Гипотетический средний танк нейтральной послевоенной Германии. Standardpanzerkampfwagen IX Ausführung A «Jaguar» mit 8,8 cm KwK 43 L/71 (St.Pz.Kpfw. IX ausf. A «Jaguar»)
После создания St.Pz.Kpfw. XI Säbelzahntiger наш коллектив задумал ряд машин других классов, которые могли бы наполнить войска Вермахта послевоенной Германии. Часть из них была реализована нашим коллегой Антоном Романовым, и мы рады вам представить очередную машину.
Вторую половину 40-х Панцерваффе встретило с обширным парком разнообразных машин, среди которых были как в принципе устаревшие (Pzkpfw. IV разных модификаций, StuG 40), так и относительно новые, но сложные и бесперспективные по своей концепции машины (Pzkpfw. V Panther, Pzkpfw. VI Ausf. B Königstiger и другие). Вместе с тем, из опыта прошедших недавно боевых действий был сделан вывод, что требуется массовая единая и универсальная боевая машина, такая, какими были для Советского союза и США Т-34-85 и М4 Sherman с 76 мм пушкой. Вместе с тем было понимание, что время этих танков уже уходит и у основных танкостроительных держав на подходе новые, более современные машины и даже самые совершенные средние и тяжелые танки Третьего Рейха очень скоро не смогут им противопоставить практически ничего.
Другим важным фактором была огромная база конструкторских и технических решений в области бронетехники и военной промышленности различных стадий проработки, в том числе и таких, которые могли бы быть актуальными и в текущее время (вторая половина 40-х) и в будущем. Такой потенциал при должном рациональном использовании мог бы позволить не отставать, а возможно в чем-то и опередить США, СССР и Великобританию в качестве бронетехники и качестве танковых войск в целом.
Свои ограничения накладывала и только-только прошедшая война. Германия в 44-45 году довольно сильно пострадала от проводящихся на ее территории боевых действий, и несмотря на то, что страны-победительницы позволили сохранить военные заводы и фабрики, ВПК сейчас не мог бы дать «вундерваффе», напичканное передовыми технологиями и решениями — не позволит внутренняя экономическая обстановка.
В связи с вышеперечисленными факторами военным руководством новообразованной Германии было сформировано два тактико-технических задания к немецким конструкторским коллективам на 2 основных танка (Standard Panzer):
1) Первый танк относится к «Легкому» боевому классу до 30 тонн — Standardpanzer L. Данная машина должна пойти в производство в течении ближайших двух лет и стать основным танком Панцерваффе на ближайшие годы, пока не будет создан более совершенный «Штандартпанцер» следующего поколения. После создания такового, машина должна уйти на вторую роль танка поддержки, для чего она должна обладать большим модернизационным потенциалом и возможностью использовать широкий спектр вооружения. Вместе с тем, на первоначальном этапе танк должен выполнять ту же роль, что выполняют танки Т-34-85 и М4 Sherman. Для максимально возможного ускорения внедрения в производство и удешевления конструкции предполагается использование существующих и освоенных в армии Третьего Рейха технологических решений. Впоследствии при модернизации и переводе танка на роль танка поддержки возможно использование более перспективных составляющих.
2) Второй танк относится к «Среднему» боевому классу до 50 тонн — Standardpanzer M. Поскольку эта боевая машина является сменщиком Standardpanzer’a L, для нее разработки представляется возможным выделение большего количества времени, средств и более серьезного вооружения. Тем не менее, требования по удешевлению, рациональному использованию существующих технологий и модернизационному потенциалу также оставались актуальными и для этого танка.
Дополнительные средства на разработку предполагалось привлечь за счет продажи и технического обслуживания имеющихся излишков техники Третьего Рейха другим странам, а также оказания конструкторской поддержки странам, имеющим желание в создании собственных танковых школ, но не имеющих недостаточное количество своего опыта (Швеция, Чехословакия, Испания, Иран, Швейцария, страны Латинской Америки и др.).
Через некоторое время, в конце 1948 года, руководство страны получит информацию о разработке Советским Союзом перспективного тяжёлого танка «Объект 260». Данные, предоставленные разведкой, вызовут панику в Вермахте и правительстве Германии — им не хотелось, чтобы их Родину постигла судьба восточноевропейских стран. Военное командование прикажет срочно начать разработку Танка Предельных Параметров, который мог бы противостоять мощным советским боевым машинам. Для этого придётся использовать все перспективные задумки и наработки, существовавшие в стране. Проектирование этого танка, который получит обозначение Standartenpanzerkampfwagen XI, начнётся за считанные месяцы до выпуска первой серии «Ягуаров». К началу 1950-х, оправившиеся от войны экономика и промышленность позволят запустить St.Pz.Kpfw. XI в производство.
При разработке данной машины применялся весь конструкторский опыт, наработанный при разработках и использовании немецких средних танков: Pzkpfw. V Panther и ее вариантов (Panther II, Panther mit 8,8 cm KwK 43 L/71), а также Е-50. Первоочередной задачей было избавиться от основных недостатков компоновки Пантеры, а именно переднего расположения КПП, тесной башни, не позволяющей использовать более мощные орудия и снижающие модернизационный потенциал танка, а также дорогой и сложной подвески Книпкампа.
В качестве силовой установки был выбран двигатель Maybach HL 295 с системой непосредственного впрыска и компрессором, дефорсированный до 900 л.с., c КПП в задней части машины. Выбор силовой установки, в первую очередь, был продиктован необходимостью удешевления машины и использования по-максимуму тех элементов, что есть уже «здесь и сейчас», а данный двигатель был одним из немногих подходящих мощных моторов в Германии, уже построенных и испытанных. В дальнейшем, по мере восстановления и развития двигателестроительной промышленности, планировалось перейти на дизельный мотор аналогичной мощности и меньших размеров.
Проект танка предполагал использование подвески на тарельчатых пружинах, разработанной и испытанной конструкторским коллективом фирмы Adlerwerke во главе с Карлом Йеншке для Е-50/75. Упругие элементы подвески не занимали места внутри машины, а также не прибавляли столько веса и сложностей в обслуживании, как «шахматная» подвеска Книпкампа.
Башню было решено сделать литой. Такая технология изготовления приводила к удешевлению производства и упрощению массового производства. За основу была взята переработанная конструкция башни сверхтяжелого танка Lowe. Главные отличия заключались в существенном уменьшении размеров башни, а также добавления забашенной ниши для хранения боеукладки первой очереди.
В качестве вооружения на первом варианте машины рассматривалось орудие 8,8 cm KwK 43 L/71, как достаточно мощное и сбалансированное по характеристикам и позволяющее поражать имеющимися и перспективными снарядами большинство существующих танков Союзников и СССР. В дальнейшем по ходу производства предполагалось вооружение более мощными орудиями для возможности поражения и более перспективных образцов стран-танкостроителей-конкурентов.
Корпус имел нетипичную для танкостроительной школы Рейха конструкционную особенность — большой выступ над МТО. Его появление связано с желанием конструкторского коллектива максимально снизить высоту машины с одной стороны и большой высотой выбранной МТО с другой. В более перспективных вариантах с появлением новых двигательных установок планировалось снизить высоту МТО, что положительно сказалось бы на маневренности огня будущих танков.
Источники:
https://vk.com/wall-166534011_7648
https://sketchfab.com/3d-models/st-pzkpfw-ix-ausf-a-jaguar-2ecb18e6df4d4b55bd81d6a22e180243