Каким мог быть наш Мистраль 1980-х
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию рассказ об ещё одном проекте советских десантных кораблей, которые с успехом могли бы стать альтернативой французским УДК типа «Мистраль», еще 20 лет назад.
БДК проекта 1174 типа «Иван Рогов» имели много недостатков, поэтому по указанию Главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова Невским проектно-конструкторским бюро была начата разработка полноценного универсального десантного корабля проекта 11780 типа «Кременчуг», разработка которого велась все 1980-е годы как уменьшенного аналога американского УДК типа «Тарава», за что получил неофициальное прозвище «Иван Тарава».
Облик и назначение корабля менялись в процессе разработки. Первоначально назначением корабля были только десантные операции. УДК должен был иметь сплошную палубу, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Генштаб предложил превратить корабли проекта 11780 в универсальные авианесущие корабли, оснастив их носовым трамплином и обеспечив базирование и других самолетов. Предполагалась постройка двух кораблей этого проекта «Херсон» и «Кременчуг».
Корабль имел нормальное водоизмещение 25 000 тонн, длинна 196 метров (180 по КВЛ), ширина 35 метров (25 по КВЛ), осадку 8 метров. В качестве главной энергетической установки использовалась котлотурбинная установка мощностью 180 000 л.с. (142,4 МВт) унифицированная с энергетической установкой эскадренных миноносцев проекта 956. Скорость полного хода составляла 30 узлов, экономического хода 18 узлов. Дальность плавания экономическим ходом составляла 8000 миль.
Известно что существовало два варианта корабля которые отличаются размещением вооружения. Которое в зависимости от варианта проекта включало от 3 до 6 ВПУ зенитно ракетного комплекса «Кинжал», от 2 до 4 боевых модулей зенитного ракетно артиллерийского комплекса «Кортик» и универсальную артиллерийскую установку АК-130.
Авиагруппа состояла из 12 десантно-транспортных вертолетов Ка-29 в десантном варианте или 25 противолодочных вертолетов Ка-27 в противолодочном варианте. В доковой камере корабля могли размещатся четыре десантных катера проекта 1176 или 2 десантных катера на воздушной подушке пр 1206.
Точных данных по численности и составу десанта на проект 11780 нет, в «Авианесущих кораблях России» указывается, что сходный по размеру вертолётоносец пр. 10200 «Халзан» рассчитывался на перевозку 50-60 танков и батальона морской пехоты.
Корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться только на Черноморском ССЗ, поэтому началась «борьба за стапель». В это время на стапелях Черноморского ССЗ должна была начаться постройка тяжолых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 Генеральный штаб, придавая большое значение постройке УДК, предлагал строить их вместо авианосцев. Этому воспротивился Главком ВМФ. Понимая, что строительство УДК, из-за отсутствия потребных судостроительных мощностей, скорее всего, приведет к отказу от строительства авианесущих крейсеров проекта 1143.5, пошли на хитрость. По указанию Главкома в носовой части корабля, прямо на полетной палубе, была размещена АУ АК-130, а НИИ ВМФ получило задание «научно» обосновать наличие такого вооружения и его месторасположение. В результате Генштаб охладел к проекту, а строительство было отложено.
По требованию Министра обороны СССР маршала Устинова в задачи кораблей проекта 11780 было добавлено в мирное время слежение за подводными лодками противника в океанской зоне. В конечном счете, все эти изменения привели к тому, что корабли проекта 11780 так и не были заложены.