0

Приветствую, уважаемые коллеги! Мир «Глаголя» неудержимо катится к первой мировой войне, и я подумал, что было бы неплохо сделать небольшую памятку о том, в каком составе и организации встретил ее наш балтийский флот. Полагаю, что такая консолидация необходима, поскольку информация разбросана по страницам «Глаголя» и даже я сам не всегда могу вспомнить, где и что  нафантазировал. А так все будет в одном месте, и опять же – буде у кого возникнет желание покритиковать корабельный состав или еще что-то, я буду только рад. И конечно , куда лучше будет получить критику до того, как я перейду к морским сражениям.

Основные предпосылки к изменениям:

  1. Отменяем министерскую чехарду. В РИ у нас после Цусимы и до Первой мировой имелось аж 4 морских министра: Бирилев, Диков, Воеводский и Григорович, причем первый и третий из них, увы, своей должности не соответствовали. В «Глаголе» у нас министерский портфель сразу получит Диков, а после него – Григорович.
  2. Непререкаемой авторской волею одаряю Российскую Империю редкостной силы урожайностью на год раньше, чем это случилось в РИ и тем самым получаю средства на ускорение финансирования флотских программ на год раньше, чем в РИ

Теперь, собственно, к отличиям. Первое из них заключается в некотором изменении системы базирования Балтфлота. Как известно в РИ долго ломали голову, где именно делать базу флота – в Ревеле (Таллин) или же прямо в Моонзунде, но победил Ревель. У нас тоже побеждает Ревель, но при этом принимается решение оборудовать Моонзунд мощной базой для крейсеров и легких сил, причем туда же будут базироваться и уцелевшие после Цусимы броненосцы береговой обороны.

В части корабельного состава:

Дредноуты

Конечно же основные метаморфозы претерпели линкоры типа «Севастополь». Не то, чтобы у меня кончились хорошие фото этих линкоров, но тут дело такое: смотрел я, смотрел, как наши уважаемые коллеги осваивают 3D-моделирование (а кое-кто, не будем тыкать пальцем в товарища Сухова, уже достиг в этом деле нешуточных высот), и заела меня хорошая такая черная зависть. Вот и решил я тоже попробовать свои силы в 3D-моделлинге, правда зашел к этому делу немного с другой стороны. Купил пластиковую модель 1:350 «Линкор русского императорского флота «Севастополь»» (только не спрашивайте, почему «русского», а не «российского», так уж на коробке написано. Все вопросы к звездю… звезду…  звизде… эээ… ну, в общем, работникам фирмы-производителя «Звезда») и, засучив рукава, взялся за работу. Возюкался с моделью примерно месяцев 8: иной день не приступал совсем, иногда — час после работы, а где –то и все выходные с утра до вечера. Получилось… ЭТО

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Одно фото для масштаба

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

И небольшая галерея

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Конечно, с точки зрения людей, сколько-нибудь искушенных в судомоделизме, это не модель, а убогое порождение прогрессирующей близозоркости, вкупе с врожденной рукопопостью. И вообще в детском саду делают лучше, но надо же с чего-то начинать? Может, со временем, сумею сделать что-нибудь приличное. Отмечу также, что собранному мною кораблику была уготована полная приключений жизнь: сделанный в Ханты-Мансийске, дредноут ушел со мной в десятимесячный рейд в Забайкалье, после чего (опять же вместе с автором) вернулся на мою историческую родину, то бишь на Урал. Так что, можно сказать, что копия повидала свет едва ли не больше оригинала:) Но – извините за лирическое отступление.

Итак, «глаголевские» «Севастополи» будут существенно лучше защищены, нежели в РИ. Здесь точка бифуркации будет выглядеть так – как известно в РИ МГШ совместно с МТК родили очень интересные технические условие на проектирование дредноутов (задание 1907 г) в котором планировали получить 22 300-тонный линкор с 10-305-мм пушками, 305-мм бронепоясом, 254-мм башнями и 21 уз полного хода. Однако почти тут же, все в том же 1907 г, количество орудий ГК доведено до 12, а поскольку с такими параметрами водоизмещение линкоров грозило достигнуть 26 000 т, толщина бронепояса была снижена сперва до 254-мм, а потом до 203 мм. Впоследствии решено было увеличить скорость до 23 узлов, а бронирование усилить до 9 дюймов, хотя в итоге все закончилось 225 мм. В нашем же случае произошло следующее – выйдя на 12*305-мм при 305-мм броне и 21 уз скорости адмиралы не убоялись 26 000 тонн нормального водоизмещения, так что итоговое задание было таким:

1) 12*305-мм и 16*120-мм артиллерии

2) Бронепояс, боевые рубки – 305 мм,  барбеты над верхней палубой и на 0,5 м под нее – 305 мм, барбеты далее до бронепалубы – 175 мм, башни: лоб 305 мм, бок – 254 мм, крыша 100 мм. Остальное – как в РИ.

3) Водоизмещение в пределах 26 000 т.

4) 21 узел при номинальной мощности механизмов в 39 000 л.с. (напомню, что в РИ при номинальной мощности хотели 21,75 уз), а на форсаже – что получится, то и получится.

В итоге, конечно, в заявленное водоизмещение не вписались, но не страшно, основной причиной перевеса стало превышение массы ходовой на 210 тонн относительно проекта.

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Зато номинальная мощность машин всех четырех дредноутов на испытаниях превысили 41 000 л.с., что обеспечило им устойчивые 21 узел даже при водоизмещении свыше 27 000 тонн, т.е куда больше нормального. При форсировании котлов удалось достичь 52 -54 тыс. л.с. что обеспечивало скорость полного хода до 22,5-22,9 узлов. Все четыре корабля были заложены в 1909 году. Сперва строительство велось под патронажем институтов НИИ «Шатко», НИИ «Валко», но в 1910 году в стране наконец-то нашлись средства и дело сильно интенсифицировалось. В результате «Гангут» и «Севастополь» переданы флоту в начале, а «Полтава» с «Петропавловском» — в конце июля 1914 г.

Броненосцы.

«Андрей Первозванный» и «Император Павел I» остаются без изменений, но башни главного калибра «Славы» и «Цесаревича» к началу войны модернизированы. Угол возвышения доведен до 25 град, дальнобойность – до 115 кбт. Помимо этого русский флот располагает оставшимися после Цусимы (таки прошли во Владивосток) броненосцами береговой обороны «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин» чьи башни также прошли модернизацию, дабы иметь возможность стрелять на 115 (или все же не зарываться и поставить 95? Или даже это технически невозможно? Прошу совета, уважаемые коллеги) кбт.

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Но пушки остались старого типа – переоблегченные 254-мм, потому что более тяжелые артсистемы на махонькие БРБО впихнуть не удалось.

Крейсера.

После русско-японской войны на Дальнем Востоке остались «Аскольд», «Аврора» и «Диана» (два последних – на радость мастеровым Владивостока прошли модернизацию как и в РИ, но это к «Глаголю» не относится). А вот «Баян» (прорвавшийся из Артура 28 июля 1904 г во время боя при Шантунге) «Громобой», «Россия», «Богатырь», «Олег», «Изумруд» (который уцелел в Цусимском сражении) и «Жемчуг» ушли на Балтику, где и пребывали к началу ПМВ.

Из нового строительства – по образцу и подобию «Баяна» построили «Адмирала Макарова», «Палладу» и «Дмитрия Донского», соответственно флот получил бригаду крейсеров этого типа. Всеми любимый «Рюрик II» остается — неизменным, единственным и неповторимым. Еще мы заказываем два «малых» крейсера («Адмирал Невельской» и «Муравьев-Амурский») не германцам, как в РИ, а англичанам, причем случилось это так.

 В 1907 году Государь Анператор вотировал «Малую судостроительную программу», согласно которой балтийский флот должен был получить 4 дредноута, 3 подводных лодки и базу для них. Но с легкой руки Григоровича в 1910 году программу пересмотрели – решено было к помянутым выше кораблям строить еще 2 легких крейсера,  9 эсминцев и 4 подводные лодки.

Однако тут же выяснилось, что строительство чудовищных по размерам дредноутов и больших миноносцев не позволяет ваять одновременно еще и легкие крейсера – на них банально не хватало рабочих рук и производственных мощностей. В то же время разработка проекта легкого крейсера изрядно затягивалась. При этом уже было ясно, что «Малая судостроительная» положит начало строительству мощнейшего флота, так что легких крейсеров надо будет строить много. В итоге пошли на компромисс – пока балтийский судстрой «накачивал мускулы», помянутую пару крейсеров заказали в Англии по типу «Чатам» (5400/6000 т, 139,6×14,9×4,9 м. 25000 л.с. = 25,5 уз. 1240 т уг.+260 т нефти. Броня: пояс до 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 475 чел. 8—152 мм/45, 4 — 47 мм, 2 ТА.)

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Корабли были переданы Балтфлоту в начале 1914 года.
Рассматривался, конечно, и германский вариант, но от него отказались. Дело было в том, что МТК не стал заказывать крейсер по собственному проекту, а изъявил желание приобрести крейсера по лучшему импортному. Немцы представили проект «Майнца», хотя сами уже вовсю строили куда более современные корабли типа «Магдебург». Англичане же не стали играть в «тайну заколоченного чердака», поделившись наиболее современным на тот момент «Чатамом». МТК учел, что новые русские корабли должны были вместе с «Изумрудом» и «Жемчугом» образовать бригаду быстроходных крейсеров, при этом боевые качества «камушков» были не слишком-то хороши. Соответственно, британский проект, с его бортовой броней, шестидюймовками (и некоторым сходством по своим ТТХ с весьма успешно повоевавшим в русско-японскую «Аскольдом»), пришелся весьма ко двору, обеспечивая бригаде достаточную огневую мощь и устойчивость. «Майнц» был хуже вооружен и защищен (имел мощные скосы, но в российском императорском считали, что классические бронепалубники являются пережитком прошлого века), а что более быстроходен – с учетом того, что скорость «камушков» была даже ниже «Чатама» проку с этого для бригады было бы не слишком много.

Эсминцы.

В связи с расширением «Малой судостроительной программы» решено было строить черноморские и балтийские эсминцы по единому проекту, которым и стал тип «Дерзкий».

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

В итоге получилось следующее – для балтфлота строился «внепрограммный» «Новик» (создан на остатки добровольных пожертвований флоту, каковые были в большом ходу во время русско-японской войны), а в 1911- начале 1912 заложили 9 «Дерзких»: «Гогланд», «Гренгам», «Кульм», «Патрас», «Стирсудден», «Смоленск», «Хиос», «Тенедос» и «Рымник». Все корабли вошли в строй летом-осенью 1914 г, а после них в 1913 году началась закладка эсминцев следующего типа («Орфей») и далее, как в РИ.

Старые эсминцы и миноносцы изменений не претерпели.

Подводные лодки

В соответствии с первоначальными планами «Малой судостроительной» следовало построить 3 новых подводных лодки, а после ее расширения – еще четыре, но по какому проекту? К 1911 году появилось два претендента – проект «Нарвал», по которому собирались делать подводные лодки для Черного моря, и проект «Барс» (или «улучшенная Акула»)  авторства небезызвестного инженера Бубнова, уже поставившего флоту «Миногу» («Акула» как раз достраивалась). Но в «Глаголе» моряки уперлись: господину Бубнову было ответственно заявлено, что для дальнейшего пропихивания его поделок во флот никакого магического колдунства не хватит, даже если он поменяет фамилию на «Шаманский-Бубнов». Так что пусть господин инженер не ругается, а лучше пойдет, да и спроектирует лодку полуторакорпусного образца с водонепроницаемыми переборками, наподобие того же «Нарвала». А предложенная господином инженером однокорпусная и безотсечная капсула, это не «Барс», а «Песец» и вообще братских могил экипажей предостаточно образовалось в русско-японскую, так что специально увеличивать их число совершенно незачем.

Оргструктура

По состоянию на конец июля 1914 года в составе флота числилось три крупных соединения:

  1. Действующая эскадра
  2. Отряд обороны Центральной минно-артиллерийской позиции (ЦМАП)
  3. Отряд обороны Рижского залива.
  4. Отряд обороны шхерной позиции

Действующая эскадра, в составе которой концентрировались наиболее современные и/или мощные корабли, представляла эдакий аналог свободной морской силы Российской Империи. Ну а в том маловероятном случае, если бы «Хохзеефлотте» рискнул бы сунуться в Финский, то эскадра должна была остановить врага на центральной минно-артиллерийской позиции.  Состояла из двух бригад линейных кораблей, бригады крейсеров и минной дивизии, включавшей в себя четыре дивизиона эсминцев.

1-я бригада линкоров:  «Гангут», «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск».

2-я бригада линкоров: «Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Цесаревич», «Слава».

1-я бригада крейсеров: «Адмирал Невельский», «Муравьев-Амурский», «Изумруд», «Жемчуг»

1-я минная дивизия:

1-ый минный дивизион: «Новик», «Гогланд», «Гренгам», «Кульм» —  на начало войны. К этому времени подходы к формированию дивизионов сильно изменились – отныне считалось, что дивизион должен состоять не из четырех, а из девяти эсминцев, поэтому все последующие балтийские корабли типа «Дерзкий» по мере вхождения в состав флота попадали в 1-ый дивизион. 

Дело заключалось в том, что в составе задач новых турбинных эсминцев значилась также и атака линейных сил неприятеля в генеральном сражении. Причем, согласно результатам штабных игр, подобная атака могла увенчаться успехом только в случае, если в ней принимает участие не менее девяти миноносцев – вот и установили, что новый штат дивизиона для турбинных эсминцев составляет девять кораблей. В то же время старые паровые эсминцы не имели ни малейшего шанса чего-то добиться в подобной атаке ни вчетвером, ни восемнадцатью, поэтому сводить их в укрупненные соединения не имело особого смысла, но их все же свели:

2-ой минный дивизион: 8 эсминцев типа «Украина»

3-ий минный дивизион: 4 эсминца типа «Охотник» и 4 эсминца типа «Всадник»

4-ый минный дивизион:  4 эсминца типа «Финн»

Фактически в состав Действующей эскадры вошли все имевшиеся на флоте эсминцы со 102-мм артиллерией.

Отряд обороны Рижского залива – второе по боеспособности соединение Балтфлота, призванное обеспечить оборону Моонзундского архипелага. Включало в себя:

Особый отряд береговой обороны: «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». В генштабе долго ломали голову, как обозвать соединение из двух пятитысячных «броненосцев». Строить новые корабли данного класса никто не собирался, так что дорасти до бригады двум пережившим Цусиму БрБО не светило, а термин «полубригада» как-то не приживался. В итоге остановились на «Особом отряде».

2-ая бригада крейсеров: «Баян», «Адмирал Макаров», «Паллада» и «Дмитрий Донской», которым какой-то шутник тоже предлагал придать статус особой бригады. «Особенность» ее заключалась в том, что до появления в строю флота новейших дредноутов и крейсеров, 2-я бригада (на тот момент гордо именовавшаяся первой) включалась в состав Действующей эскадры. В принципе объединение 4 броненосцев и 4 «Баянов» выглядело вполне органично и глаз никому не резало. Однако с появлением «Адмирала Невельского», «Муравьева-Амурского» флот получил возможность сформировать бригаду быстроходных крейсеров, и «Баяны» остались не у дел.

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

В итоге применение им все-таки нашлось – бригаду перебазировали в Моонзунд, где она могла бы принять участие в обороне архипелага (до тех пор пока к прикрывающим проливы минным заграждениям не подошли бы броненосцы или, упаси Господь, дредноуты неприятеля), но могли также попробовать перехватить на отходе какую-нибудь легкую мелочь, рискнувшую сунуться к горлу Финского залива. В принципе, бригада могла даже пошуровать и в самой Балтике, хотя конечно от слабо вооруженных и тихоходных броненосных крейсеров нельзя было ждать многого… но за отсутствием гербовой бумаги пишут на простой. В итоге защита Моонзунда стала лишь малой частью задач 2-ой бригады крейсеров и кое-кто предлагал даже оставить ее в составе Действующей эскадры, но дело решило базирование – раз уж крейсера «харчевались» совместно с Отрядом обороны Рижского на базе в Эзеле, то пусть уж и входят в состав этого отряда. Даже имея при этом свои, особые задачи.    

5-ый минный дивизион: 8 эсминцев типа «инженер-механик Зверев»

6-ой минный дивизион: 6 эсминцев типа «Адмирал Бураков»

7-ой минный дивизион: 5 эсминцев типа «Адмирал Бураков»

1-ый подводный дивизион: 7 подводных лодок типа «Нарвал»

2-ой тральный дивизион: 8 миноносцев типа «Циклон» (переоборудованы в тральщики)

Отряд обороны ЦМАП

Сформирован по принципу «на тебе Боже, что нам негоже», в его состав вошли:

3-я бригада крейсеров: «Россия», «Громобой», «Богатырь» и «Олег».

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Данное соединение считалось ограниченно боеспособным и формально предназначалось для парирования малых отрядов легких сил, которые теоретически могли «просочиться» сквозь центральное минно-артиллерийское для разного рода диверсий. Фактически же экипажи 3-ей бригады крейсеров на регулярной основе становились «донорами» для новейших кораблей, вступавших в состав флота, поскольку потребность в моряках была очень большой, а учебные суда с потоком не справлялись. Посему основной их функцией все же была учебная, кроме этого задачей данного соединения являлась брандвахта в Ревеле и Гельсинки (обычно «Россия» и «Громобой» пребывали в Гельсингфорсе, а «Богатырь и «Олег» — в Ревеле).

8-ой минный дивизион: 8 эсминцев типа «Деятельный»

1-ый тральный дивизион: 9 миноносцев типа «Сокол» (переоборудованные в тральщики)

Сводный подводный дивизион: «Акула», «Минога», 4 ПЛ типа «Кайман» и 2 ПЛ типа «Касатка». По факту ПЛ типа «Кайман» находились в плохом состоянии и до боевых действий допущены не были, оставаясь постоянно в Ревеле. В составе Балтфлота имели место быть еще  3 ПЛ типа «Белуга», но с ними дело было настолько плохо, что их даже не включали в оргструктуру флота. На начало войны находились на ответхранении, в строй не вводились.

Отряд обороны шхерной позиции

Предназначался для прикрытия Або-Оландской минной позиции и поддержки приморского фланга армии. В составе имелись:

1-ый артиллерийский дивизион:  4 канлодки типа «Гиляк»

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

2-ой артиллерийский дивизион: канлодки «Хивинец», «Храбрый» и «Грозящий».

3-ий тральный дивизион: 2 миноносца типа «Буйный», 2 миноносца типа «Уссури», 6 миноносцев типа «Пернов» (переоборудованы в тральщики)

Прочие соединения флота (минный отряд, включающий 7 минзагов и учебный отряд в составе 5 учебных кораблей, равно как и переоборудованные из гражданских судов тральщики и заградители и проч – полностью как в РИ)

 Морская авиация

На о. Эзель имелся оборудованный аэродром, на котором базировались эскадрилья "Анаде" (или кого-то другого?) и… один «Илья Муромец», которого фон Эссен умудрился-таки выпросить у Великого князя Александра Михайловича. (он как раз занимался воздухоплаванием Российской Империи). Что сыграло в этом решении основную роль – флотское прошлое великого князя или настойчивость Николая Оттовича, сказать невозможно, но факт остается фактом – из четырех построенных на тот момент «Муромцев», один оказался в собственности Балтфлота.

Ну вот как-то так…

Балтийский флот Российской Империи в мире "Глаголя"

Андрей
Подписаться
Уведомить о
guest

135 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account