Имя Peregrine (Пилигрим) впервые появилось в документах оборонного агентства Пентагона — DARPA. Программа с таким названием должна создать беспилотный летательный аппарат – убийцу беспилотных летательных аппаратов.
По замыслу DARPA это должен быть "маленький, дешёвый, выносливый аппарат с высокой скоростью, способный к разрушению большинства типов вражеских беспилотных машин".
Проблема вот в чём. Прогресс электроники (систем навигации GPS и других систем) привёл к тому, что простой "беспилотник" человек может соорудить едва не в любой стране из магазинных деталей.
А "беспилотник" – это и отличный разведчик, и потенциальное средство доставки оружия (в том числе – химического и биологического) и даже способ переправлять наркотики через границу. Неприятельские страны или террористические группы, наркобароны — легко могут поставить "беспилотники" себе на службу.
Один из самых совершенных на сегодняшний момент "беспилотников" Boeing J-UCAS, он же X-45A. Умеет самостоятельно выполнять сложные боевые задачи и атаковать наземные базы противника. Но для войны с беспилотной "мелочёвкой" в воздухе – всё равно немыслимо дорог.
А что есть против такого оружия? Дорогие классические системы ПВО или обычные истребители. Вывод: с "беспилотниками" должен бороться аппарат аналогичного класса – беспилотный и, по возможности, дешёвый.
DARPA надеется "освоить" на проект Peregrine $11 миллионов за три с лишним года и ждёт предложений от авиационных фирм. Но первое, кажется, пришло с неожиданной стороны. От журнала Popular Mechanics.
Наполовину в шутку, наполовину всерьёз, его сотрудники набросали эскиз идеального убийцы беспилотных аппаратов.
Длинные тонкие крылья обеспечивают ему высокое аэродинамическое качество на низких скоростях — 45 – 65 километров в час.
Маленький дизельный поршневой двигатель (10 — 15 лошадиных сил, примерно 3 килограмма веса, цена всего $1,5 тысячи – продаются в магазинах) – идеален для продолжительного патрулирования, управляемого компьютером робота по сигналам GPS и заданной программе полёта.
Но вот обнаружен вражеский аппарат возможно, самостоятельно, возможно — по наводке с земли, от операторов, получающих информацию с радиолокационных станций слежения.
Тут же внешние части крыла отбрасываются прочь, как и воздушный винт. Peregrine превращается в скоростной и очень манёвренный перехватчик. В дело вступает турбореактивный двигатель.
О нём нужно сказать особо – на рынке есть небольшие, простые и дешёвые модели с нужными параметрами (30 килограммов тяги. Вес — 2-3 килограмма), по цене около $5 тысяч. В них используются центробежные компрессоры от турбонаддува для грузовиков.
С таким движком Peregrine разгоняется до 400 километров в час, сближается с целью, используя инфракрасную головку самонаведения (очевидно, серийную, от ракеты воздух-воздух) и, наконец, подрывает свою начинку – килограммов пять взрывчатки.
Длинные крылья и винт отброшены — для меньшего сопротивления воздуху. Peregrine быстро нагоняет цель (иллюстрация с сайта popularmechanics.com).
Таким образом, выполняется одно из главных правил боевых действий – снаряд должен соответствовать своей цели, то есть: "из пушки по воробьям не стреляют".
Интересно, что сходные идеи, а именно долгое патрулирование, значительная автономность управления и атака по сигналу с земли, и даже — применение автомобильных запчастей в дешёвом турбореактивном двигателе — уже реализованы в другом пентагоновском проекте — ударной ракете LAM.
Правда, она предназначена для поражения наземных целей. И, конечно, не имеет таких великолепных отбрасываемых крыльев. Но сходные задачи рождают сходные решения. А значит, мы вполне можем увидеть их и на Peregrine.
Popular Mechanics пишет: "Это — наша первая заявка на оборонный контракт, но мы уверены в своих силах. Пожелайте нам удачи".
Что ж, желаем удачи.
Источник: ~prorobot.ru/03/robot-fly-killer~~ 2005