Есть у меня еще один авианесущий корабль, который попадает под данные временные рамки, это знаменитый «Граф Цеппелин», почему то никто из уважаемых коллег не предложил вариант, что он был бы достроен для нашего флота.
Начав войну с четвертым по силе авианосным флотом, (в строю находилось 4 корабля в составе трех флотов, еще один находился в 55% готовности на стапелях Балтийского завода), Россия потеряла 3 (включая недостроенный), хотя в годы войны был получен от союзников маленький эскортный авианосец типа «Bogue» потери оказались достаточно большими. В тоже время авианосцы стали и самыми результативными надводными кораблями, именно черноморский «Пересвет» комбинированным авиационным и артиллерийским ударом уничтожил самый крупный боевой надводный корабль врага, итальянский легкий крейсер «Alberto da Giussano», правда сам от был так же затоплен после авиаудара.
Таким образом, потребность в таких кораблях была, а вот возможности получить их практически не было. На вооружении оставался только один достаточно современный корабль этого класса проекта 71 «Победа» в составе ТОФ, недостроенная «Ослябя» практически полностью выгорела в результате налета еще 23 сентября 1941, а во время блокады по ней работала и немецкая артиллерия и авиация. Комиссия еще в 1944 признала корабль непригодным к любым ремонтным работам, остальные не соответствовали современным требованиям. Однако был еще один авианосец, с которым можно было работать нашим судостроителям.
В конце апреля 1945 года русские войска вошли на территорию порта в Штеттине, где находился недостроенный германский авианосец «Graf Zeppelin», правда состояние корабля было удручающее. Перед самой сдачей города, 24 апреля 1945 года старший морской начальник Штеттина капитан цур зее Вольфганг Кахлер отдал приказ на взрыв авианосца «Graf Zeppelin», в итоге турбины, электрогенераторы и самолётоподъемники были взорваны и не могли быть восстановлены. С правого борта было 36 снарядных попаданий, а полетная палуба была сильно повреждена. Правда 17 августа 1945 года отряд Аварийно-спасательной службы Балтийского флота начало подъем корабля, который осуществлялся путем восстановления герметичности корпуса и откачкой воды помпами.
19 августа 1945 года немецкий авианосец зачислили в состав ВМФ — в качестве боевого трофея, под названием «Цеппелин». Но по соглашению с союзниками «Цепелин» так же как другие плавсредства Кригсмарине подлежал учету для составления списков подлежащих разделу кораблей. Для этого был создан русско-англо-американский технический комитет, представители которого делали выводы о дальнейшей судьбе корабля. Авианосец отнесли к категории С, то есть корабли, приведение которых в готовность займет больший срок чем шесть месяцев и потому подлежащие уничтожению. Сразу после войны у командования флота было больше забот по боеготовым кораблям которые могли, были достаться в качестве трофеев и на недостроенный авианосец большого внимания не обращали, тем не менее в конце 1945 года он в результате жеребьевки отошел к России.
Авианосец «Граф Цеппелин» летом 1945 г.
Но в середине 1946 к вопросу вернулись, тем более что союзники ожидали что наша сторона уничтожит корабль в оговоренные сроки до 15 мая 1947 года, поскольку в середине 1945 осмотр был достаточно поверхностный решили провести еще один, но уже силами только отечественных специалистов. Специальная комиссия осмотрела корабль и пришла к выводу о целесообразности и возможности его достройки, хотя из четырех турбин реально ввести в строй можно только две. Все 16 котлов типа La Mont были настолько повреждены что их дальнейшее использование посчитали невозможным, тоже самое было с электро генераторами. Тем не менее специалисты Балтийского завода подтвердили возможность восстановление корабля в короткие сроки за счет использования изготовленных еще до начала войны комплектующих для АвКр «Ослябя», в частности в наличие находились две похожие по конструкции турбины ТВ-7 и 6 котлов «Нормана», правда они были частично разукомплектованы из-за того что во время войны производился неотложный ремонт тяжелых крейсеров БФ с такими же ТЗА, но исправить положение было возможно. Таким образом, для восстановления турбин и немецких и отечественных, а также производства еще 6 котлов с перекомпоновкой котельного отделения, производства дополнительных корпусных и других работ завод запрашивал срок в один год. По истечению этого времени корабль мог выйти на ходовые испытания, но еще 8 месяцев требовалось на приведение его в боевое состояние опять же с использованием наработок по «Осляби».
Срок был не большой, но тут мешала большая политика поскольку из-за того что корабль входил в группу С, а в этом случае его достройка противоречила договоренностям со странами коалиции. Все это время корабль находился в Свинемюнде и только в октябре 1946 его было решено отбуксировать в Петроград. Корпус загрузили материалами и оборудованием которое подлежало вывозу с территории бывшего Рейха и пере классифицировав в «несамоходное грузовое судно «Цепеллин» с помощью двух буксиров утащили в город на Неве.
В Петрограде для большей открытости его поставили не на территории завода, а у набережной на Неве, правда, закрыв для прохода близлежащую территорию, таким образом, корабль видели и на какое то время его дальнейшей судьбой бывшие союзники перестали интересоваться. Тем не менее, работы по расчистке и подготовки к достройке не гласно начались. За 6 месяцев были сняты все котлы и турбины, подготовлены новые фундаменты в котельном и машинном отделении, но дальнейшие работы в такой обстановке продолжать было не возможно и корабль требовалось поставить в док, вот тут британцы и американские политики заволновались.
На запрос о дальнейшей судьбе авианосца руководство страны ответило, что результаты союзнической комиссии о невозможности достройки в течении полугода вызывают сомнения и требуется повторная экспертиза, для этого корабль ставиться в сухой док. На попытку включить в состав «новой» комиссии представителей Британии и США российская сторона ответила, что предприятие оборонного значения и доступ иностранных граждан запрещен (хотя в реальности иностранные специалисты привлекались к другим работам на заводе), но ГМШ предоставит полный отчет. Специалисты обоснованно пришли к выводу, что русские всеми правдами и не правдами хотят достроить авианосец, и что для этого у них есть мощности и необходимый опыт. Это очень не радовало в первую очередь Британию, дело в том что «Граф Цепеллин» фактически превосходил любой из авианесущих кораблей Королевского флота по размерам, авиагруппе и некоторым другим характеристикам и вплотную приближался к американским кораблям типа «Орискани». Поскольку прямых способов помешать достройке не было (особенно если российская сторона сможет ввести его в строй через полгода после начала работ, а именно так было заявлено в отчете), постарались провести замену.
В этом качестве предлагались два варианта, безвозмездная передача находящегося в Генуе авианосца «Аквила» (для этого его подняли на поверхность в начале 1947 г.) поскольку именно от действий итальянского флота 22 июня 1941 года был потоплен АвКр «Пересвет» и окончательная передача переданного в рамках ленд-лиза авианосца «Петр Нестеров» (ех-«Nassau»). От второго варианта отказались сразу его размеры не позволяли использовать его для базирования перспективных самолетов, со первым было сложнее. Прямо отказаться от «итальянца» было нельзя, но даже если бы работы можно было закончить, «Аквила» уступал «немцу» и по скорости и по защищенности, а одноярусный ангар был в два раза меньше, британцы это понимали и поэтому усиленно пропихивали эту идею. Что бы создать видимость заинтересованности в Геную отправилась комиссия для обследования корабля, прибыв на корабль 28 марта 1947 года она работала больше месяца и в результате предоставила разгромный отчет, в котором значилось, что на ввод его в строй потребуется не менее 4 лет и что результаты обследования показали намного худшее состояние корпуса по сравнению с немецким недостроем. В итоге 10 мая 1947 года, за 5 дней когда корабль должен был уничтожен согласно договоренностям, было официально объявлено о начале работ на «Графе Цепеллин» который получил новое имя «Слава» со сдачей на ходовые испытания 10 ноября. Это вызвало шквал возмущения с которыми впрочем, разбиралась отечественная дипломатия. Правда к этому времени корабль уже 2 с лишним месяца стоял в сухом доке и были даже установлены новые котлы.
Поскольку времени было немного от всех «излишеств» было решено отказаться. Не смотря на недовольство некоторых членов технического комитета живших еще в мире артиллерийских боев было принято решение не ставить 8 спаренных 150-мм орудий которые были установлены в казематах. Во первых сами орудия были неудачно размещены и годились больше для расстрела «торговцев» чем для реального артиллерийского боя даже с кораблем класса эсминец. Во вторых их просто не было в наличии, поскольку еще в конце 1943 года их перевезли в Норвегию, где они использовались на батареях береговой артиллерии. Не удалось установить и все 6 башен универсальной артиллерии, при взрыве среднего самолетоподъемника место установки кормовой башни было уничтожено и решили от нее отказаться, с остальными больших проблем не было поскольку устанавливаемые спаренные 100 мм по сути были развитием немецких 105-мм пушек SK С/33 которые и устанавливали изначально. Малокалиберная зенитная артиллерия стала вся состоять из 11 спаренных 37-мм установок В-11, 20-мм орудия посчитали не эффективными и их не ставили. Сложнее было с самолетоподъемниками кормовой пострадал сильнее всего и его ликвидировали, средний и носовой установили однотипные применяемым на отечественных кораблях. Так же вместо двух катапульт установили одну модернизированную отечественную с недостроенной «Осляби» с максимальной массой самолета в 12,5т., от нее же достались аэрофинишёры. Но в остальном корабль в целом соответствовал проекту 1943 года. Интересно что корабль оставили в классе авианесущих крейсеров который был создан еще в 1927 году, хотя ничего крейсерского в нем уже не было, но решили классификацию не менять, тем не менее в документах его чаще именовали просто авианосцем. В принципе ситуация осталась неизменной и по настоящее время, хотя во время войны АвКр типа «профессор Жуковский» и ленд-лизовский «Петр Нестеров» официально считались эскортными авианосцами.
Тем не менее не смотря на круглосуточную работу выполнить все работы не получилось в заявленный срок, но 15 ноября корабль торжественно спустили на воду. Но начать даже швартовочные испытания не представлялось возможным, однако на запрос британской стороны-«когда мы будем лицезреть вашу «Славу» на ходу» ответили что в конце апреля когда полностью сойдет лед. Эту отсрочку постарались использовать по максимуму и действительно 24 апреля корабль совершил первый пробег в Финском заливе, окончательно все вопросы со стороны «союзников» отпали 1 августа во время парада в честь дня ВМФ (Прим: у меня празднуют в честь победы на Котлине 22 июля (1 августа по новому стилю) 1656 года), тогда прямо в устье Невы с палубы совершили взлет 3 истребителя ДГ-63М. Впрочем, работы проводились до 1949 года, например нижний ангар смогли обустроить только к началу года, тогда наконец то авиагруппа достигла 59 летательных аппаратов, в том числе два вертолета С-51 которые закупили через конструкторско-производственное бюро «Сикорский Россия». В мае «Слава» ушла к месту постоянного базирования ВМБ Мурманск.
Авианесущий крейсер «Слава» по состоянию на 1949 год
Служба на Севере проходила спокойно, правда фактически каждую летнюю компанию он проводил на Средиземном море поскольку к тому времени в составе ЧФ не осталось авианесущих кораблей. В процессе эксплуатации находили недостатки, которые собирались исправить, в частности катастрофически не устраивал обзор из ходовой рубки, а после приема на вооружение истребителей Ла-19 оказалось что одной, при этом устаревшей катапульты мало. Так же восстановленные немецкие турбины оказались не надежными и их было решено заменить на отечественные. Кроме того планировали оснастить корабль угловой палубой, бортовым лифтом за «островом» как раз на месте так и не установленной шестой 100-мм башни и оптической системой посадки. Большую модернизацию планировали проводить вслед за тихоокеанской «Победой» уже в начале 1952 г., поскольку выводить из строя оба боеготовых авианосца флота посчитали слишком опасным мероприятием. Однако начавшаяся в 1951 г. война в Корее перенесла планы перестройки на неопределенный срок, работы на «Победе» так же не были проведены в полном объеме и с мая он занимался мониторингом обстановки на море попутно оттягивая часть сил коалиции на свое сопровождение. «Слава» так же оставалась в строю, планировали в случае необходимости перебросить ее на Дальний Восток, правда этого не потребовалось. Работы начались только когда конфликт пошел на спад, в начале 1953 года и окончились только в середине следующего года.
Кроме указанных ранее доработок продлили полетную палубу на нос, попутно ликвидировав одну зенитную установку, дополнительно зашили носовую часть (так называемый английский нос) что снизило заливаемость в штормовую погоду. Еще одним важным новшеством стали ПКР КРП-1 в количестве 6 штук, таким образом корабль наконец то получил ударное вооружение. По сути это была модификация самолета-снаряда воздушного базирования, но адаптированная к использованию с кораблей. Запуск производился с катапульты, на разгонной тележке.
Правда модернизация заставила отказаться от двухярусного ангара поскольку высоты в 5,6 метров уже не хватало для размещения перспективных турбовинтовых ударных самолетов. Верхний ангар продлили вниз на один твиндек до 7,3 м в высоту и за счет бывших помещение авиа мастерских на 2 метра в ширину, а нижний разделили на отсеки для хранения боезапаса (в том числе ПКР и 4 «спецбоеприпаса»), мастерские и каюты, что сильно улучшило обитаемость на корабле. Что бы частично компенсировать вместимость ангара его за счет переноса части помещений ниже, продлили на 35 метров.
Продольный разрез по первоначальному проекту и после 1955 года.
Угловая палуба и другие доработки дополнительно заставила отказаться от четырех спонсонов с 37-мм спарками, в общей сложности корабль лишился 5 установок, частично это компенсировали 3 такими же на «острове». Сам «остров» получил новый ходовой мостик, а старую еще немецкую систему управления огнем из четырех стабилизированных контрольно-дальномерных постов Wakelkopf, заменили на два отечественного производства.
Одну компанию «Слава» проходила все с той же старой гидравлической катапультой, новые 65- метровые паровые, такие же как на «Победе», одну в носовой части и еще одну на угловой палубе, смогли поставить только зимой 1955-1956 г.г. Интересно что, несмотря на это перспективные ударные самолеты проходили палубные испытания в середине 1955 года именно на «Славе» и если Ту-91 с неполной заправкой стартовал «по правилам», то более тяжелая машина Северского, пока новые катапульты не были установлены, взлетала «своим ходом».
Новый корабль после модернизации уже не мог порадовать большой авиагруппой, при максимальной загрузке из-за 6 огромных ДГ-70 корабль мог принимать только 32 летательных аппаратов, но зато все самолеты вполне соответствовали духу времени.
Авианесущий крейсер «Слава» по состоянию на 1960 год
В целом служба корабля проходила спокойно, начиная с 1958 года после того как достиг полной боеготовности тяжелый авианосец «Архангельск», корабль вместе с крейсерами «Изумруд», «Алмаз» вошел в состав 5-й отдельной бригады крейсеров. В 1959 вместо выводимого из состава флота, «Алмаза» в состав бригады включили модернизированный в ракетный крейсер «Дмитрий Донской», но в 1962 он был на модернизации и в свой «звездный час» бригада вышла без него.
К этому времени основное назначение корабля было в подготовке пилотов палубной авиации и для боевого патрулирования он привлекался только во время вывода из строя ТАвКр «Архангельск» для ремонта и модернизации, иногда выходя в Средиземное море входя в состав 5-я ОпЭск. К началу «Карибского кризиса» (прим. а почему бы и нет, даже в АИ он может быть) «Слава» и «Изумруд» вместе с танкером обеспечения «Кола» находились в походе в Северной Атлантике. Никаких боевых задач они выполнять не должны были, мало того на оставались только 2 спецбоеприпаса мощностью по 30 кт на четыре носителя ДГ-70, по сути это был рутинный учебный поход.
Вышедшее из Североморска соединение еще в 10 октября сразу после выхода из территориальных вод России было взято на сопровождение кораблями и авиацией союзников США, но без фанатизма, такие выходы были частыми и наличие на палубе учебных машин успокоили «друзей» и соглядатаями оставались сменяемыми друг за другом норвежские, датские и британские эсминцы. Впрочем, южнее Исландии русским кораблям удалось уйти от наблюдения, и по сути из всех надводных кораблей флота которые могли действительно нанести урон США в возможном конфликте у 5-й бригады даже в таком усечённом составе были самые большие шансы.
К концу 60-х «Слава» окончательно устарела, тяжелые штурмовики применять было сложно, да и места на палубе было недостаточно для них, к тому же принимались другие машина на базе «миксера Северского» — самолеты ДРЛО ДГ-71, заправщики и транспортные самолеты. К тому же новые сверзвуковые истребители Як-31 так же были больше старых Ла-19. Поэтому начиная с 1961 количество ударных машин постепенно уменьшалось сначала с 6 до 4, а в 1966 году от них на корабле отказались вообще, но их место заняли по 2 самолета ДРЛО и заправщика. Теперь корабль пере классифицировали в авианесущий крейсер ПВО и ПЛО, для последнего в состав авиагруппы ввели эскадрилью из 9 вертолетов Ка-25.
К тому же командование ВМФ планировало, что в дополнение к более крупным «Петропавловскам» получиться построить настоящий авианосец, возможно даже с ядерной ЭУ, но в итоге пришлось довольствоваться намного более скромными МАРКами. В таких условиях отказываться от корабля было глупо, но и в таком виде оставлять его в строю было так же глупо, с большим трудом удалось выбить деньги на частичную модернизацию которая проходила в 1968-1970 г.г.
Основные конструктивные элементы остались прежними, основной упор делался на вооружение и на радиоэлектронное оборудование, которое поменяли полностью. Старые пять спаренных «соток» заменили на уже отработанные 2х2 76,2-мм АК-726 которые стояли спереди и позади надстройки и новой двухбалочной ПУ ЗРК М-11 «Шторм» (на авианесущих кораблях которые модернизировались ранее ставили «Волну») с 12 ракетами в двух барабанах, установку разместили перед ходовым мостиком. 37-мм спаренные автоматы заменили на 30-мм спаренные автоматические АУ АК-230 (Прим. – что бы не запутаться я сохраняю реальные обозначения как в РИ), правда их размещение несколько изменили с сохранением общего числа. Корабельная система управления вооружением включала 4Р90 «Ятаган» для ЗРК, 2хМР-105 «Турель» для 76-мм АУ и 2 хМ-104 для 30-мм автоматов. В качестве основного средства воздушного обзора использовали трехкоординатную РЛС дальнего действия «Восход».
С катапультами сильно не возились, как и с другим авиационным оборудованием, но все же удлинили длину стартовой дорожки с 65 метров до 70 за счет носовых скосов, там же установили ловушку для бриделей, так как только за одну летную смену в море «выкидывали» до 250 штук. Так же была несколько наращена площадь палубы за счет одного из спонсонов с автоматами, что позволило увеличить количество «парковочных» мест и расположить специальные площадки для вертолетов.
Зимой 1971-72 годов дополнительно оборудовали 3 позиции для перспективных СВВП Як-38, 18 сентября 1972 года была произведена первая посадка на стоящий на якоре в Кольском заливе крейсер «Слава», а 22 сентября выполнили «полный профиль» с вертикальным взлётом и вертикальной посадкой на его палубу. Впрочем в состав авигруппы боевые СВВП никогда не включались на постоянной основе, временно базировались только учебные машины.
Авианесущий крейсер «Слава» по состоянию на 1975 год
В качестве активного боевого корабля «Слава» прослужила до 1977 года, когда его на СФ потеснил многоцелевой авианесущий ракетный крейсер «Киев», после это в море выходила эпизодически, а последний поход она совершила весной 1982 г. когда ТАРКр «Архангельск» проходил плановый ремонт. МиГ-23КМД с бывшего немецкого трофея не применялись, и он оставался к этому времени единственным носителем Як-31М, окончательно корабль списали в 1985 году.
Авиагруппа в разные годы.