0

Немецкую оружейную фирму Кригхофф редко вспоминают в контексте автоматического оружия. Основанная в далеком 1886 году Людвигом Кригхоффом фирма в городе Зуль (Тюрингия) была ориентирована на производстве элитного спортивного и охотничьего оружия. Уже в то время акцент был направлен на высокое качество выпускаемого оружия. По сей день слова Людвига Кригхоффа дают отклик в производстве: "Стволы стреляют, но попадают в цель приклады" („Die Läufe schießen, aber der Schaft trifft!“). Таким образом, запатентованная система измерения и подгонки приклада Krieghoff легла в основу великолепных характеристик точности оружия. В 1916 году сын Людвига – Генрих основал фирму в Зуле, «Кrieghoff waffenfabrik», которая в 1919 году взяла на себя семейное дело. Как одаренный конструктор, Генрих создал самозарядную винтовку и ружье без внешних курков, по прежнему следуя традиции фирмы отца, делая акцент на элитном охотничьем оружии.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

20-мм авиапушка MG 301. Третья версия 1941 года

Приход к власти нацистов позволил Генриху Кригхоффу обратить внимание на разработку бое­вого оружия. Не имея большого опыта в массовом производстве боевого оружия, перво­начально фирма сосредоточилась на лицензионном выпуске уже существующих моделей. Основной продукцией компании стал знаменитый пистолет Люгер/Парабеллум Р.08.

По мере того как 3-й Рейх все более втягивался в гонку вооружений, готовясь к очередной войне, также росли амбиции Кригхоффа, которого уже, видимо, не устраивало положение произво­ди­теля готовой продукции. К концу 30-х годов на фирме были разработаны несколько образцов автоматического оружия.

Одним из направлений, развивавшихся на фирме Кригхофф, стала серия авиационного стрелкового вооружения. В 1938 году в компании была разработана оригинальная конструкция затвора, запиравшая патрон в каморе при помощи роликовых кулачков по бокам приемника, по которым затвор двигался по сложной дугообразной траектории, в конце своего хода запиравший патрон движением снизу вверх, лишь частично охватывая патрон. Такая схема позволила значительно сократить продольный ход подвижных частей оружия и, соответственно, уменьшить его габариты.

Эта конструкция затвора легла в основу нескольких образцов оружия, разработанного на фирме. Базовой конструкцией стала 20-мм авиапушка, которую глава фирмы, Генрих Кригхофф в виде саморекламы назвал «пушкой миллион точек» – «Maschinengewehr eine Million Punkte», то есть обладавшую скорострельностью в 1000 выстр/мин при начальной скорости 1000 м/с. Естественно, на момент 1938 года такие революционные характеристики не могли остаться незамеченными со стороны Министерства авиации Рейха, и Кригхофф не только получил контракт на дальнейшую разработку системы, но при введении новой системы обозначений авиационного вооружения этой, в общем-то небольшой фирме был присвоен индекс «3» после Рейнметалла и Маузера, проекты которых начинались соответственно, на «1» и «2». Таким образом, первая разработка Кригхоффа получила обозначение MG 301.

Первоначальному коммерческому успеху фирмы способствовало то, что Кригхофф позиционировал свою пушку (по немецкой классификации — пулемет) как унифицированное оружие, которое легко перерабатывалось под любой калибр путем масштабирования базовой конструкции как в сторону увеличения, так и уменьшения.

Забегая вперед, следует сказать, что Кригхофф сильно покривил душой, рекламируя свою разработку. В первоначальном варианте разработанный практически параллельно с 20-мм авиапушкой MG 301 пулемет калибра 7.92-мм действительно имел схожую конструкцию.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

Экспериментальный 7.92-мм пулемет Кригхоффа MG 39

Иногда обозначаемый как MG 39, он был легким компактным оружием с газоотводной автоматикой и двухсторонней ленточной подачей под стандартный патрон 7.92х57, которое Кригхофф позиционировал как потенциальную замену состоявшим на вооружении пулеметам MG 15 и MG 17.

Декларируемые характеристики его — масса около 7.5 кг и техническая скорострельность до 1500 выстр/мин — действительно были очень высоки, однако на практике, вероятно, так и не были достигнуты, ввиду чего оружие претерпело капитальную переработку, превратившись в один из первых образцов оружия, сконструированного по схеме буллпап, то есть спусковой механизм был вынесен вперед, перед приемником с затвором и ударным механизмом, что позволило сделать оружие еще более компактным. Предполагалось, что коробка приемника будет выполнять роль приклада при использовании пулемета в качестве турельного оружия. Характерно, что приемник, смонтированный с левой стороны затворной рамы, был переделан под вертикальную подачу ленты как сверху вниз, так и снизу вверх. Такая конструкция подачи ленты позволяла сократить ширину системы, сделав ее более компактной при установке на турелях и при этом, избежав изломов ленты, снизив вероятность перекосов.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

Экспериментальный 7.92-мм пулемет Кригхоффа MG 302 образца 1940 года

Пулемет образца 1940 года, иногда обозначаемый как MG 302, проходил испытания, но Люфтваффе не заинтересовал. То ли конструкция показалась слишком революционной, то ли реальные данные его не соответствовали декларациям. На сегодняшний день, к сожалению, данных не сохранилось, но факт тот, что фирма Кригхофф все внимание сосредоточила именно на 20-мм пушке MG 301.

Для обеспечения заявленных высоких характеристик оружия на фирме «Polte-Werke» – крупнейшей немецкой фабрике боеприпасов в Магдебурге, был разработан мощный безрантовый патрон 20×135 мм. Однако мощный патрон, который должен был обеспечить высокую дульную энергию системы, имел и обратную сторону. Первый образец пушки, появившийся в начале 1939 года, оказался очень тяжелым и габаритным. Масса его превышала 65 кг, а длина с массивным дульным тормозом – 3.2 метра. Ствол длиной 2.26 метра весил более 20 кг, имел 9 правосторонних нарезов глубиной 0.38 мм и шириной 5.2 мм. Угол нарезов 7 градусов — один оборот на 511.5 мм длины ствола.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

20-мм пушка MG 301. Первая версия образца 1938 года. Общий вид и неполная разборка

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

20-мм пушка MG 301. Вторая версия образца 1940 года. Общий вид и деталировка.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

20-мм пушка MG 301. Вторая версия образца 1940 года. Приемник открыт и отдельно ползун затвора

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

20-мм пушка MG 301. Окончательная версия 1942 года и она же – прототип пушки Маузера МG 213a

Питание осуществлялось из металлической рассыпной ленты как с правой, так и с левой стороны. Излишки энергии отката затвора гасились мощным механическим буфером, собранным из блока тарельчатых пружин в тыльной стороне затворной рамы.

В первоначальной версии оружие не имело газового регулятора. То есть пороховые газы, отводимые из ствола для привода автоматики, поступали через газоотводное отверстие постоянного диаметра. В результате автоматика оружия сильно зависела от разброса массы порохового заряда в патроне и компенсировалась подвижным стволом. В более поздних версиях пушки MG 301 газоотводный блок был перенесен ближе к казенной части и уже комплектовался газовым регулятором. Также разработчикам удалось несколько снизить массу оружия — в версии 1941 года пушка весила 51.7 кг.

Однако несмотря на все нововведения Кригхоффу, видимо, так и не удалось достичь задекларированных характеристик «пушки в миллион точек» – 1000 выстрелов в минуту при 1000 м/с начальной скорости. Немецкие данные по испытаниям орудия не сохранились, а вот американцы, захватившие после войны несколько уцелевших опытных образцов пушки MG 301 испытали их и получили данные значительно скромнее — темп стрельбы всего 600-700 выстр/мин и начальная скорость снаряда около 870 м/с. Учитывая высокую энергию тяжелого снаряда, неплохо для начала войны, но уже к 1942 году совсем не впечатляюще. Собственно, вероятно, и министерство авиации RLM примерно та кже оценило итог четырех лет работы над проектом. В 1942 году незавершенный проект Кригхоффа было приказано передать фирме Маузер. Формальным поводом этому послужил факт отсутствия на фирме Кригхофф необходимых производственных мощностей и штата инженерных кадров для организации серийного производства.

На фирме Маузер пушка MG 301 получила обозначение MG 213 и, пройдя цикл последовательных доработок, превратилась в одну из самых лучших автоматических систем 2-й Мировой — револьверную пушку MG 213c, клоны которой долгие годы состояли на вооружении многих стран после завершения войны. Но это уже несколько другая история.

* * *

Еще одной системой, разработанной на Кригхофф, стала 30-мм пушка МК 303, в первоначальном варианте представлявшая собой смасштабированный вариант 20-мм MG 301. Работа по 30-мм версии авиапушки началась в конце 1941 года. Газоотводная механика орудия и схема работы затвора в целом повторяла пушку MG 301. Орудие массой 177 кг, длиной почти 3 метра использовало самые мощные из существующих патронов — 30×210 мм, 330-граммовый фугасный снаряд которой по некоторым данным разгонялся до начальной скорости 1100 м/с, а темп стрельбы достигал 400 выстр/мин. Ствол массой 40 кг и длиной 1447.8 мм имел 20 винтовых правосторонних нарезов глубиной 0.75 мм и шириной 0.43 мм. Угол подъема витков составлял 2.5 градуса.

Хотя 30-мм пушка Кригхоффа МК 303 позиционировалась как авиационная, известный английский историк и эксперт в области боеприпасов Энтони Уильямс высказывал сомнения в этой части, считая, что авиационная направленность супермощной пушки МК 303 является ошибкой и орудие изначально проектировалось как зенитное. Логика в этом есть, ввиду того, что даже несколько менее мощное аналогичное орудие МК 103 фирмы Рейнметалл-Борзиг оказалось малопригодным для размещения на самолетах, закончив свою историю в качестве зенитных автоматов.

Хотя скорее всего истина лежала посередине. Пушка МК 303 на фирме Кригхофф изначально позиционировалась как «самая-самая мощная и скорострельная» авиационная, что вполне коррелирует с амбициозными декларациями главы фирмы и желанием иметь «чудо-оружие» в руководстве 3-го Рейха во всех областях вооружений. Факт тот, что к 1944 году проект пушки МК 303 был передан для доработки и серийного производства в чешскую оружейную фирму Че́ска Збро́ёвка (Zbrojovka Brno), где претерпел некоторые изменения. Длина орудия была несколько увеличена и составила вместе с дульным тормозом 3145 мм при длине ствола 2200 мм (в первоначальном виде она составляла 2946 мм и 1447.8 мм соответственно), а масса возросла до 185 кг. Начальная скорость была несколько снижена — до 910 м/с при стрельбе фугасными гранатами M-Geschoss, 800 м/с — обычными осколочными снарядами и 725 м/с бронебойными снарядами.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

30-мм пушка МК 303 в версии спаренного зенитного автомата «3 cm MK 303(Br) M44» или «3 cm Flak M44»

Орудие уже дорабатывалось исключительно как зенитный автомат в спаренном исполнении и обозначалось как «3 cm MK 303(Br) M44» или «3 cm Flak M44» и планировалось в качестве универсального зенитного автомата, способного заменить в войсках как недостаточно мощные и разрушительные 20-мм автоматы FLAK 30/38, так и недостаточно подвижные и скорострельные 37-мм FLAK 18/36/37/43 .

К концу 1944 года на заводе Брно было выпущено 32 экземпляра пушки, а в течение первых четырех месяцев 1945 года еще 190 экземпляров. Про использование зенитных орудий MK 303(Br) M44 в Вермахте ничего не известно, а вот флот их «примерял» на новейших подводных лодках XXI серии. Субмарины были революционной для своего времени конструкции. По крайней мере часть из заложенных к концу войны 118 лодок этого типа вооружались двумя спаренными установками 3 cm Flak M44. Орудия размещались в башенных установках, имевших лёгкое противоосколочное бронирование и располагавшихся в оконечностях ограждения рубки, будучи вписаны в её обводы. В подводном положении башни автоматически убирались внутрь рубки. Управление башнями могло осуществляться как непосредственно, так и при помощи электроприводов изнутри прочного корпуса.

К моменту капитуляции Германии успели достроить чуть более десятка субмарин XXI серии, большая часть из которых так и не успела выйти в море.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

Башенная установка с парой 30-мм пушек MK 303(Br) M44 на подводной лодке U-3008 XXI серии

После войны, в 50-х годах, 30-мм пушка МК 303 выпускалась в Чехословакии под обозначением М53. При этом чехи ленточную подачу заменили на 10-зарядный коробчатый магазин. Но в целом чешское орудие сохранило механику, заложенную Генрихом Кригхоффом еще 15 лет назад. Спаренная установка М53/59 монтировалась на трехосном бронированном автомобиле Praga V3S, выпускалась довольно крупной серией и поставлялась на экспорт.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

Чешская послевоенная 30-мм установка М53 — прямая наследница пушки Кригхоффа МК 303

Конструктивно как 20-мм, так и 30-мм пушки были Кригхоффа идентичны. Автоматика орудий представляла собой комбинацию короткого отката ствола, ход которого лишь разблокировал затвор, и газоотвода, энергия которого осуществляла перезарядку оружия. Корпус затворной рамы сварной конструкции, на котором крепился ствол, приемник, узел с возвратной пружиной и задний пружинный буфер. Газоотводный узел с цилиндром располагался снизу ствола. Верхняя часть приемника была выполнена откидной, соединенная шарниром с затворной рамой. Ствол собирается со ствольной коробкой с тыльной части и удерживается двумя выступами в казенной части.

Ноу-хау системы Кригхоффа — вертикально скользящий затвор. Два ролика на внутренней поверхности затворной рамы входили в зацепление с криволинейными пазами на затворе, направляя его во время продольного движения. Второй комплект роликов крепился на затворе и входил в зацепление с направляющими пазами на затворной раме, выполняя функцию направления затвора в момент конечного движения вверх-вниз.

Зарядка оружия сжатым воздухом через пневмоцилиндр, шток которого отводил затвор назад, сжимая возвратную пружину до момента, когда затвор не входил в зацепление с шепталом. В момент начала стрельбы, когда шептало отпускало затвор, он двигался по своей заданной роликами-кулачками траектории, захватывая из ленты патрон и досылая его в камору патронника. При этом в конце хода вилообразный экстрактор, закрепленный на затворе, входил в канавку гильзы снизу вверх, а затвор плотно запирал патрон в каморе. Одновременно освобождался ударно-спусковой механизм, накалывая капсуль патрона и производя выстрел. Ствол откатывался назад, разблокируя затвор, а затем часть пороховых газов отводилась через газоотводное отверстие и через газовый поршень, выбрасывая гильзу, которая устанавливалась обратно в гнездо ленты, и производя перезарядку оружия. После чего цикл повторялся. Гнездо металлической ленты, лишь частично охватывая пустую гильзу, при выходе из приемника и переломе свыше 90 градусов распадалось.

В целом можно констатировать, что автоматические пушки Кригхоффа были лишь вехой в истории авиационного вооружения нацистской Германии. Несмотря на «замах на рубль», итог оказался значительно хуже ожидаемого. Оружие, имевшее целый ряд интересных конструктивных решений, довести до приемлемого уровня надежности и эффективности у немцев не хватило времени.

Авиапушки Кригхоффа. MG 301, MK 303

Чешский патрон 30х210 пушки М53 МК 303 и экспериментальный 20х135 Polte пушки MG 301

 

MG 301

MK 303

Калибр, мм

20

30

Тип автоматики

Короткий откат ствола с газоотводом

Масса орудия, кг

65 (в поздних версиях 51.7)

177 (в поздних версиях 185)

Масса ствола, кг

21.3

40

Длина орудия, мм

3200

2946 (в поздних версиях 3145)

Длина ствола, мм

2260.6

1447.8 (в поздних версиях 2200)

Темп стрельбы, выст/мин

600-700

400

Начальная скорость снаряда, м/сек

870

1100 (первые версии)

910 (фугасный M-Geschoss)

800 (фугасно-осколочный)

725 (бронебойный)

Тип патрона

20×135

30×210

Ёмкость магазина

лента

Масса пули, г

 

330 (фугасный)

 

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account