19

Бэр в Цусимском морском сражении

Капитан 1-го ранга Бэр

Командиром броненосца «Ослябя» был капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр. Он был опытным, знающим и образованным морским офицером.  К  подчиненным относился со строгой требовательностью. Каждую неделю он осматривал броненосец от трюма до клотика и не терпел ни малейшего беспорядка. Его корабль был образцовым военным кораблем. Несмотря на предложение остаться в Кронштадте и принять производство в чин контр-адмирала, остался на броненосце, вошедшим в состав Второй тихоокеанской эскадры и ставшим флагманом 2-го броненосного отряда.

10 мая  1905 года умер  контр-адмирал  Фёлькерзам,  командир 2-го броненосного отряда. После недолгого раздумия командующий эскадрой Рожественский передал командование 2-го отряда Небогатову. В состав этого отряда вошел 3-й отряд плюс эскадренный броненосец «Наварин», ставший флагманом, и броненосный крейсер «Нахимов». Броненосцы «Ослябя» и «Сисой» усилили 1-й броненосный отряд. Двенадцать кораблей линии были теперь поделены не на три, а на два отряда по шесть единиц в каждом.

Капитан 1-го ранга Владимир Бэр, бывший командиром флагмана 2-го отряда, со времени начала болезни Дмитрия Фёлькерзама  исполнял обязанности командующего  отряда и наверняка уже видел себя во главе 2-го отряда  в предстоящем сражении. Реорганизация эскадры прямо перед боем, деление хорошо сплаванного отряда  вызвало негативные эмоции не только у него и было посчитано очередным самодурством адмирала Рожественского. Однако это событие сыграло скорее положительную роль в судьбе Владимира Бэра.

«Ослябя» в начале боя оказался предпоследним в колонне  1-го отряда, после «Орла» и перед «Сисоем» и в момент открытия огня русской эскадры(13:49 14.05.1905) он еще не вошел в линию кильватера (1-й отряд выходил в голову 2-му). Поэтому  одно орудие носовой башни сделало пристрелочный выстрел  не по «Микасе», а по «Фудзи». Первый же выстрел оказался «золотым»,  угодившим в кормовую барбетную установку «Фудзи» и воспламенившим заряды, дальше пожар быстро распространился  по элеваторам в снарядные погреба. Броненосец взорвался и исчез в облаке дыма. Когда дым рассеялся, «Фудзи» уже не было на поверхности. Строй японских кораблей ненадолго смешался.  Гибель одного из четырех эскадренных броненосцев, пусть и самого слабого из них, в самом начале боя, шокировала японцев и наоборот воодушевила русских. Над русской эскадрой разнеслось громкое «ура». Однако Бэр сохранял олимпийское спокойствие и невозмутимо курил, как буд-то ничего особенного не случилось.

Эскадренный броненосец "Фудзи"

Эскадренный броненосец «Фудзи»

Сражение тем не менее продолжалось. «Ослябя» перенес огонь на броненосный крейсер «Касуга». «Сисой» бил по «Ниссину». Остальные корабли 1-го отряда сосредоточили свой огонь на «Микасе». 2-й отряд Небогатова обстреливал крейсера Камимуры. Огонь русских в первой фазе боя был довольно точным: из всех примерно 40 снарядов, попавших в «Микасу» в этом бою, за первые 45 минут сражения попало 25, причём в первые 15 минут — пять 12-дюймовых и четырнадцать  6-дюймовых. Корабль получил много пробоин в казематах, одну пробоину несколько выше ватерлинии, были ранены несколько офицеров штаба, находившихся на мостике, лишь чудом не был ранен адмирал Того. В 14:22 русский снаряд перебил ствол правого 8-дюймового орудия носовой башни «Ниссина». Самые серьёзные повреждения получил броненосный крейсер «Асама»: в 14:11 12-дюймовый снаряд, вероятно, с «Николая I», попал в его кормовую часть, повредив рулевое управление. Корабль вышел из строя влево. Повреждение через некоторое время починили, но «Асама» сильно отстал и  медленно догонял свой отряд.

Бэр в Цусимском морском сражении

Однако огневое превосходство было явно на стороне японского флота, который бил в основном по флагманам. 1-й боевой отряд по «Суворову», 2-й по «Наварину». Меткость стрельбы и скорострельность были заметно выше. Результаты огня русских кораблей были неразличимы, снаряды при падении в воду не взрывались, а с расстояния в 25—30 каб. всплески от падений были плохо видны корректировщикам. Японские корабли, окрашенные в шаровый цвет, были малозаметны, в отличие от чёрных русских броненосцев с палевыми трубами. Японские снаряды разрывались при ударе о что угодно, давая огромные клубы ядовитого дыма, много огня и мелких осколков. На «Суворове» вскоре была сбита одна из труб, разгорелся пожар в небронированных надстройках, были перебиты и сожжены все фалы, так что отдать какие-либо приказания Рожественский уже не мог. Была выведена из строя кормовая 12-дюймовая башня. Уклоняясь, русская эскадра в 14:10 взяла на 2 румба правее, а «Микаса», соответственно, в 14:17 легла курсом на ост, а в 14:25 — на зюйд-ост. Больше всего досталось «Наварину». Корабль получил несколько крупных пробоин в незащищённой носовой части, низко сел в воду, получил критически большую массу воды, распространившуюся по всем палубам. Около 14:33 (на 44-й минуте боя) с сильным пожаром в надстройках, имея тяжёлые повреждения и потеряв управление, «Наварин» выкатился из строя вправо и стал описывать циркуляцию, имея крен на левый борт 12° и большой дифферент на нос.  Он не справился с поступлением воды и около 14:50 повалился на левый борт и стремительно затонул. А ведь на его месте мог бы быть «Ослябя» Бэра.

Эскадренный броненосец "Наварин"

Эскадренный броненосец «Наварин»

В то же самое время, около 14:33, русский флагман «Суворов» перестал слушаться руля и начал совершать циркуляцию вправо и в дальнейшем вышел в хвост русской колонны. Шедший следом «Александр III» сначала последовал за ним, но разобравшись, что флагман неуправляем, повел эскадру дальше.

Таким образом, практически одновременно вышли из строя два ведущих эскадру корабля под адмиральскими флагами, «Суворов» и «Наварин». Рожественский был тяжело ранен, Небогатов погиб. Это привело к потере управления эскадрой.

«Ослябя» обстреливался мало, но тем не менее в  14:16  получил попадание в корму, нарушившее рулевое управление и заставившее выйти из линии. Корабль  понесло влево.   Сигнальщики с «Осляби» вскоре заметили в полосе тумана японский крейсер, опознанный как «Асама», сильно отставший от своего отряда.  Командир русского корабля  принял решение идти ему наперерез, благо управляемость корабля была  восстановлена. Есть версия, что никакого повреждения не было или было, но не такое серьёзное, чтобы покидать строй. И что Бэр, поймав кураж от удачного для себя начала боя и оценив благоприятную обстановку, просто решил добить «Асаму» на свой страх и риск, самовольно покинув строй.

Вскоре был открыт огонь из носовой башни и шестидюймовок левого борта. Расстояние между кораблями сокращалось,  пошли накрытия, а затем и попадания. Ответный огонь не заставил себя ждать.  Фонтаны воды вставали справа и слева , палубу засыпало осколками, ранило нескольких матросов.  «Асама» уже наблюдался на траверзе в 10 кабельтовых и по нему были  выпущены мины из носового минного аппарата. Минная атака не увенчалась успехом, однако заставила японца усиленно маневрировать и сбавить ход. В это время два десятидюймовых снаряда с «Осляби», видимо, пробили бронепояс под водой в корме крейсера и он начал ощутимо оседать, окончательно потеряв ход, и в 14:45 после еще одной минной атаки из траверзных аппаратов, уже успешной,  затонул.

Эта была вторая победа капитана Бэра. Её уже нельзя назвать случайной как первую. Японский крейсер был слабее русского броненосца. Но  быстрота и чёткость в  уничтожении крейсера, вызывает восхищение. Однако и тут без везения не обошлось. «Ослябя» добился около десяти попаданий в противника и избежал ответных.

Броненосный крейсер "Асама"

Броненосный крейсер «Асама»

А что было  бы если  «Ослябя» остался в строю на этот час? Скорее всего  превратился бы в развалину или погиб как «Наварин».

Тем временем броненосец  «Александр III» в 14:45 вернул эскадру на курс норд-ост 23°. Возможно, он пытался прорваться на север за кормой главных сил японцев. В свою очередь адмирал Того совершил манёвр смены стреляющего борта.  Того, сделав в 14:35—14:47 со своим 1-м отрядом поворот «все вдруг» курсом от противника, а затем на 8 румбов влево, открыл по русским огонь левым бортом, то есть практически с той же огневой мощью, что и в начале боя.

Русские корабли получили в это же время много повреждений. На головном «Александре III», попавшем под сосредоточенный огонь, вспыхнуло несколько пожаров, он с большим креном на левый борт вышел из строя (в 14:50) и, справившись впоследствии с повреждениями, вступил в строй (вероятно, между «Сисоем» и «Нахимовым»). Эскадру повёл броненосец «Бородино» в направлении на норд-ост.

В 15:17  с «Ослябя» увидели  сильно поврежденный «Суворов». Его только что обстрелял отряд Камимуры, уходивший  на северо-восток, в полосу тумана, позади пяти крейсеров шёл  авизо «Тихайя», всё более отстававший и заваливавшийся на борт, из-за  подводной пробоины. Бэр решил догнать и добить подранка. Был открыт огонь из шестидюймовых орудий. Несколько точных залпов и авизо скрылся под водой.

Бэра спросил кто-то из находившихся в боевой рубке офицеров — может стоит догнать японские крейсера, сесть им на хвост и  попытаться утопить концевого? Нет, идем спасать адмирала — командир корабля был немногословен.

Бэр в Цусимском морском сраженииАвизо «Тихая»

Около 15:30 «Ослябя» снова догоняет «Суворова», разогнав кружившие около него миноносцы японцев.  С флагмана эскадры  сняли раненного в голову  Рожественского, который передал командование над 2-й Тихоокеанской эскадрой Бэру с указанием идти во Владивосток.

Как видим везение Бэра продолжалось. Вместо наказания за самовольство он стал самым главным на эскадре. Правда известить об этом всю эскадру удалось лишь через полтора часа. «Ослябя» поочередно подходил к самым поврежденных кораблям — «Суворову», «Александру III», «Орлу», «Бородино» и высаживал на них аварийные партии, которые помогали тушить пожары и восстанавливать управляемость кораблей. Жёсткий приказ Бэра закрыть порты казематов трёхдюймовых орудий помог спасти эти броненосцы от затопления.

***

В течение примерно 35 минут противники не видели друг друга.

Японцы, уйдя на норд-вест, сделали поворот на курс норд-ост, при этом 1-й отряд снова «все вдруг», так что его снова повел «Микаса». Таким образом, оба флота снова стали сближаться на сходящихся курсах.

В голове русской колонны броненосцев шёл «Бородино», за ним «Орёл» и «Александр III». В кильватер последнему направлялся  «Николай I», ведя за собой три броненосца береговой обороны («Апраксин», «Сенявин», «Ушаков») и обходя с левого борта  «Сисой» и  «Нахимов».

В 15:40 противники увидели друг друга и бой возобновился с дистанции 27 каб. Оба отряда при этом быстро сближались с русскими кораблями, находясь у них впереди слева. Русские отстреливались ожесточённо. В боевой рубке «Ниссина» был ранен младший флагман вице-адмирал С. Мису, ряд попаданий получили крейсера Камимуры. В 15:57 на «Сикисиме» произошёл преждевременный разрыв снаряда в стволе, и носовая башня временно вышла из строя. Флагманский корабль Того «Микаса» получил пробоину в броневом поясе, через которую была затоплена угольная яма. У русских особенно пострадали «Орёл» и «Сисой Великий». На последнем начался пожар во всей 6-дюймовой батарее, и броненосец временно вышел из строя, а затем занял место в хвосте колонны. На «Орле» была оторвана часть ствола левого 305-мм орудия носовой башни.

Поскольку японцы снова охватывали голову русской колонны, «Бородино» около 16:00 повернул на восток. При этом отряд Камимуры оказался на левом траверзе «Бородина», а отряд Того — на траверзе  «Николая I». Дистанция между главными силами составляла 30—35 кабельтовых. Примерно в 16:10 «Бородино» снова начал уклоняться поворотом вправо и повел эскадру на юг. Адмирал Того, заподозрив русских в попытке прорыва на север у себя под кормой, повернул своим отрядом «все вдруг» и строем фронта пошёл на север и вскоре потерял русских из виду. Вице-адмирал Камимура, вероятно, не хотел вести бой без своего старшего флагмана и отвернул к востоку. В 16:17 противники снова потеряли друг друга из виду.

Бэр в Цусимском морском сражении

 

Второй «бег на юг» русской эскадры продолжался 50 минут — гораздо дольше первого, но именно он спас русские крейсера и оставшиеся два транспорта. Крейсерское сражение шло, в общем, независимо от сражения броненосных эскадр примерно к югу от них, и к моменту появления русских броненосцев положение крейсеров и транспортов было критическим.

Около 16:30 русская эскадра, идя на юг, встретила отряд русских транспортов и крейсеров, которые вели бой с японскими крейсерами. Обстреляв крейсера противника, эскадра по сигналу  стала склоняться к северу.

Русская эскадра,  двигалась курсом на северо-северо-запад. К 17:40 она построилась в несколько кильватерных колонн: впереди шли «Ослябя», «Бородино», «Орёл», «Сисой», «Нахимов», «Александр III», «Суворов», «Николай I», броненосцы береговой обороны. Вторую колонну образовали крейсера «Олег», «Аврора», «Донской», «Мономах», которые держались на левом траверзе броненосцев. Крейсера «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз», «Светлана» и миноносцы шли ещё левее, не соблюдая строй. Там же находились четыре оставшихся транспорта — «Анадырь», «Корея», «Свирь» и сильно повреждённый «Иртыш». Эскадра была объединена в единое целое и управлялась уверенной рукой нового командующего.

Японский 1-й боевой отряд шёл справа параллельным курсом на расстоянии около 35 кабельтовых, снова медленно выходя в голову русской колонны и в 17:42 открыл огонь по «Ослябя»,»Бородино» и «Орлу».

2-й боевой отряд шёл далеко позади за первым и в 18:32 начал обстреливать броненосцы береговой охраны с дистанции около 40 кабельтовых.

Бэр в Цусимском морском сражении

Наиболее сильные повреждения в это раз получили «Ослябя»(подводная пробоина в носу и затопление ряда отсеков, сбита грот-мачта и разрушена средняя труба), «Орёл»(у носовой 12-дюймовой башни была оторвана часть ствола левого орудия, в кормовой башне оставалось лишь 2 снаряда. Из башен среднего калибра осталась в строю только правая носовая башня), на «Сисое»  башни главного калибра были в исправности, но имелись пробоины в носовой небронированной части, через которые вода затапливала отсеки, помпы не справлялись. На «Нахимове» носовую барбетную установку заклинило, ещё две вращались вручную. «Ушаков» имел дифферент на нос вследствие пробоины в носовой оконечности. «Сенявин» и «Апраксин» имели разрушения в надстройках и небольшие пожары.

Наступала ночь, и командующий японским флотом Того  повел свои боевые отряды на север, назначив точкой рандеву остров Дажелет, рассчитывая встретить русских там утром или днём следующего дня, предоставив ночь в полное распоряжение своих  миноносцев.

Русские броненосцы вскоре заметили большое количество миноносцев, находившихся примерно в 50 кабельтовых от них практически со всех сторон. Поскольку только юго-западное направление было свободно, Бэр повернул  влево на 8 румбов, отдав сигнал о повороте эскадре. Эскадра некоторое время уходила на юг, но в начале 9-го часа она двинулась на восток, чудом проскочив незамеченной между подходившими с востока 5-м, 4-м и 3-м отрядами эсминцев. Еще одно везение Бэра?

Через час был взят курс на норд-ост, которым русские корабли следовали трое суток.  Затем курс сменили на норд и 19 мая 1905 года корабли 2-й Тихоокеанской эскадры зашли в залив святой Ольги. Там они пробыли еще три дня, ремонтируясь и перераспределяя уголь и боеприпасы.

Того понял, что ошибся, ожидая русских у Дажелета, двинулся к Владивостоку, думая, что там спокойно дождётся  их. Но шли дни, а русских не было. В 21:00 22 мая 1905 года южнее острова Русский на отряд крейсеров Камимуры была произведена минная атака подводными лодками «Касатка», «Сом» и «Скат». Мина с «Касатки» попала в «Якумо», но не взорвалась, «Сому» и «Скату» повезло больше — их мины взорвалась при попадании в  «Токиву» и «Ивате», корабли были повреждены, но остались на плаву. Японский флот, напуганный такой активностью русских подводников, ретировался из окрестностей Владивостока той же ночью.

А утром следующего дня  русская эскадра появилась в Уссурийском заливе. Бэру и тут повезло, сильно потрепанной эскадре удалось избежать тяжелого боя. Правда, почти все линейные корабли  требовали ремонта и больше в войне не участвовали.

Так закончился цусимский прорыв. Большинство историков считают чудом то, что русские в таком составе дошли до Владивостока. Особая роль отдается нечеловеческому везению и организаторским способностям одного человека — Владимира Иосифовича Бэра, который смог сначала  ослабить японский флот на три единицы, а затем собрать свою эскадру воедино и направить по единственно верному пути. Это было грандиозное достижение, вдохнувшее уверенность в нашу армию. Судьба войны решалась всё таки на полях Маньчжурии. Чаша весов начала клониться в нашу сторону. Началась подготовка к решительному наступлению.  Но осуществить его не успели. Японцы, при посредничестве САСШ, запросили мира. Николай II не хотел пролития лишней крови, поэтому пошёл им навстречу.

По Портсмутскому мирному договору  Япония получала Корею и Квантунский полуостров, а также железную дорогу до Сыпина. Россия в качестве компенсации приобретала северные Курилы. Япония поднимала за свой счет русские корабли, утопленные в бухтах Порт-Артура и Чемульпо и передавала их бесплатно России.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account