Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
13 июня 1514 года вступил в строй крупнейший боевой корабль, построенный в Европе за всю ее предыдущую историю, если не считать полулегендарные морские гиганты античности. Корабль, сделанный по приказу английского короля Генриха Восьмого, представлял собой четырехмачтовую каракку длиной около 50 метров (без бушприта), шириной — 12,5 метров и полным водоизмещением 1500 тонн. Высота борта составляла 8 метров, осадка — 5. Это очень внушительное, по тем временам, судно стало первой серьезной заявкой Британии на роль сильнейшей морской державы и законодателя мировой корабельной моды.
Корабль строился два года на Вулвичской судоверфи. После спуска на воду его назвали по-французски в честь короля "Анри Грэйс а`Дью", что можно перевести как "Благословленный Богом Генрих". Английская знать в те годы (как и русская три века спустя) предпочитала изъясняться по-французски. В обиходе это языколомное для английских матросов название сразу же превратилось в короткое "Грэйт Хэрри", то есть, "Великий Хэрри".
"Хэрри" имел две закрытые орудийные палубы и высокие надстройки на баке и юте. На нижних палубах размещались 43 тяжелых железных и бронзовых орудия на колесных лафетах, а в надстройках и на верхней палубе — 141 вертлюжный фальконет. Таким образом, вооружение корабля составили 184 пушки — невиданный показатель по тем временам. Команда состояла из 700 офицеров и матросов. Дополнительно "Хэрри" мог брать на борт до 300 солдат для использования их в абордажных боях или в качестве морской пехоты. Конечно, в таком случае теснота на палубах была жутчайшая, но тогда это считалось нормой.
Воевать великану почти не пришлось, зато именно на нем Генрих Восьмой в 1520 году прибыл к французскому берегу для переговоров с коллегой Франциском на "Поле золотой парчи". В 1545 году уже довольно старый корабль участвовал в морском сражении с французами при Соленте, но не отметился ничем выдающимся. А еще через восемь лет он, по одним данным, сгорел от опрокинутой свечки, а по другим — был выброшен штормом на берег, где и сгнил.
Для Европы начала XVI века "Грэйт Хэрри", безусловно, был большим достижением, однако, китайцев, даже живших за 100 лет до этого, его размеры бы явно не впечатлили. Ведь в Поднебесной империи уже тогда умели строить корабли, вдвое более крупные, чем этот шедевр британского судостроения.
фантазйное изображение "Анри Грэйс а`Дью" из книги XIX века. Внизу — две современные реконструкции внешнего облика этого судна.