Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 13 марта 2015 года.
Содержание:
Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» можно считать последним классическим рейдером – военным кораблем, охотившимся на транспортные конвои противника.
В соответствии с условиями капитуляции Германии в Первой мировой войне, после достижения оставшимися немецкими броненосцами двадцатилетнего возраста их можно было заменить на броненосцы береговой обороны или крейсеры водоизмещением не более 10000 тонн. Немецкое флотское командование сделало выбор в пользу рейдера, способного действовать на значительном удалении от собственных баз. Конструкторам было предложено разработать проект корабля водоизмещением в 10 000 тонн, вооружённого 280-мм орудиями и развивающего скорость порядка 28 узлов. По мнению заказчиков, новый корабль должен был превосходить по огневой мощи крейсеры противника и по скорости – его линкоры. С этого момента берёт своё начало история так называемых «карманных линкоров» типа «Дойчланд». Сами немцы затруднялись с классификацией новых кораблей – первоначально они классифицировались как броненосцы, а 25 января 1940 года были переквалифицированы в тяжёлые крейсеры.
Крейсер «Адмирал Шеер», заложенный 25 июля 1931 года, стал вторым кораблём этой серии, получил литерное название «Броненосец В» и условное наименование «Ersatz Lothringene» (нем. – «замена «Лотарингии»), что было обусловлено политическими целями (Германия представляла постройку новых кораблей как замену старых, остававшихся в составе флота со времён Первой мировой войны).
Технические характеристики
Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, отличаются незначительно:
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ | «СПРАВОЧНИК КОРАБЕЛЬНОГО СОСТАВА ВОЕННО-МОРСКИХ ФЛОТОВ МИРА. 1944 ГОД» (ВОЕНМОРИЗДАТ СССР) | СЕРГЕЙ ПАТЯНИН «КРИГСМАРИНЕ. ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА» | ВАЛЬТЕР ХУБАЧ «ЗАХВАТ ДАНИИ И НОРВЕГИИ» |
---|---|---|---|
Стандартное водоизмещение, т | 10 000 | 11 550 | – |
Полное водоизмещение, т | 13 700 | 15 180 | 15 200 |
Длина, м | 181,5 | 181,7 | 181,7 |
Ширина, м | 21,7 | 21,34 | 20,7 |
Осадка, м | 6,7 | 5,8–7,3 | 8 |
Скорость, узлов | 26 | 28 | 27,5 |
Запас хода | 10 000 миль на 20 узлах или 18 000 миль на 13 узлах | 16 300 миль на 18 узлах | 20 000 |
Ходовая установка | 8 дизелей МАН | 8 дизелей МАН | – |
Мощность, л. с. | 54 000 | 56 800 | – |
Экипаж, человек | 926 | 1070 | 1065 |
Расхождение в данных о водоизмещении крейсера связано с тем, что уже после Второй мировой войны стало известно, что второй и третий корабли серии («Адмирал Шеер» и «Адмирал граф Шпее») строились по улучшенным проектам, что привело к увеличению водоизмещения на 20% по сравнению с кораблями-«предшественниками».
Данные о бронировании крейсера в современных источниках и справочниках времён Второй мировой войны также различаются незначительно:
Толщина брони, мм
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ | «СПРАВОЧНИК КОРАБЕЛЬНОГО СОСТАВА ВОЕННО-МОРСКИХ ФЛОТОВ МИРА. 1944 ГОД» (ВОЕНМОРИЗДАТ СССР) | СЕРГЕЙ ПАТЯНИН «КРИГСМАРИНЕ. ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА» |
---|---|---|
главный пояс | 76–102 | 50–80 |
палуба | 38–102 | 20–40 |
траверсы | – | 50 |
башни главного калибра | 50–178 | 85–140 |
боевая рубка | 50–127 | 50–150 |
Артиллерийское вооружение крейсеров типа «Дойчланд» было стандартным для линейных кораблей и состояло из артиллерии главного калибра (размещённой в башнях), средней артиллерии, универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Артиллерия главного калибра состояла из шести 280-мм орудий (длина ствола – 52 калибра; дальность стрельбы – 218 кабельтовых; масса снаряда – 330 кг, скорострельность – 2,5–3 выстрела в минуту), которые размещались в носовой и кормовой трехорудийных башнях, имевших сложную многогранную форму с большим углом наклона плит. Артиллерия среднего калибра состояла из восьми 150-мм орудий (длина ствола – 55 калибров; дальность стрельбы – 120 кабельтовых; масса снаряда – 45,3 кг; скорострельность – 10 выстрелов в минуту) и располагалась в восьми одноорудийных установках (по четыре в средней части с каждого борта) с 10-мм щитами. Опыт Второй мировой войны впоследствии показал, что средняя артиллерия крейсера не оправдала ожиданий конструкторов – 150-мм снаряды не могли остановить торговые суда или нанести им существенные повреждения в результате первого попадания.
Зенитное вооружение крейсера неоднократно изменялось. Первоначально на нём установили три 88-мм универсальных орудия, которые позднее заменили на шесть 88-мм орудий (длина ствола – 78 калибров; дальность стрельбы – 94 кабельтова; масса снаряда – 9 кг), составлявших три двухорудийные зенитные установки. Однако уже в 1938 году возник проект замены шести 88-мм на шесть 105-мм орудий (длина ствола – 55 калибров; дальность стрельбы – 120 кабельтовых; масса снаряда – 15,1 кг; скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), составлявших три двухорудийные установки. Установка новых зенитных орудий была произведена в 1940 году. Кроме этого, к 1941 году на крейсере установили 8 зенитных автоматов (четыре двухорудийные установки) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра; дальность стрельбы – 46,5 кабельтова; масса снаряда – 0,745 кг; скорострельность – 50 выстрелов в минуту) и 10 одинарных 20-мм зенитных автоматов (длина ствола – 65 калибров; масса снаряда – 0,15 кг; скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). К 1945 году зенитное вооружение было увеличено до восьми одинарных 40-мм, а также шести счетверённых и девяти спаренных 20-мм автоматов.
Минно-торпедное вооружение
В соответствии с представлениями 1930-х годов о будущей войне на крейсере были установлены два счетверённых торпедных аппарата калибра 533 мм. Однако, как показали последовавшие события, потребность в подобном вооружении исчезла.
Авиация
Перед Второй мировой войной крупные надводные корабли всех флотов мира вооружались гидросамолётами для корректировки огня, обеспечения разведки и противолодочной обороны. Запуск самолётов осуществлялся с катапульты (крейсеры типа «Дойчланд» были оборудованы одной катапультой и могли нести по два гидросамолёта каждый).
Планы использования
Построенный в точном соответствии с требованиями кригсмарине, «Адмирал Шеер» превосходил по скорости линкоры и по огневой мощи – крейсеры противника, что теоретически позволяло ему успешно вести рейдерскую войну, атакуя слабоохраняемые конвои и уклоняясь от боестолкновения с вражескими линкорами. По неизвестным нам причинам немецкое командование не рассматривало варианта сосредоточения против «карманного линкора» нескольких групп вражеских крейсеров и линейных кораблей, что позволяло бы противнику осуществлять непрерывное преследование корабля крейсерами и наведение на него линейных кораблей. Однако на практике выяснилось, что «карманный линкор» способна уничтожить достаточно многочисленная группа крейсеров даже без привлечения линкоров (примером может послужить гибель крейсера «Адмирал граф Шпее», блокированного англичанами в эстуарии реки Ла-Плата и затопленного собственной командой 17 декабря 1939 года).
Боевая служба
Участие «Адмирала Шеера» в гражданской войне в Испании свелось к восьми походам. Во время одного из них, 31 мая 1937 года, крейсер и четыре торпедных катера немецких ВМС открыли огонь по испанскому портовому городу Альмерия в ответ на налёт республиканской авиации на тяжёлый крейсер «Дойчланд» (при этом погиб 21 житель города, и 55 гражданских лиц получили ранения).
Кроме боевых операций у берегов Испании, до начала Второй мировой войны крейсер принял участие в аннексии Клайпеды (март 1939 года).
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, а 4 сентября «Адмирал Шеер», находившийся в гавани Вильгельмсхафена, был атакован бомбардировщиками «Бристоль Бленхейм» из состава 107-й, 110-й и 139-й эскадрилий британских ВВС. В корабль попали три 227-кг бомбы, однако серьёзных повреждений ему не причинили (из-за малой высоты взрыватели бомб не успели прийти в рабочее состояние, и взрывов не последовало). Была повреждена катапульта, а также одна из 88-мм зенитных установок. Данные о результатах работы противовоздушной обороны «Адмирала Шеера» довольно противоречивы. По официальной версии, один бомбардировщик был сбит, а после налёта противовоздушная оборона корабля была улучшена – 88-мм зенитные орудия были заменены на 105-мм. Однако эта версия представляется несколько сомнительной, так как замена 88-мм орудий на 105-мм была проведена в 1940 году одновременно на крейсерах «Лютцов» (бывший «Дойчланд») и «Адмирал Шеер» в соответствии с ещё довоенными планами. По ещё одной альтернативной версии (Владимир Кофман «Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего рейха»), были сбиты пять самолётов – четыре «Бристоль Бленхейм» и транспортный «Юнкерс-52», который не подал опознавательный сигнал и был сбит по ошибке.
Самым ярким событием в боевой истории «Адмирала Шеера» является совершённый под командованием Теодора Кранке рейд (с 23 октября 1940 по 1 апреля 1941 года), в ходе которого было потоплено и захвачено 16 торговых судов общим водоизмещением 99 059 тонн. История этого рейда также несколько противоречива. По одной из версий, он был тщательно подготовленной операцией. В пользу этой версии говорит выделение крейсеру двух танкеров («Нордмарк» и «Дитмаршен»), причем второй из них являлся резервным, который предполагалось задействовать в случае потопления или «отсечения» «Нордмарка». По другой версии, крейсер по тревоге был направлен на перехват конвоя HX-84, вышедшего из Галифакса 23 октября 1940 года, и затем отправился в рейд, поскольку пути отхода на базы были заблокированы. Эта версия вызывает некоторые сомнения, так как для обеспечения похода в северных водах задействовались два метеорологических судна («Хоманн» и «Фризе»), вышедшие в море еще 19 октября.
Точно известно, что «Адмирал Шеер» покинул базу в Готенхафене 23 октября, а 30 октября незамеченным миновал Датский пролив. Этот рейд можно условно разделить на три этапа:
-
-
- Атака конвоя НХ-84;
- Действия в Атлантическом океане;
- Действия в Индийском океане.
-
Атака конвоя НХ-84
Главной целью «Адмирала Шеера» являлись трансатлантические конвои, шедшие из Канады в Великобританию. Именно по этой причине корабль 3 и 4 ноября уклонился от встречи с одиночными транспортами.
5 ноября бортовой гидросамолёт «Арадо» обнаружил британский конвой в составе восьми судов, движущийся без охранения восточным курсом в девяноста милях от крейсера. Разведданные оказались ошибочными – фактически конвой НХ-84 в составе тридцати семи транспортов прикрывал вспомогательный крейсер «Джервис-Бэй» (вооружённое грузопассажирское судно водоизмещением 14 164 брт).
Первоначально немецкие моряки действовали в полном соответствии с призовым правом. Британский банановоз «Мопан» (5389 брт) был остановлен и потоплен 105-мм снарядами после того, как его команда перешла на шлюпки.
Коммодор британского конвоя адмирал Молтби принял правильное решение: сразу же после обнаружения вражеского корабля он отдал конвою приказ о рассредоточении, и, несмотря на неравенство сил, направил «Джервис-Бэй» навстречу «Шееру» с целью задержать его и дать конвою дополнительное время.
В отличие от британцев, действовавших абсолютно грамотно, немецкий капитан допустил ошибку. Вместо сосредоточения огня на «Джервис-Бэй» с целью его максимально быстрого затопления и перехода к преследованию не успевшего рассредоточиться конвоя, он приказал обстреливать крейсер противника только из 280-мм орудий, направив огонь 150-мм калибра по другим судам, находящимся в зоне видимости. Были обстреляны танкер «Сан-Деметрио» (8073 брт) и транспорт «Андалусиан» (3082 брт) – оба получили попадания, но смогли скрыться. Добиться попадания в «Джервис-Бэй» удалось только с пятого залпа, и британский крейсер, успевший поставить дымовую завесу, сумел продержаться 20 минут, прежде чем был потоплен. Эта задержка оказалась спасительной для конвоя – до наступления полной темноты «Шеер» смог обнаружить и потопить только пять судов из тридцати семи («Биверфорд» (10 042 брт), «Мэйдан» (7908 брт), «Киебэйн Хэд» (5225 брт), «Тревеллард» (5201 брт) и «Фресно Сити» (4955 брт)). Действия немецких артиллеристов выглядят несколько хаотичными – израсходовав треть снарядов главного калибра и половину 150-мм боезапаса на обстрел девяти судов, «Адмирал Шеер» уничтожил только пять из них. Ещё четыре обстрелянных судна сумели спастись: транспорты «Рангитики» (16 689 брт), «Равалпинди», «Андалусиан» (3082 брт) смогли оторваться от противника, а танкер «Сан-Деметрио» (8073 брт) был временно оставлен, но позднее опять занят экипажем.
Британское Адмиралтейство оперативно отреагировало на атаку: линкоры «Нельсон» и «Родней» перекрыли Датский пролив, а линейные крейсеры «Худ» и «Рипалс» – подходы к Бискайскому заливу, блокировав пути отхода немецкого крейсера на базы. Существует версия, что именно эти действия противника заставили «Адмирал Шеер» отправиться в крейсерство на юг. Результаты атаки на конвой НХ-84 являются весьма неоднозначными. С одной стороны, угроза нахождения немецкого крейсера на пути трансатлантических конвоев заставила прервать их движение на две недели (до 17 ноября), что следует считать безусловным успехом. С другой стороны, стала очевидной физическая невозможность уничтожения крупного конвоя судов, рассредоточивающегося в разных направлениях, силами одиночного корабля.
Действия в Атлантическом океане
11 ноября 1940 года крейсер взял курс на Центральную Атлантику и вышел в район, назначенный для рандеву с «Нордмарком», днём позже встретил немецкий танкер «Еврофельд», застигнутый войной далеко от Германии и успешно спасавшийся от кораблей союзников, а 16 ноября – «Нордмарк», что позволило пополнить боекомплект, а также запасы топлива и продовольствия.
Первоначально рейдер направился на запад в район между Антильскими и Азорскими островами, однако уже 20 ноября последовал приказ командования, гласивший, что «Шеер» должен перейти в район южнее 42 градуса северной широты и восточнее 20 градуса западной долготы. Однако капитан Кранке решил проявить собственную инициативу и проигнорировал это распоряжение, считая свой план более перспективным.
24 ноября «Адмирал Шеер» захватил транспорт «Порт-Хобарт» (7448 брт), следовавший в Окленд с грузом, в состав которого входило пять лёгких учебных самолётов. Удерживать судно в качестве приза было нерационально, и оно было потоплено. Поскольку «Порт-Хобарт» успел подать радиосигнал о нападении, немцы в очередной раз изменили направление движения, взяв прямо противоположный курс – строго на восток к островам Зелёного Мыса. Резкое изменение курсов позволило крейсеру оторваться от преследователей и 29 ноября незамеченным прибыть в новый район патрулирования.
1 декабря 1940 года «Адмирал Шеер» атаковал и потопил британский транспорт «Трайбсмэн» (6242 брт), следовавший из Ливерпуля в Калькутту. Поскольку шлюпку с капитаном судна не удалось перехватить, Кранке опять изменил курс, вновь направив корабль в Центральную Атлантику. Через неделю, в соответствии с распоряжением командования, «Адмирал Шеер» направился на юг для совместных действий со вспомогательным крейсером «Тор» в Южной Атлантике (на линии Кейптаун-Фритаун.) 14 декабря состоялась ещё одна встреча с судном снабжения «Нордмарк», во время которой рейдер передал на его борт 150 пленных, а также пополнил запасы топлива и провизии.
18 декабря на линии, соединяющей ближайшие береговые точки Южной Америки и Африки, был захвачен крупный транспорт «Дюкеза» (8652 брт), перевозивший 3500 тонн мороженого мяса и 13 миллионов яиц. Захваченное судно было решено использовать в качестве плавучего склада до исчерпания его запасов угля.
6 января 1941 года «Адмирал Шеер» вновь пополнил свои танки топливом с «Нордмарка», а 18 января – захватил норвежский танкер «Сандефьорд» (8038 брт), перевозивший около 11 000 тонн сырой нефти из района Персидского залива в Англию. Танкер также решили не топить – позднее он принял на борт около 250 военнопленных и был отправлен во Францию.
20 января крейсер захватил и позднее потопил голландский транспорт «Барнвельд» водоизмещением 5597 брт (перевозивший 5 легких бомбардировщиков для южноафриканских ВВС, 86 грузовиков, а также свыше 1000 тонн боеприпасов и военного снаряжения) и английский транспорт «Стэнпарк» (5103 брт), следовавший вокруг африканского побережья из Порт-Судана во Фритаун с грузом хлопка. 24 января рейдер снова встретился с судами снабжения «Нордмарк» и «Дюкеза».
Крейсерство «Адмирала Шеера» в Атлантическом океане показало, что одиночный рейдер, лишённый информации о путях следования судов противника, обнаруживает их довольно редко (6 случаев за 2,5 месяца) и требует специальных мероприятий по обеспечению его жизнедеятельности (несмотря на захватываемые трофеи, крейсер был вынужден четыре раза пополнять свои запасы с помощью судна снабжения).
Действия в Индийском океане
3 февраля 1941 года «Адмирал Шеер» обогнул мыс Доброй Надежды и взял курс на Мадагаскар. 20 февраля он захватил танкер «Бритиш Эдвокейт» (6994 брт), перевозивший почти 10 000 тонн нефти и бензина, а позднее – захватил и потопил греческий транспорт «Грегориос» (2546 брт). 21 февраля рейдер захватил и потопил канадский транспорт «Кэнэдиен Круизер» (7178 брт), перевозивший ильменит (сырьё для производства титана), а 22 февраля – захватил и потопил голландский пароход «Рантаупаджанг» (2452 брт), вёзший уголь из Дурбана в Сингапур.
Британцы получили сигналы с двух последних жертв немецкого рейдера и попытались принять меры по его нейтрализации, а самолёту с лёгкого крейсера «Глазго», находившегося в 140 милях от «Рантаупаджанга», даже удалось обнаружить «Адмирал Шеер». Организованное британским флотом преследование не привело к уничтожению немецкого корабля или установлению с ним визуального контакта, но заставило его повернуть обратно в Атлантику.
Крейсерство «Адмирала Шеера» в Индийском океане показало, что одиночный корабль может действовать в зоне интенсивного судоходства эффективно (за 18 дней потоплено 3 судна), но в течение весьма ограниченного времени (фактически рейдер был вытеснен из зоны действий менее чем за три недели).
Возвращение домой
2 марта «Адмирал Шеер» обогнул южную оконечность Африки, а еще через шесть дней – вышел в квадрат, где его ждали суда снабжения (транспорты «Эрмланд» и «Альстеруфер» и танкер «Нордмарк»). Затем крейсер взял курс на Северную Атлантику и 1 апреля, преодолев Датский пролив, завершил свой поход.
161-дневный рейд крейсера «Адмирал Шеер» гитлеровская пропаганда объявила «самым успешным в истории немецких боевых кораблей», всех членов экипажа наградили «железными крестами» (в том числе восьмьюдесятью крестами 1-го класса), а капитан Кранке был произведён в контр-адмиралы. Однако современные военные историки оценивают этот рейд не столь однозначно. Безусловно, действия крейсера внесли нервозность в судоходство союзников и привели к отвлечению значительного количества крупных надводных кораблей на сопровождение конвоев. В то же время, практический результат оказался довольно низким – одиночному кораблю, вынужденному скрываться от случайного обнаружения, оказалось трудно находить цели, кроме того, крейсер требовал значительных материальных ресурсов для обеспечения своей деятельности. Между тем как использовавшиеся немцами вспомогательные крейсеры, замаскированные под гражданские суда, могли с меньшим риском перемещаться по морским путям, что повышало эффективность их действий.
Сравнительная характеристика действий немецких рейдеров
РЕЙДЕР |
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ | ТОННАЖ ПОТОПЛЕННЫХ СУДОВ | СООТНОШЕНИЕ ТОННАЖА ПОТОПЛЕННЫХ СУДОВ И СОБСТВЕННОГО ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ |
«Михель» | 10 900 | 121 995 | 11,19 |
«Тор» | 9200 | 96 546 | 10,49 |
«Пингвин» | 17 600 | 154 619 | 8,79 |
«Атлантис» | 17 600 | 145 697 | 8,28 |
«Адмирал Шеер» | 15 180 | 99 059 | 6,53 |
среднее значение | 6,51 | ||
«Комет» | 7500 | 41 568 | 5,54 |
«Орион» | 15 700 | 73 477 | 4,68 |
«Виддер» | 16 800 | 58 644 | 3,49 |
«Корморан» | 19 900 | 68 274 | 3,43 |
«Штир» | 11 000 | 29 409 | 2,67 |
Результаты «Адмирала Шеера» приблизительно соответствуют среднему уровню эффективности немецких вспомогательных крейсеров, а с учетом того, что затраты на содержание военного корабля во много раз превышали стоимость эксплуатации перестроенного гражданского судна, следует признать, что более выгодным было использование для рейдерства вспомогательных крейсеров. Кроме того, рейды надводных кораблей по результативности оказались несопоставимыми с действиями подводных лодок, что заставило Кригсмарине отказаться от этой тактики.
Служба в 1942–45 годах
После возращения из похода «Адмирал Шеер» непродолжительное время входил в состав немецкого Балтийского флота, а в дальнейшем был переведен в Норвегию, где довольно эффективно использовался в качестве потенциальной угрозы арктическим конвоям, заставляя союзников привлекать к их охране значительное количество крупных надводных кораблей. Дальнейшее участие крейсера в борьбе с конвоями свелось к двум эпизодам.
2 июля 1942 года «Адмирал Шеер» вышел в море, получив приказ перехватить конвой PQ-17. Найти противника крейсеру не удалось, и он был направлен в Северный Ледовитый океан для перехвата последующих арктических конвоев и обеспечения там военного присутствия кригсмарине.
25 августа 1942 года им была обстреляна советская метеорологическая станция на мысе Желания. В тот же день «Адмирал Шеер» потопил в бою советский ледокол «Александр Сибиряков», но не смог обнаружить проходивший в этом районе конвой. Перед своей гибелью «Александр Сибиряков» успел связаться со станцией в Диксоне и дать сигнал об опасности.
По данным немецкой разведки, гарнизон Диксона состоял лишь из шестидесяти военнослужащих НКВД. Фактически же там располагались две береговые батареи (калибра 130 мм и 45 мм) и одна батарея 152-мм сухопутных гаубиц (2 орудия). Если бы эта артиллерия с достаточно близкой дистанции обстреляла немецкий крейсер, намеривавшийся высадить десант, то он мог получить серьёзные повреждения. Однако незадолго до немецкой атаки советское командование приняло решение о демонтаже батарей, и неравный бой с «Адмиралом Шеером» вели сторожевой корабль СКР-19 (гражданский корабль «Дежнёв», вооружённый четырьмя 76-мм и четырьмя 45-мм орудиями), пароход «Революционер» (вооружённый одним 76-мм и одним 45-мм орудием), а также одна 152-мм гаубица. Советские историки говорят о нанесении крейсеру тяжёлых повреждений в результате трёх прямых попаданий 152-мм снарядов, что, впрочем, опровергается немецкими источниками. Вероятнее всего, «Адмирал Шеер» вышел из боя после того, как немцы приняли разрывы 152-мм снарядов на дистанции 500–2000 метров от корабля за взятие его «в вилку» огнём 130-мм береговой батареи. «Дежнёв» и «Революционер» получив повреждения, смогли самостоятельно дойти до Дудинки и встать на ремонт.
10 ноября 1942 года «Адмирал Шеер» прибыл в Свинемюнде для очередного ремонта, откуда в последние дни года он был переведён в док в Вильгельмсхафене. Ремонт затягивался, и чтобы спасти корабль от исключения из состава флота, в 1943 году «Шеер» включили в Учебную группу, направив на него 500 кадетов, которые заменили часть кадровой команды. В ноябре–декабре 1944 года корабль оказывал артиллерийскую поддержку отступающим немецким войскам, а в начале 1945 года из-за износа орудийных стволов был вынужден встать на ремонт в Киле. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года, в ходе налёта трёхсот британских самолётов на кильские верфи, «Адмирал Шеер» был атакован, перевернулся и затонул в доке. Большая часть экипажа в это время находилась на берегу, и на борту погибли 32 человека.
После войны одна часть затопленного корпуса корабля была утилизирована, другая же – засыпана при строительстве автостоянки на месте дока. Крейсер «Адмирал Шеер» можно считать последним классическим рейдером – военным кораблем, охотившимся на транспортные конвои противника.
источник: https://warspot.ru/2846-posledniy-reyder