Андрей Харук. Австрийский «Кирасир»

15

Когда австрийской армии потребовался новый лёгкий танк, местные инженеры, недолго думая, «скрестили» доработанное шасси гусеничного бронетранспортёра с башней французского производства. Получившийся в итоге танк SK-105 «Кирасир» оказался востребованным на мировом оружейном рынке — помимо Австрии, он поступил на вооружение нескольких стран в Африке и Южной Америке.

В первой половине 60-х годов танковый парк Bundesheer (армии Австрии) представлял собой весьма пёструю картину. Две сотни средних танков (примерно четверть из них — британские «Чериотиры», остальные — «Паттоны» М47) дополняли примерно 150 лёгких машин. Среди последних наиболее современными являлись 72 французских АМХ-13, полученные в 1957-1958 годах, остальные же были американские М24 и М41. Устаревшие «Чериотиры» и «Чаффи» уже в середине 60-х годов были списаны, а их башни установлены в долговременных огневых сооружениях. А вот АМХ-13 австрийцы попытались модернизировать.

Содержание:

Путь к «Кирасиру»

Состоявшие на вооружении австрийской армии танки АМХ-13 относились к ранним модификациям — с башней FL-10 и 75-мм пушкой. Мощность последней уже не устраивала военных, потребовавших заменить её на новое 105-мм орудие CN-105-57, разработанное французской фирмой GIAT. Поначалу попытались обойтись «малой кровью», заменив 75-мм пушку на 105-мм. Оказалось, что такая установка в башне FL-10 чересчур тяжела для шасси АМХ-13 (позже во Франции создали вариант АМХ-13 со 105-мм орудием, но в другой башне — FL-12). В 1963 году вооружённые силы Австрии заказали фирме «Остеррайхише Заурерверке» (в 1970 году стала частью концерна «Штейр-Даймлер-Пух») новый лёгкий танк.

Шасси для будущего танка создавалось на основе БТР 4К4FA weaponsandwarfare.com

Шасси для будущего танка создавалось на основе БТР 4К4FA
weaponsandwarfare.com

Конструкторы «Остеррайхише Заурерверке» взяли проверенное шасси гусеничного бронетранспортёра серии 4К и изменили его компоновку на «танковую» — двигатель с коробкой передач перенесли из передней части корпуса в кормовую. Соответственно, ведущие колёса теперь находились не спереди, а сзади.

Танк SK-105 weaponsandwarfare.com

Танк SK-105
weaponsandwarfare.com

В 1967 году на испытания вышел прототип танка, получивший обозначение 4KH6FA-FL10. Вторая опытная машина появилась два года спустя. Она отличалась несколько укороченным корпусом, но главное — получила новую башню FL-12. В таком виде танк признали вполне пригодным, запустив в производство под обозначением SK-105 «Кирасир». Поставки в армию начались в 1972 году. Интересно, что в сухопутных войсках Австрии «Кирасир» числился не танком, а истребителем танков JagdPanzer K (сокращённо — JaPz K).

Конструкция

SK-105 имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления, средним — боевого, и кормовым — моторно-трансмиссионного. Корпус сварен из стальных броневых листов, башня стальная сварно-литая. Толщина брони лобовой детали корпуса — 20 мм, лба башни — 40 мм, борта корпуса — 14 мм, борта башни — 20 мм, крыши корпуса и башни — 8-10 мм.

Рабочее место водителя смещено к левому борту. Справа от него находятся аккумуляторные батареи и немеханизированная боеукладка. Перед люком механика-водителя установлены три призменных прибора наблюдения, центральный из которых при необходимости заменяется на пассивный перископический прибор ночного видения.

  Проекции танка SK-105 the-blueprints.com


Проекции танка SK-105
the-blueprints.com

Танк оснащён качающейся башней FL-12OS — доработанным вариантом французской FL-12. Для танков первых серий башни импортировались из Франции, впоследствии был налажен их лицензионный выпуск на одном из заводов концерна «Фёст-Альпине». Конструкция башни обеспечивает весьма ограниченные углы вертикальной наводки — от −6 до +13º (для сравнения, на танках серии М60 этот диапазон составляет от −9 до +20º). Приводы наведения гидравлические (резервные — ручные), управление ими дублировано (может осуществляться как наводчиком, так и командиром). Стабилизатор вооружения отсутствует. В походном положении ствол пушки фиксируется люнетом, размещённым на верхнем лобовом листе корпуса.

Основное вооружение — 105-мм нарезная пушка CN-105-57, известная в Австрии под обозначениями М57 и 105G1. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом. Эжектор отсутствует — удаление пороховых газов из ствола после выстрела производится посредством вентилятора. Автомат заряжания состоит из двух магазинов барабанного типа на шесть выстрелов каждый. Стреляная гильза выбрасывается из танка через специальный люк в корме башни. Скорострельность пушки достигает 12 выстрелов в минуту. Перезаряжание магазинов производится вручную и требует выхода из танка. Общий боекомплект орудия — 32 снаряда.

Первоначально основным типом боеприпаса для пушки М57 являлся кумулятивный снаряд, обеспечивающий поражение танков на дальностях до 2700 м. Масса его составляет 17,3 кг, начальная скорость — 800 м/с. Этот снаряд может пробить 360-мм стальную броневую плиту по нормали или 150-мм плиту под углом 65º. Использовались также осколочно-фугасные (масса — 18,5 кг, начальная скорость — 700 м/с) и дымовые (масса — 19,1 кг, начальная скорость — 695 м/с) снаряды.

Вспомогательное вооружение — спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт «Штейр» MG74Pz (боекомплект — 2000 патронов). На командирской башенке может устанавливаться второй такой же пулемёт либо 12,7-мм «Браунинг» М2НВ. По бокам башни установлено по три гранатомёта для стрельбы дымовыми гранатами.

У командира танка имеется 7 призменных приборов наблюдения и перископический прицел с переменным увеличением (16х и 7,5х; соответственно, поле зрения составляет 28° и 9°). Наводчик использует два призменных прибора наблюдения и телескопический прицел с 8-кратным увеличением и полем зрения 8,5°. В ночное время командир использует инфракрасный ночной прицел с 6-кратным увеличением и полем зрения 7º. На крыше башни установлены лазерный дальномер TCV29 (диапазон измерения дальностей — от 400 до 10000 м) и прожектор XSW-30-U ИК/белого света мощностью 950 Вт.

Танк оборудован шестицилиндровым дизелем «Штейр» 6FA мощностью 300 л.с. (при 2500 об/мин). Трансмиссия состоит из шестиступенчатой механической коробки передач, механизма поворота дифференциального типа с гидрообъёмной передачей в приводе и одноступенчатых бортовых редукторов.

  SK-105, вид спереди weaponsandwarfare.com


SK-105, вид спереди
weaponsandwarfare.com

Ходовая часть применительно к одному борту включает ведущее колесо заднего расположения и направляющее — переднего, пять опорных катков и три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков — торсионная, на первом и пятом катках установлены гидравлические амортизаторы. Гусеницы типа 224А (с резинометаллическим шарниром) производства немецкой фирмы «Диль» состоят из 78 траков шириной 380 мм. Для движения по снегу и по льду могут устанавливаться стальные шпоры.

Модернизация

В процессе производства «Кирасир» прошёл несколько этапов модернизации, причём первому он подвергся уже в 70-х годах, вскоре после начала серийного выпуска. Модернизация была комплексной. Во-первых, орудие доработали для стрельбы бронебойными подкалиберными снарядами. Такой снаряд, разработанный фирмой GIAT, весил 3,14 кг (масса сердечника составляла 1,84 кг) и имел начальную скорость 1460 м/с. По бронепробиваемости он существенно превосходил кумулятивный снаряд. Во-вторых, танк получил новый двигатель 7FA мощностью 320 л.с., а механическая коробка передач была заменена автоматической ZF 6 HP 600 с гидротрансформатором и блокировочным фрикционом. Модернизированный вариант обозначался SK-105A1 (JaPz K A1).

  Установка на танк SK-105A3 пушки М68 потребовала существенной переделки башни weaponsandwarfare.com


Установка на танк SK-105A3 пушки М68 потребовала существенной переделки башни
weaponsandwarfare.com

Вариант SK-105A2 (JaPz K A2) получил новую систему управления огнём израильской фирмы «Элбит», включающую тепловизионную камеру, и двигатель 9FA мощностью 365 л.с. На его основе в 1981 году был создан танк «Супер Кирасир», получивший систему стабилизации вооружения. А в 1986 году появился SK-105A3, на котором французское орудие было заменено американским М68. Впрочем, ни он, ни «Супер Кирасир» серийно не выпускались.

Машины на базе «Кирасира»

В 1974 году австрийская армия заказала бронированную ремонтно-эвакуационную машину, предназначавшуюся для частей, вооружённых «Кирасирами». Прототип 4K7FA SB вышел на испытания два года спустя. Шасси и силовая установка БРЭМ соответствует танку SK-105A1, но вместо башни установлена неподвижная бронированная рубка, вмещающая четырёх членов экипажа (командира, механика-водителя и двух ремонтников). В правой передней части рубки смонтирована подъёмная стрела (грузоподъёмность — 6 т, максимальный вылет — 3,9 м, угол поворота — 234º). Кроме того, БРЭМ оборудована лебёдкой тяговым усилием 200 кН (длина троса — 95 м) и небольшим бульдозерным отвалом. Последний применяется, главным образом, в качестве сошника при работе подъёмного крана или лебёдки. Над моторно-трансмиссионным отделением устроена грузовая платформа для транспортировки запчастей и крупногабаритного инструмента (например, сварочного аппарата). Вооружение БРЭМ состоит из 12,7-мм турельного пулемёта М2НВ (боекомплект — 1500 патронов) и четырёх дымовых гранатомётов.

БРЭМ «Грейф» pinterest.com

БРЭМ «Грейф»
pinterest.com

В вооружённых силах Австрии БРЭМ получила обозначение Bergepanzer (BergPz) и название «Грейф». Поставки таких машин начались в 1977 году.

Инженерная машина 4KH7FA-Pi armedconflicts.com

Инженерная машина 4KH7FA-Pi
armedconflicts.com

В 1976 году по заказу австрийской армии началась разработка инженерной машины 4KH7FA-Pi. Её конструкция базировалась на «Грейфе», отличаясь лишь деталями. В частности, машина получила мощный бульдозерный отвал шириной 3 м с гидроприводом, а крановая стрела была приспособлена для работы с ковшом (прямой либо обратной лопатой) шириной 350 мм. Разработка 4KH7FA-Pi имела невысокий приоритет. Прототип инженерной машины появился лишь в 1984 году, а серийное производство началось четыре года спустя. В вооружённых силах Австрии 4KH7FA-Pi обозначается Pionierpanzer (PiPz).

Инженерная машина 4KH7FA-Pi во время работы по ликвидации последствий наводнения armedconflicts.com

Инженерная машина 4KH7FA-Pi во время работы по ликвидации последствий наводнения
armedconflicts.com

«Кирасиры» на службе

Общий объём производства танков SK-105 превысил 600 единиц; кроме того, было изготовлено 48 БРЭМ и 18 инженерных машин. Естественно, крупнейшим эксплуатантом была австрийская армия, получившая 285 танков (133 SK-105А1 и 152 SK-105А2), 36 «Грейфов» и 18 инженерных машин. «Кирасиры» поступали на вооружение противотанковых и разведывательных частей. В 1995-1996 годах их частично заменили самоходные ПТРК «Ягуар 1», купленные у Германии. К 2007 году в строю оставались лишь танки SK-105А2 (в 1-м, 2-м и 3-м разведывательных батальонах и танковой школе), а SK-105А1 находились на консервации. В ходе реорганизации и сокращения вооружённых сил активный парк «Кирасиров» к 2010 году сократился до 60 единиц, а через несколько лет их сняли с вооружения. Что же касается БРЭМ и инженерных машин на базе «Кирасира», то они служат до сих пор.

SK-105А2 на параде в Вене, 26 октября 2005 года tanks-encyklopedia.com

SK-105А2 на параде в Вене, 26 октября 2005 года
tanks-encyklopedia.com

Служба SK-105 в нейтральной Австрии была относительно спокойной. Упоминания заслуживают лишь два эпизода, и оба они связаны с бывшей Югославией. В июне-июле 1991 года эти танки принимали участие в операции по усилению охраны границы со Словенией в связи с вспыхнувшей гражданской войной. А в 2004 году шесть SK-105А2 отправились в состав миротворческих сил KFOR в Косово.

Вторым по численности покупателем «Кирасиров» стали сухопутные войска Аргентины. С 1982 года они получили, по разным данным, от 112 до 120 таких танков, включая несколько SK-105А2, а также 8 БРЭМ. Ими вооружили 9-й и 11-й кавалерийские танковые полки из состава 9-й и 11-й механизированных бригад. Каждый из них согласно штату включал два эскадрона и насчитывал 26 танков и 2 БРЭМ. Кроме того, SK-105 вошли в состав лёгких кавалерийских полков — 3-го (9-я мехбригада), 4-го горного (6-я горная бригада), и 13-го (10-я мехбригада), а также 11-го бронеразведывательного кавалерийского эскадрона 11-й мехбригады. В этих частях «Кирасиры» использовались совместно с бронеавтомобилями AML-90, «Гренадир» и другими.

  Опытный экземпляр танка «Патагон» pinterest.com


Опытный экземпляр танка «Патагон»
pinterest.com

В 2003 году Аргентина начала реализацию программы «Патагон», предусматривавшей постройку танков на шасси «Кирасиров» с использованием башен FL-12 от списываемых АМХ-13. Предусматривалась поставка 39 таких танков. Для первой партии в Австрии купили 9 бывших в употреблении шасси SK-105. Прототип «Патагона» был готов в 2005 году, но дальнейшее осуществление программы затормозилось из-за хронической нехватки средств. До 2008 года изготовили ещё четыре машины, после чего программу закрыли.

  «Кирасир» армии Боливии pinterest.com


«Кирасир» армии Боливии
pinterest.com

В 1979-1982 годах 36 танков SK-105 и две БРЭМ приобрела Боливия. Ими вооружили 3-й и 4-й танковые батальоны. В конце 80-х годов планы закупки «Кирасиров» вынашивал Эквадор, но на это не хватило средств. Последним по времени покупателем этих танков стала морская пехота Бразилии — в 2001 году она получила 17 танков SK-105А2S (этот вариант отличается усиленным бронированием башни и наличием турельного 12,7-мм пулемёта) и одну БРЭМ.

SK-105А2S морской пехоты Бразилии pinterest.com

SK-105А2S морской пехоты Бразилии
pinterest.com

Первым зарубежным покупателем SK-105 стал Тунис, в 1975 году заказавший 54 танка (первая экспортная поставка бронетехники австрийского производства). За ним последовало Марокко, купившее 111 «Кирасиров». Марокканские танки «отметились» в боевых действиях в Западной Сахаре, где две машины стали трофеями формирований ПОЛИСАРИО. К настоящему времени все марокканские SK-105 сданы на хранение. Наконец, 52 танка SK-105 c 1997 года закупила Ботсвана.

Танк SK-105 «Кирасир», созданный под конкретные требования вооружённых сил нейтральной Австрии и рассматривавшийся ими, прежде всего, как средство противотанковой борьбы, оказался вполне удачной боевой машиной. Свидетельство тому — успех «Кирасира» на мировом оружейном рынке. SK-105 стал даже «звездой экрана» — он снялся в роли танка немецкого Африканского корпуса в фильме «Авантюристы», вышедшем на экраны в 1984 году.

Андрей Харук. Австрийский «Кирасир»

Источник — https://warspot.ru/19181-avstriyskiy-kirasir

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account