По мотивам статьи Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 15 мая 2015 года.
Содержание:
Началом войны принято считать дату 28 марта 1982 года, день, когда аргентинский флот вышел со своих баз. Из-за особенностей конфликта, обусловленных островным расположением спорных земель, для победы было критически важно захватить контроль над окружающей морской зоной, что заставило обе стороны задействовать значительные морские силы.
Фолклендский (Мальвинский) архипелаг, включающий в себя два главных острова — Западный и Восточный Фолкленд — а также около двухсот меньших островков и скал, находится на юго-западе Атлантического океана. Несмотря на скромные размеры этой удаленной территории, спор между Англией и Аргентиной из-за права на владение длится уже 182 года. События 1833 года, когда английские войска высадились на островах, разоружили и потребовали покинуть их аргентинскому гарнизону, который занимал их с 1820 года, считаются официальным началом спора. На протяжении долгого времени конфликт оставался вялотекущим; с 1833 года власти Аргентины регулярно отправляли протесты Британии, которые последняя традиционно игнорировала, пока в 1960-х годах не распространилась информация о громадном нефтяном месторождении в районе архипелага. Казалось, что стороны смогут договориться мирным путем, но аргентинское руководство, вдохновленное вялой реакцией Великобритании на создание в 1977 году военной базы Аргентины на спорных Южных Сандвичевых островах, решило применить силу. План под кодовым названием «Росарио» предусматривал захват островов за пять дней в ходе бескровной операции и организацию там военной администрации. Аргентинцы были уверены, что военного ответа от Британии не будет, поэтому собирались вывести часть войск после оккупации, оставив лишь небольшой гарнизон. План, позднее переименованный в «Асуль», был одобрен 16 марта 1982 года, а операция должна была начаться после 30 мая. Однако известие о выходе из Монтевидео вспомогательного судна британского флота «Джон Бискоу» с морской пехотой для усиления гарнизона на Фолклендах заставило Аргентину передвинуть сроки операции. Начало вооруженного противостояния между Британией и Аргентиной, называемого в США и Европе «Конфликт в Южной Атлантике», в Аргентине — «Мальвинский конфликт», а в Великобритании — «Фолклендская война», принято считать 28 марта 1982 года, день, когда аргентинские силы вышли из своих баз.
Островной характер спорных территорий делал обязательным контроль над прилежащими водами для победы, что вынуждало обе стороны задействовать значительные морские силы. Оба участника конфликта обладали обширными военно-морскими силами, включая авианосцы с реактивной авиацией и корабли с ракетным вооружением.
Численность ВМС Аргентины и Великобритании в Южной Атлантике
Класс кораблей | Аргентина | Великобритания |
---|---|---|
Авианосцы | 1 | 2 |
Крейсеры | 1 | – |
Эскадренные миноносцы | 6 | 8 |
Фрегаты | 3 | 17 |
Патрульные суда | 5 | – |
Тральщики | – | 2 |
Атомные подводные лодки | – | 3 |
Дизельные подводные лодки | 4 | 1 |
Десантные корабли | 1 | 6 |
Десантно-вертолётные корабли-доки | – | 2 |
Транспорты и вспомогательные суда | 5 | 48 |
Танкеры | 2 | 36 |
Несмотря на кратковременность (конфликт длился 74 дня) и анекдотичность некоторых событий, Фолклендская война оказала существенное влияние на развитие военно-морских флотов в мире.
Подводная война
Для участия в Фолклендской войне командование британского флота выделило четыре подводные лодки (в том числе три атомные). Аргентинские ВМС располагали четырьмя дизельными подводными лодками, из которых одна («Санта-Фе») была ограниченно боеспособной, а две («Сальта» и «Сантьяго-дель-Эстеро») требовали капитального ремонта. За всё время войны отмечено четыре случая применения подводных лодок.
Охота на подводную лодку «Санта-Фе»
23 апреля около полудня британцы узнали о том, что аргентинская подводная лодка «Санта-Фе» направляется в порт Грютвикен на Южной Георгии. Эта информация стала известна благодаря перехвату радиосообщений между лодкой и самолётом «Геркулес С-130» из Аргентины. Для поиска субмарины были развёрнуты шесть английских противолодочных вертолётов. На рассвете 25 апреля вертолёт эсминца «Энтрим» обнаружил «Санта-Фе», которая шла на поверхности воды, что было вызвано ограничениями в скорости и техническими неполадками. Он атаковал её двумя глубинными бомбами Мk.11, вызвав три пробоины ниже ватерлинии, повреждения оборудования и пожар. Затем противолодочный вертолёт с фрегата «Бриллиант» запустил по лодке торпеду Мк.46, однако из-за небольшой глубины в 4 метра она не сработала. В дальнейшем по субмарине была нанесена ракетная атака вертолётами с эсминца «Эндьюранс» и фрегата «Плимут» ракетами AS.12, но они не детонировали. В результате пилоты обстреляли лодку из крупнокалиберных пулемётов. Экипажу удалось потушить огонь и, ведя огонь из стрелкового оружия, пришвартоваться к пирсу у мыса Кинг-Эдвард, после чего моряки оставили судно и влились в гарнизон Грютвикена.
Атака подводной лодкой «Сан-Луис» эсминца «Ковентри» и фрегата «Эрроу»
1 мая утром аргентинская подводная лодка «Сан-Луис» зафиксировала на радарах британские корабли радиоразведки, включая эсминец «Ковентри» и фрегат «Эрроу», и выпустила торпеду по «Ковентри» с расстояния 6,21 мили. Торпеда SS-T-4 «Телефункен», управляемая по проводу, удачно стартовала из аппарата, но спустя три минуты связь утерялась, и контроль был потерян. Двигаясь прямо после утраты управления, торпеда использовала свою бортовую систему самонаведения для корректировки траектории и попала в акустическое противоторпедное устройство Mk-182, буксируемое фрегатом «Эрроу». Британцы продолжали искать аргентинскую субмарину в течение 20 часов, пока она не была обнаружена вертолетами противолодочной обороны с авианосца «Гермес». Это позволило фрегатам «Бриллиант» и «Ярмут» установить гидроакустический контакт с субмариной и атаковать её с помощью трёх вертолетов, используя глубинные бомбы и торпеду Mk-46. Однако все атаки не увенчались успехом — экипажу аргентинской подлодки удалось уйти от преследования благодаря успешному применению систем гидроакустического противодействия.
Потопление аргентинского крейсера «Генерал Бельграно»
Поиск аргентинского оперативного соединения «79.3» в составе крейсера «Генерал Бельграно», эсминцев «Хиполито Боучар» и «Пьедра Буэна» впервые в истории был осуществлён на основании данных космической разведки (получены 28 апреля от США) атомной подводной лодкой «Конкэрор».
Британские подводники смогли установить визуальный контакт с аргентинской эскадрой 30 апреля. Несмотря на использование аргентинскими эсминцами подкильных гидроакустических систем, 1 мая субмарина «Конкэрор» сумела выйти на позицию наблюдения, находясь на расстоянии 25 кабельтовых от врага. 2 мая около 15:45 был получен приказ атаковать любые аргентинские военные суда, и подлодка заняла место к югу от крейсера, шедшего прямым курсом. Торпедная атака началась в 15:57 с расстояния менее 1 мили тремя торпедами Мk-8, выпущенными веером. Две торпеды поразили «Генерал Бельграно» (первая – в корпус рядом с кормовым машинным отделением; вторая – взорвалась в 20 м от форштевня), а одна торпеда ударила в эсминец «Хиполито Боучар», не взорвавшись. Торпеда, попавшая в машинное отделение крейсера, образовала пробоину, выведя из строя системы и механизмы энергообеспечения, оставив корабль без электричества. Также погиб личный состав в вахтенном машинном отделении и щадившие в двух расположенных над ним кают-компаниях моряки (из 275 человек погибло 234). В результате взрыва второй торпеды, ударившего по незащищённой броней и булями носовой части, был оторван бак до первой башни главного калибра (общая длина оторванного куска – 20 м). Спустя 20 минут после взрыва, когда крен достиг 21°, командир крейсера приказал покинуть тонущий корабль. На борту крейсера «Генерал Бельграно» находилось 56 офицеров, 627 старшин, 408 матросов и два гражданских стюарда. Общие потери составили 323 человека (около 30% экипажа), при этом наибольшее число потерянных пришлось на младший командный состав (около 50%).
Атака подводной лодкой «Сан-Луис» фрегатов «Алакрити» и «Эрроу»
Ночью 11 мая английские фрегаты «Алакрити» и «Эрроу» были обнаружены аргентинской подводной лодкой «Сан-Луис», которая произвела залп двумя торпедами SST-4 с дистанции 2,86 мили (одна торпеда не вышла из торпедного аппарата, а у второй через две с половиной минуты произошёл обрыв кабеля телеуправления). Скорость, с которой шли корабли противника, не позволила аргентинским подводникам провести повторную атаку.
Применение высокоточных противокорабельных ракет воздушного базирования
Фолклендский конфликт стал первым случаем, когда применялись воздушные противокорабельные ракеты. Согласно теории их использования, ударные самолёты должны подходить к местонахождению кораблей на малой и предельно малой высоте (до 50 метров), затем кратковременно подниматься до 150–200 метров для включения радара, чтобы захватить цель, после чего следовал запуск ракет. Для противодействия этому планировалось создание трёх эшелонов ПВО: радиолокационного дальнего обнаружения, основного и ближнего эшелонов ПВО. Дальнее радиолокационное обнаружение должны были обеспечивать эсминцы или фрегаты, вынесенные за 200–220 км от центральных позиций. В начале конфликта у Аргентины было пять самолётов-носителей ракет «Супер Этандар» (их экипажи не прошли обучение для взлёта с авианосца, что вынуждало использовать сухопутные аэродромы и дозаправку в воздухе) и шесть противокорабельных ракет «Экзосет» АМ39. Из-за ограниченных ресурсов их использовали только в двух эпизодах.
Потопление эсминца «Шеффилд»
Утром 4 мая аргентинское командование приняло решение об атаке британского ударного авианосного соединения, маневрировавшего к северо-востоку от Порт-Стэнли и обнаруженного самолётом-разведчиком. Противовоздушная оборона авианосного соединения была организована по стандартной схеме в три эшелона, в качестве средств ДРЛО англичанами использовались эсминцы «Ковентри», «Шеффилд» и «Глазго», осуществлявшие патрулирование на расстоянии 220 км от центра конвоя.
На кораблях установленные радиолокационные станции обеспечивали обнаружение высотных целей на расстоянии до 300 км, но для низколетящих целей эта дистанция составляла только 30 км, а на практике, из-за помех от моря, менее 20 км. В состав аргентинской ударной группы были включены пять самолетов «Супер Этандар» (два для ударов и один резервный, каждый оснащённый противокорабельной ракетой «Экзосет»), а также два самолета-заправщика. Управление группой ударных самолетов осуществлялось патрульным самолётом Р-2Н «Нептун». Подход к британским кораблям осуществлялся со скоростью 900 км/ч на малой, а затем на очень малой высоте (40-50 м) с менее опасного южного направления во избежание детектирования. На расстоянии 46 км самолеты поднялись до 150 м и включили бортовую РЛС для кратковременного сканирования, выявив эсминцы «Шеффилд» и «Глазго». Ракеты были запущены с дистанции 37 км (или по другим данным — 30 км), оставаясь за пределами зоны обнаружения английских РЛС для низколетящих целей (как выяснилось позднее, РЛС на «Шеффилде» была отключена для работы линии связи «Скайнет»). Одну из ракет обнаружила и обезвредила РЛС на «Глазго» с помощью дипольных отражателей, а другая врезалась в эсминец «Шеффилд». Несмотря на то, что ракета не взорвалась, она пробила корпус над водой, оставив отверстие размером 4,5 на 1,2 м, и проникла в помещения управления энергией и боевой информационной центр, где и застряла, вызвав пожар. Из-за обилия горючих материалов, таких как декоративная отделка, изоляция с пенными наполнителями, синтетические ткани и краски, огонь быстро распространился, и температура в эпицентре достигла 950–1100°C, что привело к возгоранию алюминиево-магниевых конструкций надстроек. Пожар удалось остановить только к вечеру 5 мая, после полного сгорания нескольких центральных отсеков и частичной утраты надстройки. 10 мая эсминец затонул во время буксировки.
Потопление авиатранспорта «Атлантик Конвейер»
25 мая в 14 часов 34 минуты два аргентинских «Супер Этандара» начали нападение на британскую авианосную группу вблизи острова Восточный Фолкленд. Полет проходил на высоте 30 метров над уровнем моря. Когда до предполагаемого местонахождения британских судов оставалось 150 миль, самолеты снизились до 10 метров. В 16 часов 14 минут пилот ведущего самолета поднялся и кратковременно активировал бортовой радар. Через 6 минут, в 16 часов 20 минут, оба летчика выпустили свои ракеты. Радар эсминца «Эксетер» засек работу «Супер Этандаров», о чем были предупреждены остальные корабли группы. Для введения в заблуждение с авианосцев «Гермес» и «Инвинсибл» поднялись специально оснащенные вертолеты. Благодаря этому британцам удалось вывести ракеты с пути их авианосцев, и «Экзосеты», отклонившись от боя, нацелились на другой крупный объект – авиатранспорт «Атлантик Конвейер». Ракеты поразили кормовую часть левого борта судна, унесши жизни 11 членов экипажа. На борту возник сильный пожар, и из-за угрозы взрыва боезапаса было принято решение эвакуировать экипаж.
Воздушные атаки британских кораблей с помощью бомб, неуправляемых ракет и пушек
В период 1960–70-х годов малокалиберные автоматические зенитные орудия рассматривались как устаревшие, что отразилось на зенитном вооружении британского флота: из 25 эскортных кораблей на девяти полностью отсутствовали зенитные автоматы, а на остальных стояли по 1–2 автоматических пушки калибра 20 мм. Аргентинцы располагали двумя эсминцами, построенными по британскому проекту «Шеффилд», что позволяло им разрабатывать эффективные методики нападения на английские суда. Предполагалось проводить атаку с низких высот несколькими последовательными волнами с разных сторон корабля, выходя на цель под острыми углами с кормы, чтобы усложнить работу зенитно-ракетных систем.
Атака эсминца «Глэморган» и фрегатов «Эрроу» и «Алакрити»
1 мая в 17 часов 25 минут ударная тройка аргентинских самолётов «Даггер М-5» (израильская версия французского истребителя-бомбардировщика «Мираж»), каждый из которых был вооружён двумя 227-килограммовыми бомбами, атаковала группу британских кораблей в составе эсминца «Глэморган», фрегатов «Эрроу» и «Алакрити». Выход на цель аргентинские пилоты осуществили на максимальной скорости и на малой высоте. Активное противодействие со стороны британцев свелось к применению эсминцем «Глэморган» зенитно-ракетного комплекса «Си Кэт», фрегат «Эрроу» открыл огонь из носовой артиллерийской установки, а фрегат «Алакрити» – использовал ручной пулемёт малого калибра. Не получившие повреждений аргентинские самолёты сбросили бомбы, но ни одна из них в цель не попала (близкие разрывы лишь незначительно повредили корпуса «Глэморгана» и «Алакрити»). Уже на выходе из атаки аргентинские самолёты обстреляли «Эрроу», добившись восьми попаданий 30-миллиметровых снарядов и ранив одного матроса.
Повреждение эсминца «Глазго»
Атака эсминца «Глазго» и фрегата «Бриллиант», обнаруженных 12 мая в 11 часов аргентинским патрульным вертолётом на расстоянии 30 миль от Порт-Стэнли, была произведена силами восьми штурмовиков «Скайхок А-4В» и шести «Даггер М-5», вооружённых бомбами Мk-17, взрыватели которых были отрегулированы на 25–30-секундную задержку взрыва. Атаку предполагалось произвести двумя последовательными группами с интервалом в 7 минут. Во время боя у «Глазго» вышел из строя ракетный комплекс «Си Дарт», что вынудило корабль вести огонь из носовой универсальной установки и стрелкового оружия. Огнём ракетного комплекса «Си Вулф» фрегата «Бриллиант», удалось уничтожить три из четырёх атаковавших «Скайхоков» (сброшенная четвёртым самолётом бомба срикошетила от поверхности и перелетела через «Глазго»). Вторая группа аргентинских самолётов за 7 миль до цели совершила несколько манёвров уклонения (это позволило освободиться от захвата радаром «Си Вулф») и произвела бомбометание из пикирования (две бомбы взорвались рядом с «Глазго», одна попала в эсминец, но не взорвалась, а ещё одна – срикошетила и перелетела через «Бриллиант»). В дальнейшем британским ремонтным бригадам удалось восстановить водонепроницаемость корпуса «Глазго» и вернуть корабль в строй.
Сражение над «Долиной смерти»
22 мая 1982 года в 10 часов 31 минуту аргентинская авиация (два звена по три «Даггер М-5», вооружённых авиабомбами Mk-17 и BRP-250) нанесла первый удар по британским кораблям в Фолклендском проливе. В ходе атаки первой тройки на фрегат «Бродсворд» были сброшены две авиабомбы (в корабль не попали) и произведён обстрел из авиационных пушек (ранены 14 человек и повреждены два вертолёта). Вторая тройка попала двумя авиабомбами в эсминец «Энтрим» (обе бомбы не взорвались, при этом одна из них застряла в кормовом ракетном погребе), что вызвало пожар и выход из строя некоторых систем корабля. При повторном заходе на «Энтрим» аргентинцы обстреляли его пушечным огнем (ранено семь человек, для спасения корабля от взрыва пришлось выбросить за борт зенитные ракеты «Си Слэг»).
Самолёты второй ударной группы атаковали фрегаты «Аргонот» и «Ардент». В результате атаки фрегата «Аргонот» с прохождением через «мёртвую зону» радаров (англичане заметили противника лишь визуально) пять «Скайхоков» сбросили 10 бомб Мk-17, две из которых попали в корабль (обе бомбы не взорвались), а восемь – разорвались в непосредственной близости от него. Одна неразорвавшаяся авиабомба перебила главный паропровод между котельным и машинным отделениями, разрушила котельный электровентилятор, рулевую машину и реверсный редуктор, что привело к полной потере хода корабля. Вторая бомба застряла в погребе боеприпасов, вызвав детонацию ракетного боезапаса (убито 2 человека) и пожар. В ходе атаки фрегата «Ардент» тремя «Даггерами» (высота – 50 м, заход с кормовой части корабля, прикрытой лишь 20-мм пушкой) пилоты добились трёх попаданий (две бомбы попали в ангар, третья – в кормовое отделение вспомогательных механизмов). Повторную атаку на фрегат «Ардент» осуществило звено «Скайхок A-4Q» (повторный заход с кормы), которое добилось семи попаданий авиабомбами (погибло 22 человека, ранено 37 человек). В результате взрывов возник пожар, распространению которого способствовали значительные запасы топлива в цистернах, переборки и надстройки корабля из алюминиевых сплавов, горючая изоляция электрических кабельных трасс и множество декоративных синтетических материалов. Признав невозможность тушения пожара, команда покинула корабль, который взорвался спустя сутки.
23 мая после полудня две пары «Скайхок А-4С» атаковали британский фрегат «Антилоуп» (заход с острых кормовых курсов с разных бортов), в результате чего в корабль попали две бомбы Мk-17 (бомба с левого борта пробила несколько корабельных помещений и не взорвалась; бомба с правого борта пробила корпус ниже ватерлинии, застряла в помещении воздушных кондиционеров и также не взорвалась). В результате попаданий на корабле вспыхнул пожар, однако он своим ходом направился в Порт Сан-Карлос, что позволило ему уклониться от повторных атак. При попытке разминирования бомбы в помещении кондиционеров произошел взрыв, что привело к образованию пробоины, пожару и взрыву в погребах боеприпасов. Корабль разломился пополам и затонул.
25 мая в 15 часов 20 минут аргентинские самолёты атаковали эсминец «Ковентри» и фрегат «Бродсворд» на малых высотах, что не позволило британцам своевременно их обнаружить и применить зенитно-ракетные комплексы «Си Дарт» и «Си Вулф». Корабли вели зенитный огонь из универсальных орудий и стрелкового оружия, что оказалось неэффективным. В ходе первой атаки аргентинцами были сброшены четыре авиабомбы Мk-17, одна из которых, срикошетив, пробила борт фрегата на метр выше ватерлинии и не взорвалась (сильно пострадала полётная палуба, и был уничтожен один вертолёт). При повторной атаке отмечены попадания в эсминец «Ковентри» тремя бомбами (одна бомба взорвалась в машинном отделении, вторая – в центральном командном посту корабля). В результате взрывов корабль лишился хода и электроэнергии, возник сильный пожар. Через 20 минут «Ковентри» затонул.
Потопление десантного корабля «Сэр Галахэд»
8 июня в бухте Порт-Фицрой аргентинские самолёты первой ударной волны (шесть «Даггер М-5») сбросили десять бомб на британский фрегат «Плимут» (четыре бомбы попали в корабль, но ни одна из них не взорвалась) и на выходе из пикирования обстреляли его из пушек. В кормовой части корабля в результате детонации авиационного боезапаса произошёл взрыв, который причинил фрегату значительные повреждения и вызвал масштабный пожар. Вторая ударная группа (пяти штурмовиков «Скайхок»), используя рельеф местности, нанесла удар по десантным кораблям (три самолёта атаковали «Сэр Галахэд», ещё два – «Сэр Тристрэм»). В кормовую часть десантного корабля «Сэр Тристрэм» попали две авиабомбы (одна не взорвалась, а взрыв второй разрушил танковую аппарель, что вывело корабль из строя).
В десантный корабль «Сэр Галахэд» попали три бомбы (первая взорвалась в камбузе, вторая – в офицерской кают-компании, третья – в десантном помещении). Возникший пожар привёл к детонации подготовленных для выгрузки боеприпасов. Корабль выгорел почти полностью, и позже его пришлось затопить. В результате налёта погибло около полусотни британских военнослужащих.
Уроки Фолклендской войны
Конфликт оказал существенное влияние на развитие военно-морских флотов мира. В частности, при строительстве кораблей впредь перестали применять алюминиево-магниевые сплавы и горючие синтетические материалы. Кроме того, в качестве оптимальной для вооружения эскортных кораблей была принята схема, существующая по сей день, и предусматривающая наличие на вооружении:
- пусковых установок противокорабельных и зенитных управляемых ракет;
- универсальных артиллерийских установок калибра 100–130 мм;
- многоствольных зенитных установок калибра 20–30 мм (в последние годы всё чаще заменяются на ракетно-артиллерийские модули ближнего действия).
В части вооружения подводных лодок была доказана низкая надёжность торпед с телеуправлением по проводам и необходимость обеспечения субмарин средствами ПВО (после войны на вооружение подлодок ведущих флотов мира стали поступать переносные зенитные ракетные комплексы).
Во время Фолклендской войны была на практике подтверждена эффективность противолодочных вертолётов морского базирования с радиолокационным оборудованием для поиска подводных лодок, которые и ранее рассматривались в качестве перспективного оружия (семь из восьми британских эсминцев и все семнадцать фрегатов имели вертолёты). С другой стороны, произошедшие события поставили под сомнение способности существовавших гидроакустических станций, показав их низкую эффективность при обнаружении малошумных подлодок или лодок, использующих постановщики гидроакустических помех. Кроме того, низкую эффективность при атаке морских целей с низким силуэтом на малых глубинах продемонстрировали противолодочные торпеды и противокорабельные ракеты.
Опыт применения аргентинской авиации показал, что обеспечение обороны от ПКР, несмотря на относительно удачный опыт отражения британской эскадрой атаки 25 мая, невозможно без применения самолётов ДРЛО, способных обнаруживать низколетящие цели. Была доказана высокая эффективность дипольных отражателей (отражены три ракеты из трёх), но только в случае их применения всеми кораблями группировки. До Фолклендской войны считалось, что корабельные РЛС будут неспособны выявить кратковременное включение бортовых РЛС самолётов, однако это предположение было опровергнуто на практике. В результате в схему атак с применением ПКР предложили внести изменение: производить наведение ракет путём передачи информации с самолётов ДРЛО или спутников с активацией головок наведения ракет на последней стадии полёта.
Отдельно следует отметить ещё два факта. Во-первых, в ходе войны была подтверждена способность современного оборудования производить перехват и дешифровку шифров малой надёжности в ограниченные сроки, что заставило британских и аргентинских военных коренным образом пересмотреть систему организации закрытой связи. Во-вторых, многократные отказы взрывателей аргентинских авиабомб подтвердили опасения об утрате боеприпасами пригодности после истечения установленных изготовителями сроков, что послужило толчком к разработке современных методов утилизации боеприпасов.
Однако не все уроки войны были надлежащим образом проанализированы. Так, 1 апреля 1982 года в порту Порт-Стэнли огнём из противотанкового гранатомёта британцами был повреждён аргентинский транспорт «Исла де Лос-Эстадос». Из противотанкового гранатомёта был обстрелян и аргентинский фрегат «Гуэррико», пытавшийся 2 апреля 1982 года поддержать артогнём высадку десанта на острове Южная Георгия. В результате обстрела корабль получил несколько пробоин в надводной и подводной частях корпуса, приведших к выходу из строя значительного числа технических средств (в дальнейшем фрегат не принимал участие в боевых действиях). Долгие годы военные моряки рассматривали случай с фрегатом «Гуэррико» исключительно как неблагоприятное стечение обстоятельств, пока в августе 2014 года в акватории Азовского моря огнём из противотанковых гранатомётов не были потоплены два катера украинской береговой охраны.
источник: https://warspot.ru/3060-morskaya-faza-folklendskoy-voyny