15
Андрей Харук. «Штурмгешютц» с Апеннин

Андрей Харук. «Штурмгешютц» с Апеннин

Содержание:

Уже первые месяцы участия Италии во Второй мировой войне наглядно показали слабость её бронетанкового вооружения — 47-мм пушка стандартного среднего танка М13/40 оказалась бессильной против толстой брони британских «Матильд», а новый танк Р40 с 75-мм пушкой только создавался. Чтобы быстро усилить вооружение своей бронетехники, итальянцы обратились к опыту своего главного союзника.

В конце 1940 года полковник Берлезе из Инспектората артиллерии предложил создать на базе М13/40 самоходную артиллерийскую установку по типу немецкого штурмового орудия StuG III, установив 75-мм орудие в неподвижной закрытой рубке. Инициатива была одобрена, и фирма «Ансальдо» (производитель танка М13/40) получила соответствующий заказ. В качестве артсистемы для вооружения итальянского «штурмгешютца» выбрали горное орудие Obice 75/18 modelo 34, хорошо себя зарекомендовавшее во время боёв в Испании и Греции. Уже 10 января 1941 года «Ансальдо» представила заказчику деревянный макет самоходки, сразу же получив заказ на 30 единиц. Месяц спустя был изготовлен прототип. После испытаний и внесения ряда мелких изменений машину приняли на вооружение сухопутных войск Италии.

Основные варианты

Первая модель самоходки, получившая обозначение Semovente da 75/18 su scarfo M13/40 (с 1942 года — Semovente M40 da 75/18), использовала шасси танка М13/40 с дизельным двигателем «Фиат» SPA 8T мощностью 125 л.с. Ходовая часть и низ корпуса оставались без изменений, а верх подвергся серьёзной переделке — вместо вращающейся башни появилась неподвижная рубка. Лобовая часть рубки собиралась из двух листов брони толщиной по 25 мм, борта и корма имели толщину 25 мм, крыша — 10 мм. Бронелисты крепились болтами и заклёпками. Характерные для танка М13/40 бортовые люки отсутствовали — экипаж занимал свои места через два больших четырёхугольных люка в крыше рубки.

Общий вид самоходки Semovente M40 da 75/18. aviarmor.net

Общий вид самоходки Semovente M40 da 75/18. aviarmor.net

75-мм орудие устанавливалось в лобовом листе рубки в шаровой установке, немного смещённой вправо от продольной оси. Его ствол был закрыт бронированным кожухом и снабжался дульным тормозом, также игравшим роль пламегасителя. Угол вертикальной наводки составлял от −12° до +22°, горизонтальной — 20° влево и 18° вправо. Прицельные приспособления находились справа от орудия и в рабочем положении выдвигались наружу через шестиугольный лючок в крыше рубки. Максимальная дальность стрельбы достигала 8000 м, дальность огня прямой наводкой — 800-1200 м.

Орудие самоходки Semovente M40 da 75/18. aviarmor.net

Орудие самоходки Semovente M40 da 75/18. aviarmor.net

Изначально предполагалось, что основным способом боевого применения новой САУ будет поддержка пехоты путём ведения огня с закрытых позиций. Считалось, что самоходка будет находиться на позиции с открытыми люками, поэтому конструкторы не предусмотрели вентиляционных устройств. На практике же Semovente действовали на поле боя, в основном «по-танковому», не имея возможности открыть люки. В такой ситуации плохая вентиляция боевого отделения становилась серьёзным недостатком.

Штатный боекомплект самоходки состоял из 44 снарядов (осколочно-фугасных, бронебойных и кумулятивных), но экипажи часто брали дополнительные снаряды, увеличивая тесноту в и без того не очень просторном боевом отделении.

Вспомогательное вооружение Semovente M40 da 75/18 было представлено 6,5-мм пулемётом «Бреда» mod. 30 (позже — 8-мм «Бреда» mod. 38), в походном положении перевозившимся в боевом отделении, а в случае необходимости устанавливавшимся на вертлюге на крыше рубки (с возможностью ведения зенитного огня).

Каждая из машин оборудовалась радиостанцией RF 1 CA, устанавливавшейся в левой передней части боевого отделения. Экипаж самоходки состоял из трёх человек: командира-наводчика, заряжающего-радиста и механика-водителя.

САУ Semovente M40 da 75/18. gunm.r

САУ Semovente M40 da 75/18. gunm.r

Производство Semovente M40 da 75/18 началось в мае 1941 года. Таких самоходок выпустили 60, а в 1942 году перешли к производству САУ Semovente M41 da 75/18 на шасси танка М14/41. Главными отличиями машины новой модификации стали более мощный дизель «Фиат» SPA 15T (145 л. с.), усовершенствованная трансмиссия и новые воздушные фильтры. Часть машин получила также модернизированные орудия Obice 75/18 modelo 35 (выпускавшиеся с 1941 года). Всего выпустили 162 единицы Semovente M41 da 75/18.

Semovente M41 da 75/18 можно визуально отличить от предыдущей модификации по длинным крыльям (у Semovente M40 они закрывали только переднюю часть гусениц). wardrawings.be

Semovente M41 da 75/18 можно визуально отличить от предыдущей модификации по длинным крыльям (у Semovente M40 они закрывали только переднюю часть гусениц). wardrawings.be

В конце 1942 года появился вариант Semovente M42 da 75/18, использовавший шасси танка М15/42 со 185-сильным бензиновым двигателем «Фиат» SPA 15TВ и изменённой конфигурацией кормовой части корпуса (для улучшения вентиляции силовой установки). У этой САУ лобовая часть рубки состояла из одного 50-мм листа (а не из двух 25-мм, как у прежних модификаций). До сентября 1943 года «Ансальдо» изготовила 205 единиц Semovente M42 da 75/18.

Командирские машины

Помимо самоходок, каждое самоходно-артиллерийское подразделение включало в себя командирские машины. В 1941 году изготовили 30 машин Carro Comando M40 (на шасси М13/40). Орудий они не имели, а вооружались тремя пулемётами: спаркой mod. 38 в лобовом листе (как на базовом танке) и одним mod. 30, устанавливавшимся на вертлюге. В крыше рубки командирской машины имелся большой четырёхстворчатый люк. Толщина брони Carro Comando M40 не превышала 30 мм.

Помимо радиостанции RF 1 CA, на Carro Comando M40 устанавливалась RF 2 CA с дальностью действия 20 км. Другое специальное оборудование было представлено гониометром, дальномером и стереотрубой. Экипаж командирской машины состоял из трёх-четырёх человек.

Командирская машина Carro Comando M41. zimmerit.com

Командирская машина Carro Comando M41. zimmerit.com

Вариант Carro Comando M41 выпускался на шасси М14/41. На этой командирской машине вместо спарки 8-мм пулемётов в лобовом листе устанавливался один 13,2-мм пулемёт «Бреда» mod. 31, а в качестве зенитного вооружения применялся пулемёт mod. 38. В 1942 году изготовили 34 такие машины, а до сентября 1943 года выпустили 49 единиц Carro Comando M42 на шасси танка М15/42.

Служба и боевое применение

В итальянской армии САУ Semovente da 75/18 поступали на вооружение групп (дивизионов) двухбатарейного состава. Каждая батарея располагала четырьмя самоходками и одной командирской машиной, ещё две Carro Comando имелись в батарее управления. Согласно штату группа насчитывала 220 человек личного состава (17 офицеров, 19 сержантов и 184 рядовых), восемь САУ, четыре командирские машины, 21 лёгкий и 2 тяжёлых грузовика, 2 эвакуационные машины, 1 автоцистерну, 2 тягача, 2 специальных прицепа и 16 мотоциклов.

Carro Comando М40 во главе колонны одной из батарей Semovente M40 da 75/18. waralbum.ru

Carro Comando М40 во главе колонны одной из батарей Semovente M40 da 75/18. waralbum.ru

Первые группы самоходной артиллерии, сформированные во второй половине 1941 года, предназначались для усиления артполков танковых дивизий. В середине декабря в Триполи разгрузились 5-я и 6-я группы, вошедшие в состав 132-го артполка танковой дивизии «Ариете». В январе 1942 года они прибыли на линию фронта. В первых же боях Semovente M40 da 75/18 зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Капитан Траниелло, командированный в Ливию для оценки эффективности нового оружия, в марте 1942 года писал в своём рапорте:

«Они отлично показали себя, и все военнослужащие без исключения с энтузиазмом оценивают их. Они использовались и как средство артиллерийской поддержки, и как противотанковое средство. В последнем качестве их вооружение в сочетании с низким силуэтом, облегчающим маскировку, делало их ценным оружием, что отмечалось и противником в официальных рапортах».

САУ Semovente M40 da 75/18 в ливийской пустыне. bundesarchiv.de

САУ Semovente M40 da 75/18 в ливийской пустыне. bundesarchiv.de

В мае-июне 1942 года обе группы приняли активное участие в новом контрнаступлении итало-немецких войск. Особенно отличились Semovente при штурме форта Бир-Хакейм, упорно обороняемого французским Иностранным легионом. В этих боях французы сумели уничтожить свыше 30 танков М14/41, но только одну Semovente M40 da 75/18 — в который раз сказалось преимущество низкого силуэта самоходки.

Самоходки Semovente M40 da 75/18 в бою под Бир-Хакеймом. aviarmor.net

Самоходки Semovente M40 da 75/18 в бою под Бир-Хакеймом. aviarmor.net

В августе 1942 года САУ появились в ещё одной танковой дивизии, сражавшейся в Ливии — «Литторио». Её 3-й артполк «Дука д’Аоста» получил 554-ю и 556-ю группы, вооружённые самоходками Semovente.

Хотя Semovente da 75/18 изначально задумывались как подвижные артиллерийские установки, наиболее полезными они оказались, действуя непосредственно на поле боя (подобно немецким штурмовым орудиям). Взаимодействуя с танками, самоходки существенно повышали шансы последних на выживание: кумулятивный снаряд ЕР 75-мм гаубицы, несмотря на небольшую начальную скорость, был способен пробить 50-мм броню на дистанции до 1000 м. Благодаря этому Semovente da 75/18 могли бороться с хорошо бронированными танками «Грант» и «Шерман». Один из офицеров 554-й группы так откликался о своих самоходках: «Это была настоящая военная машина, которая благодаря своей гаубице калибра 75 мм вызывала уважение среди всех вражеских бронемашин, действовавших на фронте под Эль-Аламейном. <…> высокая скорострельность и точность огня, большая дальность стрельбы вызывали закономерный страх у британских танкистов». Естественно, Semovente da 75/18 имела и свои недостатки. Экипажи нарекали на тесноту боевого отделения и плохое качество бронелистов корпуса — если с первым недостатком ничего нельзя было поделать, то со вторым пытались бороться, дополнительно защищая машины запасными траками гусениц, а порой даже мешками с песком.

Для усиления защиты своих самоходок экипажи применяли запасные гусеничные траки… Skotnicki M. Włoskie działa samobieżne Semoventi da 75/18 // Technika Wojskowa Historia. – 2010. – №1

Для усиления защиты своих самоходок экипажи применяли запасные гусеничные траки… Skotnicki M. Włoskie działa samobieżne Semoventi da 75/18 // Technika Wojskowa Historia. – 2010. – №1

…если же и этого казалось мало, в ход шли мешки с песком. Skotnicki M. Włoskie działa samobieżne Semoventi da 75/18 // Technika Wojskowa Historia. – 2010. – №1

…если же и этого казалось мало, в ход шли мешки с песком. Skotnicki M. Włoskie działa samobieżne Semoventi da 75/18 // Technika Wojskowa Historia. – 2010. – №1

Несмотря на лестные отзывы, Semovente da 75/18 не смогли оказать существенного влияния на ход боевых действий в пустыне — их было слишком мало. 23 октября 1942 года началось второе сражение под Эль-Аламейном. 5-я группа к тому времени находилась на южном участке фронта, 6-я — на центральном, а 554-я и 556-я — на северном. Британцы расстреливали итальянские танки М14/41 из 75-мм пушек «Грантов» и «Шерманов», не входя в зону поражения их 47-мм орудий. В ряде случаев Semovente da 75/18 действовали весьма эффективно — так, 26 октября 554-я группа уничтожила свыше 20 британских танков. Но количественное и качественное преимущество противника, а также господство в воздухе британской авиации не оставляли итальянцам шансов на успех.

Самоходки Semovente M40 da 75/18 под Эль-Аламейном. aviarmor.net

Самоходки Semovente M40 da 75/18 под Эль-Аламейном. aviarmor.net

4 ноября 1942 года итало-немецкие войска начали отступление к Тунису — туда добрались лишь считанные единицы Semovente da 75/18. Итальянцы пытались компенсировать потери, перебросив в Тунис ещё две группы таких САУ — 557-ю и 559-ю, вошедшие в состав танковой дивизии «Чентауро». Велась и реорганизация групп — теперь вместо двух четырёхорудийных батарей они должны были включать три шестиорудийные (всего 18 САУ и 5 командирских машин). Несмотря на все усилия, до разгрома итало-немецких войск в Тунисе (в мае 1943 года) этот процесс завершить не удалось. Всего за время боёв в Северной Африке итальянцы потеряли 61 самоходку Semovente da 75/18, ещё 18 погибло при транспортировке морем.

С 1942 года на Сардинии дислоцировалась отдельная 561-я группа Semovente da 75/18. Незначительное количество этих самоходок приняло участие в боях на Сицилии в июле 1943 года, где было потеряно восемь Semovente da 75/18. В 1942 году Semovente da 75/18 начали поступать на вооружение танковых батальонов, формировавшихся в материковой части Италии. Штат такого батальона предусматривал наличие двух рот средних танков (по 20 машин) и одной — самоходных орудий (16 Semovente da 75/18 и 4 командирские машины). После поражения стран Оси в Северной Африке штат этих батальонов изменили: теперь в каждом из них была одна танковая рота и две роты самоходок Semovente. Тогда же началось восстановление разгромленной танковой дивизии, получившей название «Ариете II». В её состав вошли части, главным образом переданные из кавалерии. К началу сентября 1943 года она располагала 48 танками М15/42 и САУ Semovente М42 da 75/18, не считая самоходок и бронемашин других типов.

САУ Semovente М42 da 75/18, подбитая в уличных боях в Италии, сентябрь 1943 года. bundesarchiv.de

САУ Semovente М42 da 75/18, подбитая в уличных боях в Италии, сентябрь 1943 года. bundesarchiv.de

В строю вермахта

После капитуляции Италии 8 сентября 1943 года и оккупации большей части страны вермахтом единичные экземпляры Semovente da 75/18 вошли в состав бронечастей Итальянской социальной республики (например, в танковом батальоне «Сан-Джусто» служили одна САУ Semovente M41 da 75/18 и две Semovente M42 da 75/18, а также одна Carro Comando M41).

Carro Comando M41 из батальона «Сан-Джусто». zimmerit.com

Carro Comando M41 из батальона «Сан-Джусто». zimmerit.com

Большинство самоходок стало немецкими трофеями. В общей сложности вермахт заполучил 131 самоходку Semovente da 75/18 (включая 11 машин Semovente M42 da 75/18, захваченных на заводе «Ансальдо»). Самоходки приняли на вооружение под обозначением StuG M42 850(i), а командирским машинам присвоили обозначения Pz.Bfw. M41 771(i) и Pz.Bfw. M42 772(i) (немецкими трофеями стали не менее 16 командирских машин обоих типов). Более того, «Ансальдо» продолжила производство САУ по немецкому заказу, изготовив 55 StuG M42 850(i) (8 в 1943 году и 47 в 1944) и 41 Pz.Bfw. M42 772(i) (1 в 1943 году, 37 в 1944, 3 в 1945).

StuG M42 850(i) поступали главным образом на вооружение пехотных (егерских, горных) дивизий, сражавшихся в Италии. Чаще всего ими комплектовали одну из рот дивизионного противотанкового батальона. Согласно штату рота должна была включать в себя 6 единиц Semovente M42 da 75/18, 8 единиц Semovente M42 da 75/34 и 1 командирскую машину, но на практике состав мог сильно отклоняться от штатного. В феврале 1944 года эти роты начали выводить из состава противотанковых батальонов, реорганизовывая в батальоны штурмовых орудий.

StuG M42 850(i) из 278-го батальона штурмовых орудий 278-й пехотной дивизии. aviarmor.net

StuG M42 850(i) из 278-го батальона штурмовых орудий 278-й пехотной дивизии. aviarmor.net

По состоянию на 31 декабря 1944 года части вермахта, войск СС и полиции располагали 45 самоходками StuG M42 850(i). Они служили в пяти дивизиях группы армий «С» на Итальянском фронте: 5-й горно-егерской, 114-й егерской, а также 162-й (Туркестанской), 356-й и 362-й пехотных. Небольшое количество StuG M42 850(i) имелось на Балканах (в 21-й горной дивизии СС) и в Венгрии (в 12-й полицейской танковой роте).

StuG M42 850(i) одной из частей вермахта в итальянском камуфляже. aviarmor.net

StuG M42 850(i) одной из частей вермахта в итальянском камуфляже. aviarmor.net

Хотя САУ Semovente M42 da 75/18 довольно широко применялись вермахтом, популярностью они не пользовались. Экипажи жаловались на низкую надёжность машин, плохую вентиляцию боевого отделения, низкое качество радиостанций, да и короткоствольная 75-мм пушка уже не отвечала требованиям времени.

Около полусотни самоходок Semovente M41 da 75/18 и Semovente M42 da 75/18 пережили войну в состоянии, поддающемся ремонту. После войны их включили в состав итальянских сухопутных войск, подвергнув лишь небольшим переделкам (например, заменив итальянские радиостанции английскими или канадскими). Эти САУ служили в пехотных батальонах в качестве средства непосредственной поддержки и были списаны лишь к середине 50-х годов.

Semovente da 75/18 является типичным примером конверсии морально устаревшего танка в неплохую самоходную артустановку. Соответствуя по огневой мощи ранним сериям StuG III, она уступала немецкому «штурмгешютцу» по общему комплексу тактико-технических характеристик. Это было вызвано прежде всего общей архаичностью технических решений, заложенных в конструкцию танков, ставших базой для Semovente da 75/18. Впрочем, для итальянского танкостроения эта САУ стала в определённой мере этапной: с неё началась целая серия самоходок с более мощным вооружением — длинноствольными 75-мм пушками и 105-мм гаубицами.

Тактико-технические характеристики САУ Semovente da 75/18 модификаций M41 и M42

. SEMOVENTE M41 DA 75/18 SEMOVENTE M42 DA 75/18
БОЕВАЯ МАССА, Т 13,1 13,25
ЭКИПАЖ, ЧЕЛ 3 3
ДЛИНА, ММ 4910 5040
ШИРИНА, ММ 2280 2230
ВЫСОТА, ММ 1850 1850
КЛИРЕНС, ММ 410 410
ТОЛЩИНА БРОНИ, ММ 10-50 10-50
УГОЛ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. 38 38
УГОЛ ВЕРТИКАЛЬНОЙ НАВОДКИ, ГРАД. от −12 до +22 от −12 до +22
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, Л. С. 145 185
СКОРОСТЬ ПО ШОССЕ (ПО ПЕРЕСЕЧЁННОЙ МЕСТНОСТИ), КМ/Ч 32 (16) 40 (15-20)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, КМ 200 170
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
ШИРИНА РВА, СМ

ВЫСОТА СТЕНКИ, СМ

ГЛУБИНА БРОДА, СМ

210

80

100

210

80

100

Литература

  1. Cappellano F.; Battistelli P. P. Italian medium tanks, 1919-45. – Oxford: Osprey publ., 2013
  2. Skotnicki M. Włoskie działa samobieżne Semoventi da 75/18 // Technika Wojskowa Historia. – 2010. – №1
  3. Solarz J., Ledwoch J., Czołgi włoskie 1939-45. – Warszawa: Militaria, 1995
  4. Pignato N. Italian Armored Vehicles of World War Two. – Carrolton: Squadron/Signal publ., 2004

источник: https://warspot.ru/10779-shturmgeshyutts-s-apennin

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account