Борис Иванович Черановский и его «параболы». Часть 3
БИЧ-5 (БИЧ №5)
В 1926 г., развивая свои идеи, Черановский разработал проект двухмоторного тяжелого бомбардировщика «летающее крыло». В целом, по своим характеристикам и задачам предполагаемый самолет соответствовал бомбардировщику ТБ-1 (АНТ-4) конструкции ЦАГИ с которым сравнивался. Выбранная схема, в частности, обеспечивала очень хорошую обороноспособность. В 1927 г. была построена продувочная модель, исследования которой показали эффективность использования рулей высоты и элеронов, имеющих профиль с обратной выпуклостью. В одном из первых вариантов БИЧ-5 указывались: размах крыла 27 м, хорда крыла максимальная 7,5 м, полетный вес 5600 кг.
12 августа 1926 г. под обозначением БИЧ-5 Черановский предложил проект пассажирского самолета на 28 пассажиров. Предполагалось использовать два двигателя BMW мощностью по 185 л.с. Называлась ориентировочная стоимость осуществления проекта – 18 000 рублей.
На практике ни один из вариантов БИЧ-5 не был реализован, основные идеи, заложенные в проекте, осуществили на самолете БИЧ-7 в 1928-1929 гг.
БИЧ-6 (БИЧ-VI) «Дракон»
Под этим обозначением значится одноместный планер-паритель, построенный по проекту Б.И. Черановского в 1927 г. Аппарат отличался значительным удлинением крыла (18,3) с параболической передней кромкой. Конструкция крыла трехлонжеронная, передняя кромка, а также фюзеляж обшиты фанерой. БИЧ-6 строился специально для участия в 4-х планерных состязаниях. Спешка при его постройке сказались на невысоком качестве изготовления. Впрочем, испытания, которые произвел летчик С.Корзинщиков, показали высокие летные достоинства «Дракона».
БИЧ-7 (БИЧ-VII)
Постройка этого самолета была предпринята после получения обнадеживающих результатов аэродинамических исследований модели БИЧ-5. Так как реализация столь крупного объекта как БИЧ-5 вызывала сомнения, осенью 1926 г. последовало решение продолжить опыты с «параболами» Черановского, построив еще один небольшой самолет под обозначением БИЧ-7. Предполагалось, что летные данные БИЧ-7 будут сравнительно неплохие, однако, прежде всего, волновали вопросы устойчивости и управляемости. В качестве необходимого условия указывалось, что БИЧ-7 должен выполнять фигуры высшего пилотажа.
Самолет проектировался и строился в 1928 г. совместно с группой слушателей Академии Военно-Воздушного Флота на средства Осоавиахима, Авиатреста и НТК УВВС. Двухместный БИЧ-7 во многом повторял БИЧ-3, но с увеличением размеров, был оснащен двигателем Бристоль «Люцифер» мощностью 100 л.с. Представлял собою «летающее крыло» в форме «параболы», на концах которого размещались рули поворота. Шасси одноколесное, с боковыми костылями.
Полетные испытания БИЧ-7 показали сложность управления при совершении взлета и посадки. Кроме того, рули поворота оказались недостаточно эффективны, поэтому в дальнейшем самолет переделали в следующий тип БИЧ-7А.
Б.И.Черановский позднее в отношении полетов БИЧ-7 записал:
«Пилот Юлиан Пионтковский вместе со своим братом Яном Пионтковским, совершили три пробных испытательных полета над аэродромом на большой высоте».
БИЧ-7А «Парабола»
В период 1926-1930 гг. Б.И. Черановский работал в Центральном Совете Осоавиахима в секции спорта. В 1930 г. он поступил на завод №39 конструктором, где короткое время спустя значительно модернизировал БИЧ-7 под обозначением БИЧ-7А, который во всех отчетах официально именовался «Парабола». Было оборудовано нормальное двухстоечное шасси, закрытая кабина летчиков и мощное однокилевое оперение. Все работы велись на заводе опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ (27 августа 1931 г. ЦКБ и ЦАГИ объединили в единую организацию – ЦКБ-ЦАГИ.
Самолет сдали для проведения испытаний 11 августа 1932 г. 14-15 августа на Центральном аэродроме Москвы состоялись первые подлеты, которые обнаружили ряд мелких недостатков и недоделок. После их устранения, 19 октября 1932 г. состоялся первый полет по кругу на высоте 1000 м. Последующие полеты, предпринятые 23, 26 и 27 октября, выявили высокое давление на ручку управления. Недостаток устранили введением небольшой регулируемой пластинки на задней кромке руля высоты. До 21 декабря 1932 г. БИЧ-7А выполнил 15 полноценных полетов.
Официальные летные испытания БИЧ-7А, целью которых стало выявление летных качеств, характеристик устойчивости и управляемости, велись в ЦАГИ в период с 15 по 25 марта 1933 г. Руководил испытаниями инженер Ю.А. Победоносцев, летали Благин и Корзинщиков.
Признавалось, что для имеющейся нагрузки на крыло аэродинамические данные достаточно хорошие, самолет вполне устойчив и легко управляем на всех режимах полета вплоть до скорости 193 км/ч при центровке 38% САХ.
Мотор «Люцифер», заводской №1079, работал неудовлетворительно – этот двигатель отличался неуравновешенностью и заметной тряской в работе. В дальнейшем предлагалось использовать отечественный двигатель М-11 мощностью 100 л.с.
Конструкция БИЧ-7А оценивалась как перетяжеленная, в случае уменьшения полетного веса ожидались более высокие летные показатели. Общим выводом стало признание целесообразности дальнейшего изготовления новых, более совершенных с конструктивной стороны, самолетов бесхвостого типа по испытанной схеме. Б.И. Черановский за создание БИЧ-7А был награжден Орденом Красной Звезды.
БИЧ-8 «Треугольник»
В 1928 г. в мастерских Академии Воздушного Флота параллельно с самолетом БИЧ-7 был построен бесхвостый планер упрощенной схемы и конструкции БИЧ-8 «Треугольник» (произошло повторение названия планера образца 1925 г.). Элероны и стабилизатор у этого аппарата размещались вдоль задней кромки крыла, рули поворота – на концах крыла. Кабина пилота выступала над крылом.
БИЧ-8 был испытан в полете и показал хорошие летные характеристики. Впоследствии, в ходе двухлетней эксплуатации, был облетан многими планеристами. В числе других на планере летал С.П. Королев, который предложил использовать его в качестве ракетоплана. Идея была частично осуществлена на планере БИЧ-11.
источник: Михаил Маслов «Б.И. Черановский и его «параболы»» // «Авиация и космонавтика» 2016-04, с. 51-53