В ближайшие несколько лет Москва решила вплотную заняться развитием Арктической зоны России.
Речь идет о воссоздании утраченной советской и создании новой транспортной инфраструктуры, реализации масштабных программ по добыче полезных ископаемых, наращивании военного присутствия.
Для реализации государственной политики в Арктике в России будет создан специальный госорган. С таким заявлением на заседании Совета безопасности РФ по государственной политике в Арктике выступил Владимир Путин.
По оценкам: экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов российской Арктики превышают 1,6 трлн. тонн в нефтяном эквиваленте, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.
Помимо ресурсного, растет и транспортно-инфраструктурное значение русской Арктики. Добыча ресурсов требует ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры — реанимируются старые проекты строительства Северного широтного хода, Трансполярной магистрали и хордовых веток к «континентальной железнодорожной системе» и портам на берегу Северного Ледовитого океана. Отдельные участки транспортной сети успешно работают (Чум — Лабытнанги, Надым — Уренгой), другие подлежат восстановлению или же строительству с чистого листа.
Параллельно добыче ископаемых и воссозданию инфраструктуры планируется развитие транзитных арктических коридоров, в том числе Северного морского пути. Благодаря благоприятным для судоходства изменениям, арктического климата сроки навигации на Севморпути увеличилась в два, а на отдельных участках — и в три раза. В результате этот маршрут становится все более привлекательным: путь из японского порта Иокогама в Роттердам почти вдвое короче традиционной международной трассы через Суэцкий канал.
Вместе с тем все новое — это хорошо забытое старое.
«Значение Арктики в России понимали и большевики. Именно поэтому, еще не преодолев разруху Гражданской войны; в начале 1920-х годов начали развитие Севморпути, боролись за Особый статус Шпицбергена»,
— говорит профессор НИУ ВШЭ Юрий Плюснин.
В 1932 году Иосиф Сталин не доверил развитие арктических территорий правительству. Было решено отказаться от привлечения соответствующих профильных наркоматов из-за опасений того, что они, «не смогут уделять этому проекту соответствующего внимания». Для «народно-хозяйственного освоения» Арктики и «обеспечения судоходства» по Севморпути была создана отдельная организация — Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть — ГУрМП). По этому же пути сегодня, по сути, идет Путин, передавая вопросы развития Арктики в ведение отдельной организации.
Отстраивать значительную часть арктической инфраструктуры России придется практически заново.
«После распада Советского Союза Арктика пришла в упадок. Многие уехали, тех, кто не хотел уезжать, выселяли фактически насильно.. Военные городки и техника были брошены»,
— рассказывает начальник Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Института наследия Петр Боярский.
Однако сейчас все возвращаемся на круги своя.
«Еще в 1994 году мы бродили по остаткам военной базы на Новой Земле, я говорил Боярскому, что через 10-20 лет русские начнут сюда возвращаться. И не ошибся. В советских школьных географических атласах арктические территории входили в состав СССР, затем, в постсоветские годы, госграница, обозначающая в пределах Poссий большую часть Северного Ледовитого океана, исчезла.. Сейчас она появляется вновь»,
— рассказывает Плюснин.
Во многом, чтобы компенсировать временную хозяйственную слабость, Москве Приходится резко наращивать военное присутствие в регионе. Путин на Госсовете заявил о необходимости усилить оборону арктических рубежей России.
«Следует укреплять военную инфраструктуру. В частности, речь идет о создании нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных-лодок нового поколения»,
— отметил глава государства, добавив, что подразделения Минобороны, МЧС и другие службы должны регулярно участвовать в межведомственных учениях и тренировках.
Президенту вторил и секретарь Совбеза Николай Патрушев. По его словам Россия воссоздаст утраченные аэродромы в российской части Арктики. Эти аэродромы будут двойного назначения и станут, использоваться в том числе и для развития Северного морского флота. В конце 2013 года министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах по восстановлению в 2014 году системы российских военных баз в Заполярье.
«С военной точки зрения, Арктика — единое оборонное пространство, которое в значительной степени не контролируется. Увеличение оборонного присутствия РФ в регионе, как, впрочем, и стран НАТО, неизбежно»,
— говорит эксперт Дмитрий Евстафьев.
Вместе с тем значение Арктики для России не исчерпывается исключительно добычей полезных ископаемых, развитием транспортных коммуникаций и проблемами безопасности.
«Здесь сосредоточены гигантские водные ресурсы, уникальные биологические морские ресурсы, возобновляемые с огромной скоростью, в отличие от ресурсов южных тропических морей. Однако даже это не главное. На Севере сохраняется уникальный опыт жизнеобеспечения в экстремальных условиях. Этот опыт будет востребован в мировом масштабе при выживании в условиях экологических катастроф. Не стоит забывать и об уникальном историко-культурном значении Севера для России и проживающих в ней народов. Русских сформировал Север. Для сравнения:. большая часть населения другой крупной страны, считающейся северной Канады, — проживает между широтами Киева и Сочи»,
— говорит Плюснин.
источник: Михаил ЧЕРНОВ "Арктические амбиции Путина" Контакт-шанс №26 — 16.06-22.06.2014