Австрийский альбатрос над Баварией. Точная копия австро-венгерского истребителя Albatros D.III (Oef) времен Первой Мировой войны

17

Австрийский альбатрос над Баварией. Точная копия австро-венгерского истребителя Albatros D.III (Oef) времен Первой Мировой войны

Статья 2012 года, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег и которая является логическим продолжением статьи «Создание копии австро-венгерского истребителя Albatros D.III (Oeffag)».

Содержание:

Предисловие редакции: Аэродром Шлайссхайм (Schleißheim) под Мюнхеном, 10 апреля. В это порывистое утро вторника в воздух поднимается результат пяти тысяч часов работы лучших мастеров своего дела. Albatros D.III (Oef) – совместная работа австрийца Коломана Майрхофера (Koloman Mayrhofer) и немца Эберхарда Фрича (Eberhard Fritsch) – уверенно пилотируется французским летчиком-испытателем Роже Тексье (Roger Texier). О создании реплики-точной копии австро-венгерского истребителя Albatros D.III (Oef) рассказывает Штефан Бартманн (Stefan Bartmann).

Прошло пятнадцать лет с начала строительства абсолютно аутентичной реконструкции знаменитого истребителя-биплана, и к этому можно добавить невероятно кропотливые исследования, предшествовавшие проекту. Выруливая по взлетной полосе, Роже «Текс» Тексье понимает, что отправляется в первый полет на чем-то особенном. Затем шестицилиндровый двигатель Austro-Daimler мощностью 225 л.с. выбрасывает Albatros D.III в небо с удивительной скоростью набора высоты.

Позднее 59-летний пилот расскажет о

«тяжелой работе»

в кабине самолета, но, возможно, это то, что объединяет D.III со всеми его современниками –такими же красивыми, как и он сам. В остальном этот почтенный истребитель летает именно так, как и задумывалось: чутко, точно, аккуратно и не слишком высокой скоростью крена. Само собой разумеется, что биплан постоянно совершает полеты над Шляйсхаймом, включая исторический аэродром – старейший действующий аэродром в Германии. Эти полеты создают подходящую атмосферу для машины времен Первой Мировой войны, которая сражалась когда-то на всех ее фронтах.

какая перспектива! Нельзя не позавидовать «Тексу» Тексье… Примечательным прибором в правой части кабины пилота является измеритель угла тангажа, а перед пилотом – указатель угла крена

какая перспектива! Нельзя не позавидовать «Тексу» Тексье… Примечательным прибором в правой части кабины пилота является измеритель угла тангажа, а перед пилотом – указатель угла крена

На земле за полетом «альбатроса» следят авиаконструктор Майрхофер (52 года) и эксперт по старинным самолетам Эберхард Фрич (69 лет). Реплика-копия «альбатроса» является совместным творением этих двух известных энтузиастов «антикварных самолетов»: профессиональный резчик по дереву Майрхофер в основном занимался деревообработкой, в то время как его партнер Фриш подыскивал и поставлял многочисленные сложные детали и вообще большинство металлических деталей, которые скрепляли вместе детали и узлы биплана. Отклоняющиеся поверхности с силовым набором из стальных труб были доставлены в Швебиш-Халль (Schwäbisch-Hall) для сварки в мастерскую старого профессионала Романа Веллера (Roman Weller).

В 1997 году Майрхофер и Фрич объединили усилия после того, как Эберхард Фрич узнал о созданной Коломаном Майрхофером статической (но пригодной к полетам) копии истребителя Albatros D.III. В настоящее время Майрхофер является руководителем реставрационной мастерской CraftLab, Вена, а Фрич является зарегистрированным владельцем копии истребителя Albatros D.III (Oef), которому был присвоен номер гражданской регистрации D-EBFF. Несколько лет назад Фрич даже переехал из Франкфурта в Вёршах (Wörschach), Штирия, чтобы быть поближе к своему «альбатросу». Теперь Эберхард Фрич смотрит, как его «альбатрос» летает.

«Скаковая лошадь»

Поскольку все идет очень хорошо, Роже Тексье подбирается к скорости сваливания — важной для приземления характеристике. Порывы ветра сегодня слишком резкие, и поэтому полет продолжается не более 16 минут. Биплан заходит на посадку и приземляется без каких-либо проблем. Пилот из группы общества Жана-Батиста Сали (Amicale Jean-Baptiste Salis), аэродром Ла Фертэ-Але (La Ferté-Alais), доволен. Одну стяжную муфту нужно подтянуть – вот и все. Большего от первого полета и не ждать.

лучше и не бывает: идеальная посадка после чрезвычайно удачного первого полета

лучше и не бывает: идеальная посадка после чрезвычайно удачного первого полета

Наземная команда помогает перемещать реплику-копию D.III по аэродрому. Во время второго полета «Текс» Тексье еще больше приближается к акробатическим возможностям «альбатроса»; он уже чувствует связь со «скаковой лошадью» – так Роже Тексье прозвал реплику. Зеваки, наблюдавшие за полетом со стадиона «Иммельманн», не сдерживали своих чувств.

не скрывая радости: владелец «альбатроса» Эберхард Фрич (слева) и Коломан Майрхофер (справа). Роже Тексье (в центре) успешно совершил первый полет реплики-копии

не скрывая радости: владелец «альбатроса» Эберхард Фрич (слева) и Коломан Майрхофер (справа). Роже Тексье (в центре) успешно совершил первый полет реплики-копии

На следующий день самолет совершил два полета и также несколько посадок с последующим немедленным взлетом. Четвертый и самый продолжительный полет длился уже 73 минуты! Таким образом, в летный журнал внесены записи об в общей сложности 2,5 часа полетов. Программа испытаний может быть продолжена. По результатам каждого полета будут собираться данные, в результате чего будет составлено предварительное руководство по эксплуатации, являющееся необходимым условием для получения свидетельства летной годности. Коломан Майрхофер и Эберхард Фрич хотят, чтобы свидетельство как можно быстрее оказалось в их карманах, чтобы они могли снова уехать из Германии в Австрию! До Шлайсхайма пять часов езды, так что спешка совершенно понятна.

При этом особое внимание Майрхофер и Фрич было уделено (заимствованному) двигателю Austro-Daimler. С ним все просто – он должен работать без перебоев! Этот шестицилиндровый двигатель до сих пор работает довольно хорошо, хотя иногда его приходится долго гладить и уговаривать, прежде чем он сообразит завестись и, бормоча, прогреться при работе. Также не следует недооценивать меры по техническому обслуживанию, выполняемые перед каждым полетом и после него. Так было с 1914 по 1918 год, когда на каждый самолет назначался как минимум один механик-моторист. Впереди установлен пропеллер Knoller/Jaray, склеенный из слоев бука и ясеня и имевший диаметр 2,8 метра. Это не представляет проблемы для силового агрегата, рабочий объем которого составляет 16 литров и развивает максимальную скорость при частоте вращения вала двигателя 1350 оборотов в минуту.

«Прекрасный самолет!»

Майрхофер и Фрич могут вздохнуть с облегчением, у них выдалась хорошая неделя.

«Видеть и слышать треск «альбатроса» над головой – бесценно, годы усилий того стоят»,

– позднее скажет Майрхофер.

То, что более четырех десятилетий назад начиналось как «причудливое хобби», теперь обеспечивает средства к существованию. Портфель заказов реставрационной мастерской CraftLab полон интересных проектов создания реплик для Германии и для зарубежных стран. Информация о качественной работе получила широкое распространение в сетевой среде (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Как известно, объект страсти не выбирают, и Коломан Майрхофер может только приблизительно сказать, что именно так очаровывало его с детских лет в D.III:

«Это красивый самолет. И полностью из дерева!»

Маленький Коломан едва мог держать банку с клеем, когда собирал свою первую миниатюрную пластиковую сборную модель. За этим последовала неизбежная карьера изготовителя моделей и обучение профессии резчика по дереву. Но Коломан Майрхофер продолжал думать о D.III. В какой-то момент у него накопилось столько опыта, знаний и информации, что он осмелился реализовать птицу своей мечты в масштабе один к одному.

довольно большой: работы по созданию реплики-копии начинались с пластиковой сборной модели истребителя Albatros D.III (Oef) в масштабе 1:72

довольно большой: работы по созданию реплики-копии начинались с пластиковой сборной модели истребителя Albatros D.III (Oef) в масштабе 1:72

Оригинальных машин больше нигде в мире. Но архивы ближнего и дальнего зарубежья оказались богатыми; государственные музеи и частные коллекционеры помогли со старыми чертежами, фотографиями, документами. Тем не менее, исследование заняло десять лет, в течение которых было собрано достаточный набор из 100 листов. И поскольку Коломан Майрхофер австриец, то он решил, что это будет австрийский «альбатрос», выпускавшийся по лицензии в Винер-Нойштадте компанией Österreichischen Flugzeugfabrik AG. В любом случае, этот тип считается более скоростным и конструктивно более совершенным, чем его немецкий прототип (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Яркая эмблема в виде шестиконечной звезды, нанесенная на борта фюзеляжа, указывала на принадлежность авиационной роте 51/J Императорско-королевских авиационных войск (k. u. k. Fliegerkompanie 51/J).

Редкие заимствования

В течение многих лет Коломан Майрхофер действовал полностью самостоятельно. По мере роста проекта и поисков чертежей и информации свободного пространства в его небольшой мастерской Гальштате, Верхняя Австрия, становилось все меньше и меньше. Лишь со временем, когда реплика-копия D.III постепенно стала приобретать свои прекрасные формы, международное сообщество любителей старинных самолетов начало серьезно относиться к этому необычному ремесленнику и стало более внимательно относиться к его проекту…

Вскоре два одинаковых аккуратно склеенных фюзеляжа стояли рядом друг с другом, пригодные для использования в авиации. Затем, когда летом 2004 года первый «альбатрос» в своем черновом варианте получил несущие поверхности и был готов к установке на свои колеса со спицами, Коломан Майрхофер летом 2004 года пригласил всех сторонников проекта на вечеринку в саду в Гальштате. Затем последовали обшивка фюзеляжа фанерной обшивкой, а несущих поверхностей и хвостового оперения полотняной обшивкой, которая была пропитана бесцветным аэролаком, изготовленным по старинному рецепту. Оригинальные инструменты для просторной кабины, которые, вероятно, убедят даже упрямых сторонников исторической идентичности были доставлены из США. На ручке управления находились типовые спусковые механизмы для двух все еще отсутствующих (и когда-то склонных к отказам) синхронизированных пулеметов M.7/12 Schwarzlose – истребитель Albatros D.III создавался не в качестве спортивного самолета, а как смертоносное оружие.

вы можете сразу увидеть, что очаровало опытного резчика по дереву Майрхофера в истребителе Albatros D.III: значительная часть конструкции самолета была деревянной. На снимке показана регулировка верхнего крыла

вы можете сразу увидеть, что очаровало опытного резчика по дереву Майрхофера в истребителе Albatros D.III: значительная часть конструкции самолета была деревянной. На снимке показана регулировка верхнего крыла

Ценность такого «воспроизведения» возрастает и уменьшается в зависимости от силовой установки. При изготовлении реплик самолетов времен первых шагов авиации и Первой Мировой войны их создатели часто вынуждены идти на компромиссы, связанные с силовыми установками машин. В результате тщательно воссозданные летательные аппараты оснащаются современными авиадвигателями. Коломан Майрхофер и Эберхард Фрич не желали даже рассматривать такой вариант, и несколько случайностей и чистая удача сделали им царский подарок – два экземпляра чрезвычайно редкого авиационного двигателя Austro-Daimler.

В 1999 году, когда первая реплика D.III находилась на стадии изготовления, не нее обратили внимание в городском музее Винер-Нойштадта, и австрийское телевидение подготовило сюжет о проекте Майрхофера. Руководство музея приняло решение передать Коломану Майрхоферу из своей коллекции двигатель Austro-Daimler серии 23.000. Эта исключительно точная реплика исторического двигателя была передана взаймы и с требованием не запускать двигатель – настолько этот авиамотор был ценным. Но Майрхофер был вполне доволен статичным, абсолютно аутентичным агрегатом, состоящим из планера и двигателя, которых во всем мире известно всего семь экземпляров.

Посещение Баварии

Еще один авиационный двигатель Austro-Daimler был предоставлен в аренду благодаря Антону Бухбергеру (Anton Buchberger). Этот бывший сотрудник компании Steyr-Daimler-Puch AG вспомнил о

«дирижабельных двигателях времен Первой Мировой войны»,

информацию о которых он видел в архиве компании в 1960-е годы. Эти двигатели остались в собственности компании-преемницы Magna-Engineering! Одним из двигателей оказался Austro-Daimler с заводским номером 23.605. Потребовался год, прежде чем Коломан Майрхофер благодаря своим большим настойчивости и терпению смог склонить руководство компании к заключению договора займа. Майрхофер буквально прожужжал им все уши.

Для неизбежного капитального ремонта шестицилиндровый двигатель был доставлен в Цвиниц (Zwönitz), Саксония, в компанию Zinke, которая специализируется на реставрации классических автомобилей. К этому можно добавить отсутствующие стандартные дополнительные узлы, такие как магнето и масляный насос. Кроме того, двигатель, изготовленный в октябре-ноябре 1918 года, не имел наработки (нулевой расход моторесурса) и никогда не устанавливался на самолет! И вот в 2004 году, через 86 лет после своего изготовления, установленный на испытательный стенд двигатель Austro-Daimler подал первые признаки жизни!

Тот факт, что реплика «альбатроса» попала в Мюнхен объясняется упрямством и своенравием сотрудников австрийской компании Austro Control. Этот австрийский аналог Федерального управления гражданской авиации Германии (Luftfahrt-Bundesamtes – LBA) до сих пор имел довольно отрезвляющий опыт работы с пригодными к полетам репликами старых самолетов… В настоящее время D.III может подниматься в воздух только в Германии и только при наличии немецкого временного свидетельства летной годности (Vorläufigen Verkehrszulassung – VVZ), о чем на самом высоком уровне позаботились эксперт Отто Барч (Otto Bartsch) из ассоциации им. Оскара Урсинуса (Oskar-Ursinus-Vereinigung) и аудитор Клаус Фриш (Klaus Frisch).

Вынужденный отъезд в Баварию, где группа Ikarus – авиационная спортивная группа из Шляйсхайма (Schleißheim), Мюнхен, – оказала своим гостям всю возможную помощь, несомненно, также является преимуществом для Самолётостроительного завода Шляйсхайм [1], который теперь может похвастаться еще одним восхитительным экспонатом. Реплика истребителя Albatros D.III также украсит авиационный праздник, посвященный столетнему юбилею основания авиационной базы Обершляйсхайм: 21-22 июля реплика истребителя будет выполнит полеты над большим скоплением людей.

Следует сказать, что пребывание в южной Германии, вероятно, не продлится очень долго. До сентября аэродром предлагает свою травяную полосу для испытаний «альбатроса». Есть надежда, что программа испытаний будет завершена в течение этого короткого периода времени. После получения от компании Austro Control сертификата летной годности вряд ли останется возражений против возвращения реплики Albatros D.III (Oef) в Австрию…

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Albatros D.III (Oef), Serie 253

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler, развивающий мощность 225 л.с. (масса двигателя 356 кг)

Размеры:

размах крыльев 9,0 м
длина 7,3 м
высота 2,98 м
площадь крыльев 20,64 м²

Масса:

пустого 716 кг (D-EBFF: 700 кг, без вооружения)
максимальная взлетная 1011 кг (D-EBFF: 960 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость 202 км/ч (D-EBFF: 180 км/ч)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Классический Императорско-королевский истребитель Albatros D.III (Oef)

В начале 1917 года успешные самолеты компании Albatros оказались именно тми тапами летательных аппаратов, которые подходили для оснащения только что созданных истребительных эскадрилий (Jagdstaffel – Jasta). Дело в том, что в середине 1916 года господство в воздухе над Западным фронтом снова принадлежало союзникам после того как они вытеснили истребители-монопланы компании Fokker. Компания Johannisthal Albatros и ее филиалы построили более 1300 экземпляров истребителя D.III. В период с 1916 по 1918 год для Императорско-королевских авиационных войск компания Oeffag выпускала истребители D.III, оснащенные двигателями Austro-Daimler. Эти двигатели были разработкой возглавляемых Фердинандом Порше сотрудников компании Daimler. Специалисты компании Oeffag решили одну из хорошо известных проблем истребителя Albatros D.III, а именно – недостаточная жесткость на кручение нижнего крыла. Компанией Oeffag основной лонжерон крыла был изготовлен более массивным. Но прежде всего в конструкции крыла были использованы коробчатые нервюры. По словам специалиста по «альбатросам» Коломана Майрхофера австро-венгерский D.III также отличается более высокими качеством изготовления и прочностью других деталей.

истребитель Albatros D.III барона Манфреда фон Рихтгофена, который в апреле 1917 году был командиром эскадрильи Jasta 11. Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта Aviaticus

истребитель Albatros D.III барона Манфреда фон Рихтгофена, который в апреле 1917 году был командиром эскадрильи Jasta 11. Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта Aviaticus

истребитель Albatros D.III из соства истребительной эскадрильи «Бёльке» (Jasta Boelcke) Самолетом, получившим собственное имя «Синяя мышь» (Blaue Maus), пилотировал Герман Фроммхерц (Hermann Frommherz) . Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта Aviaticus

истребитель Albatros D.III из соства истребительной эскадрильи «Бёльке» (Jasta Boelcke) Самолетом, получившим собственное имя «Синяя мышь» (Blaue Maus), пилотировал Герман Фроммхерц (Hermann Frommherz) . Рисунок Герберта Ринглштеттера для сайта Aviaticus

«Золотым временем» для истребителей D.III стала весна 1917 года, и эти истребители оставались в строю до самого конца войны. Летом стало очевидно, что новые модели истребителей союзников значительно превосходят D.III. Более мощный истребитель Albatros D.V, который являлся дальнейшим развитием D.III, должен был сменить своего предшественника.

смеющиеся летчики эскадрильи Jasta 25 на фоне истребителя Albatros D.III. Весной 1917 года Albatros D.III превосходил истребители союзников. Снимок из коллекции Бартманна

смеющиеся летчики эскадрильи Jasta 25 на фоне истребителя Albatros D.III. Весной 1917 года Albatros D.III превосходил истребители союзников. Снимок из коллекции Бартманна

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

CraftLab: востребованные профессионалы

Коломан Майрхофер сделал значительное измененин в своей профессиональной карьере: от резчика по дереву до авиастроителя. В 1997 году Немецкий технический музей в Берлине заказал ему три комплекта крыльев для реплики истребителя Fokker D.VII. Следующий сложный заказ почти превысил возможности Майрхофера. Это было неразъемное крыло самолета KLM-Fokker F.II (1920 г.) с размахом не менее 16,1 метров; это крыло едва помещалось в мастерской. Когда работы по данному заказы были в самом разгаре, Коломан Майрхофер решил основать собственную компанию.

С 2000 года в Вене действует компания CraftLab, которая занимается

«реставрационной, модельной и выставочной деятельностью».

Также компания изготавливает деревянные кузова автомобилей. С октября прошлого года в Новой Зеландии летает самолет Fokker D.VIII компании The Vintage Aviator Limited (TVAL). Крыло для этого самолета было изготовлено в Вене. Тем временем штат компании CraftLab увеличился до шести человек, и этому персоналу предстоит еще много работы. Среди них (статическая) реконструкция самолета-разведчика Rumpler C.IV (1463/17), от которого остались только некоторые части крыльев, оперение, шасси и несколько мелких деталей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Свадьба» с силовой установкой

долгое время после начала изготовления стало ясно, что реплика-копия истребителя Albatros D.III (Oef) получит оригинальный двигатель Austro-Daimler AD-6

долгое время после начала изготовления стало ясно, что реплика-копия истребителя Albatros D.III (Oef) получит оригинальный двигатель Austro-Daimler AD-6

двигатель готов к установке на планер. В компании Zinke был проведен капитальный ремонт никогда ранее не запускавшегося шестицилиндрового двигателя

двигатель готов к установке на планер. В компании Zinke был проведен капитальный ремонт никогда ранее не запускавшегося шестицилиндрового двигателя

примерно треть взлетной массы реплики-копии истребителя Albatros D.III (Oef) приходится на двигатель Austro-Daimler

примерно треть взлетной массы реплики-копии истребителя Albatros D.III (Oef) приходится на двигатель Austro-Daimler

рабочий объем двигателя составляет 16 литров. После установки двигателя на планер. Благодаря этому программа создания реплики-копии истребителя Albatros D.III преодолела самое серьезное техническое препятствие

рабочий объем двигателя составляет 16 литров. После установки двигателя на планер. Благодаря этому программа создания реплики-копии истребителя Albatros D.III преодолела самое серьезное техническое препятствие

[1] филиал Немецкого музея, экспозиция посвящена истории воздухоплавания (ABBYY Lingvo)

источник: Stefan Bartmann «Oldtimer. Replikat der Albatros D.III (Oef). Österreichisch-Deutsche Co-Production. Austro-Albatros über Bayern» «Flugzeug Classic» 2012-07, Seiten 70-75

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-avstriiskii-albatros-nad-bavariei-tochnaya-kopiya-avstro-ven

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account