«Большой торпедный скандал»: Приложение (updated)
Еще одна интересная статья из жж уважаемого Николая Колядко ака
«Большой торпедный скандал» нашёл своё отражение и в американском кинематографе. А именно в фильме «Операция Пацифик» 1951 г. аж с Джоном Уэйном в главной роли. Картина повествует о действиях вымышленной подлодки «Thunderfish» (в русском переводе почему-то именуемой «Гром»), хотя большинство эпизодов боевых действий имеют реальную основу, и похожие события происходили на вполне реальных подлодках Тихоокеанского флота США. Дополнительный интерес фильму придаёт то, что консультантом данной картины был некто по имени Чарльз Локвуд. Скромный вице-адмирал в отставке. Мне, наконец-то, попалась более-менее качественная версия с русской озвучкой, из которой я сделал маленькую нарезку фрагментов, касающихся данной темы.
(поскольку скопировать
Но что лично меня больше всего заинтересовало в этом фильме. С одной стороны, очень технически правильная демонстрация того, как было организовано «сухое» моделерирование перегрузок, испытываемых БЧ торпеды при столкновении с целью на скорости 46 узлов (85 км/ч, 23,66 м/с) с направляющими талями и т.д. – я так подозреваю, что были задействованы люди, организовавшие всё это реальным летом 1943-го (хотя, естественно, в метре от точки падения там никто не толпился). С другой стороны, как не трудно заметить, если общий вид того, что изображает взрыватель Mark 6 Mod. 1 более-менее похоже на оригинал, то хлипкая конструкция, изображающая собственно «исполнительную часть» оного – даже близко ничего общего с реальностью не имеет.
Я не думаю, что это было как-то связано с секретностью. Данная конструкция контактного взрывателя была разработана ещё в Первую Мировую (в лучших традициях стимпанка, в виде «часов с кукушкой») и была заменена на гораздо более примитивную, но зато более надёжную схему с электрозамыкателем в конце того же 1943 г. Скорей, консультанты и авторы фильма попросту решили сделать проблему более наглядной и понятной зрителю. Однако результатом этого стало то, что в 90% публикаций (и в первую очередь англоязычных), посвящённых «Большому торпедному скандалу», вы найдёте неправильное объяснение проблем с контактным взрывателем. Там будет написано, что они были вызваны перекосом бойка, не попадавшего по капсюлю. Что чисто технически невозможно с учётом реального устройства контактной составляющей того взрывателя. В общем, «волшебная сила искусства» во всей красе 🙂
1. Детонатор, 2. Капсюль, 3. Боёк, 4. Ударник, 5. Боевая пружина, 6. Запирающий шарик, 7. Спусковой колпачок, 8. Инерционное кольцо.
А фильм всем рекомендую. Ну а тем, кто ничего не знает про «Большой торпедный скандал»:
- Большой торпедный скандал: Начало
- Большой торпедный скандал: Врожденные болезни
- Большой торпедный скандал: Честь мундира
- Большой торпедный скандал: Не пробил!
- Большой торпедный скандал: Причины и следствия
источник: