АльтФлот СССР. Модернизация линкоров типа Севастополь
Реальная История
Четыре Линкора типа Севастополь были заложены в 1909 году, и вступили в строй в 1914
Название |
Закладка |
Спуск на воду |
Принятие на вооружение |
Судьба |
Гангут / Октябрьская Революция |
3 июня 1909 |
24 сентября 1911 |
20 июня 1914 |
разобран на металл в 1959 |
Петропавловск / Марат |
3 июня 1909 |
27 августа 1911 |
21 декабря 1914 |
тяжело повреждён в 1941, разобран на металл в 1953 |
Полтава / Михаил Фрунзе |
3 июня 1909 |
27 июня 1911 |
17 декабря 1914 |
снят с вооружения в 1919, частично разобран в 1925, разобран на металл в 1949 |
Севастополь / Парижская коммуна |
3 июня 1909 |
16 июня 1911 |
17 ноября 1914 |
разобран на металл в 1956—1957 |
http://www.atrinaflot.narod.ru/81_publications/2008/sevastopol/003.jpg
фото вбольшом разрешении можно посмотреть тут:
http://tsushima.su/uploads/photoarhiv/ships/russia/epoch_dred/linkor/gangut/photo/16.jpg
http://tsushima.su/uploads/photoarhiv/ships/russia/epoch_dred/linkor/gangut/photo/07.jpg
в уменьшенном виде:
и
Корпус
Линкоры типа «Севастополь» имели корпус характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Длина корпуса между перпендикулярами составляла 180,1 м, наибольшая длина — 181,2 м; ширина с бронёй составляла 26,89 м Стандартное водоизмещение по окончательному проекту должно было равняться 23 288 тоннам, а фактическое полное для разных кораблей серии на приёмных испытаниях составляло от 24 800 до 25 946 тонн; осадка при этом колебалась от 8,99 до 9,29 м
Бронирование и противоминная защита
Линкоры типа «Севастополь» имели несколько нетипичную для дредноутов схему бронирования: бронёй закрывался почти весь надводный борт, за исключением сравнительно небольшого участка в корме.
Главный броневой пояс имел высоту в 5,06 м, из которых при проектной осадке над водой возвышались 3,06 м, но из-за перегруза кораблей и увеличившейся реальной осадки, броневой пояс уходил в воду почти на лишний метр, что снижало его эффективность. В районе цитадели, на протяжении 116,5 м, главный пояс имел толщину в 225 мм, в оконечностях, доходивших до носа и почти до самой кормы, его толщина уменьшалась до 125 мм.
Горизонтальное бронирование корпуса состояло из трёх броневых палуб. Верхняя палуба имела толщину в 37,5 мм. Средняя палуба над цитаделью имела толщину 25 мм. Нижняя палуба в районе цитадели имела толщину в 12 мм.
Главный калибр
Артиллерию главного калибра линкоров типа «Севастополь» составляли двенадцать нарезных 305-мм пушек конструкции Обуховского завода, размещавшиеся в четырёх трёхорудийных башенных установках, получивших в СССР обозначение МК-3-12. Орудие имело калибр в 304,8 мм при длине ствола в 52 калибра / 15850 мм, а его масса составляла 50,7 т. Затвор орудия — поршневой, конструкции фирмы «Виккерс». Практическая скорострельность, в зависимости от тренированности расчёта, могла составлять от 1,5 до 2 выстрелов в минуту
Противоминный калибр
Артиллерия противоминного калибра состояла из шестнадцати 120-мм нарезных пушек конструкции фирмы «Виккерс». Орудия имели скреплённый ствол с длиной ствола в 52 калибра / 6240 мм и поршневой затвор системы Виккерса. Скорострельность орудий составляла 7 выстрелов в минуту. Орудия конструктивно и организационно объединялись в восемь плутонгов по два орудия, размещавшихся в казематах на средней палубе. Сектора обстрела орудий, составлявшие 120° и 130° для разных установок, были подобраны таким образом, чтобы цель, находившаяся на любом курсовом угле, могла обстреливаться как минимум четырьмя из них. Орудия размещались на тумбовых установках, позволявших их наведение в вертикальной плоскости в пределах от −10° до 20°. Угловая скорость горизонтальной наводки составляла 6—8 град/сек, вертикальной — 3,5 град/сек.
Энергетическая установка
Линкоры типа «Севастополь» оснащались паротурбинной силовой установкой. На кораблях имелось четыре котельных отделения, в которых размещались 25 водотрубных паровых котлов системы Ярроу. Топливом для котлов обычно служил уголь, а при форсаже – нефть.
Модернизация
Все они (кроме линкора Полтава / Михаил Фрунзе ) претерпели несколько последовательных модернизаций в период с 1933 по 1938 год и приняли участие в Великой Отечественной войне. Проекты модернизации, внешний вид и вооружение несколько отличались в каждом случае
Усредненная последовательная модернизация упрощенно включала в себя следующие решения:
Вертикальные углы наведения орудий главного калибра изначально составляли от −5 до +25°, но в ходе модернизации максимальный угол возвышения был увеличен до 40°, при этом была произведена доработка всех башенных орудийных амбразур, в их верхних контурах
Все артиллерийские башни главного калибра, была оборудованы индивидуальными дальномерными постами…
Над уровнем верхней палубы была образована полубаковая носовая надстройка высотой 1,8-2,0 м, жёстко скреплённая с набором корпуса и замыкающаяся в верхней своей части, прочным палубным настилом. Были смещены назад бортовые якорные клюзы и образованы якорные ниши. Для увеличения дальности и точности прицельной стрельбы главным калибром, впервые, были оборудованы высотные, вращающиеся в горизонтальной плоскости, командно-дальномерные посты (КДП), закрытого типа.
Значительно увеличилась носовая и в меньшей степени кормовая надстройки.
Для уменьшения «задымления» постов, расположенных на носовых надстройках, верхней оконечности передней дымовой трубы был обеспечен увеличенный отгиб назад
Вместо 25 котлов, в шести котельных отделениях установили 12 новых главных котлов, оборудованные для отопления мазутом.
В процессе модернизации, в целях упрощения и увеличения надёжности турбинных двигателей, были демонтированы турбины крейсерского хода, как неоправдавшие своё предназначение.
усилена броня верхней палубы, вместо полуторадюймовых броневых плит, уложили трёхдюймовые
По всему кораблю заново проложили десятки километров различных трубопроводов и систем, смонтировано много новых устройств
В ходе модернизации, на корабле были установлены современные, на уровне 1930-х гг., средства радиосвязи.
На силовых элементах образующих боковые поверхности подводной части корпуса, достроили бортовые були — наделки блистерного типа, по обводам напоминающие корпус подводной лодки типа «Щука». Эти протяжённые по длине корпуса були служили специальными защитными устройствами от воздействия торпед.
В результате модернизации значительно улучшилась мореходность корабля, увеличилась дальность плавания. Полное водоизмещение возросло до 31275 т. Однако, вследствие увеличения мощности турбинных двигателей с 42000 до 61000 л.с., скорость полного хода снизилась незначительно. Остойчивость снизилась, вследствие некоторого повышения положения центра тяжести линкора.
ТТХ по состоянию на 1938 г для линкора Парижская Комунна.
Водоизмещение полное 27 100 т, длина наибольшая 184,5 м, ширина 26,9 м, осадка 9,5 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки 61 000 л.с., скорость 22 уз.
Броня: пояс до 225 мм, продольная переборка 51 мм, башни 203— 152 мм, палубы 38+75+25 мм, рубка до 250 мм.
Вооружение: двенадцать 305-мм и шестнадцать 120-мм орудий, по шесть 76-мм и 45-мм зенитных пушек.
Альтернативная История
Линкор Полтава был превращен в несамоходную плавбатарею имени Фрунзе.
Плавбатарея представляла собой корпус сгоревшего в 1919 году линкора «Полтава», на который в Ленинграде предварительно вернули две орудийные башни (две другие к тому моменту украшали собой Ворошиловскую батарею на Дальнем Востоке). В течение трех месяцев комсомольско-молодежные бригады полностью срезали все надстройки линкора, расчленили газорезкой и демонтировали из корпуса все котлы, машины и вспомогательные механизмы, исключая единственно подъемники боеприпасов для двух башен главного калибра. Из корпуса было удалено все: от заплесневелого матросского матраца – до компаса. Единственный оставшийся на борту плавбатареи горючий материал был досками палубного настила. Бронированные перегородки оштукатурили цементно-песчаной смесью для повышения предела огнестойкости, а палубы и погреба боеприпасов башен главного калибра и барбеты укрепили бетоном.
Плавбатарея получила несколько дизель-генераторов, новую электропроводку в толстостенных трубах, новые водоотливные помпы и клапана забортной арматуры.
Корпус в связи с демонтажем судовой мебели теперь не мог служить для проживания экипажа, и представлял собой лишь основание для артиллерийских орудий.
Для Плавбатареи намыли земснарядом четыре стоянки у берегов островов архипелага, где она после затопления части отсеков могла бы покоиться на грунте с ровным килем. Командно — дальномерные посты для двух башен главного калибра, а также приборы управления зенитным огнем расположили отдельно от батареи, на возвышенностях островов Моонзундского архипелага.
Отопления, горячего или холодного водоснабжения, вентиляции и кондиционирования предусмотрено не было. Сброс фекальной канализации проводился прямо в море из немногочисленных сохранившихся гальюнов. Электроэнергия, необходимая для питания электромоторов артиллерийских установок, вырабатывалась в нескольких котельных на берегу, и передавалась на батарею в бронированном кабеле в земле на глубине 2,5 метра. Кабель был подведен ко всем четырем стоянкам.
Несамоходная плавбатарея была оснащена невысокой надстройкой по центру корпуса, на которую смонтировали 5 спаренных универсальных башенных орудий 127/38мм, получивших устойчивое наименование «американка», а непосредственно на палубе разместили 20 спаренных 40мм Бофорсов. Впоследствии немцы назвали батарею «Кузница вдов» по эффекту, который батарея оказала на пилотов Люфтваффе, безуспешно атаковавших острова в 1941 году.
Остальные линкоры в 1933-1938 годах были реконструированы следующим образом:
- Из оригинальной артиллерии сохранена только артиллерия главного калибра
- Вдоль бортов были организованы открытые галереи, на которых смонтировано 16 спаренных открытых 40мм Боффорсов.
- Минный калибр представлял собой две спаренных «Американки» 127/38мм