Содержание:
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» — древнейший греческий эпос. Оба произведения создавались в IX–VIII веках до н.э. на базе устной традиции, восходящей корнями к ещё более ранним источникам. Вплоть до середины – второй половины XIX века гомеровские поэмы считались литературной фантазией. Однако после раскопок Генриха Шлимана в Трое, Микенах и Тиринфе стало очевидным, что за описанной Гомером Троянской войной стоит какое-то реальное событие глубокой древности. Давайте отнесёмся к «Илиаде» как к историческому источнику и попытаемся выяснить, как воевали гомеровские герои.
Организация и командование армией
«Илиада» рассказывает о событиях десятого года осады Трои. О начале войны и о событиях, предшествующих завязке сюжета, мы можем получить представление из реплик персонажей и отступлений, рассыпанных по тексту. Рамки повествования охватывают примерно 50 дней, на протяжении которых ссорятся и примиряются царь Агамемнон и герой Ахилл. Рассказ о боевых действиях занимает примерно треть общего объёма поэмы. Автор описывает четыре больших сражения, около 300 индивидуальных поединков, гибель 269 воинов (208 троянцев и 61 грека), происходящие между битвами ночные вылазки в стан врага, похороны погибших героев, жертвоприношения и погребальные состязания. Финал поэмы остаётся открытым. О падении Трои и о судьбе главных героев рассказывали другие сочинения, до нашего времени, впрочем, не сохранившиеся. В самых общих чертах об этом идёт речь в «Одиссее» — рассказе о возвращении домой одного из героев.
Основными противниками выступают армия греков и защитники Трои, причём оба войска являются союзническими конгломератами. II песня «Илиады» — знаменитый «Каталог кораблей» — перечисляет силы, входившие в их состав. О происхождении этого документа и о степени надёжности приводимых в нём данных до сих пор ведутся дискуссии. Исследователи шутят, что один только список опубликованных по этой теме работ по объёму значительно превысил сам каталог.
Гомер перечисляет имена 46 вождей, возглавлявших 29 ополчений, набранных из 164 местностей Греции. Для перевозки этой военной силы из Авлиды, где собралась армия, под стены Трои грекам потребовалось 1 186 кораблей. Если исходить из 50 человек на корабль, то греческая армия насчитывала примерно 59 300 человек. Однако известно, что у греков помимо 50-вёсельных имелись как очень большие корабли, вмещавшие 120 воинов, так и суда меньшего размера — на 20 гребцов.
Вслед за греческой частью «Каталога кораблей» идёт гораздо более краткий список троянцев, составлявших в армии меньшинство, и их союзников. Агамемнон говорит, что если бы греки, разделившись на десятки, решили взять из троянских мужей виночерпца, многим десяткам у них недостало б мужей виночерпцев. Таким образом, самих троянцев в городе было менее 5 000 человек. Их оборона держалась на силах союзников из различных областей Фракии и Малой Азии. Одни союзники находились в стенах Трои с самого начала войны, другие прибыли значительно позже. Как и греки, мельчайшей единицей организации войска которых был экипаж корабля из 50 человек, троянцы делились на группы той же численности. 50 человек, согласно Гомеру, сидели вокруг каждого костра, который троянцы разожгли, когда расположились на ночлег в поле. Гомер называет 1 000 костров, а значит, троянская армия насчитывала 50 000 человек.
Построение войска
На поле боя армия греков строилась в боевой порядок, напоминавший позднейшую фалангу. Строй состоял из отдельных ополчений, каждое под предводительством собственных вождей. Общее обозрение вступающих в бой дружин Гомер представляет в начале IV песни, в сцене обхода войск Агамемноном. Войска готовятся вступить в бой, их предводители становятся в передних рядах, увлекая остальных воинов за собой в бой зажигательными речами и личным примером. Описывая построение мирмидонян, поэт сообщает, что их предводитель Ахилл привёл к Трое 50 кораблей, на вёслах каждого из которых было по 50 человек гребцов. Соответственно, дружина Ахилла состояла из 2 500 воинов, над которыми Ахилл поставил пятерых предводителей, а
«сам он господствовал с властью державной».
О построении воинов внутри отряда мы узнаём из описания дружины пилосцев. Их предводитель Нестор привёл под Трою 90 кораблей — следовательно, под его властью находилось более 4 500 воинов, а пилосская дружина была одной из самых многочисленных в войске. Нестора в бою окружают трое его сыновей и пятеро других героев-предводителей. Если каждый из них командовал собственным контингентом, то под началом такого вождя находилось от 500 до 1 000 воинов.
Конных мужей впереди с колесницами Нестор поставил;
Пеших бойцов позади их построил, и многих и храбрых,
Стену в сражениях бурных; но робких собрал в середину,
С мыслью, чтоб каждый, когда не по воле, по нужде сражался.
От Нестора исходит знаменитый совет Агамемнону разделить воинов на «племена» (φῦλα) и «колени» (φρήτρας).
«Пусть, — говорит пилосский старец, — помогает колено колену и племени племя».
Вокруг этих слов до сих пор не утихает полемика. Дело в том, что по филам и фратриям, то есть родоплеменным структурам, предшествовавшим возникновению полноценной гражданской организации, набиралась и выстраивалась для боя гоплитская фаланга. Например, так строились афиняне в Марафонском сражении в 490 году до н.э. Этот принцип был достаточно широко распространён и за пределами Греции. Ему соответствует древнейшее устройство римского войска, набиравшегося по трибам (= φῦλα) и куриям (=φρήτρας). Если следовать прямому смыслу слов Нестора, выходит, что ранее греки строились для боя как-то иначе. Напрашивается вопрос: как именно, но ответа на него мы из текста не узнаём. Возможны два варианта: или значение слова «фила» и «фратрия» у Гомера отличается от более позднего, или Нестор здесь произносит какие-то общеизвестные, банальные вещи, что по ходу изложения с ним не так уж и редко происходит. Последствия его совета остаются для нас неизвестными.
Фаланга
Гомеровское описание сражения имеет ряд особенностей. Давно отмечено, что внимание автора приковано главным образом к действиям десятка-другого сражающихся впереди бойцов (πρόμαχοι), а остальным участникам боя отводится роль пассивных свидетелей их подвигов. В результате битва в «Илиаде» выглядит как серия отдельных поединков, хотя это заведомо не так. Известной параллелью этой проблемы является ситуация в греческой вазописи классического периода, в которой батальные сюжеты, как правило, оказываются представлены художниками в форме парных поединков, в то время как хорошо известно, что в это время греки сражались друг с другом преимущественно посредством фаланги, включавшей множество воинов. При этом, в точности как в поэзии Гомера, сама фаланга сравнительно редко представлена в живописи. Такого рода погрешность источника рождает ложные представления у современных зрителей, которые, в отличие от древних, не имеют других источников информации.
В оправдание самого Гомера следует сказать, что его слушатели обычно хорошо представляли, как ведутся сражения. Специфика повествования определялась бытовавшими в гомеровском обществе ценностями: наиболее востребованным оказывалось изображение подвигов и военной доблести вождей, выступавших в качестве покровителей и слушателей исполняемых поэтом песен. При этом никто изначально не ставил под сомнение присутствие на поле боя масс рядовых воинов и их участие в сражении. Фрагменты текста, в которых бой оказывается представлен в более привычных нам категориях согласованных действий масс, достаточно легко вычленяются из повествования, как только рассказчик отводит взгляд от действий главных героев. Один из таких фрагментов — описание столкновения обеих армий с общим переходом к рукопашной:
Рати, одна на другую идущие, чуть соступились,
Разом сразилися кожи, сразилися копья и силы
Воинов, медью одеянных; выпуклобляшные разом
Сшиблись щиты со щитами; гром раздался ужасный.
Вместе смешались победные крики и смертные стоны
Воев губящих и гибнущих; кровью земля заструилась.
В другом месте Гомер сравнивает действия воинов с трудом жнецов, которые работают на ниве, построившись в два ряда друг против друга:
Воины так, как жнецы, устрояся друг против друга
Жать ячмень иль пшеницу на ниве богатого мужа,
В встречу бегут полосою, ручни на ручни упадают, —
Так соступившиесь воины, друг против друга бросаясь,
Бились: ни те, ни другие о низком не мыслили бегстве
Боевой строй
Именно Гомеру принадлежат слова, которые авторы классической эпохи наиболее охотно использовали при описании фаланги:
Стиснувши дрот возле дрота и щит у щита непрерывно:
Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком
Тесно смыкался; касалися светлыми бляхами шлемы,
Зыблясь на воинах: так аргивяне сгустяся стояли.
И всё же сражение не сводилось к столкновению двух фаланг. Гомер упоминает колесницы, на которых знатные воины-промахи вступают в бой и передвигаются по полю сражения. Автор неоднократно отмечает перерывы, когда утомлённые герои покидают поле боя, чтобы отдохнуть и восстановить свои силы, а затем вновь возвращаются в строй. Участники битвы активно использовали метательное оружие: копья, стрелы, камни и т.д. Это требовало некоторой дистанции между бойцами, почти невозможной в рукопашной схватке двух тесно сомкнутых рядов тяжеловооружённых воинов. К тому же сложно понять, как при высокой затратности рукопашной схватки на минимальной дистанции противники не перебили друг друга в первом же сражении, и почему война и битвы у стен Трои продолжались десять лет.
Следовательно, в сравнении с гоплитской фалангой изображаемый Гомером строй воинов был гораздо более разрежен, особенно в задних рядах, где находились легковооружённые и слабо защищённые воины попроще. Напротив, в передних рядах, где концентрировались отборные бойцы-промахи, а также сопровождавшие их клевреты, плотность строя была гораздо выше. Эта тесная масса воинов, соприкасавшихся оружием и телами друг с другом («щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком»), создавалась встречным давлением других масс. Снаружи на них напирал враг, а со спины в это время давили свои позадистоящие, стремившиеся продвинуться вперёд, чтобы также поучаствовать в схватке. Плотный строй был безусловным препятствием для колесниц, на которых перемещались по полю боя герои. Желая присоединиться к сражающимся, они, безусловно, должны были спешиваться и оставлять свой транспорт далеко за спиною под присмотром возницы.
Сражение
Рукопашная схватка требует слишком высоких затрат и не может продолжаться долго. Обменявшись первыми ударами, противники неизбежно должны были разойтись в разные стороны, чтобы через какое-то время вновь сойтись друг с другом на короткой дистанции. Такого рода сражения с периодической сменой различных фаз боя могли продолжаться довольно долго, не приводя при этом ни к критическим потерям, ни к разгрому и бегству с поля боя одной из сторон. Бо́льшую часть времени оба строя находились на каком-то расстоянии друг от друга. Это затрудняло рукопашную схватку, но не препятствовало метательному бою. Главным оружием противников на этом этапе выступали дротики, стрелы и другие метательные снаряды. Обстрел должен был ослабить противника, нанести ему потери, заставить его податься назад. После этого можно было перейти в атаку.
Описывая ход сражения, Гомер часто рассказывает, как тот или иной герой, выйдя из строя вперёд, завязывает сражение с противником на «ничейной земле». Хорошее представление даёт следующий фрагмент:
Несторов сын, обращённого тылом Фоона приметив,
Прянул и ранил убийственно: жилу рассёк совершенно,
С правого бока хребта непрерывно идущую к вые,
Всю совершенно рассёк; зашатавшися, навзничь на землю
Пал он, дрожащие руки к любезным друзьям простирая.
Несторов сын наскочил и срывал доспехи с троянца,
Вкруг озираясь; его же трояне, кругом обступивши,
В щит легкомётный, широкий кололи кругом, но напрасно;
Медью жестокой ниже не коснулися к белому телу
Славного внука Нелеева: бог Посидаон могущий
Сам охранял Несторида везде и под тучею копий:
Ибо вдали от врагов не стоял он, меж ними носился;
В длани его не покоился дрот, трепетал беспрестанно,
К бою колеблемый; он беспрестанно намечивал острым,
Или на дальнего ринуть, или на близкого грянуть.
В «Илиаде» насчитывается около 300 подобных поединков, и почти всегда их итог решался уже первым ударом — лишь в 18 случаях понадобился второй. Будучи краткосрочными сшибками, поединки такого рода никак не могли повлиять на исход сражения в целом. Если действия одного или нескольких передовых бойцов поддерживал согласованный натиск их товарищей, один строй мог потеснить другой с занимаемых позиций, а при большой удаче — даже прорвать боевую линию противника. Гомер упоминает об «ахейской башне», которая, должно быть, была каким-то глубоко построенным наступательным боевым порядком, наподобие штурмовой колонны. Предназначение такого порядка состояло в том, чтобы, игнорируя метательные снаряды противника, подойти вплотную к его рядам и проломить, продавить его оборону, обратить в бегство и заставить его рассеяться.
Сторонником такого рода тактики решительных действий выступает Ахилл, который воодушевляет греков перед началом решающего сражения, говоря им:
Днесь вы не стойте вдали от троян, аргивяне герои!
Муж против мужа иди и без отдыха пламенно бейся!
Трудно мне одному, и с великою силой моею,
Столько воюющих толп обойти и со всеми сражаться!
Этот призыв возымел результат. Бурный натиск Ахилла, поддержанный остальными греками, привёл не просто к прорыву строя троянцев, но к развалу всей их армии, повальному бегству с поля боя и гибели их предводителя.
Литература:
- Van Wees, H. Leaders of Men? Military Organisation in the Iliad / H. van Wees // The Classical Quarterly. — 1986. — Р. 285–303.
- Van Wees, H. Kings in Combat: Battles and Heroes in the Iliad / H. van Wees // The Classical Quarterly. — 1988. — Р. 1–24.
- Van Wees, H. The Homeric Way of War: The Iliad and the Hoplite Phalanx (I–II) / H. van Wees // Greece and Rome. — 1994. — Vol. 41. — Р. 1–18, 131–155.
- Hanson, V.D. Hoplite Technology in Phalanx Battle // Hoplites: The Classical Greek Battle Experience. — Ed. V. D. Hanson. — London, 1991. — Р. 63–84.
- Hanson, V.D. The Western Way of War: Infantry Battle in Classical Greece / V.D. Hanson. — Berkeley and Los Angeles, 2000.
- Raaflaub, K.A. Homeric Warriors and Battles: Trying to Resolve Old Problems / K. A. Raaflaub // Classical World. — 2008. — Vol. 101. — Р. 469–483.
- Raaflaub, K.A. Homer and the Agony of Hoplite Battle / K. A. Raaflaub // Ancient History Bulletin. — 2013. — Vol. 27. — Р. 1–22.
- Finley, M.I. The World of Odysseus / M.I. Finley. — London, 1977.
- Лосев, А.Ф. Гомер / А.Ф. Лосев. — М.: Молодая гвардия, 1996.