Baby-cobra или нетипичный американец. Легкий истребитель Bell XP-77. США
Аннотация: Когда речь заходит о легких истребителях Второй Мировой войны, то первое, что придет на ум — французские истребители фирм Arsenal (VG-30/VG-39) и Caudron (CR.760/CR.770) и итальянские истребители фирмы Ambrosini (SAI 402/SAI 403 Dardo). Кто-то к этому списку добавит советские истребители Яковлева, но мало кому в голову придет включить в этот список США. Однако в этой стране, во время войны выпускавшей исключительно цельнометаллические самолеты и, более того, поставлявшей по ленд-лизу дюралюминий, проектировали и испытывали деревянный истребитель.
Начавшаяся вторая мировая война потребовала многократного увеличения объема выпуска всех видов боевой техники, в том числе, конечно же, и самолетов. Соответственно, выросла необходимость в сырье и материалах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в промышленных и военных кругах Соединенных Штатов стали появляться опасения по поводу возможностей полного удовлетворения этих потребностей, особенно в свете все более явной угрозы скорого вступления страны в войну.
Одним из наиболее вероятных претендентов на попадание в список дефицитных ресурсов были легкие алюминиевые сплавы. Вопрос об их возможной замене нестратегическими материалами, и в первую очередь деревом, становился все более злободневным. поэтому внимание военных было обращено на концепцию легкого истребителя, интересовавшую конструкторов уже много лет. И поскольку в Европе маневренные деревянные истребители уже были построены и применены с некоторой степенью успеха, командование армейских ВВС решило получить в свое распоряжение мобилизационную дешевую машину.
В октябре 1941 года командование ВВС армии США поручило главному инженеру авиастроительной компании «Белл» Роберту Вудсу заняться вышеназванной проблемой. И уже через шесть месяцев тот представил проектные предложения по легкому истребителю, построенному почти полностью из дерева, но имеющему тем не менее металлическую обшивку. Проект назывался «Tri-4» (обозначение фирмы, впоследствии переименованное в D-6) — «три четверки», что расшифровывалось как 400 лошадиных сил, 4000 фунтов, 400 миль/ч, — именно такими были основные пожелания заказчика к новому самолету. По проекту машина представляла собой одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом ламинарного профиля и трехопорным колесным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран оснащенный турбокомпрессором 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Ranger XV-770-9 мощностью 500 л.с.
Военные предложение Вудса скорректировали и выпустили ТЗ на создание деревянного истребителя с расчетной максимальной скорости в 410 миль/ч на 27 000 футов (660 км/ч на высоте 8200 м), с вооружением, состоявшим из 20-мм пушки и двух 12,7-мм пулеметов, и взлетным весом всего 3700 фунтов (1680 кг). Вооружение должно было состоять из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа, и одной 20-мм пушки, стрелявшей через полый вал воздушного винта.
Таким образом, крошечный Белл XP-77 был попыткой решить две проблемы, вставшие перед американской авиационной промышленностью после начала Второй мировой войны:
- вероятность нехватки легких сплавов, используемых в строительстве планера;
- появление высокоманевренного японского истребителя A6M2, который при равной скорости с тогдашними массовыми истребителями американских армии (P-40) и флота (F4F), в воздушном бою оставлял последним мало шансов.
16 мая 1942 года ВВС армии США заказали 25 истребителей Tri-4 для проведения всесторонних испытаний и одновременно выдвинули требование обеспечить возможность нести бомбовую нагрузку весом не менее 136,2 кг (300 фунтов), что вынудило разработчиков отказаться от пушки.
Макет самолета 21-22 сентября 1942 года был проинспектирован комиссией из представителей как фирмы-изготовителя, так и инспекционной группы ВВС США. Комиссия констатировала превышение веса самолета сверх установленного и задержки в реализации программы из-за несоблюдения субподрядчиками графика поставок деревянных конструкций. Кроме того, для самой фирмы Bell, загруженной военными заказами как на производство P-39, так и на его модернизацию, XP-77 был второочередным проектом, имевшим более низкий приоритет для исследований и разработки по сравнению с более перспективным и денежным XP-63.
Задержки с поставкой двигателей с турбонаддувом привели к сокращению первоначального заказа до шести машин, получивших армейский индекс ХР-77. Контракт на их постройку был подписан 10 октября 1942 года. Чтобы не тормозить программу, было принято временное решение устанавливать безнаддувные моторы Ranger XV-770-6. Но работы все равно шли очень медленно. Помимо загруженности специалистов «Белл» другими, более приоритетными проектами, развитие проекта тормозили проблемы с чрезмерной массой ХР-77. Борьба буквально за каждый килограмм отнимала немало времени и вела к удорожанию самолетов. Это стало причиной сокращения числа строившихся прототипов с шести до двух. Такое решение было принято 3 августа 1943 года.
Однако к этому времени необходимость в самолетах, отвечавших вышеупомянутым принципам, отпала. С «Зеро» успешно боролись серийные «Хеллкеты» и «Корсары», а металла хватало не только на производство самолетов для нужд собственных ВВС, но и для экспортных поставок. Контракт с фирмой Белл был аннулирован из-за отсутствия потребности в этих истребителях. Тем не менее, руководство фирмы сумело получить от правительства средства для завершения постройки и испытаний второго опытного экземпляра, переведя работу в разряд исследовательских. Все-таки эта тема — тема легких «деревянных» самолетов-истребителей — была совершенно не разработана в Америке, в отличие, например, от ряда европейских стран, где подобные машины выпускались серийно.
Наконец, 1 апреля 1944 года летчик-испытатель Джек Вулэмс поднял в воздух первый опытный образец ХР-77. Испытательные полеты показали, что установленные на прототипах двигатели Ranger XV-770-7 мощностью 520 л.с. позволяли достичь лишь скорости 530 км/ч против заявленных 660. По всем остальным летным характеристикам ХР-77 также заметно уступал практически всем основным американским истребителям. К тому же жестко закрепленный двигатель на некоторых режимах полета вызывал сильные вибрации конструкции планера (мотор устанавливался непосредственно на планер без виброизоляции), что представляло реальную опасность в эксплуатации.
2 октября 1944 года один из ХР-77 потерпел катастрофу во время испытательного полета на пилотажные качества, сорвавшись в перевернутый штопор при попытке выполнить иммельман (летчику удалось выпрыгнуть с парашютом и спастись). Ровно через два месяца, 2 декабря 1944 года, программа была официально закрыта, тем более что мрачные прогнозы относительно возможного дефицита алюминия не оправдались.
В заключение можно сказать, что данный истребитель не имел перспективы развития и причин этому несколько.
Во-первых, это двигатель: несмотря на разработку с 1931 года и производство с 1937 года авиамотор XV-770 удалось довести только к 1941 году (на более ранних стадиях двигатель перегревался на малых скоростях полета). Таким образом, 1941 год — это самый ранний срок появления P-77 при условии одновременной доводки как мотора, так и планера. Однако данный путь — более чем рискованный, о чем может свидетельствовать как история разработки PZL-38 Wilk, так и опыт первых разработок фирмы Bell.
А во-вторых, при более раннем обращении армейских ВВС к концепции легкого истребителя в 1941 году у них уже был самолет, обладавший такими характеристиками и вооружением, какие необходимы для борьбы с основными истребителями японских армии и флота (Ki-43 и A6M2 соответственно). Конечно Curtiss-Wright CW-21 Demon был цельнометаллическим самолетом, но ставка на этот истребитель взамен более тяжелых машин также могла привести к экономии дюраля, т.е. выполнению обеих задач, ставившихся перед P-77.
Модификация | XP-77 | |
Размах крыла, м | 8,38 | |
Длина, м | 6,98 | |
Высота, м | 2,49 | |
Площадь крыла, м2 | 9,29 | |
Масса, кг | ||
пустого самолета | 1296 | |
нормальная взлетная | 1829 | |
Силовая установка | ||
Тип двигателя | ПД Ranger V-770-7 | |
мощность, л.с. | 1×520 | |
общая мощность, л.с. | 520 | |
Максимальная скорость, км/ч | 531 | |
Крейсерская скорость, км/ч | 446 | |
Практическая дальность, км | 885 | |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 1097 | |
Практический потолок, м | 9200 | |
Экипаж, чел. | 1 | |
Вооружение (по проекту) | ||
стрелковое | пушки | 1×20-мм Hispano-Suiza HS.404 |
пулеметы | 2×12.7-мм М2 | |
бомбовое | 1×136-кг или 1×148-кг |
источники:
- http://www.vostok-audio.ru/item/15,
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/p77.html,
- http://www.fiddlersgreen.net/models/aircraft/Bell-XP77.html,
- http://en.wikipedia.org/wiki/Bell_XP-77,
- http://www.jitterbuzz.com/MAN_1945_08.HTML,
- http://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/4562158548/sizes/z/in/photostream/,
- http://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/4561529293/.