Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

0

 Potez.63.11/Potez.63.12

 

Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

Этот вариант знаменитого «Потэ 630» являлся многоцелевым вспомогательным самолетом, который использовался в основном как разведчик-корректировщик. Концепция трехместной двухмоторной машины появилась в требованиях генералов от авиации после анализа воздушной войны в небе Испании-36. В 1937 государственное объединение SNCAN, а точнее КБ авиазавода в Мельте (бывшее предприятие фирмы Sociеtе des Aеroplanes Henri Potez) откликнулось на техзадание Министерства авиации созданием многоцелевого разведчика на базе существующего двухмоторного истребителя Potez.630. Сам «630-й» обладал достаточно современно и гибкой конструкцией позволяющей на единой базе разработать целую линейку многофункциональных машин.

 Первоначально, в качестве разведчика запустили в производство вариант Potez.637A3, но его наблюдательная гондола под фюзеляжем создавала довольно значительное дополнительное аэродинамическое сопротивление. Тем временем конструкторы SNCAN уже разработали новую версию разведчика, в дальнейшем получившего индекс Potez.63.11A3. Заказы на него стали поступать еще до начала строительства прототипа (!), но новый разведчик совершил свой первый полет только 31 декабря 1938 года. Летные испытания в СЕМА (Центре изучения материальной части авиации) в Виллакублэ завершились очень быстро из-за близкого сходства новой модификации с другими, уже апробированными, вариантами «Потэ.630». Новый самолет продемонстрировал хорошие пилотажные характеристики и выдающуюся маневренность, превысив своими летно-техническими параметрами все официальные требования.

 

Разведчик-корректировщик Potez.63.11 отличался от других машин семейства Potez.63 полностью переделанными передней и средней секциями фюзеляжа. Плексиглассовый нос обеспечивал отличный обзор штурману-наблюдателю. Крыло, задняя часть фюзеляжа, оперение и шасси остались в исходном варианте. На самолетах стояли двигатели Gnome-Rhone 14М4/5, вращавшие трехлопастные винты переменного шага Ратье 1528/1527 или моторы Gnome-Rhone 14М6/7 с винтами Gnome-Rhone 2191/2190. Эти модификации двигателя имели взлетную мощность 690 л.с. и выдавали 651 л.с. на высоте 5000 м. Potez.63.11A3 нес 758 л топлива, распределенного между двумя баками в центральной части крыла. Кроме того, было предусмотрено размещение дополнительных баков на 188 л в консолях крыла. Дальность полета составляла 1500 км при крейсерской скорости в 300 км/ч (максимальная 425 км/ч). Нормальный вес – 4433 кг.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

Вооружение разведчика постоянно совершенствовалось и на поздних версиях включало 4 передних (подкpыльевых) и 4 задних пулемета или  6 передних (2 в фюзеляже и 4 подкpыльевых) и 4 задних пулемета. Кроме того можно было подвесить до 200 кг бомб: шесть бомбодержателей размещались под центральной частью крыла и консолями. Для дневной разведки ставилась неподвижная фотокамера F20 и поворачивающаяся F30. Для ночной разведки под фюзеляжем подвешивались две светящиеся бомбы. Экипаж состоял из летчика, стрелка-радиста и штурмана-наблюдателя; последний на всякий случай имел второе управление.

 

Ко времени завершения летных испытаний прототипов, на заводах SNCAN в Мельте и Ле Мюро уже было заказано в общей сложности 415 серийных Рotez.63.11. На заводе в Мельте первый серийный самолет собрали 10 июля 1939 года, а на втором — в сентябре. До активной фазы войны Potez.63.11A3 передавались в порядке поступления в следующие разведывательные авиагруппы, приданные каждой армии (по 6 машин в каждую): GR I/22, II/22, II/55, I/36, II/36, I/35 и I/55. Кроме того они поступали в группы взаимодействия с наземными силами (GAO) –  первыми частями, получившими в Тулузе по три Potez.63.11 были GAO 501, 502, 505, 552, 4/551 и 546. Планировалось иметь 12 таких групп по 9 самолетов и 26 подразделений по 6 самолетов. Для насыщения всех этих частей разведчиками ставилась задача собирать по 150 «Потэ» в месяц.  

 

Во исполнение заданий Министерства авиации производство Potez.63.11A3 в Мельте и Jle Мюро набрало хороший темп и быстро возрастало, ведь в связи с началом боевых действий на новый разведчик были спешно выданы новые заказы. Объединение SNCAN успешно их выполняло, но вскоре выпуск самолетов превысил возможности оснащения их оборудованием. В дефиците было радиооборудование, пулеметы и часть навигационных приборов. Не хватало винтов переменного шага, из-за чего многие самолеты ранних выпусков были оснащены деревянными двухлопастными винтами постоянного шага «Левассер». В результате такой удручающей ситуации с комплектующими, реальная производительность была далека от плановой: к 14 марта 1940 года ВВС приняли на вооружение только 459 машин, из которых лишь 259 находились в боеготовом состоянии.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

Один из наиболее удачных самолетов довоенной франции —  Рotez.63.11

В целом же войну с Германией разведывательная авиация Франции встретила с очень разношерстым парком машин. Вполне современные Рotez.637, Рotez.63.11 и Bloch.174 соседствовали с такими анахронизмами как Мureaux.115 или Potez.25. Сложности эксплуатации усугублялись хронической нехваткой запчастей и комплектующих. Боевая карьера Potez.63.11 оказалась нелегкой. В роли самолета армейской авиации (в коppектиpовочно-разведывательных авиагруппах) он нес значительные потери, что было не удивительно в условиях превосходства немцев в воздухе. С другой стороны не меньше машин было брошено при перебазировании с одного аэpодpома на другой во время отступления – сказывалось почти полное отсутствие запчастей.

 

Тем не менее, в боевых столкновениях самолет отличался маневренностью, живучестью, выдерживал плотный огонь с земли, а надежность его оборонительных качеств была доказана экипажем из GAO 543: подвергшись атаке 7 Bf 109, французские летчики сбили три из них, а сами были сбиты только после того, как у них закончился весь боекомплект. Ко времени Перемирия, заказ на Potez.63.11 достиг 1534 экземпляров, не включая запчасти. В целом официально было принято в строй 723 машины, хотя точное количество собранных разведчиков неизвестно (в некоторых источниках до 866 единиц).

 

После поражения Франции немцы в качестве трофеев захватили внушительное количество «Потэ» — из-за хронической нехватки запчастей и частой смены баз, разведывательные группы французских ВВС бросили на земле десятки этих самолетов. Кроме того большое количество готовых Potez.63.11 были потеряны на сборочных заводах в Jle Мюро и Мельте (только на последнем немцам досталось 80 штук). Практически все они были приняты на вооружение «Люфтваффе» в качестве учебно-тренировочных и связных.

Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11 

На службе у немцев

После Перемирия Potez.63.11 оказался самым распространенным воздушным разведчиком в Arme de`l Air. Во Франции (на неоккупированной территории) сохранилось 221 машина, в Северной Африке – 251 и в Сирии – 17. Завод в Мельте был эвакуирован в Эвре, где между 16 и 31 мая 1940 года не только успели наладить производство, но и собрали первые 28 машин. Цеха в Jle Мюро в это время изготовляли комплектующие для сборочных линий обоих заводов. Как раз успели собрать носовую часть №936, когда завод начали тоже эвакуировать.

 

Поначалу в Arme de`l Air послевоенной Франции на боевое дежурство заступили GR II/39 в Дамаске, GR II/36 в Касабланке и GAO 1/583 в Алеппо. Функционировала также эскадрилья ER 555 на Мадагаскаре. После заключения мира и приведения в порядок матчасти, эти разведчики также укомплектовали группы GR 14 (Перпиньян) и GR 22 (Монпелье) во Франции, GR 55 и GR I/35 в Сирии, GR I/36 в Сенегале. Кроме того несколько эскадрилий с этими машинами находилось в составе морской авиации (4BR) и около трех сотен самолетов оставались в резерве.

 

Усеченным французским ВВС хватало наличного парка Potez.63.11, но обстоятельства вынудили восстановить производство этого удачного разведчика. Сначала, по требованию немцев, возобновил работу завод в Ле Мюро. Здесь в течении первой половины 1941 года из довоенного задела было собрано 120 новых «Потэ» для «Люфтваффе». Вскоре оказалось, что эти самолеты интересуют и другие страны Оси. Так Румыния еще до войны заказала 10 Potez.63.11 (они были переданы в марте 1941 года из числа машин, находящихся на консервации). Тогда же последовал новый заказ на 53 разведчика, которые были поставлены Бухаресту до конца мая 1941 года в обмен на нефть. В дальнейшем румынские заказы неоднократно повторялись. Кроме, того было налажено производство запасных частей для своих ВВС.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

 

АИ

Наблюдая за ростом зарубежного спроса на Potez.63.11 (кроме Германии и Румынии самолетом серьезно интересовались в Италии, Турции, Финляндии и Болгарии), Анри Потэ решил провести модернизацию своего детища. Основной целью было упрощение и удешевление конструкции самолета, а также увеличение его живучести в условиях вражеского истребительного противодействия. Было понятно, что уйти от современных истребителей Potez.63.11 не удастся, поэтому особое внимание было уделено усилению его оборонительного вооружения, повышению живучести и сохранению выдающихся маневренных качеств. Новая модификация получила обозначение Potez.63.12.

 

Основным отличием от старого варианта стало широкое применение недефицитных материалов в конструкции планера: дерева, фанеры и авиационной стали. Консоли крыльев и хвостовое оперение были деревянными. Работающая обшивка хвостовой части проклеивалась из тонкой авиационной фанеры фирмы Wassmer. Качество изготовления всех деревянных конструктивных элементов позволяло заменить любой из них на аналогичный без дополнительной подгонки. Лонжероны фюзеляжа изготавливались из авиационной стали с высоким содержанием хрома. Каркас носового остекления изготавливался из стальных труб. Силовой набор крыла собирался частично из стальных, частично из деревянных элементов. Центральная и носовая часть фюзеляжа и центроплан остались цельнометаллическими (из легких сплавов). Для рулей и элеронов использовали полотняную обтяжку.

 

Были внесены и другие изменения. Площадь остекления фюзеляжа еще немного увеличили, плюс добавили плексиглассовые окна в нижней части рабочего места стрелка-радиста. Плоские прозрачные панели не искажали обзор наблюдателям и легко заменялись при повреждении. Была идея переоснастить машину более мощными двигателями GR 14N, но утяжеление самолета и больший расход топлива для разведчика были нежелательны. Да и объем переделок исходной машины в этом случае оказался довольно большим. Остановились на штатных Gnome-Rhone 14М6/7 (700 л.с.) с винтами того же производителя.  Впрочем, эти моторы уже давно выпускались по лицензии самим объединением SNCAN на заводе в Courbevoie (там раньше собирались двигатели фирмы Potez).     

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

 «Пламенное сердце» Potez.63.12 

По замыслам военных, в случае необходимости Potez.63.12, который должен был постоянно находиться в контакте с наземными частями, мог выполнить функции легкого бомбардировщика или штурмовика. Для этого под фюзеляжем вместо подвесок для светящихся бомб установили два обтекателя с 13,2-мм пулеметами. Кроме того, еще до поражения Франции части обслуживания Arme de`l Air, стремясь усилить вооружение Potez.63.11, изготовили 400 специальных комплектов обтекателей для установки 7,5-мм пулеметов под крыльями. Причем заказ выполнили всего за 12 дней с момента его получения (могли французы работать, когда захотят)! Установить все комплекты до разгрома не успели, и теперь они пошли в дело (ставились под крыльями по два). Там же под крыльями размещались по три бомбодержателя. На них можно было подвесить бомбы до 50-киллограмовой включительно, а также контейнеры с противопехотными минами или емкости для постановки дымовых завес. При выполнении заданий по маркировке целей ночью, впридачу к светящимся бомбам на стандартных держателях, брали восемь специальных маркерных ракет, размещенных на двух внутрифюзеляжных подвесках Алкан J4x10.

 

Оборонительные возможности самолета также усилили. Стрелок-радист теперь управлял двумя спаренными 7,5-мм пулеметами на усовершенствованной турели SAMM АВ 88. Нижнюю полусферу защищала качающаяся установка с тремя пулеметами винтовочного калибра и ленточной подачей патронов. Огонь они вели одновременно, выпуская до 70 пуль в секунду с определенным рассеиванием (стволы пулеметов были отклонены друг от друга на 5 градусов). Всего самолет нес 2х13,2-мм пулемета, 9х7,5-мм пулеметов (из них пять оборонительных) и бомбовую нагрузку на наружных держателях до 300 кг в разной конфигурации. С таким вооружением и с учетом отличных маневренных качеств, Potez.63.12 был непростым орешком даже для современного истребителя, а штурмовые возможности оказались вполне адекватными для тех ТВД, где он применялся.

 

Внедрили и другие усовершенствования. Самолет получил бронирование: листами в 6-8 мм закрыли пол под сиденьями наблюдателя и пилота, установили боковые плиты у стрелка, бронекресло с заголовником у пилота, а также 67-мм лобовое бронестекло обеих кабин и бронекозырек над стрелком. Баки получили протектор. Шасси было усиленно – Potez.63.12 вполне уверенно садился и взлетал даже с минимально подготовленных полевых аэродромов. Хвостовое колесо теперь убиралось в фюзеляж. Мощная радиостанция могла поддерживать устойчивую связь с базой, другими самолетами или непосредственно с наземными войсками (обычно артиллерийскими наблюдателями в частях). Набор фотооборудования не изменился (две камеры), но обычно наблюдателю выдавался также ручной перспективный фотоаппарат.

 

Хотя в начале работы по Potez.63.12 велось в инициативном порядке, вскоре Министерство авиации взяло проект на контроль и обязало объединение SNCAN собрать три прототипа разведчика в кротчайшие сроки. Для ускорения работ в Jle Мюро направили опытных мастеров-столяров, а также представителей компании Wassmer. Проклейка фанерой плоскостей и хвостового оперения занимала определенное время, но в целом проблем с изготовлением прототипов не возникло. Первый опытный Potez.63.12 выкатили из ангара 14 мая 1941 года. В конце того же месяца он совершил ряд обкаточных полетов и сразу же был передан в испытательный центр СЕМА. Там самолет произвел самое положительное впечатление: была сохранена отличная устойчивость, маневренность и управляемость базовой машины.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

Прототип  Potez.63.12-01 без вооружения (установлен только один 7,5-мм пулемет) 

Разведчик немного набрал в весе за счет более тяжелых материалов, брони и дополнительного вооружения. С другой стороны конструкторы SNCAN очень внимательно отнеслись к дисциплине увеличения массы, стремясь за счет резервов конструкции свести ее рост к минимуму. Кроме того стандартные моторы Gnome-Rhone успели получить новые карбюраторы, немного прибавили в мощности на всех высотах и смогли компенсировать утяжеление машины. Дальность полета теперь составляла 1400 км при крейсерской скорости в 300 км/ч (максимальная 415 км/ч). Нормальным весом считались 4620 кг. Со стандартной бомбовой нагрузкой разведчик мог забраться на 8000 м, демонстрируя скороподъемность в 570 м/мин.

 

Второй прототип получил уже полное вооружение. На нем испытывали штурмовые и бомбардировочные возможности Potez.63.12, а также моделировали воздушные бои с истребителями ПВО, отрабатывая приемы использования оборонительного вооружения. По итогам работы СЕМА были усовершенствованы бомбардировочный прицел, турель стрелка-радиста и подфюзеляжные пулеметные обтекатели. Эти изменения, а также некоторые доработки по деревянными конструктивным элементам, оказались единственными требуемыми переделками. Уже с июля 1941 года самолет утвердили в производстве как ближний разведчик-корректировщик.

 

Тем временем объединение SNCAN вело активную экспортную политику: продав в 1941 году более 200 Potez.63.11, к началу 1942 года портфель заказов включал 24 машины для Румынии, 14 – для Финляндии, 4 – для Болгарии. Ознакомившись с характеристиками нового Potez.63.12 свой заказ на 37 самолетов сделала Турция. Шли переговоры с Италией, которая планировала приобрести 75 «Потэ». Руководство SNCAN смущало только одно – несмотря зарубежные контракты, заводы объединения не получили приказ на сборку Potez.63.12 для отечественных ВВС. Дело в том, что для нужд Arme de`l Air по мере необходимости выводились из консервации машины довоенной сборки, которые ремонтировались (теперь запчастей было достаточно) и становились в строй.

 

Весна 1942 года принесла с собой новые победы и новые заботы для стран Оси. Германия открыла для себя новый фронт – иранский – и в условиях жесточайшей нехватки техники изыскивала все возможности восполнить ее дефицит. Франция в этом вопросе охотно шла на контакт. Для Potez.63.12 все решил новый заказ из Берлина, предписывающий изготовить 320 французских разведчиков для комплектования учебных и связных частей Люфтваффе, а также разведывательных эскадрилий, действующих в южном Ираке. Последние должны были работать в интересах группы армий «Азия».

 

После этого французская Arme de`l Air также заказа себе партию Potez.63.12, но в учебном варианте самолета. Эта модификация получила обозначение Potez.63.12DC и предназначалась для обучения не только разведчиков, но и летчиков-бомбардировщиков. Основным отличием этого варианта было полноценное двойное правление (инструктор располагался на месте штурмана-наблюдателя). Кроме того был предусмотрен четвертый член экипажа (дублер стрелка-радиста), а набор вооружения был сокращен до двух курсовых и спаренного оборонительного 7,5-мм пулеметов. Заказали 25 учебных Potez.63.12, со временем поступивших в учебные части ВВС, расположенные в Марокко. Чуть позже флот также обзавелся двумя десятками Potez.63.12DC, которые располагались в Агадире, на тренировочной базе французской морской авиации.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

Новенькие  «Потэ» в Сирии  

Заказ на серийное производство разведывательного варианта Potez.63.12 выдали лишь в марте 1942 года. Завод в Jle Мюро немедленно начал сборку 40 первых  «французов». Войсковые испытания было решено не проводить и первые разведчики попали в действующую  GAO 502, которая обслуживала группировку войск в Иордании. Работа на сборочных линиях закипела, но тут поступило распоряжение переналадить производственные мощности завода Jle Мюро на выпуск истребителя МВ.157. После этого объединение SNCAN перевело сборочные линии и часть технического персонала в Эвре. Именно сюда во время франко-немецкой войны были эвакуированы часть мощностей из Мельте: до заключения Перемирия на новом месте успели собрать 28 Potez.63.11. Теперь производство реконструировалось, получало новое оборудование и специалистов. Основным заданием было наладить выпуск разведчиков Potez.63.12 как для отечественных ВВС, так и для зарубежных покупателей. Именно здесь в дальнейшем выпускались все разведчики «Потэ».

 

Как только технология изготовления деревянных элементов была полностью освоена, производство поставили на поток. Машина получилась технологичной, относительно дешевой и потребляющей умеренное количество алюминия (за счет применения недефицитных дерева и стали). В окончательном варианте производственной кооперации объединения SNCAN центроплан, мотогондолы и цельнометаллическую часть фюзеляжа изготавливали в Эвре, а деревянные консоли и хвостовое оперение получали от подрядчиков – нескольких крупных мебельных фабрик Леона. Сначала в Jle Мюро, а потом, после переноса производства, и в Эвре выпуск довели до 70 машин в месяц. Могли собирать и больше, но не хватало комплектующих. Так, например, если моторы Gnome-Rhone-SNCAN поставлялись в достаточном количестве, то 7,5-мм пулеметов не хватало – ведь на сотню разведчиков требовалось 900 пулеметов. Выручало то, что часть зарубежных заказчиков планировали устанавливать вооружение собственного производства.

 

К сентябрю 1942 года (началу операции «Цитадель») французы изготовили 320 машин немецкого заказа, 75 разведчиков для Regia Aeronautica, 64 – для Турции, а также 52 самолета для Румынии, Финляндии, Венгрии и Болгарии. Французы получили только 64 Potez.63.12 и 47 Potez.63.12DC. Зато из консервации вывели и модернизировали около 250 Potez.63.11 довоенной постройки. К тому же все три осенних месяца и декабрь 1942 года авиапромышленность работала только на Arme de`l Air, передав отечественным ВВС 327 новеньких «Потэ». Интересно, что в это же время в Бордо для Люфтваффе выпускались немецкие разведчики FW.189 (за 1942 год собрали 117 «Сов», выйдя на рубеж 20 машин в месяц). 

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

Выпускались Potez.63.12 и для Италии 

Potez.63.12 постепенно появлялись в Западной и Центральной Африке, в Египте, на Аравийском полуострове и в Ираке. Этот самолет сознательно применялся на тех театрах военных действий, где противодействие ПВО было заведомо слабым. В строевых частях Arme de`l Air новые разведчики служили наравне с Potez.63.11 довоенной постройки. Практически все соединения уровня корпуса и выше получили свою GAO штатной численностью в 6 машин. В войсках они оказали неоценимые услуги. Разведчики могли подолгу висеть над вражеской территорией, выискивая скопления войск, колонны техники, артиллерийские позиции и другие объекты для удара, причем полеты не отменяла даже самая плохая погода. По их сигналу одинаково эффективно работала и штурмовая авиация и артиллерия. Potez.63.12 стал таким же символом самолета-разведчика на Ближнем Востоке и в Африке, как знаменитая «рама» на Восточном фронте.

 

К лету 1942 года группировка французов в Ираке располагала 32 Potez.63.11 из GAO 548, 512, 517, 553 и 546. Перед отправкой на фронт расконсервированные разведчики прошили капитальный ремонт, а также получили набор вооружения, бронирование и оборудование аналогичное модификации Potez.63.12. Часть «Потэ» вместо двух 13,2-мм пулеметов под фюзеляжем оснащалась одной 20-мм пушкой в обтекателе. На этом ТВД коppектиpовочно-разведывательные группы, по мимо своих основных обязанностей, активно привлекались для борьбы с местными партизанами. Potez.63.11 вполне успешно применялся в качестве штурмовика против незащищенных целей, используя пулеметный огонь и 50-кг бомбы.

 

Продвижение французских войск на Аравийском полуострове поддерживали самолеты GAO 501, 516 и 552. Здесь шла напряженная работа –  Potez.63.11 этих групп выполняли по 5-6 разведывательных полетов в день, практически всегда с бомбовой нагрузкой. Истребительное прикрытие не полагалось, но и встретить вражеский истребитель было очень сложно – до конца осени потерь у «Потэ» не было.

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

Командир  GAO 552 капитан Шове (эта группа базировалась в Аммане) 

В наступлении на Фритаун участвовали GAO 513 и  GAO 543, которые получили по 9 Potez.63.12. Во время активной фазы боев «Потэ» вылетали каждый по несколько раз в день, активно выискивая врага и наводя на него свою ударную авиацию. Здесь эти разведчики понесли самые большие потери за 1942 год, но благодаря своевременным поставам новой техники даже расширили свои ряды, разделив обе местные GAO на две группы по 6 самолетов (всего 32 Potez.63.12).

 

В конце 1942 года французы поставили на поток новую модификацию своего разведчика, официально получившего обозначение Potez.63.12А. В сравнении с предыдущей версией она получила не так уж много изменений: под бензобаками установили броневые плиты, крыльевые пары пулеметов убрали в крыло, внесли некоторые корректировки в деревянные элементы хвостового оперения. На месте подкрыльевых пулеметов разместили по три направляющих для РС, которые самолет мог брать вместо бомбовой нагрузки. В каждой мотогондоле установили по два автоматических огнетушителя. Часть Potez.63.12А оснащалась аппаратурой для радиопеленгации. На новый вариант машины перешли без потери темпа производства. 

 

В следующем, 1943 году, французские Potez.63.12 продолжали активно эксплуатироваться в Западной, Центральной и Восточной Африке, а также в Иране и на Аравийском полуострове. Огромные пространства этих территорий с относительно слабой ПВО являлись идеальными для использования этих надежных и неприхотливых машин. Большинство экипажей многочисленных GAO летало в боевых условиях уже по 2-3 года, представляя собой элиту ближнеразведывательной авиации. Постепенно группы увеличивались и, по мере поступления техники, переходили на штат эскадрилий (12 линейных и 2 резервные машины). Все корпуса, отельные группировки войск, а также практически все легкие моторизованные и танковые дивизии получили по одной коppектиpовочно-разведывательной авиачасти, вооруженные Potez.63.12. Потребности войск в этом без сомнения полезном самолете продолжал удовлетворять авиазавод в Эвре, средним ежемесячным темпом в 100 машин.   

 Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Potez.63.11

 

Potez.63.12 во многих отношениях был великолепным самолетом. Он был надежен и прочен, а его обслуживание в полевых условиях было несложным. Пилоты всегда с теплотой отзывались о этой чрезвычайно маневренной для своих габаритов машине, обладавшей великолепными пилотажными характеристиками. Моторы Gnome-Rhone не доставляли никаких неприятностей даже в сложных пустынных условиях. В экстренной ситуации до родного аэродрома можно было дотянуть и на одном двигателе, причем Potez.63.12 практически всегда выдерживал даже очень жесткие посадки на «брюхо». В бою сбить его было довольно тяжело благодаря крепкой конструкции и высокой маневренности, а ответный огонь многочисленных пулеметов мог не только отпугнуть атакующий истребитель, но и серьезно повредить. У многих экипажей коppектиpовочно-разведывательных авиагрупп на счету было по нескольку сбитых вражеских самолетов. На второстепенных театрах военных действий Potez.63.12 продолжал использоваться до самого конца войны.

Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account