Бедные дети богатой страны. Образовательный пакет: почему мало кто пользуется льготами?

0

О существовании образовательного пакета до сих пор не знают 32% получателей Hartz IV

В Германии с 2011 года действует так называемый «образовательный пакет» (Bildungs- und Teilhabepaket), на реализацию которого власти страны ежегодно выделяют 1,3 млрд. евро. Он предусматривает оказание финансовой помощи 2,5 млн. детей и подростков из бедных семей, его цель — содействовать получению ими полноценного образования и гармоничному развитию личности.

Однако на сегодняшний день льготами образовательного пакета пользуются только 53-56% имеющих на это право. О его существовании все еще не знают 32% получателей Hartz IV, 15% получателей Wohngeld и Kinderzuschlag'a и 43% семей иммигрантов. Но и те, кто знает, жалуются на трудности с подачей заявлений (16%), их длительную обработку (7%), а также бюрократические препоны и отказы по формальным причинам.

Удручающая картина

Согласно утверждению Unicef, проблема детской бедности в Германии стоит острее, чем во многих других развитых странах Европы. В списке из 29-ти государств ФРГ занимает 15-е место, заметно уступая прежде всего Скандинавским странам, особенно Швеции.

Согласно статистическим данным, приведенным в отчете о состоянии образования в стране (Bund-Lander-Bildungs-bericht), к «группе финансового риска» относятся 3,9 млн. детей и подростков до 18-ти лет. Их родители сидят без работы или получают низкую зарплату, не имеют профессии, а то и свидетельства об окончании школы, воспитывают детей в одиночку или плохо владеют немецким языком. Каждый седьмой ребенок младше 15-ти лет (1,9 млн., или 15,1%) проживает в семье получателей Hartz IV, да и остальных от сползания в нищету Спасают лишь государственные пособия.

По оценкам Hans-Bockler Stiftung в Дюссельдорфе, за чертой бедности в Германии прозябают около 2,46 млн., или 18,9%, представителей подрастающего поколения — это на 3,8% больше, чем среди населения в целом.

Еще более удручающую картину рисует Der Deutsche KinderscnutzDund: 5 млн. детей и подростков до 18-ти лет живут на социальные пособия или находятся на грани потребности в них, причем в семьях иммигрантов в бедности растет почти каждый третий ребенок (30,3%).

Доля бедных детей наиболее высока в Бремене (32,6%), Мекленбурге — Передней Померании (30,1%) и Саксонии-Анхальт (28,1%), а в Берлине на Hartz IV живут около 36 /о детей до 15-ти лет.
В абсолютном отношении наибольшее количество бедных детей (678 тысяч, или 22%) проживают в Северном Рейне -Вестфалии, где их насчитывается больше, чем в трех вместе взятых самых «богатых» землях страны — Баварии, Баден-Вюртемберге и Гессене.

Нищета бывает разной

Когда в Германии говорят о бедняках, речь идет главным образом об относительной бедности.

«Если в Африке дети умирают с голоду, то в Германии они голодают душевно»,

 — говорят эксперты.

Опрос бедных детей от шести до 13-ти лет показал, что они нуждаются прежде всего в «любви и еде», т.е. внимании и поддержке. Ведь почти четверть детей в стране отправляются на уроки без завтрака и подвергают себя риску недоедания, если школа не обеспечивает учеников обедом. Сотрудники Института детской диетологии в Дортмунде подсчитали, что пособия ALC II никак не хватает для здорового и рационального питания подрастающего поколения.

Даже покупка продуктов исключительно в дискаунтерах с трудом обеспечивает, нормальное питание даже 4-6-летнему ребенку, тогда как подростку требуется на еду 4,68 евро в день. По расчетам же организации Der Paritatiscne Wohlfahrtsverband, прожиточный минимум для ребенка до шести лет составляет не менее 254 евро, до 14-ти лет — 276 евро, до 18-ти лет — 321 евро в месяц.

Бедность означает не только недостаток средств на удовлетворение повседневных потребностей и необходимость экономить даже на еде, одежде и жилье, но и социальное отчуждение в результате ограниченного доступа к образованию, медицинскому обслуживанию и трудовой деятельности.

Федеральный попечительский совет по делам молодежи, оценивая положение дел с детской бедностью, выделил три группы риска: дети родителей-одиночек, дети из многодетных семей и семей иммигрантов: У них не только меньше возможностей проявить себя, раскрыть свои способности и получить образование, но и, как правило, хуже состояние здоровья. Отпуск, музыка, спорт, экскурсии, дополнительные занятия, компьютеры и интернет — все это достается бедным детям реже и в меньшем объеме, а то и вовсе недоступно.

Ни в какой другой развитой стране мира возможность получить образование не зависит от социального происхождения в такой степени, как в Германии. По результатам опроса Vodafone-Stiftung, ученики из бедных семей часто получают худшие оценки даже тогда, когда по уровню знаний не уступают детям из зажиточных семей. Особенно ярко проявляется это социальное неравенство в рекомендациях начальной школы о возможности дальнейшей учебы в гимназии.

Некоторые социологи утверждают, что в бедных семьях родители не умеют обходиться с деньгами и тратят скудные средства главным образом на удовлетворение собственных «низменных» потребностей типа алкоголя и сигарет. Но социологические исследования показывают: в действительности большинство родителей даже в неблагополучных семьях экономит прежде всего на себе и только в последнюю очередь — на детях.

Бег по замкнутому кругу?

И все-таки в бедных семьях дети вынуждены расти в стесненных условиях. И это нередко оказывается для них тяжким бременем, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Горький опыт бедности сказывается на игровом и трудовом поведении, языковом и телесном развитии, состоянии здоровья и коммуникабельности.

Дети из бедных семей более склонны к неправильному питанию и ожирению, испытывают недостаток физической и двигательной активности, чаще страдают астмой и нейродермитом, нарушениями зрения, слуха и речи, становятся жертвами несчастных случаев и участвуют в актах насилия.

У них более выражены психические отклонения — гиперактивность, агрессивность, депрессии. В бедных семьях умственной отсталостью страдают 14% детей, тогда как в богатых — 0,8%.

Кроме того, как установили ученые из американского университета Cornell, дети, выросшие в бедности, впоследствии обладают худшей памятью. Чем дольше человек живет в нищете, тем больше падает его способность к запоминанию, зато усиливаются стрессовые симптомы и колебания кровяного давления, что отрицательно влияет на развитие мозга.

В Германии 40% родителей признают, что их финансовое положение не позволяет им давать своим детям столько, сколько получают другие. Поэтому малоимущие дети испытывают постоянный и разрушительно действующий на психику конфликт: с одной стороны, экономящие на всем родители, часто не способные удовлетворить их запросы, с другой — обеспеченные сверстники и сладкая жизнь, воспеваемая в рекламе.

Ситуация отягощается тем, что финансовые проблемы и борьба за существование становятся часто непосильной ношей для родителей и они зачастую не находят в себе достаточно сил поддерживать и поощрять своих детей в той же степени, как более состоятельные. В результате бедные и больные дети становятся бедными и больными родителями — и все начинается сначала.

Еще один шанс

Девятого февраля 2010 года Федеральный конституционный суд решил, что власти должны учитывать расходы на учебу в школе и участие детей в жизни общества. Нуждающиеся дети и подростки получили правовое притязание (Rechtsanspruch) на содействие образованию и участию в социальной жизни.

Бедные дети богатой страны. Образовательный пакет: почему мало кто пользуется льготами?

В результате правительством был принят образовательный пакет, предусматривающий определенные льготы:

  • Ежегодная дотация в размере 100 евро ученикам до 13-го класса на приобретение школьных принадлежностей.типа ранца, тетрадей, карандашей и т.п. (Schulbedarfs-, Scnulbasis- или Schulstarterpaket): 70 евро выделяется к началу учебного года, 30 — в начале второго полугодия.
  • Ежемесячная дотация в размере до 10 евро (обычно в форме (jutscnein'a или банковского перевода) на культуру, спорт и досуг — например, посещение музыкальной школы или спортивной секции. Если руководство секции или кружка выражает готовность заниматься с бедными детьми бесплатно, то с 1 августа эти 10 евро в виде исключения можно использовать для приобретения спортивных принадлежностей или музыкальных инструментов.
  • Субсидия (Zuschuss) на оплату горячих обедов-в школе, группе продленного дня (Hort) или детском дошкольном учреждении в размере до 2 евро в день, но не более 2б евро в месяц. Долевое участие родителей ребенка при этом составляет 1 евро в день.
  • Компенсация фактических расходов на однщневные классные или детсадовские поездки или экскурсии (Klassenfahrten/Tagesausfluge) в размере до 30 евро в учебном году и оплату многодневных поездок в полном объеме. С 1 августа местные власти могут компенсировать расходы на однодневные классные поездки путем выплаты соответствующих сумм наличными, а если поездка была организована спонтанно, расходы на нее могут быть возмещены задним числом.
  • Оплата в исключительных случаях дополнительных занятий или услуг репетиторов (Lernforderung/Nachhilfe) в размере, принятом в данном населенном пункте (ortsubliche Kosten), если цель обучения может быть достигнута только таким образом или перевод в следующий класс (Versetzung) оказывается под угрозой. Для этого необходимо письменное заключение учителя или учителей о невозможности заполнить пробелы в знаниях за счет дополнительных занятий з школе и благоприятном прогнозе при занятиях с репетитором.
  • Оплата проезда ученика в ближайшую школу, особенно школу высшей ступени (Beforderung), если это является необходимым, а соответствующие расходы не берет на себя третья сторона или они не могут покрываться за счет пособия (Regelsatz). Когда проездной билет действителен исключительно в школьном автобусе, его стоимость компенсируется в полном объеме. Если билетом можно пользоваться и для поездок по городу, предусмотрена дотация, покрывающая часть его стоимости.

На помощь в рамках образовательного пакета вправе претендовать семьи получателей ALGII или Sozialgeld в соответствии с SGB II, Sozialhilfe в соответствий с SGB XII, соискателей политического убежища, а также семьи с низкими доходами (Geringverdiener), получающие жилищное пособие (wohngeld) и/или доплату на детей (Kinderzuschlag) в соответствии с BKGG.

Бедные дети богатой страны. Образовательный пакет: почему мало кто пользуется льготами?

Образовательный пакет распространяется на детей, подростков и молодых людей до 25-ти лет, посещающих общеобразовательные или профессиональные школы и не получающих стипендию в период обучения (Ausbildungsvergutung).

Дотации на культуру, спорт и досуг выделяются на детей и подростков в возpacTe от нескольких дней (например, Babyschwimmen) до 18-ти лет. Желающим воспользоваться предусмотренными пакетом льготами получателям ALG II и Sozialgeld следует обращаться в Jobcenter, а получателям Sozialhilfe, Wohngeld или Kinderzuschlag — в местную администрацию (Rathaus, Bürgeramt, Kreisverwaltung), bozialamt или Wohneeldamt/Wohneeldstelle.

источник: Майя АЛЕКСЕНИЦЕР "Бедные дети богатой страны" КОНТАКТ-ШАНС №42 • 07.10.-13.10.2013

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account