17

В продолжении темы поднятой в «Белый слон» Сталина , вспомнил про статью с аналогичным названием которая попалась мне пару лет назад.

Содержание:

 

"Белые слоны" Сталина

Корни судостроения СССР надо искать в конце 1920-х годов. Когда тов. Сталин впервые заговорил о том, что великой державе подобает иметь великий флот и «через пять лет мы будем строить линкоры». Через пять лет не получилось, получилось через десять и через несколько итераций «вчера проектировал флот, сегодня валишь лес и обратно». Проектанты и строители флота у нас отправлялись валить лес особенно часто, что метко характеризует достигнутые ими успехи.

В 1943-м году, когда стало ясно, что «эту войну СССР скорее всего уже не проиграет», высшие военные чины начали вновь задумываться о послевоенном будущем, в том числе и о будущем флота. Тут, наверное, будет уместно отметить, что у нашей страны есть география, чтоб ее перекосило, а эксперимент по «межтеатровому маневру главных сил флота» был поставлен З.П. Рожественским в 1905-м году и прошел он как-то не очень. Поэтому планы нашего Большого Кораблестроения всегда делались с поправкой на необходимость иметь четыре Больших Флота вместо одного и программам, от числа кораблей в которых выпучивались глаза даже у многое повидавших американских стратегов.

Справочно

На момент конца войны «ближайшее будущее флота» выглядело как несколько заложенных ЛК пр. 23, два киля ТКр пр. 69, недостроенные легкие крейсера 68-го проекта и эсминцы проекта 30. Легкие крейсера и эсминцы решили достроить, ЛК и ТКр пошли в разборку в силу плохого состояния корпусов и сильного морального устаревания (витала идея достроить «Сов. Союз», но решили не связываться).

Разработка «Десятилетней программы военного кораблестроения на 1946—1955 годы» напоминала матч по боксу.

В синем углу ринга находился Н.Г. Кузнецов, который как «представитель заказчика» требовал сбалансированный флот из кораблей, построенных с учетом опыта войны (в которой, напомню, все беды на корабль падали сверху). И даже авианосцы требовал. А артиллерийские корабли должны были иметь адекватное зенитное вооружение и средства управления огнем.

"Белые слоны" Сталина

В красном углу стояла судостроительная промышленность. Главной точкой зрения НКСП было то, что ее лидеры не хотели валить лес. Создание неведомого класса «кораблесамолетов», разработка новых приборов обещали, как это было до войны, кучи неизвестных проблем, срывы жестких сроков, и как неизбежное следствие — долгие личные беседы с Лаврентием Палычем. Поэтому промышленность очень хотела делать то, что уже научилась — строить легкие силы и проектировать тяжелые корабли (по возможности не доводя дело до закладки). А приборы? «Какие приборы? Вот схема Гейслера, надежная и проверенная временем!» В качестве рефери выступал И.В. Сталин и его «нездоровое пристрастие к тяжелым крейсерам».

Уже в первом раунде Кузнецов «пропустил удар» и из его рук были выбиты проекты эскадренного авианосца. В программе остались только два «малых». По окончании матча победа по очкам была присуждена НКСП , а Н.Г. сначала был назначен «руководителем военно-морских ВУЗ-ов», а потом отправлен на Дальний Восток, к лесоповалу поближе. Наркомом ВМФ стал И.С. Юмашев, в войну командовавший ТОФ, его замом — Филипп «набежал на Констанцу и убежал из Севастополя» Октябрьский.

В результате старательного выполнения Программы, СССР получил следующее.

Авианосцы

Все проекты были отменены сразу после того, как Н.Г. Кузнецову указали «направление на северо-восток».

Линейный корабль пр. 24

Усердно проектировавшийся до самой смерти ИВС монстр, к 1951-му году слоник «разбух» в водоизмещении аж до 80 килотонн, причем надо обратить внимание, что даже его предок ЛК пр. 23 «Советский Союз» был больше, чем американские «Айовы». Основная часть водоизмещения уходила на броню и чудовищную противоторпедную защиту. Главный калибр — 9х406 (очень хотели 9х457, но опомнились, что «ствола нет и не ожидается»). Зенитное вооружение значительно слабее, чем у «Айов», потому что по мнению проектировщиков «ПВО соединения должно обеспечиваться кораблями охранения». После того как Сталин на одном из совещании обмолвился «если делать вам нечего — занимайтесь линкором», вопрос о закладке исчез с повестки дня

"Белые слоны" Сталина

«Малый линкор»

В какой-то момент ЦНИИ-45 сошел с ума и начал прорабатывать «малый» ЛК с вооружением из одной-двух башен ГК в носовой части. Основная идея была в том, что «исчерпание боеспособности» корабля по расчетам наступает раньше, чем выходят из строя обе группы башен ГК и поэтому не имеет смысл ставить кормовую. Линкор имел усиленную защиту с носовых курсовых углов и должен был мчаться на врага аки торпедный катер. «Малым» корабль был очень условно, так как с водоизмещением 44 килотонны был больше линейного крейсера пр.82 и ненамного меньше все той же «Айовы». Ретивая мысль проектировщиков не сдерживалась уже ничем, ибо «в июле 1951 года министром стал вернувшийся из опалы Н.Г. Кузнецов, относившийся к созданию нового линкора резко отрицательно, в силу чего флот перестал проявлять какую-либо активность в этом вопросе».

"Белые слоны" Сталина

Тяжелые крейсера пр. 82

Ну, на самом деле, с их водоизмещением и 305мм главным калибром — линейные крейсера, конечно. Красивые хищные корабли, очень внушительно смотрящиеся на моделях и рисунках. Проект, усердно подталкиваемый лично Сталиным (все опять посмотрели на эпиграф) дотащили аж до закладки килей. Защита традиционно очень мощная (опытовый отсек «Сталинграда» потом в Севастополе усердно долбали первыми образцами ракет, без особого успеха), зенитное вооружение традиционно так себе. Особенно после того, как количество вспомогательной артиллерии резко уменьшили, чтобы «разогнать» корабль до 35 узлов. Но главная проблема проекта даже не в этом, а в банальной целесообразности — целей в океане для крейсера с 305мм орудиями уже не было, американские «Аляски» встали на консервацию сразу после сдачи флоту.

"Белые слоны" Сталина

"Белые слоны" Сталина

Легкие крейсера пр. 68-бис

Сначала был построен первый советский крупный корабль — крейсер «Киров». На него посмотрели, подумали и сделали чуть модифицированную версию по имени «Максим Горький». По итогам ощупывания «МГ» родился проект крейсера 68 «Чапаев», постройка которого началась в 1938-м году. Вот 68-бис это и были, по сути, чуть причесанные по итогам войны «Чапаевы», продукт 15-летней доработки проекта 1932-го года. Трехорудийные 152мм башни, 37мм зенитные автоматы и низкопроизводительные, но неубиваемые котлы — все, как в старые добрые времена. А! Еще, в результате оптимизации бронирования, у кораблей была расширена, по сравнению с «Кировыми», пресловутая «зона свободного маневрирования». Заложили 25 штук, флоту успели сдать, слава Прогрессу, всего 14. Пароходы долгое время, до появления «флота Горшкова», были самыми крупными кораблями ВМФ СССР и «гордо несли флаг Советского Союза в Мировом океане». Достойная задача, но четырнадцати вымпелов для этого все-таки многовато. Интересующиеся могут посмотреть в Новороссийске на «Михаила Кутузова».

Эсминцы проекта 30-бис

Самая большая серия надводных кораблей в истории советского ВМФ — забабахали аж 70 штук. Корабль тоже «хорошо освоен промышленностью» ибо как и крейсер является небольшим улучшением довоенного проекта (пр.30, что очевидно). Есть такой общеизвестный тезис, что «военные всегда готовятся к прошедшей войне». Так вот, поскольку 30-й проект был воплощением вылизанного «до блеска» ТЗ на эсминец межвоенного периода, то мы можем сказать, что «зобисы» — лучшие эсминцы Первой Мировой войны. Предназначенные для артиллерийских дуэлей с себе подобными и выхода в торпедную атаку сквозь разрывы в кильватерной колонне линкоров. «Поворот на 180 градусов от Гранд-флита» под прикрытием 30-бисов у Шеера получился бы просто идеально. А вот для категории «заложенные в 1947-м году» эсминец с десятью торпедными трубами, неуниверсальным главным калибром и ЗА в лице семи 37мм автоматов смотрелся… странно.

"Белые слоны" Сталина

Подводные лодки

В числе прочих Наркомсудпром с разгону построил и сдал флоту 53 «малютки» XV-й серии. Nuff said.

Итоги

Итого с 1947-го по 1953-й год СССР ударными темпами воздвиг второй по численности в мире военно-морской флот. Далеко переплюнув Британию и чуть не достав до США. Применимость этого флота была более чем сомнительна, ибо в послевоенных реалиях корабли могли действовать только в пределах «зонтика ПВО» с береговых аэродромов. Ну и оборудование военно-морских баз не угналось за таким скачком численности флота, поэтому ресурс кораблей в очень большой степени был израсходован пребыванием на необорудованных стоянках и длительным ожиданием очередных ремонтов. Как кто-то где-то метко сформулировал, «в связи с резким прогрессом в области вооружения и управления, руководству СССР требовалось срочно куда-то выбросить народные деньги».

Источник: https://pikabu.ru/story/belyie_slonyi_stalina_4133141

 

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account