26

 Предлагаю вашему вниманию две статьи о немецких БДБ на Черном море в одном посте, с  достаточно интересного Дзен-канала.

Возможно, с точки зрения технаря мир кажется немного иным, и то, что очевидно для человека с техническим образованием, покажется полным безумием со стороны человека с другим способом мышления, но…

Опять выскажу «крамольную точку зрения». Я нисколько не умаляю подвига наших судостроителей, которые буквально творили чудеса при ремонте больших и сложных кораблей. Но, потом, эти большие корабли стоят в военно-морских базах, и «мышей» (немецкие конвои) не ловят.

В это же время Болгария (не обладавшая на тот момент достаточными судостроительными мощностями) спокойно клепает одну десантную баржу за другой.

В это же время, наши войска высаживают множество десантов с плавсредств, не очень для этого подходящих, и на Эльтигене наши десантные речные боты 165-го проекта сталкиваются со вполне мореходными немецкими баржами, которые в 10 раз больше по водоизмещению, и намного мореходнее чем наши «ДБ».

Я был на том месте, где в годы войны клепали болгарские баржи. Фактически, это почти необорудованная площадка. Что мешало нам….

Сам отвечу на вопрос: мешали три фактора:

-отсутствие зенитных автоматов. Точнее как отсутствие… Например, раздали 20 зенитных автоматов на десантные боты (каждой сестре по серьге). Назвали это катером ПВО. Вроде бы есть, а функции и мореходность такого катера очень ограничены.

-отсутствие двигателей. Это уже серьезнее, ибо тот же Коломенский завод до середины 1943 года двигатели не выпускал, а все, что мы имели в Ленинграде, еще находилось в блокаде. (Вообще, в принципе, многие факторы блокады, с точки зрения флота и техники, еще недостаточно изучены, и оценку им еще не дали)

-третий фактор во всей этой истории самый главный, но, даже не знаю стоит ли его озвучивать. Назовем его условно «организационный». Все можно было бы сделать… Ведомственные границы еще с незапамятных времен были проблемой.

Ладно, статья не об этом, а о том, что немцы получили на Черном море достаточно много транспортных «кораблей» на которых они не боялись ходить из Констанцы и Сулины в Севастополь, покрывая 250 миль в одну сторону. Правда, БДБ серий «А»-«С» с их открытым мостиком и крайне скромными условиями для экипажа, не очень годились для таких целей (все же это не транспортные корабли, а высадочные средства). Их, действительно, собирали на набережной из плоских секций, (которые делали по всей стране), потом спускали по слипу или традиционным способом (если это БДБ построенные на самой Державной верфи).

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

Опыт эксплуатации этих плавсредств, и опыт их строительства на необорудованных площадках подтолкнул немцев к созданию нового вида БДБ, модификации «D». Эта модификация была ориентирована на блочное строительство. Готовые объемные блоки, массой до 30 тонн, доставлялись по железной дороге, и только стыковались на верфи. Производство было поставлено на поток. Учитывая недостаточную мореходность и условия работы экипажа предыдущих модификаций, БДБ типа «D» получила полноценную рубку, стала длиннее на 2,8 метра, за счет этого она получила полноценный кубрик. Изменились обводы в носовой части. Баржа стала чуть шире (правда, всего на 7 см). Главное, что поменялось, это двигатели. Теоретически, должны были ставить по 3 дизеля Deutz, мощностью по 375 л.с., но, фактически ставили то, что было под рукой. Иногда это был один дизель 375 л.с. и два двигателя по 130 л.с., иногда два двигателя по 375 л.с. (один двигатель отсутствовал). Чаще всего на них продолжали ставить старые 130-сильные двигатели (хотя они обеспечивали только 8 узлов из-за возросшего водоизмещения). Но эти «чудеса» были только на БДБ болгарской постройки. Австрийские баржи имели «нормальную» комплектацию более мощными двигателями.

Традиционно принято писать «MFP типа D — значительные изменения в конструкции, разработанной под секционный метод постройки: корпус корабля удлинён и расширен, что привело к увеличению максимальной грузоподъёмности до 140 т, усилено вооружение, на некоторых кораблях данного типа вместо открытого поста управления была установлена бронированная надстройка с рулевой рубкой, пост управления (надстройка) вместе с машинным отделением были перенесены немного вперёд, имелась радиорубка и кроме того появились жилые помещения для экипажа в количестве до 21 человек»

Возможно, это относилось к модификации «DM» или к БДБ европейской постройки. «Болгарки» имели то же кормовое расположение мостика, (без смещения к миделю), радиорубки отдельной не было, была выгородка в кубрике.

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

F-935 не наша, но похожа. Это «француженка» На австрийцах тоже мостик смещен в корму и приподнят.

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

Затрофеенная «болгарка» БДБ-5 (бывшая F-852)

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

БДБ-4 бывшая F-851

Вооружение их тоже «подросло» по сравнению с другими «транспортниками». Чаще всего на них стояла одна 7,5-см SK C/34, или 7.5-см противотанковая пушка Pak40 , или 8,8-см пушка 8,8 -см SK C/30 плюс к этому, две одиночных 3,7-см пушки SK C/30 и 4-6 2-см зенитных автоматов.

На черном море числятся в модификациях «D»: F-849-852 болгарской постройки (ноябрь 1943 года). В марте 1944 года пришли «австрийцы» F-893 — 896, к концу месяца пришла F-899. Болгары сдали немцам в том же месяце F-900-903. Остальные (F-904-909) сдавались немцам уже потом, буквально в августе 1944 года (накануне известных событий).

Мы уже писали о том, что часть десантных барж немцы передали в состав Болгарского королевского флота. Возникает вопрос: какие, и какова их судьба? Итак…

F-128 (тип А, варненской постройки) это та самая баржа, которая 03.08.42 затонула от подрыва на мине в районе Керчи. Потом она была поднята и отправлена на ремонт в Варну. Но на этом все не закончилось. 26.10.43 г. она вторично затонула, подорвавшись на мине в районе Херсона, но снова поднята и восстановлена на заводе в Варне, после ремонта многострадальную БДБ оставили болгарам. Затрофеена советскими войсками в Варне 09.09.44 г. и зачислена в состав ЧФ как «БДБ–12», с 30.11.44 г. находилась в распоряжении ЧМП, а с 26.02.46 года переименована в «Таманскую» в составе АМП и до конца 50-х годов работала на Керченской морской переправе.

F-176 (тип А, немецкой постройки «Wiemann, Brandenburg» ). Быстроходная десантная баржа «F 176» была построена на судоверфи Gebr. Wiemann (Бранденбург, Германия) по контракту от 21.04.1941 г. Вошла в состав 1-й десантной флотилии. В составе соединения осуществляла транспортные перевозки на Черном море. 24.02.1943 г. повреждена в результате взрыва в Керченском проливе. 22.02.1943 г. в 10.20 утра «F 176» получает 3 бомбовых удара при разгрузке груза (50 тонн угля) в Тамани, в результате 1 человек погиб, 6 человек ранены. 27.02.1943 г. «F 176» отбуксирован буксиром «Киль» в Керчь и становится в судоремонтный завод. Однако 01.03.1943 г. в результате очередной бомбардировки окончательно «F 176» затонула. Далее версии расходятся. По одним данным, БДБ поднята АСС ЧФ, но по немецким данным, подняли ее летом 1943 года немцы, после чего, отбуксировали в Варну на ремонт, где и «подарили» болгарам.

F-405 (тип С, De Mervede, Van Vliet, Hardinxveld) данные противоречивы. После перехода в состав советского ЧФ стала БДБ-10

F-575 (тип С2) Быстроходная десантная баржа «F 575» была заложена 15.04.1942 г. на судоверфи Државна верфь (Варна, Болгария). В августе 1943 г. вошла в состав 5. Landungsflottille. 29.09.1943 г. была серьезно повреждена советской авиацией в Геническе, но восстановлена и введена в строй. В 1944 г. перечислена в состав 7. Landungsflottille, а 29.08.1944 г. — включена в состав ВМС Болгарии. Затрофеена в устье Дуная. 30.10.1944 г. под наименованием «БДБ-20» вошла в состав Черноморского флота. 16.05.1949 г. была переклассифицирована во вспомогательное судно и переименована в «БСС-32110». Судно было списано в 1959 году.

F-851 (тип D) Быстроходная десантная баржа «F 851» была построена на судоверфи в Варне (Болгария). Контракт на строительство был подписан 21.05.1942 г. В декабре 1943 г. вошла в состав Кригсмарине.

«F 851» находилась в составе 3. Landungsflottille. В составе соединения осуществляла транспортные перевозки на Черном море. 28.08.1944 г. была передана Болгарии, а 09.09.1944 г. затрофеена советскими войсками и кораблями Черноморского флота в качестве трофея при освобождении Варны. 29.09.1944 г. зачислена в состав Черноморского флота как «БДБ-4». 12.01.1949 г. переклассифицирована в десантный корабль с переименованием в «ДК-4». 09.11.1956 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в самоходную сухогрузную баржу. В начале 60-х гг. выведена из эксплуатации и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации.

F-852 (тип D) Быстроходная десантная баржа «F 852» была построена на судоверфи в Варне (Болгария). Контракт на строительство был подписан 21.05.1942 г. В декабре 1943 г. вошла в состав Кригсмарине.

«F 852» находилась в составе 3. Landungsflottille. В составе соединения осуществляла транспортные перевозки на Черном море.

28.08.1944 г. была передана Болгарии, а 09.09.1944 г. захвачена советскими войсками и кораблями Черноморского флота в качестве трофея при освобождении Варны.

20.10.1944 г. зачислена в состав Черноморского флота как «БДБ-5».

03.03.1949 г. переклассифицирована в десантный корабль с переименованием в «ДК-83».

18.08.1956 г. выведена из боевого состава и передана в отряд судов научно-исследовательского института №1 ВМФ, а 04.12.1956 г. разоружена и переформирована в опытовое судно с переименованием в «ОС-17».

18.01.1960 г. исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации и 12.02.1960 г. расформирована.

F-900-906 (тип D) Баржи, построенные в Варне, которые были переданы Кригсмарине, но потом очень быстро возвращены в Болгарский флот. Затрофеены. БДБ-6 это 900-я баржа, БДБ-7 это 901-я. Остальные стали БДБ-14-БДБ-19. Переданы в гражданский флот, потом пущены на слом.

В принципе, очевидно, что немцы просто использовали болгар, как ширму, но в конце концов все равно пришлось топиться най рейде Варны (но это отдельная история).

Что касается «артиллерийских» кораблей в составе немецкого Черноморского флота, то у них была не только 1-я флотилия артиллерийских кораблей, оснащенная «модернизированными» БДБ. Была еще и 3-я флотилия (3. Artillerieträger-Flottille), оснащенная артиллерийскими лихтерами типа MAL.

Артиллерийский лихтер, это не десантная баржа, хотя создан он на базе самоходной речной баржи- лихтера. Это корабли специальной постройки (но о них в следующей статье).

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

 

Что за «зверь» такой MAL (и что было на Черном море)?

Понятие «лихтер» достаточно многозначное, менявшееся в смысловом отношении с течением времени. Изначально лихтер представлял собой палубное плоскодонное парусное судно для разгрузки или догрузки судов, вследствие мелководья пристани.

Сейчас «Вики…» дает следующее определение: «Ли́хтер (нидерл. lichter) — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт».

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?
Трофейная Германская артиллерийская баржа . Десантный транспорт ДТ-192: позже ,,156,, с 1954 года .Тип MAL II на реке ДУНАЙ, 321-го отдельного ДнДК 95-й ККВБрРчК .

А, если оно не парусное, не однотрюмное да еще и самоходное, то это что… не лихтер? Ну, наверное, все же что-то не так в этом определении, ибо самоходных лихтеров хоть пруд пруди, да и не все они однотрюмные, но сильно спорить мы не будем. Просто отметим, что создатели боевых единиц под индексом MAL (Marineartillerieleichter) с таким определением явно не согласились бы.

Началась эта история с самоходных лихтеров снабжения МNL (Marine Nachschub Leichter), которые строились с апреля 1943 года в Салониках, Регенсбурге и в Бранденбурге. Но лихтеры снабжения, по памяти тема не «черноморская», у нас они изначально были «зубастыми».

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

MAL-3 Азовское море.

3 февраля 1943 года, в Констанце была создана Artillerieträger-Flottille Asowsches Meer, сокращенно АТ-Flottille (ну, то есть «флотилия артиллерийских кораблей (в оригинале «носителей») Азовского моря»), которая и укомплектовывалась теми самыми лихтерами с артиллерийским вооружением.

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

Лихтера, построенные на немецкой верфи Krupp, Rheinhausen имели упрощенные обводы, гладкую палубу, рубку и ходовой мостик, расположенные в корме. В отличие от MFP (БДБ) они изначально не были транспортниками, за счет чего имели чуть меньшее водоизмещение (полное водоизмещение 140 тонн). Главные размерения (в метрах) тоже меньше34,2 x 7,7 x 0,87. Движков тоже меньше (2 шт.), но они чуть мощнее. На них стояли дизеля той же фирмы «Deutz» по 260 л.с. Судя по документации, это были «родственники» дизелей, стоявших на БДБ в модификации «D» (390 л.с.), но не в шестицилидровом варианте, а, «четверки».

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

По артиллерийскому вооружению лихтер был похож на вооруженную БДБ типа AF. На них традиционно ставили:

-на палубе два одиночных 8,8-см SK C/35(в отличие от рисунков, без щита)

-на крыльях мостика (если они были) одиночные зенитные автоматы 2 cm/65 C/38. На старых баржах (коих было на Черном море большинство) прямо на мостике ставили два 37-мм орудия. Потом их меняли на спаренные 2-см автоматы. Спаренный зенитный автомат со щитом, показанный на рисунках на мостике, появился позже, и на Черном море был редкостью.

-как вариант (так же как и на БДБ типа AF) ставились реактивные установки (трубные направляющие) 8,6 см RAg M 42.

Во флотилию собрали MAL-1 — MAL-4, MAL-8 — MAL-11. И, в принципе, свою функцию они выполняли: боролись с советскими катерами.

Бронекатер «БК-133» «Герой Советского Союза Паршин» Был заложен в Зеленодольске, завод №340 в 1942 г. (заводской №398). Спущен на воду весной 1943 г., вступил в строй июне 1943 г., 25.07.1943 г. был включен в состав Азовской военной флотилии Черноморского Флота. Водоизмещение: 26,5 т.
Размеры: длина — 22,65 м, ширина — 3,55 м, осадка — 0,56 м. Скорость полного хода: 19,7 узлов. Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 1 бензиновый двигатель, 900 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне, РПУ «М-8-М», 1х12,7 мм пулемет ДШК, 1х7,62 мм пулемет ДТ.
Экипаж: 13 чел.
Однотипный ему бронекатер «БК-123» ( «Герой Советского Союза Одинцов») Был заложен в Зеленодольске, завод №340 в мае 1942 г. (заводской №400). Спущен на воду весной 1943 г., вступил в строй в июне 1943 г., 25.07.1943 г. был включен в состав Азовской военной флотилии Черноморского Флота.

18.08.1943 г. в 02:00 эти два бронекатера вышли из Ейска на поиск плавсредств противника в Азовском море и для обстрела его сил на берегу в районе Беглицкая, Кривая коса; в районе косы Беглицкой катера встретили противника. С 01:55 до 02:15 береговые посты и самолеты наблюдали в том районе бой с применением реактивных снарядов, а так же сильный взрыв. Из этого боя ни один из бронекатеров обратно не вернулся.

По немецким документам, в районе Кривой косы в бой с бронекатерами вступили лихтеры MAL1 и MAL2. В 00:45 с обеих сторон был немедленно открыт огонь. По немецким данным:

«Дистанция боя составляла 2000 м в начале, и 500 м в конце боя. По одному советскому бронекатеру было достигнуто 5 попаданий, катер загорелся и потерял ход. В 01:04 в другой катер было отмечено 3 попадания, катер разломился и затонул. С находившейся над водой части бронекатера было снято 4 русских военных моряка, трое из них были ранены».

Но, вскоре «ряды начали редеть»

MAL-8 18 сентября 1943 года затонул во время шторма в районе мыса Казантип. 26 сентября 1943 года спасательные работы были прекращены и поднять его не смогли.

Затем настала очередь MAL-10, потопленной советской авиацией (по другим данным, уничтожена в Геническе, но подтверждения нет). Самый большой удар по флотилии был нанесен 29.10.1943.

29.10.43г. в 17 часов Генический мост был подготовлен к взрыву. К вечеру «штабом Конрада» 336-й пд были подчинены 10-й авиаполевой полк («группа Фронн») и 320-й морской батальон. При оставлении Геническа были затоплены десантные баржи F-303, F-492, F-493, F-577, которые было невозможно увести из-за неисправности двигателей. В связи с невозможностью эвакуации, были взорваны артиллерийские баржи MAL-1, MAL-3, MAL-9 — MAL-11.

Таким образом, у немцев остались только MAL-2 и MAL-4, которые в конце концов упокоились на дне в районе Варны в конце августа 1944 года. Но не сразу. До 3 февраля 1944 года они числились в 5-й высадочной флотилии.

Но по состоянию на апрель 1944 года они составляли 1-й отряд 3-й Артиллерийской флотилии 3. Artillerieträger-Flottille (потому, как Artillerieträger-Flottille Asowsches Meer фактически, «приказала долго жить»).

Сайт «Лексикон дер Вермахт» радостно сообщает нам, что кроме MAL-2 и MAL-4, в эту флотилию входят (цитирую): MAL 51, MAL 52, MAL 53, MAL 54, MAL 55,
MAL 56. Не-не, господа, лихтеры с этими номерами вообще не достроили.

В реальности 2-й отряд этой флотилии это были артиллерийские БДБ AF-52 и AF-54, 3-й это AF-51 и AF-53, 4-й AF-55 и AF-56.

В самом начале было фото баржи типа MAL-II. У нас, действительно одно время были баржи ДТ-191 — ДТ-198. Это действительно MAL-II.

В качестве артвооружения (у немцев) на кораблях типа MAL II устанавливались 2х1 105-мм орудия, 2х1 37-мм орудия и 1×4 2-см зенитный автомат.

Корабли данного типа в транспортном варианте могли перевозить 200 десантников либо 80 тонн грузов. Они могли разбираться на части для транспортировки грузовыми автомобилями либо по железной дороге. Корабли имели бронированную рубку (толщина брони — 25 мм). Постройка осуществлялась в Германии, г.Рейнхаузен, на судоверфи «Крупп Штальбау».

Три десантных транспорта (197-й, 198-й и 199-й), переданных СССР, достраивались в Австрии, г.Вьен-Нойштадт на судоверфи «Ракс-Верке». Немецкое вооружение на этих кораблях было демонтировано.

Лихтеры этого типа были списаны во время хрущевского «разоружения» и порезаны на металл в 1959 году.

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

БДБ типа "D", или что досталось Болгарии?

Источник статей: https://dzen.ru/id/60411022e853db38c7b7bbf8 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account