Авиация в мире альтернативной Франции (МФГ). Иностранцы: Lockheed L.12/L.14/L.18
Иллюстрация коллеги Громобоя (за что ему огромное спасибо!)
Одним из удачных американских пассажирских самолетов 40-х годов стал авиалайнер компании «Локхид» – Lockheed Model 14 Super Electra. Этот продолжатель дела Lockheed Model 10 увидел свет в 1937 году и по замыслу конструкторов обязан был составить достойную конкуренцию Douglas DC-3. Козырем должна была стать высокая крейсерская скорость, которая достигалась установкой короткого крыла и мощных двигателей Pratt Whitney Hornet S1E-G. Для уменьшения посадочной скорости крыло оснастили выдвижными щитками (т.н. «закрылками Фаулера»). Удобство четырнадцати пассажиров обеспечивалось большой длиной и диаметром фюзеляжа. Заказы действительно последовали, правда, совсем не в тех объемах какие ожидали создатели «Супер Электры». Во-первых, самолет Локхида так и не смог превзойти DC-3 по производительности, уступая основному конкуренту и по комфорту и по экономическим характеристикам. Во-вторых, продажи Model 14 начались на год позже DC-3 и многие потенциальные клиенты, прежде всего в США, ушли к Дональду Дугласу. Отпугнули операторов и частые катастрофы в начальный период эксплуатации. Соответственно и объемы производства оказались невысоки: всего с июля 1937 по июнь 1940 фирмой Lockheed было изготовлено 112 самолетов модели L-14.
С другой стороны в Австралии, Канаде, Японии, странах Европы (Нидерланды, Великобритания, Польша) и Латинской Америки Super Electra пользовалась определенным спросом. Шестерка крупнейших иностранных авиакомпаний приобрела 81 самолет. На экспорт шли варианты L-14WF-62 и L-14WG-3B, оснащенные двигателями Wright Cyclone SGR-1820-F62. Кроме того в Стране Восходящего Солнца компании Tachikawa Hikoki и Kawasaki Hikoki изготовили по лицензии 119 самолетов – больше, чем на родине. Часть из них поступила в гражданскую авиацию, а остальные попали в ВВС армии под обозначением Ki-56. Машины японского производства были оснащены двигателями Mitsubishi Ha-26-I мощностью 900 л.с.
Французские компании также присматривались к «Супер Электре», но купить решилась только одна – Regie Air Afrique. Она обслуживала африканские авиалинии, связывающие Францию с Сенегалом, Чадом, Марокко, Тунисом, Алжиром и другими ключевыми точками французской колониальной империи. На авиатрассах использовались самолеты Farman, Potez, Caudron, но в 1939 году руководство Air Afrique решило обновить авиапарк, приобретя сразу крупную партию самолетов фирмы Lockheed. В нее входило пять Lockheed Model 14 Super Electra (бортовые номера F-ARIU, F-ARRE, F-ARIV, F-ARRF и F-ARIY) и пять Lockheed Model 18 Lodestar (бортовые номера F-ARTE, F-ARTF, F—ARTG, F—ARTM и F—ARTN). Еще три «Путеводные звезды» купила авиакомпания Air France (бортовые номера F—ARTJ, F—ARTK, F—ARTL). Самолеты были доставлены до июня 1940 года и сразу же поставлены на линии.
L-18 авиакомпании Air France (борт F-ARTL)
Что касается L-18 Lodestar, то это была следующая модификация базовой машины, созданная в 1939 году. Она отличалась от L-14 удлиненным на 1,68 м фюзеляжем и двигателями Wright R-1820 мощностью 1200 л.с. На борт можно было взять от 15 до 26 пассажиров, которых обслуживали 3 члена экипажа. Практическая дальность полета составляла 1610 км на крейсерской скорости 404 км/ч (максимальная скорость – 446 км/ч). Напомним, что Lockheed Model 14 Super Electra могла перевозить 14 пассажиров на расстояние в 3400 км, при этом крейсерская скорость составляла 375 км/ч, а максимальная – 400 км/ч.
Война и поражение Франции сделали менее востребованными гражданские перевозки. Все L-14 и L-18 компании Regie Air Afrique официально считались гражданскими самолетами, но с осени 1940 года использовались в интересах Armée de l’Air. Эти лайнеры работали на линии Франция-Алжир, доставляя важных пассажиров и срочные грузы. При этом «Супер Электры» прошли небольшую модернизацию, превратившись, по сути, в грузопассажирские машины. Все остальное, включая гражданские номера, осталось неизменным вплоть до февраля 1941 года. Именно тогда французы начали военные действия в Северной Африке, вступив в активную борьбу с Британской Империей.
Поздней зимой 1941 года все «Локхиды» перегнали в Канны. Здесь в цехах авиастроительной компании Romano проходила конверсия. Пяти Lockheed Model 14 Super Electra присвоили статус многоцелевых самолетов и подверглись довольно многочисленным изменениям. Машины получили фактически новую остекленную носовую часть, в которой нашлось место для штурмана с бомбардировочным прицелом и 7,5-мм подвижного пулемета в шаровой установке. Второй 7,5-мм пулемет был оборонительным и выставлялся в случае необходимости на прикрытой блистером турели в задней части фюзеляжа. В салоне теперь могли разместиться 14 десантников в боевом снаряжении или такое же количество транспортируемых солдат. Десантирование осуществилось через две расширенные двери в конце фюзеляжа. Они же позволяли загрузить в грузовой отсек довольно габаритные вещи, общим весом в 1200 кг. Для этого пол отсека укрепили, а под потолок подвесили крановую балку и лебедку для более удобного перемещения грузов. Вооружение самолета дополняли наружные универсальные бомбодержатели (четыре под крыльями и два под фюзеляжем), которые позволяли взять до 600 кг бомб (6х100-кг, 12х50-кг или 6 контейнеров с мелкими бомбами). Теперь Lockheed L.14 – так официально обозначались модернизированные «Супер Электры» – могли переводить грузы и пассажиров, участвовать в выброске десантов, вести патрулирование (большое время нахождения в воздухе) и даже атаковать наземные цели.
Здесь же в Каннах были переформатированы в военные транспортники все восемь французских Lockheed Model 18 Lodestar. Для этого кардинально переделали салон под размещение 26 десантников, укрепили пол, установили более широкие двери и смонтировали крановую балку с лебедкой. Как и Lockheed L.14 самолеты получили камуфляжную окраску и военные номера, а вот вооружение состояло лишь из двух пулеметов винтовочного калибра, которые можно было выставить из боковых окон фюзеляжа на шкворневых установках. В штатных расписаниях Armée de l’Air эти самолеты обозначались как Lockheed L.18.
Кроме этого авиапарк галльских «Локхидов» дополнили два Lockheed 12A Junior Electra (бортовые номера F—ARPP и F—ARQA), изъятые у частных владельцев. Эта младшая сестричка «Супер Электры» предназначалась для комфортной транспортировки 6-7 пассажиров в удобном салоне и оснащалась парой «звезд» Pratt Whitney SB Wasp-Junior мощностью 450 л.с. Они обеспечивали максимальную скорость до 362 км/ч при крейсерской скорости 341 км/ч. Дальность полета составляла 1705 км. Обе «Младшие Электры», также как и L.14, решили переделать в многоцелевые машины, только с более выраженными ударными возможностями. Место штурмана в носовой части оборудовать не стали, а использовали это пространство для размещения двух 13,2-мм пулеметов с боезапасом в 300 пуль на каждый. Кабина пилота получила козырек из 34-мм бронестекла, переднюю бронеперегородку и бронезаголовники у пилотских кресел. Оборону должен был обеспечивать 7,5-мм пулемет в надфюзеляжной турели, прикрытой блистером.
Под крыльями и фюзеляжем укрепили шесть бомбодержателей, которые позволяли взять 400 кг (600 кг в перегруз) бомб весом до 100-киллограмовых включительно. Для прицельного бомбометания в полу пассажирского отсека оборудовали окно с бомбардировочным прицелом: его обслуживал штурман (он же радист и стрелок). На борт можно было взять до семи пассажиров или негабаритный груз. Работы по переоборудованию «Локхидов» продолжались ровно месяц. Под конец этого срока все они, кроме вышеперечисленного, обзавелись стандартным радиооборудованием ВВС, были окрашены в двухцветный камуфляж и получили военные бортовые номера. Экипажи сформировали из пилотов-добровольцев гражданской авиации и выпускников летных школ. Американскими машинами укомплектовали две эскадрильи новой транспортной группы GT І/115 и выделили некоторое время на летную подготовку и освоение техники.
Первой по-настоящему боевой операцией с участием L.14 и L.18 стала высадка французов на остров Кипр. На второй день вторжения эскадрилья из восьми «Путеводных звезд» выбросила 601-ю роту «воздушной пехоты» (галльские парашютисты)для захвата вражеского аэродрома в западной оконечности острова. Десантники практически не встретили сопротивления, а пятерка L.14 смогла по воздуху обеспечить их снабжение вплоть до соединения роты с основными силами десанта. Еще около недели GT І/115 доставляла различные грузы на захваченный остров, а потом была отведена в тыл на отдых во Францию. Опыт применения «Локхидов» в военных целях оказался удачным и уже весной 1942 года они участвуют в высадках нескольких рейдовых групп на территории Египта. Кроме того GT І/115 занимается доставкой предметов снабжения французским войскам в Сирии, Египте и на острове Кипр.
Мобилизованные «Локхиды» подверглись довольно основательной модернизации
Неожиданное приращение парка французских «Локхидов» произошло в мае 1942 года. Тогда наступающие колоны кавалерийских полков Иностранного легиона смогли первыми выйти на подступы Каира и на здешних британских аэродромах захватили богатые трофеи. Среди них оказались два совершенно исправных Lockheed Model 10A Electra. Это были бывшие авиалайнеры компании«Бритиш Эйруэйз» мобилизованные в1940 году. Они оснащались парой «звезд» Pratt Whitney R-985-13 Wasp Junior (450 л.с.), брали на борт до 10 пассажиров (при 3 членах экипажа),могли преодолеть 1070 км на крейсерской скорости 342 км/ч и развить максимально 323 км/ч. Оба самолета перегнали в Сирию, где в авиамастерских Дамаска их быстро довели до стандарта многоцелевого Lockheed L.12: оснастили бомбоприцелом, бронированием, оборонительным пулеметом, установили курсовые пулеметы и бомбодержатели, а также выкрасили в трехцветный французский камуфляж.
После победы на Ближнем Востоке американские транспортники участвовали в серии небольших десантных операций в Центральной Африке. Обычно парашютистов доставляла 1-я эскадрилья на L.18, а 2-я эскадрилья (L.10, L.12 и L.14) обеспечивала огневое прикрытие и снабжение: сбрасывала десантникам в контейнерах дополнительное вооружение, боеприпасы и продукты. Такая тактика оказалась очень действенной – большинство ключевых точек на этом ТВД просто не имели постоянных гарнизонов и хорошо вооруженная «воздушная пехота» успешно занимала и удерживала до прибытия французских моторизованных колонн городки, посадочные площадки, оазисы и перекрестки дорог. Кроме того «Локхиды» постоянно привлекались для перевозки пассажиров и доставки разнообразных грузов в самые отдаленные уголки Французской Африки.
В сентябре 1942 года к GT І/115 на постоянной основе приписываются 606-я и 607-я роты парашютистов. В таком формате американские транспортники участвуют в операции «Колокол», доставляя «своих» десантников и обеспечивая их деятельность. Появились первые потери – один из Lockheed L.12 был разбит при посадке на плохо подготовленном полевом аэродроме, а Lockheed L.14 с бортовым номером WL 2105-4 пропал без вести (эту машину удалось найти только после войны и причины аварии так и остались неизвестными). После интенсивной боевой работы, в мае 1943 года, группа GT І/115 отводится в Алжир для отдыха и ремонта матчасти.
Тем временем, после проведения операции «Ганнибал», в руки французов попала пара ближайших родственников «Супер Электры» – Lockheed Hudson. Этот самолет родился в 1938 году как военный вариант знаменитой Model 14, заказанный англичанами буквально с чертежной доски. Фирма «Локхид» не подвела и смогла создать надежную, многофункциональную и удобную в эксплуатации машину, получившую у британцев прозвище «Хадсон». Самолет являлся цельнометаллическим двухмоторным среднепланом с разнесенным оперением и развитой механизацией крыла, включавшей закрылки Фаулера и щели Локхида. Объемистый фюзеляж удачно подходил как для размещения бомбовой нагрузки, так и для установки различного оборудования. Британцы с 1939 года закупали «Хадсоны» несколькими большими сериями, насыщая ими патрульные эскадрильи RAF и активно используя для охоты на немецкие подводные лодки.
Французский Lockheed L.14В (бывший английский Lockheed Hudson Mk.III) патрулирует Гибралтарский пролив. Декабрь 1942 года.
Возвратимся в 1942 год. После трехдневной битвы за Гибралтар на аэродроме Скалы не осталось ни одного уцелевшего самолета, но два Lockheed Hudson были обнаружены в ремонтопригодном состоянии, благо запасных частей на местных складах нашлось с избытком. Трофеями оказались патрульные машины с двигателями Wright GR-1820-G205A мощностью 1200 л.с., вооруженные четырьмя пулеметами калибра 7,7 мм. Моторы обеспечивали самолету максимальную скорость в 400 км/ч (крейсерская – 330 км/ч) и потолок 7470 м. Практическая дальность полета составляла 3150 км, а нормальная бомбовая нагрузка включала 762 кг глубинных и обычных бомб. Особенно ценным было то, что на одном из захваченных «Хадсонов» уцелел противолодочный радар ASV Mk.II, который был немедленно демонтирован и отправлен на изучение в Париж.
Ремонт обоих самолетов провели на месте, закончив все работы к началу октября. После этого «Хадсоны» перебрались в Алжир, где прошли модернизацию (замену вооружения, части навигационных приборов, радиооборудования) и получили боевые экипажи – из двух наличных Lockheed Hudson (получивших у французов обозначение Lockheed L.14В) создали звено противолодочных самолетов Флота. Это подразделение возвратили на Скалу в декабре 1942 года, а уже к 1-му января обе машины выбыли из строя: один «Локхид» был атакован британскими истребителями и с трудом сумел возвратиться на базу, а второй разбился при неудачной посадке. Восстановить сумели лишь первый L.14В, вновь воспользовавшись местным запасом запчастей. После ремонта единственный «Хадсон» l’Armée de l’Air перевели в Касабланку, где он патрулировал побережье Марокко и выполнял функции самолета ПЛО до лета 1944 года.
Освещая дальнейшую службу GT І/115 отметим, что отправляясь в тыл в мае 1943 года она передает свои «Локхиды» в цеха Atelier Industriel de l’Aéronautique d’Alger на капитальный ремонт. Американские двигатели L.14 и L.18заменяются «звездами» Gnome—Rhоne серии «N» соответствующей мощности, а моторы L.10 и L.12 – «воздушниками» производства фирмы Salmson. Проходят полную ревизию электро- и гидросистемы, заменяется часть навигационного оборудования, устанавливаются более мощные радиостанции. Обновленные транспортники получают новый пустынный камуфляж и возвращаются в GT І/115. На 1 августа в этой транспортной группе всего числятся 2 Lockheed L.10, 1 Lockheed L.12, 4 Lockheed L.14 (2 эскадрилья), 8 Lockheed L.18 (1 эскадрилья) и 2 NC.710 (штаб группы). В качестве ударной силы в распоряжении GT І/115 остались две роты парашютистов (606-я и 607-я). В отличии от десантных батальонов, которые не имели своего авиапарка на постоянной основе, отдельные роты располагали эскадрильями транспортных самолетов в своем составе.
«Локхид» L.14 над бухтой Дакара.
Следующие шесть месяцев GT І/115 оперирует в Центральной Африке, базируясь на Бангор и осуществляя многочисленные десантные, транспортные и штурмовые миссии. В конце 1943 года 2-я эскадрилья получает 12 новых Potez.653, при этом передав четыре свои Lockheed L.14 в первую эскадрилью, а один Lockheed L.10 и один Lockheed L.12 – в штаб группы. Действуя на африканском континенте, GT І/115 участвует во всех крупных, а также в десятках мелких десантных операциях l’Armée de l’Air на этом ТВД. Начинает сказываться износ: за первое полугодье 1944 года были списаны последний Lockheed L.10, два Lockheed L.14 и два Lockheed L.18. К этому нужно прибавить один L.14 и один L.18 потерянные в результате летных происшествий.
В августе 1944 года реформируются десантные войска французской армии, и парашютные роты лишаются своих транспортных эскадрилий. Одновременно обе эскадрильи GT І/115 получают новейшие SNCAN 1500 – активная боевая карьера «Локхидов» заканчивается. Единственный выживший Lockheed L.12 переводится в штабное звено штурмовой группы GBA III/64, а пять Lockheed L.18 и один Lockheed L.14 подключаются к обслуживанию транспортной линии Дакар – Форт Лами. Здесь ветераны транспортной авиации верой и правдой служат следующие полтора года. Войну пережили лишь две «Путеводные звезды», одна из которых на сегодняшний день находится в Музее Французской Авиации (Тулуза).