Бомбардировщик Douglas SBD «Dauntless». США. Когда скорость действительно не важна
Простите, летающая дубина из 1000 «Крепостей» — оружие питекантропа. Можно сколько угодно критиковать Ju-87 и Пе-2, но это были шпаги для точной работы. Потому все эти В-17, В-24 и В-29 оставим на очень далекое потом.
А сегодняшний наш герой был совершенно из другой оперы. Douglas SBD «Dauntless» (дальше пойдет в русской транскрипции), пожалуй, это самый известный флотский бомбардировщик США.
История его весьма примечательна тем, что он был списан еще до начала войны, а вышло так, что самолет принял участие во всех крупнейших морских сражениях. Более того, именно «Бесстрашные» топили сливки японского флота на протяжении всей войны, а за 1942 год именно экипажи этих самолетов приговорили больше японских кораблей, чем все остальные морские самолеты вместе взятые.
Я бы перевел «Dauntless» как «Безбашенный». Башен, во-первых, не было, а во-вторых, действительно, чтобы воевать на этом бомбардировщике, надо было быть чуть менее титановым парнем, чем пилот «Суордфиша».
Итак, начинается история героя битвы за Мидуэй, которая стала тихоокеанской Курской битвой и после которой японский императорский флот по большому счету, сказал: 終わり, то есть «все».
Все началось в 1932 году, когда некто Джон Нортроп покинул компанию «Дуглас Эйркрафт» чтобы основать собственную фирму в Эль Сегундо (Калифорния).
«Дугласы» были ребятами практичными, и, считая Нортропа гением в плане авиационной инженерии, помогли деньгами и вообще старались дружить, коль так вышло.
Забегая вперед, скажу, что оно того стоило. Нортроп действительно был классным инженером, создававшим действительно продвинутые самолеты. Только порой они были очень дорогими. А так — Р-61 «Черная Вдова» и В-2, который пошел в серию после смерти Нортропа — как пример.
За время работы в собственной компании Нортроп создал несколько реально удачных самолётов, отличавшихся весьма приличными характеристиками («Гамма» и «Дельта»), долгое время работавших на почтовых линиях США.
Но звездный час Нортропа наступил в 1934 году, когда Военно-морское бюро аэронавтики объявило конкурс на разработку нового специализированного пикирующего бомбардировщика. Пришла пора менять кучу старых бипланов разных марок на что-то более современное.
«Брюстер», «Мартин» и «Воут» предложили на конкурс бипланы, потому представленный Нортропом проект цельнометаллического моноплана с несущей обшивкой и нижним расположением крыла был признан лучшим.
Прототип получил название XBT-1 и пошел по испытательным ступеням наверх.
Самолет имел много новшеств и передовых решений, не применявшихся до того при конструировании самолетов. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан, главные стойки шасси убирались в довольно большие обтекатели на нижней части крыла, оставляя полуоткрытыми нижние части колес.
Ради прочности, которая необходима пикирующему бомбардировщику, ведущий конструктор Хейнеманн применил безлонжеронную структуру крыла с сотовым заполнителем. Это не новшество, такое крыло было на первом почтовом самолете Нортропа «Альфа», а потом ее с успехом применил «Дуглас» в своем DС.
Но возникла проблема: сотовая конструкция крыла не позволяла разместить механизм складывания крыльев, а заказывали-то самолет морского базирования!
Как это ни странно, но XBT-1 стал единственным самолетом с крылом такой конструкции, принятым Флотом США. Для того, чтобы как-то компенсировать отсутствие складывания крыльев, Хейнеманн сократил размеры самолета настолько, насколько это было возможно. В итоге это был один из самых компактных бомбардировщиков в мире.
Затем были испытания, по итогам которых в 1936 году ВМС США заказали серию из пятидесяти четырех машин под обозначением BT-1. Новые пикирующие бомбардировщики вошли в состав авиагрупп новых же авианосцев «Йорктаун» и «Энтерпрайз».
И тут начались неприятности. Новые бомбардировщики продемонстрировали просто букет проблем, к которым пришлось отнестись более чем серьезно. Курсовая неустойчивость на малых скоростях, низкая эффективность элеронов и рулей на малых скоростях, а способность самолета самопроизвольно начать крутить «бочку» при резком увеличении оборотов двигателя, вообще привело к нескольким катастрофам с человеческими жертвами.
В общем, Военно-морское бюро решило больше не заказывать BT-1.
Казалось, все? А вот и нет. Прагматичность американцев сыграла здесь определенную роль, и в контракте были заложены расходы на создание следующего прототипа. Это спасло все, и пока в бюро лихорадочно соображали, что же делать с внезапно нелетающим счастьем ВТ-1, Нортроп спокойно так проанализировал случившееся, сделал выводы начал работы, благо, средства на это тоже были заложены в контракт.
Был заменен двигатель («Твин Уосп Джуниор» на более мощный 1000-сильный Райт XR-1820-32 «Циклон»), двухлопастной винт заменили на трехлопастной, да еще и изменяемого шага. И… ничего! ХВТ-2 не показал ничего отличного от предшественника. Проблемы остались на том же уровне.
Нортроп не сдался, и договорившись с НАСА, загнал самолет в аэродинамическую трубу. И вот, наконец, был найден источник проблем.
Бомбардировщик был аэродинамически облагорожен. Главным достижением в этом плане стало полностью убираемое шасси. Здоровенные обтекатели полуубираемого шасси исчезли с нижней поверхности крыльев и главные стойки теперь полностью складывались в поперечной плоскости, убирая колеса в ниши нижней части фюзеляжа. Фонарь кабины также был переработан. Хейнеманн перебрал 21 вариант хвостового оперения и 12 различных профилей элеронов, прежде чем была найдена удовлетворительная конфигурация.
Пока ведущий конструктор воевал с машиной, Нортроп проиграл «Дугласу» и сдался. И независимая вроде бы компания «Нортроп» стала частью «Дугласа», от которого, собственно, и отпочковалась.
Зато самолет прошел все испытания и в 1938 году последовал новый заказ на 144 самолета, получивших название SBD-1 (scout bomber Douglas — разведывательный бомбардировщик Дугласа). Изменение с В на SB произошло из-за того, что аббревиатуру «В» присваивали многомоторным бомбардировщикам.
Хотя переименование совершенно не повлекло за собой пересмотр боевых задач.
Тем не менее, самолет был «сыроват». Оружие (два курсовых синхронных пулемета 12,7-мм и один для защиты задней полусферы 7,62-мм пулемет) имело место быть, бомбовое вооружение тоже (одна бомба весом до 726 кг на подфюзеляжном пилоне, и две бомбы весом до 45 кг или две глубинные бомбы на крыльевых пилонах) тоже присутствовало, а вот бронирования не было совсем.
Несмотря на отсутствие бронезащиты экипажа и некоторых других «косяков», самолет был принят на вооружение и первыми SBD-2 получили авианосцы «Энтерпрайз» и «Лексингтон».
Они же первыми и приняли боевое крещение, так как роковым утром 7 декабря 1941 г. «Энтерпрайз» находился в районе Перл-Харбора, возвращаясь после доставки шести Уайлдкэтов на остров Уэйк.
Восемнадцать SBD-2 были подняты в воздух для разведки в районе к западу от авианосца перед приближением к Перл-Харбору и попали в кошмар, устроенный японской авиацией.
Семь SBD были сбиты, однако американцы сбили два «Зеро». Так бомбардировщик открыл свой боевой счет в той войне.
А буквально через три дня, 10 декабря, лейтенант Диксон уничтожил подводную лодку японского Императорского Флота И-70. Первый вражеский боевой корабль, утопленный США во Второй мировой войне, был утоплен «Даунтлессом». И — замечу — далеко не последний.
Дальше – больше. После Перл-Харбора американцы в основном осуществляли рейды с налетами на японские позиции, скорее, тревожащего плана. Но весной 1942 года, защищая Австралию от возможной атаки японского флота, американцы устроили сражение, получившее название «Битва в Коралловом море».
И вот тут «Безбашенные» впервые показали свой нрав. 7 мая они утопили легкий авианосец «Сёхо», а 8 мая весьма серьезно навешали полноценному ударному авианосцу «Секаку». Три бомбы вывели авианосец из строя, и он отправился на ремонт.
Да, японцы не остались плакать по углам и утопили «Лексингтон», но от завоевания Новой Гвинеи и Австралии отказались.
В конце весны 1942 г. появился SBD-3, представлявший собой окончательно доведенный до ума прототип. Все баки были протектированы, появилось бронестекло в фонаре кабины, бронезащита экипажа, пулемет 7,62-мм, защищавший заднюю полусферу был заменен на спарку таких же пулеметов.
Далее была битва за Мидуэй.
Все, в общем, в курсе, как ошибся адмирал Нагумо (и не единожды), все уже в курсе, нам стоит заострить внимание на тактике работы американцев.
Да, без истребительного прикрытия торпедоносцы «Девастейтор» понесли катастрофические потери от атак «Зеро» и огня зенитной артиллерии. Из сорока одного участвовавшего в атаке торпедоносца вернулись на свои корабли только четыре.
Но пока истребители японцев были заняты добиванием последних TBD, на высоте подошли пятьдесят «Даунтлессов». Истребители, которые работали по торпедоносцам, летящим на небольшой высоте, просто не успели ничего сделать. И пикирующие «Безбашенные» сделали свое дело.
«Акаги», «Кага» и «Сорю», палубы которых были заставлены самолетами, готовившимися к взлету, заправленными и снаряженными бомбами и торпедами, превратились в пылающие развалины.
«Хирю», который шел несколько в стороне от основных сил, остался цел и выпустил все свои самолеты против «Йорктауна», который не выдержал атак и был оставлен экипажем.
Но Даунтлессы» с «Энтерпрайза» и уже вышедшего из строя «Йорктауна» разделали «Хирю» как бог черепаху.
Японский корабль долго горел и в итоге был затоплен экипажем на следующий день.
Что же получается? Не самый продвинутый и современный бомбардировщик в компании с далеко не самыми продвинутыми и современными торпедоносцами (о «Девастейторах» в следующем материале поговорим) за несколько часов утопили почти половину авианосного флота Японии.
Многие историки именно битву при Мидуэе считают переломным моментом в войне на Тихом океане. И делают это вполне справедливо.
Несмотря на статус самолета морской авиации, «Даунтлессы» из-за отсутствия складывающихся крыльев не могли использоваться на эскортных и легких авианосцах, которые США начали выпускать в устрашающих количествах.
В 1943 году командование флота решило заменить «Даунтлессы» на новые SB2C «Хеллдайвер», но задержки с производством «Хеллдайвера» оставили старичков в строю не только на весь 1943 год, но и на половину 1944-го.
Но даже когда на палубах авианосцев уверенно прописался «Хеллдайвер», «Даунтлессы» не пошли на распил, а были переданы Корпусу морской пехоты и воевали с сухопутных аэродромов как ни в чем не бывало до конца войны.
Что можно сказать про самолет? Самолет был хорош. Когда проблемы управляемости были решены, все стало просто прекрасно.
Да, скоростью SBD не блистал, это так. Но она ему особо и не была нужна, поскольку если за «Даунтлессов» брались истребители противника, то более ценен был бы секундный залп бортового оружия и возможность маневрировать.
Хвостовая часть фюзеляжа и центроплан выполнялись герметичными, что обеспечивало длительную непотопляемость самолета при посадке на воду. По крайней мере, достаточную для того, чтобы успеть вытащить из кабины стрелка-радиста резиновый плот с запасом воды и продуктов. У пилота, кстати, в кабине устанавливался на козырьке стандартный шлюпочный компас, который можно было легко снять в случае необходимости.
В целом, очень заслуженный самолет, прошедший свой боевой путь с честью и главное – результативно.
ЛТХ SBD-6
Размах крыла, м: 12,65;
Длина, м: 10,06;
Высота, м: 3,94;
Площадь крыла, м2: 30,19.
Масса, кг:
— пустого самолета: 2 964;
— нормальная взлетная: 4 318.
Двигатель: 1 х Wright R-1820-66 Cyclone 9 х 1350;
Максимальная скорость, км/ч: 410;
Крейсерская скорость, км/ч: 298;
Практическая дальность, км: 1 244;
Максимальная скороподъемность, м/мин: 518;
Практический потолок, м: 7 680.
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— два 12,7-мм синхронных пулемета;
— два турельных 7,62-мм пулемета;
— подфюзеляжные крепления для бомб массой до 726 кг и подкрылевые до 295 кг.
Всего было выпущено 5 936 самолётов SBD «Dauntless» всех вариантов.