимальной глубины погружения субмарины, вельбот даёт крейсерский ход, ещё сдаёт трос и начинает натуральный троллинг, в качестве трофея которого выступает субмарина, а в качестве блесны – та самая ГБ. Этот способ итальянские ВМФ использовали ещё во ВМВ.

Главной же фишкой крейсера является его авиационное оснащение, включающее в себя до 8 поплавковых аэропланов, 2 дирижабля мягкой или полужёсткой конструкции объёмом до 4 тыс. кубометров, один привязной змейковый наблюдательный аэростат объёмом 715 кубометров и 4 простых аэростата объёмом по 37 кубометров, служащих для подъёма антенны «беспроводного телеграфа» особо дальнего действия.

Аэроплан, стартуя с катапульты, может поднять в воздух либо двух человек (пилот плюс наблюдатель с соответствующим оборудованием и ручным пулемётом «Мадсен»), либо одного пилота, пулемёт «Максим» и две двухпудовые авиабомбы.

При взлёте с ровной поверхности моря (в штиль или около того) возможен взлёт с двумя авиаторами, полным комплектом оборудования и двумя пудовыми бомбами.

Время патрулирования аэропланом с полной боевой нагрузкой по топливу до 2 часов. Время патрулирования с минимальной боевой нагрузкой – до 3,5 часов.

Максимальная скорость аэроплана (с двигателем «Рено» мощностью 220 л.с.) до 130 км/ч. (Возможно, это будет модификация классического М-9 Григоровича?).

Аэропланы хранятся в ангаре под палубой в передней части корабля (до 4 машин в частично собранном виде, либо до 8 в разобранном). Грузовые стрелы служат не только для подъёма гидропланов с воды, но также для подачи их в трюмный ангар, из ангара на палубу, или на специальную тележку-подъёмник, подающую аэроплан на разгонный трек катапульты. Соответственно ещё по самолёту могут храниться на верхней палубе и на тележке – либо прямо на катапульте (т.е. уже до 10 машин).

Всего штатно, корабль несёт 6 однотипных гидросамолётов.

Изрядная часть корабля предназначалась для базирования «воздухоплавательного отряда», в т.ч. двух дирижаблей мягкой или полужёсткой конструкции объёмом до 4000 кубометров.

В качестве СУ, на дирижаблях полужёсткой конструкции устанавливались два двигателя «Сальмсон» мощностью по 150 л.с. разгонявших воздушный корабль до скорости более 90 км/ч. Дирижабли мягкой конструкции оснащались одним мотором «Рено» мощностью 220 л.с. обес­печи­вавшим скорость до 75 км/ч.

Полезная нагрузка дирижаблей может доходить до 1500 кг, а время патрулирования до 9 часов.

Стандартный «комплект» включал в себя двух пилотов, двух летнабов, радиостанцию, пулемёт «Максим» или «Мадсен», 4 пудовые или 2 двухпудовые бомбы и от 2 до 4 глубинных бомб (в зависимости от калибра).

Для обслуживания дирижаблей, на корабле имеется станция получения водорода произ­во­дительностью 300 кубометров в час и хранилище для водорода объёмом до 4 тыс. кубо­метров (газ закачивается в 300 специальных баллонов под давлением 150 атмосфер).

Для хранения ферм полужёстких кораблей и гондол, служат два больших подпалубных ангара-пенала без крыш. Оболочки складываются и хранятся прямо на палубе, укрытые от непогоды высокими и прочными фальшбортами. Все аэростаты хранятся в трюмном ангаре.

Чтобы исключить попадание на обшивку дирижаблей и аэростатов искр из трубы корабля, на её верхушке смонтирован специальный многосекционный сетчатый искрогаситель.

Для швартовки дирижаблей используется высокая причальная мачта. Дирижабль плавно догоняет корабль и сбрасывает на его палубу швартовый конец. Швартовый конец закрепляется на специальной тяге мачты, которая в свою очередь подтягивает корабль к площадке обслуживания.

Дирижабли используются не только для дальнего патрулирования, но и в качестве грузового авиатранспорта (полезная нагрузка в этом случае до тонны).

Кроме дирижаблей, для постоянного наблюдения за окружающей обстановкой на борту имеется обычный привязной «сухопутный» змейковый аэростат объёмом 715 кубометров, который в ходе выполнения кораблём боевой задачи по поиску субмарин противника постоянно дежурит над ним на высоте до полуверсты (по длине троса).

Ещё, наверное, стоит отметить комплекс конструктивной противоминной и противоторпедной защиты корабля.

Он состоит из трёх «эшелонов».

Первый – это обычные флотские противоминные параван-защитники, с которыми корабль может двигаться, практически не снижая крейсерской скорости в 12-14 узлов.

Второй эшелон – это очень широкие бортовые наделки-були. Их особенностью является то, что если обычно эти самые були увеличивают грузоподъёмность корабля, то на этом наоборот, служат балластом. Дело в том, что верхний вес получается довольно большим, что ухудшает остойчивость. У простых коммерческих судов эта проблема решается принимаемым балластом. Здесь роль балласта выполняют те самые бортовые були. И они не простые! Мало того, что они изготовлены из стали довольно большой толщины, так носовая и кормовая оконечности (те, что имеют сложную конфигурацию) ещё и наполнены песком. Средняя же часть по всей длине имеет вставку в виде трубы большого диаметра из довольно тонкой и мягкой стали, служащей сминаемым элементом, поглощающим силу взрыва торпеды (что-то вроде ПТЗ Пульезе). Всё пространство вне трубы заполнено водой (тоже призванной гасить взрывную волну), а сама труба разделена на 12 герметично изолированных секций, в каждой из которых может быть хоть вода, хоть воздух, по усмотрению командира корабля и по обстановке (например, для вырав­ни­вания крена или регулировки осадки).

Сами були находятся ПОД поверхностью воды, на глубине, позволяющей гидропланам, вельботам и шлюпкам спокойно подходить к борту.

Наконец, третий эшелон – это двойной борт подводной части корабля (как и днища), прочная продольная противоторпедная переборка (правда, опять-таки из неброневой стали) и деление всей подводной части корабля на 12 водонепроницаемых отсеков (выше не получится из-за больших авиаангаров).

По запасам продовольствия, воды и топлива, автономность крейсера не менее 100 суток.

Вот такая вундервафля альтернативного Р.И.Ф., которая могла бы войти в строй уже в 1917 году.

 

Р.С. К нарисованию этакого чуды-юды, меня подтолкнуло случайное знакомство с испанским гидроавиатранспортом «Дедало».

Привожу несколько его фоток.

БПК для ПМВ

Тут, правда, наоборот, корма отдана под гидросамолёты, а носовая часть – база воздухо­плавательной группы, что, на мой взгляд – не самое удачное решение, ведь дирижаблю гораздо удобнее швартоваться с кормы, догоняя корабль, а самолётам для старта чрезвычайно полезна носовая катапульта, которой на «Дедало» нет.

Для тех, кого «Дедало» заинтересовал, его ТТХ:

Водоизмещение – 9900 т (в т. ч. 3000 т чугунных чушек постоянного балласта!)

Размерения: длина – 127,72 м, ширина – 16,78 м.

Экипаж – 398 чел.

СУ – 4-х-цилиндровая ПМ тройного расширения в 2200 л.с.

Максимальная скорость – 11,8 уз.

Вооружение:

2 105-мм орудия Круппа, 2 57-мм пушки Норденфельдта.

Авиаоснащение:

20 гидросамолётов, 2 дирижабля объёмом до 3500 кубометров, 1-2 больших привязных аэростата объёмом 1100 кубометров, несколько малых аэростатов.

Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account