Артиллерийский тягач по-французски. Часть 2 Schneider-Canet-Du Bocage 1903. Португальская артсистема на французских колесах
Авторское предисловие: Грузовой артиллерийский автопоезд поставленный фирмой Шнайдер в Португалию стал первым военным опытом «французского» отца танка Эжена Бриллие (Eugène Brillié). Машина, которую иногда условно называют Brillié-Schneider-Canet-Du Bocage, стал первым специализированным арттягачем с двигателем внутреннего сгорания и первым шагом к французском танку. Рассказ об этом тягаче ниже.
В лиссабонском военном музее хранится пушка, которая подписана как 15-cm Howitzer, 14 C.Q.F. Schneider-Canet du Bocage (France & Portugal), Automobile Battery, 1899-1903. — Автомобильная батарея? В Португалии? В 1903? И в этом нет никакой ошибки. В 1903 году португальские военные заказали у Франции новую артиллерийскую систему. Сложная коллаборация конструктора-автомобилиста Эжена Бриллие, производителя машин и пушек фирмы Шнайдер, разработчик пушек — Кане и автора проекта португальского полковника Дю Бокаже привели к созданию первого боевого автомобильного артиллерийского комплекса.
Карлос Рома дю Бокаж (Carlos Roma du Bocage) родился 28 сентября 1853 года в Лиссабоне. В октябре 1871 года он поступил добровольцем в артиллерийский полк № 1. В 1875 году он закончил военно-инженерный курс в Военном училище во Франции. Дю Бокаж сделал эффектную карьеру, став одним из ведущих экспертов по артиллерии в Европе. В 1884 году офицер был назначен военным атташе португальской дипломатической миссии в Берлине, в 1887 году переведен на должность военного атташе в Мадриде. В 1893 году он был назначен вторым инспектором фортификации столицы Португалии Лиссабона и членом Комиссии по фортификации всего королевства. Получив звание полковника в 1901 году, Дю Бокаж был назначен членом Высшей военной комиссии. В ходе изучения потребностей Португалии в современных средствах обороны при крайне ограниченном бюджете проработал проект нового типа артиллерийских систем — Автомобильных батарей. До 1907-го года служил Командиром Практического инженерного училища (Escola Prática de Engenharia). В 1910 году ушел в отставку в звании Дивизионного генерала. Умер 19 марта 1918 года.
Так как Дю Бокаж был инспектором системы обороны Лиссабона, он отлично ориентировался в фортификации столицы Португалии. Одной из главных проблем была связанность обороны, Лиссабон имеет крайне изрезанный рельеф, что ограничивает возможности по строительству железных дорог между отдельными пунктами обороны. Главный полевой лагерь португальской армии был развернут ещё в дожелезнодоржные времена и не было никакой возможности обеспечить подвоз в этот лагерь тяжелой артиллерии и маневр этими средствами. Дю Бокаж предложил буксировать 150-ти миллиметровые гаубицы автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. Будучи выпускником французской военной академии и хорошо зная промышленность Германии, после своей службы военным атташе в этой стране, полковник сделал выбор в пользу сотрудничества с французской стороной. Базовой идеей проекта стал мощный тягач, который сразу тянул сразу четыре пушки, второй автопоезд тянул автопоезд с амуницией. Заказ был размещен на фирме Schneider et Cie. Разработку машины взял на себя талантливый конструктор Эжен Бриллие (Eugène Brillié). Вместе с Вместе с Гюставом Гоброном Эжен Брилье, работая в Société des Moteurs Gobron-Brillié внедрил в производство двигатель Габона с оппозитно движущимися поршнями. А в 1903 году автомобиль Gobron-Brillié побил знаковый мировой рекорд, став первым автомобилем, преодолевшим рубеж 100 миль в час.
В 1903 году Бриллие вышел из совместного предприятия с Габоном и сконцентрировался на работах по транспортным средствам на собственном предприятии — Automobil Es Eugène Brillié. Конструктор планировал заниматься только инжинирингом, а производство заказывать у одного из крупнейших машиностроительных концернов Франции — Schneider-Creusot (Schneider et Cie). На Шнайдере быстро оценили потенциал Брилье и вскоре полностью поглотили конструкторское бюро, но до этого было создано несколько совместных проектов. Одним из самых известных были автобусы, точнее ещё омнибусы Brillie-Schneider P2, которые не только работали в количестве 151 машины на линиях Парижа, но и с 1905 года поставлялись за рубеж.
Артиллерийский автопоезд для Португалии был первым военным проектом для Эжена Бриллие, но отнюдь не последним. Этот относительно малоизвестный конструктор в 1910 году создал, так же в содружестве с фирмой Шнайдер первый бронетранспортер — Camion Blindado Schneider-Brillie, который принял участие в боевых действиях. Правда как и Артиллерийский тягач, созданный для Португалии, бронетранспортёр был создан для Испании. А в 1915 году Эжену Бриллие было доверено создание первого серийного французского танка — Schneider CA1, который выехал на поле боя в 1917 году. А пока в 1903 году конструктор по заказу Шнейдера занимается созданием тягача для 4-х современных пушек.
Конец 19-го века ознаменовался в артиллерии резким эволюционным скачком, стремясь повысить скорострельность, были созданы первые полевые системы с нежестким креплением ствола к станинам, такие как 33-дюймовая полевая скорострельная пушка, образца 1902 года Путиловского завода, французская Canon de 75 mle 1897, германская 77-мм полевая пушка образца 1896 (новой конструкции) ( 7.7 cm Feldkanone 96 neuer Art). Французы были мировыми лидерами в разработке новых систем и не удивительно, что Дю Бокаж, выбрал фирму Шнайдера, уже имевшую в каталоге 150-мм гаубицу с быстродействующим затвором, длинным ходом отдачи и гидропневматической противоткатной системой. Но ведь артиллерийская система это не только ствол, хотя конечно ствольная группа это главное, а ещё станина и «шасси». Ведь пушку надо перемещать. А вот здесь и пряталась новизна. Почти все полевые пушки вплоть до начала первой мировой войны, в том числе и такие передовые как Canon de 75 mle 1897 проектировались для конной возки, соответственной была и конструкция подвески. Широко применявшиеся для возки тяжёлых пушек паровые тягачи то же перемещались со скоростью пешехода. Но уже вовсю заявлявшие о себе грузовики с двигателями внутреннего сгорания могли ездить быстрее. Но здесь уже ограничением становилась подвеска артсистем, которые не могли буксироваться с большей скоростью без поломок. Португальцы же хотели что бы с повышенной скоростью перевозились сразу 4 гаубицы. В итоге фирмой Кане была разработана новая система, которая получила название — гаубица 150-мм скорострельная Шнайдер-Кане-дю Бокаж — Obuz. 15 cm T.R. Schneider-Canet-du-Bocage.
Название Obuz. 15 cm T.R. Schneider-Canet-du-Bocage(automobile battery)
-
-
- Год выпуска: 1903
- Калибр 150.00 мм
- Масса на боевой позиции: 3335 кг
- Длина ствола в калибрах : 14.00
- Масса снаряда: 40 кг
- Начальная скорость : 350 м/с
- Дальность стрельбы макс: 8200 м
- Угол возвышения : -5 — +45 градусов
-
Итогом разработки стала первая в мире артиллерийская система для автомобильной транспортировки пушек с повышенными скоростями. И хотя перевозка вне дорог не планировалась, это было решением позволявшим быстро перебрасывать батарею на новые позиции в рамках позиционного района по подготовленным рокадным дорогам. Современная гидропневматическая система гашения отката и быстродействующий затвор позволяли обеспечить необходимую плотность огня, заменяя в крепостном районе сразу несколько батарей «немобильных» тяжелых гаубиц.
В конструкции тягача не было ничего выдающегося для своего времени. 4-х цилиндровый проверенный двигатель мощностью 35 л.с., который использовался в будущем и на автобусах Brillie-Schneider. Гаубицы транспортировались без передков, прицепляясь друг за друга. Цепной привод задних колёс передавал момент от 4-х скоростной коробки передач.
35-ти сильный четырехцилиндровый двигатель обеспечивал для тягача максимальную скорость движения по ровной поверхности для самого тягача или тягача с прицепами массой до 8 тонн, то есть с двумя гаубицами на прицепе — 15 км/час. На 10% уклон (5,7 градусов) автопоезд в такой конфигурации мог подниматься со скоростью 2,5 км/час.
Масса шасси составляла 5200 кг. Масса кузова и снаряжения — 1800 кг. При загрузке снарядами в кузов помещались 60 зарядов. В первоначальном проекте предусматривалось оснащение батареи 2-мя тягачами, четырьмя гаубицами и 4-мя прицепами для перевозки амуниции и снарядов. Общий вес нагрузки в кузове мог быть до 5000 кг, на прицепе до 14 тонн. Полная боевая масса автопоезда могла составлять 26 тонн. В будущем это шасси почти без изменений стало основой массовой серии автобусов.
В 1904-м году система спроектированная Ромой дю Бокажем, была поставлена в Португалию, где прошла интенсивные испытания, комиссию по приемке возглавлял сам автор проекта — Рома дю Бокаж вместе с другими артиллерийскими офицерами. Конечно это не совсем правильно, когда автор руководит приемкой, но с другой стороны он был сам заинтересован в проверке качества того, что поставили им французы.
Система испытывалась в течении нескольких лет, тягач с пушками перемещался по всем пригородам столицы Португалии и по самому Лиссабону. Батарея разворачивалась и в фортах крепости, и в полевых условиях и на городских площадях, показав свою универсальность и возможность масштабирования идеи.
Нет информации о каких-либо серьезных проблемах выявленных при испытаниях автомобильной батареи. Свою роль как крепостная артиллерия она выполняла неплохо, но попытки расширить применение например на полевую артиллерию удачными вряд ли были бы. Ограниченная проходимость, неудобство в составлении автопоезда, сложность обеспечения движения пушек по одной колее без специальных систем поворота делали Batterie automobile Schneider-Canet-Du Bocage d’obusiers de 150mm системой ограниченного применения. Конечно при дальнейших заказах пошагово все проблемы можно было решить, добавив мощную лебедку и систему поворота колес пушек, но у Португалии для этого не было задач и денег, а «большие» армии словно бы не заметили такого проекта.
И хотя Германия объявила войну Португалии еще 9 марта 1916 года, португальцы еще примерно год возились с порядком своего участия в Великой войне. 7 января 1917 года по просьбе французского правительства был создан Отдельный корпус тяжелой артиллерии (Corpo de Artilharia Pesada Independente, CAPI), на вооружении которого стояли железнодорожные орудия калибром от 180-мм. В октябре 1917 корпус в составе 25 батарей поступил в распоряжение французского военного руководства. Португальский экспедиционный корпус в количестве 30 тысяч бойцов был направлен уже под английское командование и вступил в бой 30-го мая 1917 года. Батарея 150-мм гаубиц не вошла в состав экспедиционных сил и оставалась в составе крепостной артиллерии Лиссабона. Судьба тягача неизвестна, а вот одна из гаубиц сохранилась и сейчас удивляет посетителей музея в Лиссабоне.
Созданная для решения узкой задачи обороны крепостного района Лиссабона артиллерийская система Шнейдера-Кане-Дю Бюкажа стала первой полноценной моторизованной артиллерийской частью на базе тягачей с двигателем внутреннего сгорания. Для времени создания — 1903-го года это было во всех отношениях передовое решение. Но большие армии долго думают, и к началу войны в 1914 году и скорость возки, и сложность системы, и относительное устаревание ствольной группы сделали её устаревшей. Несмотря на подробное описание всего проекта в профильной прессе автомобильная батарея на вызвала интереса и не была повторена. Но конструктор шасси — Эжен Бриллие получил первый опыт работы с военными, и сделал свой первый шаг к танку.
Batterie automobile Schneider-Canet-Du Bocage d’obusiers de 150mm/ Obuz. 15 cm T.R. Schneider-Canet-du-Bocage (automobile battery)/Автомобильная батарея 150-мм гаубиц Шнейдер-Канэ-Дю Бокаж
Страна: Франция
Год выпуска 1903.
Производитель: Schneider
Кол-во выпущенных: 2
Мощность: 35 л.с.
Масса пустого: 7000 кг
Нагрузка: 5000 кг
Где увидеть: Лиссабон. Португалия. Военный музей. Museu Militar de Lisboa. — только пушка