Предисловие скаута: Несмотря на то, что Яндекс.Дзен твердо доказал, что является тем еще сборником помойных статей (за исключением случаев размещения на нем информации с нормальных сайтов типа сайта АИ) в нем попадаются интересные материалы на серьезные темы. Думаю, что эта небольшая статья заинтересует коллег.
* * *
Предисловие MILITAN: Воспоминания канадского военного летчика Билла Митчелла Бэггса (Bill Mitchell Baggs), который воевал в составе Королевских военно-воздушные сил Великобритании (RAF), во время Второй мировой войны. Билл Бэггс летал на одноместном истребители-бомбардировщике «Хо́укер Тайфун» (Hawker Typhoon), который по мнению некоторых экспертов являлся самым успешным штурмовиком Королевских военно-воздушные сил в годы Второй Мировой войны.
* * *
Моя, 164-я эскадрилья Королевских военно-воздушные сил Великобритании была уникальна тем, что ее называли Аргентино-британской эскадрильей [1]. Во время второй мировой войны, все эскадрильи ВВС Великобритании, носили названия городов, округов или стран, которые их поддерживали. Когда я был направлен в эту эскадрилью, я подумал, что это немного странное название, ведь многие считали, что аргентинцы поддерживали нацистов, и я не понимал этого.
Когда я заступил на службу, то оказалось, что я был единственным канадцем в эскадрилье, и это было в Королевских ВВС (RAF), а не в Королевских ВВС Канады (RCAF). Эскадрилья была многонациональной, ядро составляли стипендиаты из Великобритании, так же у нас были бельгийцы, французы, поляки, южноафриканцы, родезийцы, один американец и я, канадец, это была уникальная эскадрилья, а мы прекрасно ладили друг с другом.
Все мои предыдущие самолеты, на которых доводилось летать, вели себя предсказуемо, вы плавно открывали дроссель и все шло очень гладко, самолеты легко поддавались рулежке. Однако «Тайфун», с его двигателем мощностью 2400 л.с. и 14-футовым пропеллером, на взлете был очень неповоротлив и практически не поддавался рулению в стороны, и мы должны были научиться справляться с этим. Но я все равно считаю его фантастическим самолетом, для тех задач, которые перед ним ставили тогда. Иногда я возвращался с вылета с большим количеством пробоин от зенитных орудий, которые не смогли поразить жизненно важные узлы, да и меня тоже. Многим парням из эскадрильи, самолет совсем не понравился и они просили, чтобы их перевели, но я так никогда не думал. Я любил «Тайфун», это лучший самолет на котором я летал.
Самолет был хорошо вооружен, на подвесах моего самолета было восемь 60-фунтовых реактивных снарядов, я мог выпустить их парами или одним залпом. В дополнение к ракетам самолет был вооружен четырьмя 20-миллиметровые пушками. Когда я производил выстрел всем вооружением сразу, это было сопоставимо с залпом легкого крейсера.
Проблемой самолета «Тайфун» был угарный газ, скапливавшийся в кабине, поэтому мы всегда должны были быть в кислородных масках. Таких проблем не было ни у истребителя «Спитфайра», ни у самолета «Харрикейна», на которых я летал ранее. Но эта проблема не было на 100% негативной, бывали случаи, когда нас будили по ночам «по тревоге» и мы в суматохе готовились к вылету. Когда тебя резко будят, часто болит голова и ты очень растерян. Садясь в кабину и надевая кислородную маску, мы включали подачу кислорода до «аварийного» значения, и это помогало нам справиться с головными болями и быстро ощутить чувство бодрости. Так что в любой плохой ситуации, можно найти и что-то хорошее.
Однажды капитан нашей группы, Десмонд Скотт (известный летчик из Новой Зеландии) сказал, что мне нужен отдых, тогда я подумал, что он отправит меня обратно в Англию или даже Канаду. Но оказалось, что он послал меня в качестве офицера наведения авиации в 4-ю Канадскую танковую бригаду, я работал прямо с армией на передовой.
Офицеры наводчики ездили на танках ВВС, которые обычно шли третьим или четвертым в колонне. У этих танков не было настоящей пушки, у них была труба, которая имитировала пушку, а из нее мог идти дым. Армия давала мне цель, я подготавливал координаты для авиаудара и связывался со своими друзьями на «Тайфунах», из моей собственной эскадрильи. Перед их подлетом танк выпускал дым, показывая наши позиции для ориентира пилотов.
Как то раз я и офицер канадской разведки, взяли мой джип, и поехали в доки в Вильгельмсхафене в Германии. Там у меня был самый необычный опыт в той войне, капитан немецкого линкора «Нюрнберг» попросил нас подняться на борт для переговоров по капитуляции его корабля. Вдвоем с офицером мы поднялись на борт, а на корабле было 700 с лишним немецких моряков, они все выстроились с оружием и все такое. Капитан линкора спросил нас, может ли он сдать свой корабль нам потому что немцы действительно боялись попасть в руки русских, мы сказали, что примем его капитуляцию. Тогда я подумал, что когда я вернусь в мою эскадрилью, то мне ни кто не поверит в эту историю, и я попросил немецкого капитана, забрать флаг с задней части линкора, его пистолет Mauser 7.65 и несколько других предметов в качестве доказательства, и он дал их мне. Наши переговоры заняли примерно полчаса, мы передали решение капитана командованию канадской армии. В тот день. на палубе линкора, собралось более 700 вооруженных немцев, и если бы в группе был хоть один фанатик, он мог бы прикончить нас без проблем, но этого не произошло [2].
Есть одна вещь, которую я задаю себе постоянно и на которую у меня никогда не будет ответа, это как я выжил в той войне, когда много моих друзей погибли. Я считаю, что это была просто удача, все мы были пилотами одного класса и одного уровня подготовки, мне повезло, а им нет. Мы все были на одном уровне мастерства, но если 88-миллиметровый зенитный снаряд сработал рядом с твоим самолетом, это удачей не назовешь, а вот если он промахнулся, то ты вытянул счастливый билет. Немцы были серьезными противниками, мы уважали их опыт и никогда не сомневались в их мастерстве, мы просто делали все возможное, чтобы побеждать и выживать.
[1] В начале Второй мировой войны, порядка 600 аргентинских добровольцев, главным образом англо-аргентинского происхождения, присоединились к британским и канадским ВВС. Они и были основой 164-й англо-аргентинской эскадрильи Королевских ВВС Великобритании
[2] MILITAN: Подтверждения этому факту, что «Нюрнберг» капитулировал именно в Вильгельмсхафена, я не нашел. Но если это правда(честно говоря, я не особо доверяю этим словам Билла Бэггса или он что-то путает), то команда «Нюрнберга» сдалась англичанам в порту Копенгагена, после чего судно пришло в порт Вильгельмсхафена, и уже там команда капитулировала официально, английской стороне). Из книги Тулейя Таддеуша «Сумерки морских богов», которую пришлось найти и прочесть:
«В конце войны оба уцелевших крейсера (имеет ввиду легкий крейсер «Нюрнберг» и тяжёлый крейсер «Принц Ойген») нашли убежище в Копенгагене, где и были переданы Королевскому флоту. Из Копенгагена они в сопровождении британского крейсера перешли в Вильгельмсхафен. Капитан 1 ранга Гельмут Гисслер, который провел Брестскую (Брест, Франция) эскадру через Ла-Манш (Операция «Цербер») всего 3 года назад, теперь стоял на мостике «Нюрнберга». Он стал последним германским командиром этого корабля. На рейде Вильгельмсхафена, откуда корабли должны были проследовать в плен, британские и германские корабли расстались. Командир крейсера Его Величества — «Дидо», понимавший чувства немецкого капитана, которому предстояло передать свой корабль победителям, поднял сигнал: «Auf Wiedersehen» («До лучших времен»).
источники:
текст — https://zen.yandex.ru/media/mitin/taifun-luchshii-samolet-na-kotorom-ia-letal-5e2acd27b477bf00b1cc2fb2
фотографии (если не указано иное) — http://www.thememoryproject.com/stories/654:bill-mitchell-baggs/