Американский флот. В гламуре высоких технологий
Оо! – по залу прокатился возбужденный гул. Военные чины, промышленники и представители общественности принялись что-то активно обсуждать между собой.
— Господин контр-адмирал! – раздался возглас откуда-то с галерки – позвольте представиться, Джонни Кэбот, Айдахо-пресс. Скажите, это правда, что наши военные моряки бессовестно обкрадывают бюджет, обрекая тем самым миллионы американцев на мучительную смерть от голода?
На лице докладчика дернулась бровь, лицо покрылось испариной – вступать в заведомо проигрышную дискуссию с нахальным репортером не было никакого желания. Потом его имя пресса превратит в посмешище, и, прощай удачная карьера. К счастью отвечать на провокацию не пришлось – под негодующий рокот публики, на репортера зашикали его товарищи.
— Уважемый коллега – внезапно поднялся, сверкнув золотыми погонами, престарелый адмирал — а как же наши прекрасные эскадренные миноносцы «Орли Берк», они уже что… того?
— Адмирал Дэвис, на сегодняшний день в строю ВМС США находятся 62 корабля этого типа – бодро отрапортовал докладчик.
Ууу! – восхищенно загудела публика.
— В настоящий момент мы имеем заказ еще на 9 эсминцев «Орли Берк» модификации IIA, строительство кораблей продолжается на верфях нашей компании с опережением графика, – уверенно вступил в разговор представитель верфей Bath Iron Works.
— Кхе, простите, — прокряхтел старый адмирал Дэвис – а можно как-нибудь все эти пушки, радары всякие, електронику установить в корпусе эсминца «Орли Берк»?
— Конечно можно, адмирал Дэвис, — радостно ответил промышленник, — любой каприз за ваши деньги! Наша компания всегда бралась за любые, даже самые сложные проекты для нашего флота. Моряков мы особенно уважаем! В случае с прекрасным эсминцем «Берк» — полагаю такую модернизацию возможной, массогабаритные характеристики новых систем находятся в пределах разумного, а модернизационный потенциал «Берка» еще далеко не исчерпан. Мы можем создать корабль с возможностями «Замволта» по гораздо более низкой цене!»
В это время, сидящий поодаль, руководитель одного из технических отделов открыл свой блокнот и быстро нарисовал…
"Замволт" и "Орли Берк"
Истерия вокруг перспективного американского эсминца «Замволт» всегда казалась мне в значительной степени необоснованной. И действительно, при ближайшем рассмотрении, новый корабль не обладает никакими сверх-способностями, по сравнению с проверенными эсминцами типа «Обли Берк» (конечно, это не значит, что «Замволт» никудышный эсминец – на момент вступления в строй это будет лучший корабль в своём классе, наряду с поздними модификациями «Берков»).
Другое дело, что за фантастическим обликом «Замволта» нет ничего, что бы могло по-настоящему удивить взыскательную публику, никаких электромагнитных пушек или гиперзвуковых ракет. Все «инновации» супер-эсминца – всего лишь возрождение старых традиций и глубокая модернизация текущих проектов. В своё время, появление ракетных крейсеров «Тикондерога» с системой «Иджис» и универсальными пусковыми установками Mk.41, могло привлечь гораздо больше внимания со стороны всех, кому не безразлична тема ВМФ, «Тикондерога» был по-настоящему «прорывным» кораблём с уникальными системами управления оружием.
Первое преимущество «Замволта» — его многофункциональный радар AN/SPY-3. Впервые на американском боевом корабле будет установлена РЛС с активной ФАР — шесть плоских фазированных решеток, обеспечивающие трехмерный обзор воздушной и надводной обстановки в диапазоне азимутов 360° вокруг эсминца.
Помимо функций обзора, сопровождения и распознавания целей, активные фазированные решетки AN/SPY-3 предназначены для непосредственного управления оружием корабля: программирования автопилотов ракетных систем, подсветки целей для полуактивных головок самонаведения зенитных ракет «Стандарт-2» и ESSM, управления артиллерийским огнем.
Маленькое радиоэлектронное чудо также способно выполнять функции навигационного радара, автоматически сканировать морскую поверхность в поисках плавающих мин и перископов подводных лодок, вести контрбатарейную борьбу и радиоэлектронную разведку.
Одна многофункциональная РЛС AN/SPY-3 сможет заменить сразу несколько типов радаров, применяемых сегодня на кораблях ВМС США, в том числе:
— радар освещения воздушной обстановки AN/SPY-1 системы «Иджис»,
— РЛС подсветки цели AN/SPG-62,
— навигационный радар AN/SPS-67,
— РЛС управления артиллерийской стрельбой AN/SPQ-9.
Но что стоит за всей этой демагогией? Каково главное преимущество активной фазированной решетки?
Большинство современных ЗРК (С-300, С-400, «Пэтриот», корабельный «Стандарт») оснащены ракетами с полуактивной головкой самонаведения. Проще говоря, воздушную цель мало обнаружить; её нужно взять на сопровождение и постоянно «подсвечивать» специальным радаром. Только в этом случае головка самонаведения ракеты уловит отраженный от цели «лучик» и точно приведет ракету к цели.
Все упирается в количество РЛС подсветки: военный корабль может обнаружить сотни воздушных целей, но способен одновременно обстреливать всего лишь несколько из них – не более, чем количество радаров подсветки на его борту. Это больное место.
Сколько «радаров подсветки» обычно устанавливается на военных кораблях? – спросите вы. Бывает по разному: ракетный крейсер проекта 1164 (шифр «Атлант») несет всего один радар для управления стрельбой комплекса С-300Ф, эсминец «Орли Берк» — три радара AN/SPG-62, ракетный крейсер «Тикондерога» — четыре аналогичные РЛС.
Американским морякам здорово помогает БИУС «Иджис»: помимо наблюдения за воздушной обстановкой, она автоматически контролирует количество выпущенных зенитных ракет, чтобы в любой момент времени на конечном участке траектории находилось не более трех (четырех) ракет – по числу РЛС подсветки на «Орли Берке» или «Тикондероге».
Возвращаясь к супер-радару эсминца «Замволт»: его активные фазированные решетки состоят из тысяч излучающих элементов, сгруппированных в несколько сотен приёмнопередающих модулей. Каждый такой модуль позволяет сформировать узконаправленный луч для исследования определенного квадранта пространства.
Проще говоря, у крейсера «Атлант» один радар подсветки цели, у эсминца «Орли Берк» — три, у «Замволта» — сотни. Новый эсминец сможет «как из пулемета» лупить зенитными ракетами по десяткам летательных аппаратов, крылатых и баллистических ракет в зоне досягаемости своего оружия – возможности электроники «Замволта» многократно превышают возможные потребности.
Из других преимуществ многофункционального радара с активной ФАР – надежность: если вражеский осколок «выбьет» из решетки десяток излучателей, РЛС сохранит свою работоспособность. Главный и единственный недостаток AN/SPY-3? Его стоимость.
Невероятные возможности для контроля окружающего пространства, более тысячи РЛС подсветки цели, многофункциональность и надежность – согласитесь, звучит впечатляюще. Увы, здесь я вынужден озвучить несколько «неудобных» фактов, после которых блеск и привлекательность «Замволта» значительно потускнеет.
Во-первых, все это уже было. Подобные радары давно используются на военных кораблях – например, британские эсминцы «Тип 45» (серия строится с 2003 г.) оснащаются двумя РЛС с активными фазированными решетками. В том числе, многофункциональным радаром SAMPSON – лучшей на сегодняшний день корабельной РЛС для наблюдения за воздушной обстановкой. Вкупе с удачным расположением самого радара (на высокой фок-мачте), все это превращает эсминцы «Тип 45» в идеальный корабль ПВО.
Второй важный момент – британские ученые (без всякой иронии!) в очередной раз опередили весь мир, создав зенитную ракету Aster с активной головкой самонаведения: отныне ракете вообще не требуется внешняя РЛС подсветки, частично решилась проблема радиогоризонта. Ничего подобного у «Замволта» просто нет (американская зенитная ракета «Стандарт-6» с активной ГСН уже много лет не может пройти испытания).
Примечание. Точное количество излучающих элементов в фазированных антенных решетках AN/SPY-3 по-прежнему засекречено. В своих предположениях автор исходил из данных по британскому радару SAMPSON: 2560 элементов в каждой из его АФАР, сгруппированные в 640 приёмопередающих модулей.
Супер-герою нужно супер-оружие — две автоматизированные артиллерийские системы AGS калибра 155 мм.
Выстрел! Выстрел! … на перезарядку каждого орудия требуется шесть секунд … Выстрел! – в автоматизированных погребах «Замволта» 600 снарядов, еще 320 боеприпасов хранятся в дополнительной укладке. Двигаясь вдоль вражеского берега, невидимый на радарах врага «Замволт» будет безнаказанно расстреливать портовые сооружения, приморские города и военно-морские базы. Дальность стрельбы корректируемыми баллистическими снарядами или активно-реактивными боеприпасами LRLAP (дословно – снаряд большой дальности для ударов по наземным целям) на практике достигает 150 км. Если же учесть, что 70% населения Земли проживают не далее чем в 500 км от морского побережья, перспективы ракетно-артиллерийского эсминца «Замволт» выглядят более чем солидно…
Благодаря автоматическому заряжанию и водяному охлаждению стволов, две морские артиллерийские установки AGS эквивалентны по огневой мощи батарее из 12 сухопутных гаубиц. Для повышения устойчивости корабля при стрельбе возможно затопление некоторых отсеков ниже ватерлинии. Зловещий облик усиливают фантастические кожухи орудий эсминца, выполненные с учетом технологии «стелс».
Помимо «главного» калибра, «Замволты» несут «универсальный»: две автоматические пушки Mk.110 (лицензионный вариант шведской установки «Бофорс»): калибр 57 мм, скорострельность 240 выстр./мин. Никаких официальных комментариев по этим системам нет (ведь все внимание приковано к мощным AGS!), потому назначение «Бофорсов» на современном боевом корабле остается неясным: явно недостаточная скорострельность для борьбы со сверхзвуковыми самолетами и крылатыми ракетами, в то же время, скромная дальность стрельбы и малая мощность 57 мм боеприпасов не позволяет эффективно поражать цели на поверхности. Хотя вполне возможны «сюрпризы» в виде радиолокационных зенитных снарядов и пр. «ноу-хау» в области артиллерии.
Эффективная площадь рассеяния «Замволта», при облучении радаром, соответствует ЭПР рыбачьей лодки. Создатели здорово поработали над обликом крупного 180-метрового корабля:
— исключительно гладкая палуба без лишнего оборудования,
— пирамидальная надстройка из композитных материалов,
— параллельность всех граней и линий корпуса,
— удивительный нос-«волнорез», характерный для миноносцев времен русско-японской войны 1905 г. Конструкция позволяет «Замволту» не пониматься на гребни волн – эсминец по замыслу разработчиков, наоборот, должен прятаться от вражеских радаров в морской пене посреди бесконечных волновых гряд бушующего океана.
— последний штрих: заваленные «внутрь» борта. В результате радиоволны отражаются в небо, а не на водную поверхность, что, в обычных условиях, дает сложную интерференционную картину, демаскирующую корабль.
— специфические обводы корабля способствуют уменьшению пенного следа, что, в свою очередь, затрудняет визуальное обнаружение корабля с низкой околоземной орбиты.
Все это, по заявлениям конструкторов, сделало «Замволт» практически неразличимым на границе двух сред. В принципе, здесь нет ничего оригинального – подобные «хитрости» хорошо известны инженерам уже более полувека, и регулярно появляются в различных комбинациях на военных кораблях и самолетах (знаменитые F-117 и SR-71, фрегаты типа «Лафаетт», боевые корабли прибрежной зоны LCS и т.д.). Достижения создателей «Замволта» в том, что им удалось гармонично совместить все «стелс»-элементы в конструкции одного корабля. Каким будет результат – покажет практика.
Из других примечательных особенностей «Замволта»: развитая авиационная группа — два противолодочных вертолета SH-60 + некоторое кол-во беспилотных винтокрылых машин MQ-8 Fire Scout (состав формируется в зависимости от поставленных задач), вкупе с просторным ангаром и огромной вертолетной площадкой, занимающей всю кормовую часть палубы корабля.
Прогресс в области электроники и автоматизации позволил уменьшить экипаж корабля до 142 человек (для сравнения, экипаж «Орли Берка» состоит из более чем 300 моряков)!
Властелин океана – тут спорить бесполезно. «Замволт» действительно крутой, мощный и современный корабль. Но и цена за все преимущества оказалась огромной: водоизмещение «Замволта» увеличилось на 50% по сравнению с эсминцем «Орли Берк» («Орли Берк» подсерии IIA – 9500 тонн, «Замволт» — более 14 тысяч тонн полного водоизмещения).
Сам по себе, постоянный рост размеров эскадренных миноносцев – обычный процесс на протяжении всего ХХ века, достаточно вспомнить крошечные миноносцы во времена русско-японской войны (полное водоизмещение 400-500 тонн). Сторожевой корабль «Буревестник» (1970-е годы) был вдвое больше советских эсминцев времен Второй Мировой. И это нормально – вместе с ростом водоизмещения, многократно увеличивались боевые возможности кораблей: современные эсминцы могут крушить наземные цели на удалении 2500 км и обстреливать спутники на низкой околоземной орбите.
Однако, несмотря на увеличение размеров, «Замволт» понес невосполнимые потери в ракетном оружии: количество пусковых установок уменьшилось до 80 единиц, по сравнению с эсминцами типа «Орли Берк» (96 ракетных шахт). Сей прискорбный факт объясняется несколькими причинами:
— УВП Mk.57 рассчитана под более тяжелые ракетные контейнеры массой до 4 тонн,
— «Периферийная» пусковая установка Mk.57 имеет необычную конструкцию, облегчающую ее обслуживание и повышающую живучесть корабля. Теперь любой пожар или авария ракеты не сможет привести к детонации всего боекомплекта — ракетные шахты рассредоточены по периметру палубы, вне прочного корпуса эсминца. Снаружи УВП Mk.57 прикрыты броневыми плитами. Масса каждого модуля увеличилась в 4 раза по сравнению с прежней УВП Mk.41.
Увы, все эти объяснения мало устраивают американских моряков – потеря 16 ракетных шахт чувствительно повлияет на боевые возможности корабля, а расположенные по периметру УВП еще более уязвимы от атак противника. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.
Реанимация «Орли Берка»
…модернизационный потенциал «Берка» еще далеко не исчерпан. Мы можем создать корабль с возможностями «Замволта» по гораздо более низкой цене!»
В это время, сидящий поодаль, руководитель одного из технических отделов открыл свой портативный ноутбук и быстро нарисовал примерный эскиз новой модификации «Орли Берка»:
В первую очередь, американцы стремятся увеличить на корабле число универсальных пусковых установок: на «Берке» модификации III их количество вероятно возрастет до 128 (48 УВП в носовой и 80 УВП в кормовой части) – в 1,5 раза больше, чем на эсминце «Замволт»!
Носовое 127 мм орудие эсминца возможно заменят на … правильно, 155 мм пушечную установку AGS, аналогичную эсминцу «Замволт».
Знаменитый AN/SPY-1 сменит перспективная РЛС AMDR — двухдиапазонный радар для обзора надводной и воздушной обстановки. Первоначально эта система разрабатывалась в рамках проекта крейсера противоракетной обороны CG(X) (проект закрыт в 2010 г.), потому AMDR уже изначально специализируется на контроле низких околоземных орбит.
Для обнаружения точечных объектов в космическом пространстве требуются исключительные энергетические характеристики антенны, как следствие – радар AMDR чрезвычайно прожорлив, энергопотребление составляет 10 МВт (это в 300 раз больше, чем энергопотребление РЛС «Фрегат-М2», установленной на тяжелом атомном крейсере «Петр Великий»).
Установка нового радара AMDR потребует модернизации электрогенераторов и всей электрической сети «Орли Берка», в частности, повышения напряжения бортовой сети с 400 до 4000 В. Несомненно, что что возникнут проблемы с обеспечением безопасности и прочие трудности инженерного характера.
В период до 2016 года запланирована постройка 9 эскадренных миноносцев типа «Орли Берк» подсерии IIA+ , сочетающих в себе некоторые элементы будущего эсминца III серии. С 2016 по 2031 год включительно запланирована закладка 24 эсминцев «Берк» подсерии III с полным комплектом нового оборудования. В дальнейшем возможна разработка «Берка» подсерии IV.
Однако, количество американских эсминцев никогда не достигнет сотни единиц. Уже к концу этого десятилетия первые «Берки», заложенные в начале 90-х, придут в негодность и их придется списать (продать союзникам). Что касается супер-эсминца «Замволт», то «в порядке эксперимента» будет построено не более трех кораблей этого типа по цене от 3 млрд. долларов за каждый.