Антон Малахов. На глубине. Часть I
Статья Антона Малахова с сайта WARSPOT от 17 июня 2014 года.
Подводные лодки сейчас – это огромные суда, способные нести с собой огромный боекомплект. Они могут уходить в автономное плавание на несколько месяцев и днями не всплывать на поверхность, однако существует совершенно иной образ подвойной лодки – это сверхмалые суда.
Начать данную статью следует не с истории сверхмалых подводных лодок, а с пояснения, чем они являются. Сегодня очень многие объединяют понятия «сверхмалая подводная лодка», «групповой подводный носитель» и «управляемая торпеда». Увы, подобная попытка собрать все малые подводные плавсредства в единый класс ошибочна. Групповой подводный носитель способен доставлять на себе только экипаж, не имея на борту оружия, способного дать отпор вражеским судам. Управляемая торпеда – это судно, являющееся самим снарядом и не подразумевающее возвращения на ней экипажа. Сверхмалая подводная лодка, в отличие от перечисленных видов судов, является полноценной единицей боевой техники с экипажем и оружием.
Теперь, когда мы разобрались с тем, чем же являются сверхмалые подводные лодки, пришло время немного поговорить об их истории.
Как бы абсурдно это ни звучало, с самого зарождения в умах инженеров мысли об использовании подводного плавсредства подводная лодка являлась чем-то маленьким и приспособленном исключительно для диверсионных операций. Существует мнение, что первым создателем подводной лодки является Леонардо Да Винчи, однако первое упоминание о подводной лодке относится к XII веку. В древнегерманском эпосе «Салман и Моролф» герой Салман построил подводное судно из кожи, с помощью которого скрылся от преследования царя Фора. В тексте эпоса есть указания, что герой находился под водой две недели и дышал при помощи длинной трубки, выходящей на поверхность.
Говоря о Леонардо, также нельзя утверждать, что он реализовал план подводного судна. Первое упоминание о создании и использовании подводной лодки относится к XVII веку и связано оно с именем голландского физика Корнелиуса Дреббеля. По записям, датированным 1625 годом, известно, что физик, находясь при дворе английского короля Якова I, создал первое подводное судно, способное погружаться на глубину до 4 метров, еще в 1620 году, однако уже к 1624 году Дреббель изготавливает два более крупных и совершенных аппарата. На одном из них король Яков совершил «прогулку» по дну реки Темзы. Эти суда были рассчитаны на 24 человека, 8 из которых гребли, используя для перемещения судна весла и шесты. Удивительная конструкция представляла собой деревянное судно, усиленное снаружи металлическими листами и пропитанной жиром бычьей кожей. Весла также имели кожаные манжеты на месте соединения с бортом судна. Но не это удивляет в конструкции Дреббеля больше всего. Самым удивительным в подводной лодке голландского изобретателя является наличие высокоточных (по тем временам) приборов и время пребывания под водой: в тех же записях существуют упоминания, что подводная лодка могла находиться под водой до 24 часов, не всплывая. Некоторые современные ученые предполагают, что столь длительное время пребывания судна под водой связано с произведением кислорода при помощи теплового разложения селитры. Что же касается приборов, то на судне их было установлено три, и все они впечатляют. На борту были установлены компас и ртутный барометр, определяющий глубину погружения. Уже тогда современники отмечали военный потенциал изобретения, но точно неизвестно, использовалась ли эта лодка в бою. К сожалению, ни одного чертежа или прототипа этого судна не сохранилось.
Благодаря всему вышесказанному можно смело утверждать, что умы людей испокон веков заботила идея о покорении подводного мира, и они прекрасно понимали военную значимость создания судна, способного погружаться под воду.