0

 

700 лет назад, в июле 1316 года, в Вюрцбурге был создан Bürgerspital – первый городской дом престарелых и инвалидов на немецкой земле.

К вину можно относиться по-разному: для одних это вредный алкогольный напиток, для других — важнейшая составная часть праздничного застолья. А вот в средневековой Европе вино считалось продуктом первой необходимости, как хлеб. Представьте те времена: кофе и чай были еще неизвестны, молоко быстро прокисало. А воду пить было небезопасно: в городах свирепствовали холера и чума, источники были заражены. Так чем, скажите, можно было утолить жажду без опаски заболеть или отравиться? Правильно, вином! К тому же оно в отличие от пива могло годами храниться в бочках, не теряя своих вкусовых (и прочих!) качеств.

Так стоит ли удивляться, что именно вино было средством платежа — самой надежной денежной единицей в раздробленной на сотни карликовых княжеств Европе? А потому Европа почти не сеяла и не жала — она упорно возделывала виноградники даже там, где в силу климатических условий плодам никогда не суждено было вызреть.

К примеру, в XV веке площадь, отведенная под виноградники на немецких землях, перевалила за 300 тысяч гектаров (сегодня виноградники занимают едва ли третью часть этого количества). В «моем» Кобурге я часто обнаруживаю в лесах остатки террас, где многие века назад тоже пытались выращивать виноград. Можно представить, как морщился герцог, вкушая кислятину.

А всего лишь в сотне километров на юге находится город Вюрцбург (Wurzburg, 1), где вино испокон веков было так вкусно, что за тамошние виноградники (2) велись непрерывные войны. Но этот материал не столько о достоинствах вюрцбургских вин, сколько о том, что виноделие (а вернее немалые доходы от него) в славном этом городе вот уже ровно 700 лет служит во благо нуждающимся жителям.

Благое дело и хитрое

Благое дело и хитрое

На закате жизни

Сегодня часто приходится слышать о «старых добрых временах». Да были ли они на самом-то деле? Ой, вряд ли! Исторические источники утверждают, что все было как раз с точностью до наоборот. Факты свидетельствуют: уделом «простых людей» (а они составляли 90% населения) был труд в поте лица до тех пор, пока хватало сил.

В дальнейшем же приходилось рассчитывать лишь на милость судьбы. Счастливчики доживали свой недолгий (средняя продолжительность жизни в Средние века не доходила и до 40 лет) век где-нибудь в углу у хозяина (в городах это были ремесленники, в деревнях — зажиточные крестьяне).

Понятно, что «нахлебникам» приходилось до конца дней угождать хозяину, и жене его, и собаке хозяйской, чтобы враз не оказаться на улице. Ну можно ли было такое постылое существование назвать жизнью?

Так ведь остальным приходилось еще хуже: состарившиеся работники оказывались ненужными и разбредались по городам, где вынуждены были попрошайничать. Некоторые ради куска хлеба занимались воровством, только был это рискованный промысел: за украденную мелочь могли и повесить прямо на рыночной площади на глазах у горожан — для всеобщего устрашения.

Не совсем соответствуют действительности и наши наивные представления о том, что в Средние века «осень жизни» благополучно проходила в кругу многочисленных детей и внуков. Откуда же им было взяться, если из пяти новорожденных нередко выживал лишь один? А выжившим в младенчестве и детстве надо было «постараться» не умереть позже от какой-нибудь болезни и не быть убитым на очередной войне, затеянной правителем.

Короче, одинокая старость и нищета в те времена становились, увы, незаслуженным уделом очень и очень многих.

По примеру Рима

Состоятельный и знатный житель Вюрцбурга Иоганн фон Штерен (Johannes von Steren) с женой Мергардис оказались первыми на немецкой земле, кто попытался как-то изменить эту привычную для тех лет ситуацию. Примером для них послужило благотворительное заведение для бедных Санто-Спирито (Santo Spirito), которое они посетили в Риме, куда отправились в паломничество.

В далеком 1316 году супруги фон Штерен передали в дар Вюрцбургу свою городскую усадьбу, где под названием «Новый Шпиталь» (Neues Spital) был основан приют для нуждающихся в уходе престарелых и больных жителей. Известное название Бюргершпиталь Святого Духа (Bürgerspital zum Heiligen Geist) появилось лишь в начале XVI века. Как точно перевести старинное немецкое слово Spital на русский язык? Богадельня. Заведение, куда во имя Христа принимают престарелых, немощных, инвалидов.

Условия приема в богадельню были просты. Имущие должны были передать в фонд свое имущество (его ведь не унесешь с собой «туда»). За это им гарантировались проживание, питание, лечение и уход до конца дней. Неимущие же принимались бесплатно.

Винный рай

Одним из главных источников финансирования этого богоугодного заведения служило великолепное вино, получаемое с собственных виноградников. Его было так много, что каждому обитателю вюрцбургской богадельни выдавали около двух литров. В день! Нарушителям же распорядка вино могли заменить водой (ужасное наказание!). Понятно, что нарушителей практически не имелось.

Позже, в XVI веке, ежедневный рацион вина, увы, сократили до 1,2 литра в день. Известно, что сирые и убогие немало возмущались по этому поводу.

Много воды (вина!) утекло с тех пор. Сегодня Bürgerspital zum Heiligen Geist (3) содержит несколько домов престарелых и амбулаторную службу по уходу за 800 нуждающимися.

Благое дело и хитрое

Как и в стародавние времена, услугами благотворительного учреждения могут пользоваться лишь уроженцы Вюрцбурга христианской веры. Единственное исключение было сделано для приемной дочери профессора Вюрцбургского университета Вильгельма Конрада Рентгена — да-да, того самого, который открыл икс-излучение.

Предвижу закономерный вопрос: а как нынче обстоит дело с выдачей вина? Сегодня каждому обитателю Бюргершпиталя выдают «всего лишь» по 0,25 литра ежедневно. Впору вспомнить о «старых, добрых временах»!

Сегодня Bürgerspital, наверное, единственная в мире богадельня, куда очень стоит заглянуть любопытным туристам (что они с удовольствием и делают). И совсем не для того, чтобы ознакомиться с прекрасно обустроенным бытом вюрцбургских стариков, а затем, чтобы заглянуть в древние винные погреба и внутренний дворик (4) с ресторанчиком (5). Всякий, кто закажет бокальчик фирменного «сильванера» (Sylvaner), может не сомневаться: доходы от него идут на благое дело.

Благое дело и хитрое

источник: Сергей Нечипоренко «Благое дело и хитрое» «КОНТАКТ-ШАНС» 29/2016

NF
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account