«Блюхероподобные».
Думал тут над артиллерийско-авианесущими кораблями, и в результате черновых работ возникли подобные корабли.
***
Германия, подобно Великобритании, а также подобно Японии, решила строить линейные корабли по типу «молота и наковальни» — мощная наковальня линкоров и быстрый молот крейсеров. Под ударом такой мощи не устоит ни один соперник, да и противодействие противнику не помешает – а то мало ли, вдруг под удар «молота и наковальни» он захочет поставить наши корабли?
Для большей унификации проекта, что Германия, что Великобритания, разрабатывали линейные крейсера на основе линкоров. И хотя, первая четверка немецких линкоров – тип «Нассау» не получила крейсерской поддержки, вторая четверка – типа «Гельголанд» получила необходимое крейсерское дополнение.
Линейные крейсера типа «Блюхер» («Блюхер», «Фон дер Танн», «Зейдлиц», «Мольтке») внешне почти не отличались от «Гельголанда». Такое же размещение – ромбовидной схемой шести башен (правда линейные крейсера имели 283-мм орудия, в то время как линкоры обзавелись 305-мм орудиями). Две мачты, три трубы – впрочем, достраивались крейсера с двумя, но расширенными трубами (при этом, две трубы красились та, что бы издали казалось, что две трубы). Существенным отличием были размеры – линейные крейсера типа «Блюхер» были на 15 метров длиннее, чем линкоры типа «Гельголанд». Изменилась и форма носовой части (подобную носовую часть должны были получить и линкоры, но не судьба). Другим отличием стало вспомогательное вооружение – всего 8 150-мм орудий.
Дело в том, что насчет «крейсерского молота» возникли сомнения – а правильно ли поступает Германия, делая ставку на крейсера в морском сражении? Может вернуться к прежней доктрине – крейсерской? Как-никак, но то, что могут устроить крейсера на коммуникациях, было продемонстрировано в ходе русско-японской войны. Русские крейсера «Рюрик», «Россия» и «Громобой» прекрасно проявили себя именно в качестве океанских рейдеров, свирепствуя на маршруте Япония – США. И было ошибкой русских, прекратить крейсерство и попытаться их соединить с прорывающимися из Порт-Артура кораблями. В результате этой ошибки «Рюрик» потонул, а два других крейсера получили серьезные повреждения.
Конечно, в последствии русские отыгрались – два бронепалубных крейсера «Аскольд» и «Витязь» (тут русские перехитрили японцев делая вид что крейсера небоеспособны) ворвались в японский конвой подобно лисам в курятник, и устроили настоящее побоище сея смерть направо и налево.
Большое желание повторить «Побоище в Корейском проливе», не могло не сказаться на облике немецких линейных крейсеров. Не только желание маскировки — немецкие линейные крейсера должны быть неотличимы от немецких линкоров, но и желание что бы немецкие крейсера ворвались в конвой (скорее всего английский) сея смерть направо и налево, накладывало отпечаток на облик.
Поэтому, немецкие крейсера «Блюхер» постепенно (на этапе постройки) все больше приобретали черт океанского рейдера, которому требовалась большая дальность и высокая скорость, а вот эсминцев можно было и не опасаться.
К схожим выводам пришла и другая страна, на этот раз имевшая непосредственное отношение к русско-японской войне. А именно сама Япония. В Японии так же было решено создать быстроходный корабль, способный вести сражение на оба борта. Прототипом стал, недодредноут «Сацума», который вообще-то и не планировался быть крейсером. Но посчитав, что раз не получается вооружить корабль едиными мощными 305-мм орудиями, а получается или смешанное (305-мм и 254-мм) или единые, но не мощные 254-мм орудия, отдали предпочтения именно крейсерскому варианту.
Сначала удлинили носовую часть (около 15 метров, и придали другие обводы), затем заменили носовые и кормовые башни с 305-мм орудиями, на 254-мм орудия. Так получился – хотя и слабый — линейный крейсер «Сацума». Впрочем, слабость была относительной. Если немецкие линейный крейсера имели по 8 283-мм орудий на борт, то японские по 10 254-мм орудий. Таким образом, доведись «Блюхеру» и «Фон дер Танну» встретиться в бою с «Сацумой» и «Аки», на победа скорее всего досталась бы японцам, имевшим преимущество в скорострельности своих орудий.
Следующие немецкие крейсера – тип «Гебен», должны были представлять дальнейшее развитие идеи «Блюхера». Прежде всего было увеличено водоизмещение – для больших запасов угля.
Вооружение в первом варианте было таким же – 12 283-мм орудий (зато увеличены углы обстрела)
Второй вариант, был усиленным – 7 башен, 14 283-мм орудий.
Но, оба этих варианта были отвергнуты в пользу более перспективного образца.
Над потомком «Блюхера» серьезно поработали – крейсер получил всего 5 башен, но расположенных линейно-возвышенной схемой (благодаря чему на борт могли стрелять все 10 орудий), калибр орудий подняли до 305-мм.
Готовясь к войне с Великобританией, и особенно крейсерской войне, Германия заблаговременно вывела свои линейные крейсера в океан.
Линейные «Блюхер» и «Фон дер Танн» прибыли в Циндао, сменив броненосные «Шархорст» и «Гнейзенау» крейсера (последние всю войну служили на Балтике). «Зейдлиц» и «Мольтке» оказались в Африке.
Начало войны показало, что линейных крейсер на коммуникациях, это хорошо, но, если он не имеет надежной базы, где исправит повреждения – это плохо. Помимо оборудованных портов, другой проблемой оказалась проблема топлива – несмотря на тщательную проработку, система снабжения океанских рейдеров дала сбой, вскоре после начала войны
Хотя немецкие рейдеры и сыграли роль в крейсерской войне, гораздо успешнее они выполнили другую задачу – отвлечение английских линейных кораблей подальше от берегов Европы. Благодаря этому, Флот Открытого Моря, смог добиться победы в Северном море 16 декабря 1914 года, но не смог закрепить успех.