Атлантида: 10 бесспорных исторических фактов
Интересный текст с канала «Цитадель адеквата» яндекс-дзена.
Существует множество гипотез, относительно того, где располагалась и как исчезла загадочная Атлантида. Некоторые гипотезы чрезвычайно интересны. Но, прежде выдвижения предположений, всё-таки, следует ознакомиться с достоверно установленными фактами.
1. Атлантида, как государство, в первый и единственный раз упоминается в сочинениях Платона «Тимей» и «Критий». Хотя, неизвестная суша на запад от Гибралтара во времена Платона уже давно закрепилась даже не в мифах, а в географических представлениях греков. Именовалась она Атлантидой (по названию океана) или Макаронезией (Островом Блаженных) . Но что там есть, кроме необычайно плодородных земель и райского климата, эллины до «Тимея» не знали.
2. Как понятно из названия произведений, посвящены они отнюдь не острову. Атлантида играет в повествовании важную роль, противопоставляясь Афинам (государства ведут войну), но описанию Макаронезии, исключая картины упадка нравов в среде её жителей, уделяется не так уж много внимания. Земля за Гибралтаром чем-то странным для греков не была, и описание её явно соответствует обычным во времена Платона представлениям об Острове Блаженных, которое автор лишь конкретизирует и дополняет деталями.
3. Хотя первую скрипку в имеющем форму диалога произведении играет Сократ, излагающий рецепты построения идеального государства, повесть о событиях 9000 летней давности вкладывается в уста мореплавателя Крития. Прославленный флотоводец узнаёт об Атлантиде от отца, тот от мудреца и политика Солона. И лишь Солон — от египетских жрецов. Данный факт любопытен исключительно в связи с другим: путешествием самого Платона в Египет. Согласно самому Платону, об Атлантиде он узнаёт на там, а от своего учителя Сократа.
4. Упоминание Солона, как первоисточника, любопытно в иной связи. В диалогах не даётся ни малейшего намёка, что переданная ему сенсационная (Афины существуют на тысячи лет дольше, чем думают их жители!) информация могла быть секретной с точки зрения египтян, или с точки зрения греков — Солона, Крития, Сократа. Атлантида же… греки в любом случае предполагали, что остров за Гибралтаром есть. Однако, пока Платон не срывает покровы, круг посвящённых остаётся удивительно узким.
5. Диалоги с последовательным изложением принципов идеального «государства философов» (причём, таковое описывается на примере противостоящих Атлантиде древних Афин) созданы Платоном на Сицилии, в городе Сиракузы, где он при поддержке местных тиранов надеялся данные идеи воплотить. Дважды. Однако, первобытный фашизм (идеальное государство Платон понимал как-то так), не был адекватно воспринят массами. И философ едва унёс ноги.
6. В Афинах «Тимей» и «Критий» также были приняты без восторга, поскольку если под «древними Афинами» в диалогах понималось абстрактное идеальное государство, то «Атлантида» узнаваемо изображала Афины современные Платону, погрязшие в пороках, в демократии, и совсем недавно с треском продувшие Пелопонесскую войну. Автор чувств афинской публики отнюдь не щадил, так как писал-то для жителей Сиракуз. Которые, внезапно, в Пелопонесской войне сражались против Афин (порочной Атлантиды). Для современного читателя политические мотивы в диалогах непонятны и не очевидны, а весьма прозрачные намёки недоступны. Но тогда-то все понимали, о чём написал Платон.
7. Это, действительно, факт, и факт примечательный: Афинянам и в голову не пришло на основании диалогов Платона приписать своему полису лишние 9000 лет истории. При жизни автора и ещё одно поколение позже, пока «Тимей» и «Критий» не утратили злободневность и не перестали восприниматься исключительно, как политический памфлет (коим и являлись, — это тоже факт бесспорный), вопрос о реальности описанных в произведениях событий даже не вставал.
8. Кстати, согласно первоисточнику, Атлантида не подпадает под определение «додревней цивилизации», так как молода сравнительно с Египтом. Причём, жрецы сообщают об этом Солону прямым текстом. Но тут уж Платон не при чём. Он лишь руководствовался принятой в его время цифрой. Геродот оценивал возраст египетской цивилизации, как 13500 лет. То есть, сейчас бы он составил 16 тысяч лет. Если б радиоуглеродный анализ находок не свидетельствовал об ином.
9. Лучший ученик Платона — Аристотель, считал Атлантиду (и даже в более широком смысле Макаронезию) вымыслом. Однако, когда пыль Пелопонесской конфузии окончательно осела, любопытство взыграло и вопрос, таки, встал. Проверка показала, что египетские жрецы не могли поведать что-либо Солону о земле на запад о Геркулесовых столбов, так как были не в курсе дела. Полную неосведомлённость продемонстрировали также жители Карфагена, в те края плававшие, а кроме того, контролировавшие в этот момент западное Средиземноморье. По Платону там должны были располагаться колонии атлантов, территория расселения которых одним островом отнюдь не ограничивалась.
10. Миф об Атлантиде возникает в позднем Средневековье. Как следствие жадного интереса к античному наследию, некритичного отношения к оному, в сочетании с сугубо средневековым, схоластическим подходом к источникам. Современная же форма мифа, впрочем, формируется ещё позже — во второй половине прошлого века. Ибо от первоисточника не сохраняет ничего, кроме названия острова. Люди средних веков, всё-таки, не могли полностью и безапелляционно выкинуть Платона из Платона же, а лишь домысливали не раскрытые титаном детали.